Практикум для родителей «Воспитание любознательности средствами природы. Консультация " воспитание любознательности у детей" Преобразуем старое в новое

29.04.2024 Дети
Как развить в ребёнке любознательность?

Детская психология утверждает, что внимание ребенка в раннем детстве не поддается сознательному управлению, оно непроизвольно. Поэтому важно, чтобы окружающее было интересным для вашего малыша. Воспитание ребенка и развитие любознательности неразрывно связаны. Воспитание в семье играет в этом огромную роль.

Любопытство, любознательность, стремление действовать с многочисленными игрушками, желание узнать, что это такое, - все это должно поощряться взрослыми. Нет специального времени для умственного развития малыша? Используйте для этих занятий игры, прогулки. Ведь мало просто занять малыша - необходимо организовать его жизнь так, чтобы постоянно поддерживать его интерес к окружающему миру.

В воспитании ребенка играют серьезную роль игрушки. Их не должно быть много, но важно, чтобы они были разнообразными. Это игрушки для игр, в которых малыш изображает действия взрослых (куклы, наборы посуды и мебели, звери, птицы). Обязательно нужны игрушки для подвижных игр (мячи, каталки, машинки), для сборки и разборки (матрешки, пирамидки), материал для построек (кубики, конструкторы). Должны быть в арсенале и простейшие орудия труда (лопатки, совки, ведерки).

Важно, чтобы интерес к игрушке не угасал, чтобы ребенок старался подольше исследовать ее, обнаруживая все новые достоинства. Это, конечно же, не происходит, если на глаза малышу попадается сразу много разных игрушек. Он сначала берет в руки одну, потом другую, потому что она привлекла внимание. В результате, игрушки, не исчерпав своих возможностей, наскучили. Поэтому и советуют не выкладывать сразу все игрушки, а часть убирать, время от времени, меняя их.

Длительной, а значит, внимательной игре способствует само обращение с игрушками. Ребенок перестает обращать внимание на них, если все игрушки валяются в куче, новые и старые перемешаны между собой. Беспорядок в игрушках не побуждает малыша к играм. Старайтесь этого не допускать. Вовремя чините, если это возможно, сломавшиеся игрушки.

Те игрушки, которые должны собираться (пирамидки, матрешки) должны храниться в собранном виде. Сначала, безусловно, этим занимаются родители, но со временем доля вашего участия должна уменьшаться. За своими игрушками малыш в состоянии следить сам.

Расположение игрушек тоже подскажет малышу ту игру, в которую он может сейчас поиграть. Для этого только надо нужную игрушку поставить на видное место, чтобы малыш заметил ее. Например, пирамидку – на стол, куклу - в кроватку, кубики сложить в машинку или поместить на пол в коробке.

Интерес малыша к самостоятельной игре будет все более заметным, но это не значит, что надо стремиться, чтобы он все время играл в одиночестве. Этого он просто не сможет - начнет скучать, терять к игрушкам интерес, использовать их не по назначению.

Старайтесь находить время и несколько раз за день подключиться к игре. Простое внимание к тому, что делает ваш малыш, побуждает его к новым действиям, что и требуется для более успешного умственного развития.

Любят малыши наблюдать за тем, что делают взрослые, стараются помочь. Для воспитания ребенка очень важно, чтобы поощряли его любознательность. Поручите ему какое-нибудь дело – пусть поставит чашку на место, положит ложки. Многие малыши любят мыть посуду. Пусть делают это, не запрещайте и не отгоняйте от себя.

Одергивания, окрики, недовольство родителей гасят интерес и любознательность. Наоборот, похвалы и одобрения развивают. Учите ребенка элементарным правилам работы, например, пользоваться фартуком, чтобы сберечь одежду от загрязнений, мыть руки перед приготовлением пищи и т.п.

Даже если у малыша что-то не получается или получается не так, как вам хотелось бы, не позволяйте себе пренебрежительно относиться к результатам его труда. Объясните ребенку, почему не получилось, и помогите исправить ошибку.

Очень важны для умственного развития вашего малыша прогулки на свежем воздухе. Не ограничивайтесь пребыванием во дворе, совершайте пешие экскурсии и походы. Обращайте при этом его внимание на все, что происходит вокруг: труд людей, природные явления, автомобили, животные и птицы.

Когда ваш малыш начнет задавать вопросы, не отмахивайтесь от него, даже если они кажутся вам бессмысленными. Давайте правильные объяснения доступным языком. Проявите уважение к его вопросам.

Именно ваши ответы вызывают у малыша стремление узнать что-то еще, разобраться, понять. Слыша ваши объяснения на свои вопросы, ребенок начинает понимать, что его дела важны для вас, что объяснять другим – это важно. Так воспитывается внимательное отношение к окружающим.

Умение наблюдать, внимательно слушать, рассматривать – важные качества, о которых надо всегда помнить и развивать, используя для этого каждый подходящий случай.

Ребёнок очень любознателен по своей натуре. Его интересует всё новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. Каждый ребёнок по своей природе- исследователь. Чего только мы не найдём в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им, открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

Скажите, что толкает детей на поступки, связанные с разрушением, например, с поломкой машины? (Стремление познать, что у неё внутри, почему она двигается).

С ростом ребёнка растёт и его интерес к окружающему его миру, к природе. Часто возникают вопросы: почему? для чего? И мы называем этот возраст «почемучки»: «А почему травка зелёная?», « А почему птицы летают?» А почему, почему? Множество таких вопросов ежедневно обрушивается на педагогов, родителей, которые порой не знают, как от них увернуться, как на них ответить?

Ваше мнение, хорошо или плохо, когда дети задают вопросы?

(Безусловно, хорошо.)

Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать ипри этом вооружать ребёнка способами самостоятельного поиска ответа. Не рекомендуется также давать ответы в категоричной форме – «да» или «нет». Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребёнку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перегружать детей сложными ответами. Важно не только отвечать на вопросы ребёнка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребёнку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения. Наша задача – поддерживать в детях любознательность и пробуждать её, чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребёнка.

Факторы, способствующие формированию любознательности дошкольника:

Прежде всего – это общение с ребёнком. Общение должно создавать у детей радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляются.

    Формированию любознательности помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений. Во время таких прогулок мы имеем неограниченные возможности развития наблюдательности, тренировки памяти и внимания. Во время прогулок необходимо развивать у детей любого возраста способность к наблюдению. Это даёт возможность ребёнку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе. Важно усиливать стремление ребёнка самостоятельно разбираться в вещах и явлениях, а не ждать и не требовать помощи от взрослых. При этом не скупитесь на одобрение робких попыток детей достигнуть успеха. Здесь главное, чтобы дело с успехом было доведено до конца. Взрослый должен оберегать огонёк любознательности. Одним из источников, питающих этот огонёк, является радость успеха.

    Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые развивают наблюдательность, учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Развитию мыслительных и речевых способностей способствуют и природоведческие беседы с ребёнком, содержание которых должно быть интересным и доступным пониманию ребёнка.

    Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе. Природоведческая книга помогает присматриваться к окружающей природе и учит правильно её воспринимать. Итак, старайтесь, чтобы у ребёнка создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.

Консультация для родителей.

Воспитание любознательности у детей.

Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.

Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.

Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.

Устойчивый познавательный интерес - признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе. Это особенно важно учитывать в настоящее время, когда начат переход к обучению в школе детей с 6 лет.

В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности. Известна подражательность дошкольников, поэтому они легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям. Так, рассказы членов семьи о своей профессии часто служат причиной для возникновения у детей интереса к ней, желания продолжить дело старших. В беседах с детьми воспитатели детских садов слышат такие высказывания: «Хочу быть врачом, как моя мама», «Буду, как бабушка, учительницей», «Пойду на завод, как мой старший брат».

Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении: он делится со взрослыми своими сомнениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос. Родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться.

В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем предмете или явлении. Например, у ребенка возник интерес к птицам. Родители привлекают его к подкормке птиц, обращают внимание на особенности их внешнего вида, повадок, предлагают рассказать о результатах наблюдений, нарисовать об этом.

Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность дошкольника. Учитывая роль семьи в этом вопросе, детский сад осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей. Оно включает в себя следующие вопросы: характеристику познавательных интересов детей; особенности их развития в дошкольном возрасте; условия и методы формирования любознательности и познавательных интересов в семье и детском саду. Осуществляется эта работа в детском саду в форме родительского собрания, консультаций, бесед. Целесообразно провести просмотр родителями в детском саду какого-либо занятия или игры детей с тем, чтобы на конкретном примере продемонстрировать методические приемы воспитания познавательных интересов. Занятие, намеченное для просмотра, может быть разным по содержанию: конструирование по заданным условиям, ознакомление с природой с использованием проблемных вопросов и т. д. Можно организовать в группе выставку детских работ и пригласить на нее родителей.

Давно не секрет, что дошкольный возраст является одним из важнейших моментов в жизни человека. Детство-это время развития умственного, физического, душевного; время приобретения знаний об окружающем мире, формирования личности и характера. Каждый человек рождается любознательным, с первых минут жизни он начинает получать знания об окружающем мире. Моя задача, как воспитателя- помочь ребенку, то есть научить его учиться, не ограждая маленького исследователя от окружающей его жизни. Очень важно сделать познавательный процесс веселым и увлекательным для того, чтобы правильно и всесторонне развить ребенка, подготовить не только к школе, но и к успешной жизни в целом.

Творческая личность невозможна без хорошо развитого воображения. Для ребенка, получающего знания на занятиях в образовательных областях: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» необходимо закрепить через предметно-развивающую среду

В нашем детском саду получив навыки счета, ребенок, поднимаясь по лестнице, которая ведет к группе, видит на ступеньках «Числовую лесенку» с пропущенными числами; не решенные примеры. Сделано это для того, чтобы ребенок сам мог догадаться, какое число пропущено, решить пример с пропущенным слагаемым или знаком.

При ознакомлении с окружающим, дети закрепляют знания о диких животных растениях, занесенных в «Красную книгу», проходя по одному из лестничных проемов. В другой рекреации ребенку помогают расширить знания о достопримечательностях г.Балакова- это репродукции и фотографии о городе, которые расположены на стенах. Дети их узнают и называют

Изучая жизнь на земном шаре, ребенок закрепляет и получает новые знания, рассматривая плоскостной макет земного шара на стене в группе. Здесь можно увидеть в какой части света живут те или другие животные, растут растения; что люди имеют разный цвет кожи, живя в разных частях земного шара.

Атрибуты и пособия, которые рассматривают дети, оказывают огромное воспитательное воздействие на ребенка, что вызывает интерес, желание узнать больше о данном материале.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация – практикум «Как развивать у ребенка творческие дарования?»

Развитие творческих способностей современного дошкольника - это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами...

Консультация для педагогов и родителей "Как развивать у ребенка чувство ответственности"

Детей нужно учить быть дисциплинированными и ответственными. В представленной консультации описаны составляющие ответственности; уровни развития ответственности и условия развития чувства ответс...

Воспитание любознательности у детей.

Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.

Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.

Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.

Устойчивый познавательный интерес - признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе. Это особенно важно учитывать в настоящее время, когда начат переход к обучению в школе детей с 6 лет.

В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности. Известна подражательность дошкольников, поэтому они легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям. Так, рассказы членов семьи о своей профессии часто служат причиной для возникновения у детей интереса к ней, желания продолжить дело старших. В беседах с детьми воспитатели детских садов слышат такие высказывания: «Хочу быть врачом, как моя мама», «Буду, как бабушка, учительницей», «Пойду на завод, как мой старший брат».

Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении: он делится со взрослыми своими сомнениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос. Родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться.

В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем предмете или явлении. Например, у ребенка возник интерес к птицам. Родители привлекают его к подкормке птиц, обращают внимание на особенности их внешнего вида, повадок, предлагают рассказать о результатах наблюдений, нарисовать об этом.

Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность дошкольника. Учитывая роль семьи в этом вопросе, детский сад осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей. Оно включает в себя следующие вопросы: характеристику познавательных интересов детей; особенности их развития в дошкольном возрасте; условия и методы формирования любознательности и познавательных интересов в семье и детском саду. Осуществляется эта работа в детском саду в форме родительского собрания, консультаций, бесед. Целесообразно провести просмотр родителями в детском саду какого-либо занятия или игры детей с тем, чтобы на конкретном примере продемонстрировать методические приемы воспитания познавательных интересов. Занятие, намеченное для просмотра, может быть разным по содержанию: конструирование по заданным условиям, ознакомление с природой с использованием проблемных вопросов и т. д. Можно организовать в группе выставку детских работ и пригласить на нее родителей.