Пренатальное развитие. Новорожденность, младенченство и детство. Перинатальная психология. Интегративный подход Такие разные родители

30.04.2024 Сервисы

Пренатальное развитие ребенка завораживает своей скоростью и глобальностью изменений. В этот ответственный период, который длится от момента оплодотворения яйцеклетки до родов, малыш из двух клеточек превращается в маленького человека. Мало кто знает, что пренатальное развитие – это не только закладка и развитие внутренних органов. Еще до рождения у ребенка в полной мере развиты слух, обоняние, вкусовые рецепторы, зрение и кожная чувствительность. Используя свои органы чувств, малыш получает информацию о мире, который находится за пределами матки, и старается максимально подготовиться к окружающим условиям.

Как появились методики пренатального развития

Ученые провели немало исследований в области пренатального развития ребенка, и вот результаты некоторых из них.

  • Дети, чьи мамы во время беременности испытывали голод по каким-то причинам, во взрослой жизни страдают ожирением. Организм запоминает ситуацию нехватки питательных веществ и транслирует ее на всю оставшуюся жизнь.
  • Дети запоминают предпочтения мамы в еде. Если мама во время беременности любила морковь, то дети после рождения предпочитают есть каши и соки с добавлением моркови.
  • С 16 недель ребенок слышит все, что происходит вокруг него. Конечно же, это голос мамы, стук ее сердца и шум от движения крови по сосудам. Громкие звуки окружающей среды также доходят до малыша, но реакция на них может быть разной. Так, при прослушивании классической музыки, детки успокаиваются, а на концертах рок-музыкантов «буянят» и больно толкаются. После рождения дети предпочитают голос того взрослого, чей голос они уже знают.
  • Дети, чьи мамы во время беременности пережили сильный стресс, рождаются с признаками посттравматического синдрома.
  • Эмоции, которые чувствует мама, переживает и ребенок, так как гормоны, которые вырабатываются у мамы, попадают к ребенку через пуповину. Ребенок готовится к тому, что когда он родится, ему предстоит испытывать те же эмоции. Если во время беременности к ребенку поступало много гормона счастья, то он ожидает, что окружающая среда безопасная и дружелюбная. Родившись, малыш будет спокойнее, расслабленнее, будет хорошо спать и есть. Если внутриутробно к малышу поступали гормоны стресса и страха, то при рождении он будет ожидать, что окружающий мир враждебный и опасный. Родившись, ребенок будет беспокойным, возбужденным, будет плохо спать и много плакать.

Зная все это, ученые задумались, как можно положительно повлиять на еще не родившегося малыша. Отсюда и берут начало различные методики пренатального развития ребенка, которые мы и рассмотрим.

Методика Томаса Верни

Томас Верни – ведущий мировой специалист в области пренатального развития.

Т. Верни говорит: «Ничто не дает ребенку более прочную основу в жизни, чем опыт быть любимым и желанным в утробе матери». Он также добавляет, что важной частью программы является мир и гармония в семье . Сама методика состоит из нескольких ключевых моментов.

Мама. Вся программа направлена на улучшение эмоционального благополучия ребенка за счет успокоения и расслабления мамы. Это делается для снижения поступления к ребенку гормонов стресса – адреналина и норадреналина.

Упражнения. На протяжении всей программы маме предлагается выполнять различные упражнения для снятия стресса и общения с ребенком посредством звука, эмоций и прикосновений.

Звук. Томас Верни использует музыку в своих упражнениях, чтобы снять стресс с мамы и будущего малыша. По его исследованиям, оптимальным является прослушивание расслабляющей музыки в течении часа хотя бы 2 раза в неделю на протяжении всей беременности. С пятого месяца рекомендуется пение, разговоры с малышом и чтение для него вслух. Все это способствует развитию слуха малыша. А устойчивый пульс мамы означает для ребенка спокойствие, безопасность и любовь к нему.

Прикосновения. С шестого месяца к упражнениям добавляются прикосновения. Из-за глубокой связи между движением и эмоциями танец является отличным способом сообщить свои чувства малышу. Также рекомендуются массаж и поглаживания живота.

Эмоции. С семи месяцев ребенок становится восприимчив к своему внутреннему эмоциональному состоянию, и автор рекомендует общаться с малышом через мысли и мечты. А также учит дышать глубоко и ритмично, чтобы углубить психологическую связь со своим малышом.

Методика «Сонатал»

Методика «Сонатал» существует с 1984 года и разработана Михаилом Лазаревым, профессором, доктором медицинских наук. Это музыкальная методика пренатального развития ребенка, во многом она схожа по своей сути с методикой Томаса Верни. Методика «Сонатал» имеет разную направленность в зависимости от срока беременности.

1 триместр — биоритмы. Методика формирует биоритмы, по которым и будет жить малыш после рождения.

2 триместр — движения. Когда ребенок начинает шевелиться, добавляется двигательная активность мамы: танцы, движения в ритм музыке, похлопывания по животику.

3 триместр — «образовательный» . Мамы читают малышам сказки, поют специально подобранные колыбельные, пестушки, детские песенки. Во время занятий мама может воздействовать на малыша звуком или изображать на животе геометрические фигуры. Также будущие мамы занимаются творчеством и дыхательной гимнастикой.

По мнению самого автора, эффективность методики основана на сохранении большего количества нейронов головного мозга малыша из-за постоянной стимуляции светом, звуком, движением и прикосновением . Подобное комплексное воздействие называется «матрица рождения». Она помогает ребенку до рождения услышать базовые звуки и связать их с событиями после рождения. Поэтому бросать занятия после рождения не желательно. Методика имеет послеродовое продолжение, созданы программы дошкольного и школьного развития ребенка. Таким образом, в настоящий момент методика «Сонатал» является цельной программой развития ребенка от зачатия до 18 лет.

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

За годы использования методики накопилось много положительных отзывов. Важно отметить, что эта методика одобрена Министерством здравоохранения России к повсеместному использованию.

Подробнее о методике «Сонатал» вы можете узнать из этого видео:

Методика « BabyPlus»

Методика Брента Логана , директора Перинатального института Вашингтона, США, состоит из 16 уроков, каждый из которых проигрывают два раза в день в течение нескольких дней. Уроки состоят из сердечных звуков , которые проигрываются малышу в течение часа и автоматически останавливаются. Ритм становится быстрее с каждым последующим уроком. Проигрыватель расположен на широком поясе, который крепится на животик будущей мамы.

Чему это упражнение может научить малыша? Сердцебиение матери является постоянным спутником ребенка, пока он находится в животе, а тут присоединяется еще один подобный звук, исходящий из внешнего мира. Этот звук становится знакомым, но затем пропадает. Ребенок учится различать эти звуки и замечает, что новый ритм увеличивается постепенно. Родители более 100 000 детей, прошедших программу «BabyPlus» , отмечают спокойствие младенцев и хорошую концентрацию внимания после рождения.

Какую методику пренатального развития выбрать

Каждая из методик имеет последователей по всему миру. Исследования детей, с которыми проводились занятия по пренатальному развитию, показали следующие результаты. Они спокойнее, спят лучше, более внимательны к окружающей среде и обстановке, средние показатели их физического и эмоционального развития выше, чем у сверстников. Эти детки раньше начинают держать головку, сидеть и ходить, первые слова появляются уже на 9 месяце жизни. Их интеллектуальный уровень выше, чем у сверстников, в будущем они не страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Но самое главное, во время всех этих занятий у будущей мамы формируется доминанта материнства , она становится более внимательной к себе и будущему малышу, постоянно находится с ним в контакте. А это, в свою очередь, способствует легкой беременности, мягким родам и длительному грудному вскармливанию.

Любите своих малышей и счастливого вам материнства!

Если вы задумываетесь, как развивать своего ребенка после рождения, вам помогут материалы из раздела :

Также вы можете узнать о развитии ребенка после рождения по месяцам:

Пренатальный период

Начиная с работ Л. С. Выготского, в отечественной возрастной психологии период эмбрионального развития ребенка обычно исключается из схем возрастных периодизаций, поскольку он представляет собой «совершенно особый тип развития, подчиненный другим закономерностям, чем начинающееся с момента рождения развитие личности ребенка» [Выготский, 1984, с. 256]. Однако истоки психического развития закладываются именно в пренатальный период, особенности протекания которого сказываются на последующем постнатальном развитии ребенка, поэтому современная психология развития обращается к характеристике пренатального развития и к процессу родов.

Пренатальное , или внутриутробное, развитие – это классический пример процесса созревания, в ходе которого в жестко заданной и генетически закрепленной последовательности происходит превращение оплодотворенной яйцеклетки в новорожденного младенца. Период пренатального развития, длящийся в среднем 38 недель, традиционно подразделяют на три стадии : стадию зиготы (около двух недель), стадию эмбриона (со 2-й по 8-ю неделю) и стадию плода (с 9-й недели до рождения). Кратко рассмотрим каждый из них.

Стадия зиготы (герминальный период). Первый период внутриутробного развития начинается с оплодотворения яйцеклетки и заканчивается, когда оплодотворенная яйцеклетка, называемая зиготой , или зародышем, имплантируется в стенку матки. Через несколько часов после оплодотворения (обычно в пределах 36 ч) происходит первое дробление зиготы: сначала она делится на две клетки, затем каждые 12 ч происходит новое деление клеток, которое постепенно ускоряется, и к концу первой недели зигота состоит примерно из 100 клеток и представляет собой полый шар (бластоциста ), заполненный жидкостью. Иногда зигота разделяется на две группы клеток, и это приводит к развитию монозиготных (однояйцевых) близнецов. Дизиготные (разнояйцевые) близнецы развиваются в том случае, когда две яйцеклетки созревают одновременно и оплодотворяются разными сперматозоидами.

Достигая матки, зигота на 7–9-й день начинает погружаться в стенку матки и присоединяться к материнским кровеносным сосудам. Этот процесс называется имплантацией . Одновременно с ним идет процесс дифференциации клеток: из внутренних клеток зиготы образуется зародышевый диск , из которого впоследствии развивается плод. Из клеток, непосредственно прилегающих к стенке матки (внешний защитный слой – трофобласт ), развиваются структуры, обеспечивающие защиту и питание развивающегося организма. Трофобласт начинает интенсивно увеличиваться. Он формирует амнион , оболочку, заполненную амниотической жидкостью, окружающей развивающийся организм. Амнион помогает удерживать температуру пренатального мира на постоянном уровне, выполняет функцию защиты против любых толчков, вызванных движениями матери. Кроме того, появляется амниотический мешок , вырабатывающий кровяные тельца до тех пор, пока развивающиеся печень, селезенка и костный мозг не созревают настолько, чтобы взять на себя эту функцию [Берк, 2006]. К концу второй недели после зачатия клетки трофобласта формируют другую защитную мембрану, хорион , которая окружает амнион. Из хориона вырастают тонкие ворсинки, выполняющие функцию кровеносных сосудов. После того как эти ворсинки имплантируются в стенку матки, начинает развиваться специальный орган, обеспечивающий обмен веществ между организмом матери и эмбрионом, называемый плацентой . Плацента соединяется с развивающимся организмом посредством пуповины (пупочного канатика), содержащей две артерии и одну вену, доставляющие ему питательные вещества и выводящие продукты жизнедеятельности.

Стадия эмбриона (эмбриональный период). Зиготу, полностью внедрившуюся в стенку матки, называют эмбрионом . В эмбриональный период происходят самые быстрые пренатальные изменения: закладываются основания всех структур тела и внутренних органов. Сразу после имплантации клетки эмбриона начи нают дифференцироваться на три отдельных слоя: из наружного слоя, эктодермы , впоследствии развиваются кожа и нервная система; из среднего слоя, мезодермы , образуются мышечная и костная ткань, кровеносная и выделительная системы; из внутреннего слоя, эндодермы , впоследствии образуются пищеварительная система, легкие, мочевой канал и миндалины. Эти три слоя являются фундаментом для формирования всех частей тела.

Сначала наиболее быстрым развитием характеризуется нервная система: формируется невральная трубка или примитивный спинной мозг, а к 3,5 недели начинает формироваться головной мозг. На четвертой неделе начинает функционировать сердце, появляются мышцы, позвоночник, ребра, формируются пищеварительная и выделительная системы, легкие, но пока они еще не работают. В течение второго месяца формируются глаза, нос, челюсть и шея, конечности, пальцы рук и ног; внутренние органы становятся более различимыми: в сердце формируются различные камеры, печень и селезенка берут на себя выработку кровяных телец.

Если эмбрион в возрасте 3 недель достигает не более 2 мм в длину, то к концу 8-й недели его размер составляет уже 2,5 см, а вес – приблизительно 4–6 г. Эмбрион уже может двигаться, хотя из-за его небольшого размера мать еще не ощущает слабых движений эмбриона.

Стадия плода (фетальный период). Начиная с 9-й недели и до рождения ребенка продолжается период плода , иногда называемый «фазой роста и завершения» [Берк, 2006]. На этой стадии значительно увеличиваются размеры тела плода и начинают функционировать системы его организма.

Пренатальное развитие часто разделяется на триместры , или на три равных периода времени. Первый триместр завершается к концу 3-го месяца. К этому возрасту размер плода составляет около 8 см, а вес – около 28 г. У плода развиваются щитовидная и поджелудочная железы, почки, начинает функционировать печень, происходит окончательная дифференциация репродуктивных органов, т. е. наружные половые органы сформированы настолько, что по ним легко с помощью ультразвукового исследования определить пол плода. Появляются и другие «завершающие штрихи», такие как ногти на пальцах рук и ног, зачатки зубов и веки, которые открываются и закрываются, усиливается ритм работы сердца, он уже может быть услышан с помощью стетоскопа.

Во втором триместре плод покрывается белой субстанцией, называемой первородной смазкой , которая защищает кожу ребенка от растрескивания вследствие долгого пребывания в амниотической жидкости. Кроме того, все тело плода покрывают белые пушистые волосы (лануго ), помогающие первородной смазке прикрепиться к коже. К концу второго триместра (24-я неделя) многие органы характеризуются хорошим развитием. Развитие головного мозга достигает основного этапа: к 24-й неделе сформированы все нейроны головного мозга. Развитие мозга влечет за собой новые возможности. Начиная с 20-недельного возраста плод может реагировать на звук и свет. Например, если врач исследует содержимое матки с помощью фетоскопии, плод старается ручками закрыть глаза.

На стадии плода возникает поведение – активность плода, выражающаяся в хорошо координированных паттернах движений, основные из которых представлены в табл. 3.1.


Таблица 3.1

Развитие паттернов движений у плода

Источник : [Баттерворт, Харрис, 2000, с. 72].


Активное поведение плода способствует нормальному развитию суставов, органов чувств, предотвращает «прилипание» к стенке матки, позволяет занять более удобное положение в утробе матери [Баттерворт, Харрис, 2000]. Как видно из табл. 3.1, с 17-й по 24-ю неделю активность плода падает, что, по-видимому, обусловлено формированием в этот период тех высших центров головного мозга, которые координируют поведение, ранее контролируемое среднемозговыми структурами. После 24-й недели наблюдаются более тонкие движения, включая экспрессивную лицевую мимику.

К последнему, третьему триместру большинство систем плода функционируют достаточно надежно, что дает шанс на выживание вне материнского организма преждевременно рожденному ребенку. Возраст, начиная с которого ребенок способен выжить, называется возрастом жизнеспособности , он наступает в интервале между 22-й и 26-й неделями беременности [Берк, 2006]. Однако так рано родившийся ребенок выжить может только при условии интенсивной поддержки и особого ухода, и в дальнейшем он с большой долей вероятности столкнется с серьезными проблемами в физическом и психическом развитии.

На протяжении последних трех месяцев головной мозг продолжает быстро развиваться: увеличивается в размерах кора головного мозга, совершенствуется неврологическая организация, и плод проводит больше времени в бодрствующем состоянии. К 20-й неделе вариации сердечного ритма указывают на то, что плод все время спит, однако к 28-й неделе плод бодрствует уже примерно 11 % времени, а незадолго до рождения – 16 % [Там же]. При переходе на 9-й месяц пренатального развития у плода устанавливаются циклы сна и бодрствования. В 30 недель у плода регистрируются быстрые движения глаз, это та фаза сна, которая у взрослых сопровождается сновидениями.

В третьем триместре также растет восприимчивость плода к внешней стимуляции. Примерно на 24-й неделе плод впервые ощущает боль. Поэтому после этого времени при любых пренатальных хирургических операциях должны применяться анестезирующие средства. К 25-й неделе плод реагирует на раздающиеся рядом звуки посредством телодвижений. На последних неделях беременности плод начинает различать тон и ритм голоса матери. В ходе одного исследования [Кайл, 2002] беременных женщин просили читать вслух рассказ доктора Сьюза «Кот в колпаке» дважды в день на протяжении последних полутора месяцев беременности. К моменту рождения каждый ребенок, будучи на стадии плода, слушал этот рассказ в общей сложности не менее 3 ч. Затем новорожденным позволяли сосать пустышку, соединенную с магнитофоном так, чтобы сосущий младенец мог включать или выключать проигрывание записи. Исследователи обнаружили, что новорожденные сосали пустышку, чтобы включить запись материнского чтения рассказа «Кот в колпаке», но не хотели слушать записи других рассказов, читаемых матерью. По-видимому, новорожденные узнавали ритмический строй рассказа, запомнившегося им до рождения.

Исследования, в ходе которых изучались реакции плода, показали, что паттерны активности плода позволяют предсказать темперамент младенца, проявляющийся между 3-м и 6-м месяцами жизни после рождения. Те плоды, которые чередовали спокойное и активное поведение, обычно становились спокойными младенцами с предсказуемыми ритмами сна – бодрствования. И наоборот, те плоды, которые были склонны к долговременным периодам активности, в младенчестве чаще становились детьми с трудным темпераментом, демонстрируя суетливость, отвержение нового опыта, нерегулярность циклов питания и засыпания, высокую активность [Берк, 2006].

В течение последнего месяца беременности у плода образуется подкожный жировой слой, помогающий осуществлять температурную регуляцию; из организма матери начинают передаваться антитела для защиты плода от болезней и поддержки его собственной развивающейся иммунной системы. К концу 9-го месяца плод достигает веса, обычно превышающего 3 кг, и вырастает чуть более 50 см. По мере того как он заполняет матку, его движения постепенно становятся менее частыми, чему способствует также развитие головного мозга, которое позволяет организму затормаживать свои импульсы. Темп прибавления веса у плода снижается, в последние недели большинство плодов принимают положение вниз головой, клетки плаценты начинают дегенерировать – ребенок готов к рождению.

В табл. 3.2 представлены основные вехи пренатального развития.

В процессе пренатального развития обнаруживаются следующие общие тенденции [Крайг, 2000, с. 165–166]:

цефалокаудальная тенденция развития – ход развития, при котором процесс роста происходит в направлении «от головы к ногам»;

проксимодистальная тенденция развития – ход развития, при котором процесс роста происходит в направлении от центра тела к периферии;

от общего к специфическому – тенденция развития, заключающаяся в переходе от генерализованных, охватывающих все тело реакций к более локальным и специфическим реакциям;

дифференциация – в пренатальном биологическом развитии это процесс, в ходе которого недифференцированные клетки становятся все более специализированными;

интеграция – организация дифференцированных клеток в органы и системы.

Пренатальное развитие ребенка — интересно о важно. Не секрет, что связь ребенка с матерью устанавливается задолго до его рождения – еще во время внутриутробного развития малыша. Состояние ребенка, зачастую, зависит от эмоций и настроения мамы.

К развитию ребенка до его появления на свет, все родители относятся по-разному.

Кто-то ограничивается поглаживаниями животика и редкими разговорами, а более чуткие мамы (и папы) уделяют общению с будущим ребенком очень много времени.

Эта статья, наверно, будет больше полезна тем, кто считает, что воспитание малыша следует начинать как можно раньше – через некоторое время после зачатия.

А те родители, которые не воспринимают всерьез дородовое пренатальное воспитание, прочитав эту статью, возможно, задумаются и начнут налаживать более тесный контакт с малышом.

Восприятие мира в утробе матери.

Воспитывать — значит корректировать поведение человека, соответственно требованиям окружающего общества.

Но ведь не родившийся ребенок еще не является полноправным членом общества, ведь пока его мир – это утроба матери.

Многие специалисты, изучающие развитие ребенка до рождения, утверждают, что плод способен реагировать на общение с внешним миром, и воспитание следует начинать как можно раньше.

Малыш в животике мамы требует общения и даже может выражать различные эмоции – радость или возмущение.

Какие основы жизни можно заложить в ребенка, которого вы вынашиваете?

Прежде всего – уверенность в себе и в мире, с которым малышу вскоре предстоит встретиться.

Ребенок должен быть уверен, что его ждет доброе отношение окружающих, любовь и ласка.

На будущее восприятие окружающего мира. В значительной степени влияет эмоциональное состояние будущей мамы.

Если она испытывает положительные эмоции и не подвергается стрессам – то и малыш будет чувствовать себя комфортно.

Стабильное эмоциональное состояние чаще всего достигается благодаря заботе близких людей за беременной женщиной.

Если ребенок не является желанным – он будет очень хорошо чувствовать это, и ни о какой либо уверенности в себе не может быть и речи. Ребенок подсознательно будет считать себя ненужным и чужим среди родных людей.

Специалисты утверждают, что нежеланные дети, стараются вести себя менее активно в утробе матери, тем самым стараясь уменьшить поток негативной энергии по отношению к себе.

Головной мозг плода.

Уже во время внутриутробного развития, у плода начинают формировать нервные клетки. Этот процесс не заканчивается в момент рождения, и нервная система продолжает развиваться в первые годы жизни.

Но, ребенок, находящийся в утробе матери, уже способен воспринимать различную информацию при помощи клеток головного мозга, что и дает толчок к развитию различных способностей еще до появления на свет.

Известный факт, что клетки головного мозга атрофируются, если их не развивать.

Мозг взрослого человека способен воспринимать и запоминать огромное количество информации – главное, постоянно его тренировать и предоставлять пищу для деятельности.

То же самое относится и к головному мозгу плода – от его развития будет во многом зависеть интеллект будущего ребенка.

Ученые утверждают, что основы интеллектуального развития закладываются именно в детском и юношеском возрасте, когда потенциал головного мозга особенно велик.

Вы не замечали, что маленькие дети довольно легко обучаются иностранным языкам, запоминают большое количество стихов и мелодий?

Трехлетний ребенок может очень быстро выучить весь алфавит и освоить навыки счета (при условии, конечно, что занятиям уделяют определенное количество времени).

Истоки дородового воспитания

Общение с ребенком до его рождения уходит своими корнями далеко в прошлое. Различные традиции и суеверия можно считать предпосылками современных тенденций пренатального воспитания ребенка.

Беременные женщины до сих пор придерживаются некоторых правил, которые соблюдали еще наши бабушки: не ходят на кладбище, не бьют животных.

Такие моменты придуманы не просто так – они направлены на то, чтобы беременная женщина вынашивала ребенка более спокойно, и ребенок родился уравновешенным.

Воспитание музыкой

То, что музыка может влиять на развитие психики и характера будущего ребенка – давно изученный и доказанный факт.

Музыка полезна не только малышу, но и будущей матери. Как же музыка влияет на мать и ребенка, в период, когда они составляют единое целое?

— приятные мелодии вызывают у беременной женщины только положительные эмоции, от чего напрямую зависит эмоциональное состояние малыша и его эстетическое восприятие;

— выполнение физических упражнений или танцев под музыку, является отличной тренировкой, которая необходима как матери, так и ребенку (ведь общение с музыкой сводится не только к ее прослушиванию или воспроизведению мамой, когда она поет песенки ребенку);

— музыкальные произведения стимулируют выработку гормонов, которые помогают маме и малышу чувствовать гармонию с окружающим миром и друг с другом.

Достоверные факты

Современные специалисты по пренатальной диагностике проводят множество исследований, чтобы доказать очевидное – обучение до рождения несет в себе множество преимуществ для будущего ребенка.

Вот результаты исследований, которые показывают, что дети, которым уделяли достаточно времени на протяжении девяти месяцев внутриутробной жизни имеют ряд отличий.

  1. Новорожденный довольно быстро приспосабливается к новым условиям обитания., спит более спокойно, меньше плачет.
  2. Ребенок на первом году жизни болеет значительно меньше и имеет меньший риск появления хронических заболеваний.
  3. Быстро приспосабливается к грудному вскармливанию и находится на нем более долгий период времени.
  4. В период дошкольного и раннего школьного возраста отличается от своих сверстников более высокой успеваемостью, хорошей памятью и физической выносливостью.
  5. Легче сверстников адаптируются к новому коллективу (детский сад, школа), любят проявлять себя, как активные и целеустремленные личности.

Такие разные родители

Всех будущих родителей условно можно разделить на две категории. К первой относятся те, которые являются противниками дородового обучения (может и не противниками, но и не поклонниками).

Такие родители уверены, что не родившийся ребенок мало чего может понять, и готовятся применить воспитательные процессы сразу же после его рождения.

Такие родители уверены, что ребенку мало того, что мама и папа лишь иногда поглаживают животик и бросают малышу пару слов – этого недостаточно вашему малышу, поверьте, он хоть и маленький, но уже нуждается в большем.

Поэтому, таких родителей можно ставить остальным в пример – они стараются сделать все, чтобы эти важные первые девять месяцев в жизни малыша были полны радостью и счастьем.

Пренатальный период обычно длится в среднем 266 дней. Он делится на три стадии: герминальный период, эмбриональный период и фетальный период. Герминальный период характеризуется ростом зиготы и установлением первичной связи между зиготой и системой поддержки матери. Эмбриональный период длится с конца второй недели до конца восьмой недели. Этот период характеризуется быстрым ростом, установлением плацентарных отношений с матерью, дифференциацией в ранней структурной форме основных органов и появлением узнаваемых очертаний человеческого тела (См Приложение 2, таблица 1 ).

Фетальный период начинается с девятой недели и длится до рождения. Во время этого периода дифференциация основных систем органов продолжается, и органы сами начинают выполнять свои специализированные функции.

Среда оказывает влияние на развитие организма от процесса зачатия и продолжает влиять на всем протяжении пренатального развития.

Рассмотрим некоторые внешние факторы, оказывающие влияние на развитие плода.

Многие лекарства и химические агенты могут проникать через плаценту и поражать системы плода. Если установлено, что данное лекарство безвредно для женщины, оно может наносить вред плоду. Современная медицина считает, что беременные женщины не должны принимать лекарства, если только это не вызвано серьезной угрозой для здоровья и прием лекарств должен осуществляться под контролем лечащего врача.

До недавнего времени считалось, что употребление алкоголя в период беременности в небольших дозах не вредит развитию плода. Однако размеры допустимой дозы и сроки наступления у плода критического периода в отношении влияния алкоголя на развитие не выявлены до сих пор. Установлено, что существует корреляция между количеством потребляемого алкоголя во время беременности и тяжестью врожденных дефектов. В ходе исследований было установлено, что чем больше мать употребляла алкоголя, тем более низкий уровень интеллекта и моторной координации наблюдается у ее ребенка в возрасте 4 лет, а когда такой ребенок достигает 7 лет, проблем с его способностью сосредоточить внимание и обучаться становится все больше.

Вдыхаемые при курении продукты сгорания табака проникают через плаценту, возрастает частота сердечных сокращений у плода. Среди матерей, злоупотребляющих курением, высок риск преждевременных родов, недостаточного веса новорожденного (примерно на 200 грамм меньше, чем у некурящих матерей), выкидышей и детской смертности. Шведскими учеными было установлено, что курение матери увеличивает риск синдрома внезапной младенческой смерти в 2 раза, и чем больше курит мать, тем этот риск выше. Чем больше сигарет в день выкуривает мать, тем меньше размеры ее будущего ребенка. Это отставание в росте может сохраняться на протяжении нескольких лет после рождения. Курение во время беременности также может приводить к врожденным уродствам, неонатальной пневмонии.



Многие химические вещества в составе среды могут быть вредными для плода, однако беременная женщина практически не может контролировать эти условия. Исследования широкого спектра возможных влияний средовых токсинов, включая пищевые консерванты, инсектициды и даже косметические препараты и красители для волос, на развитие плода ведутся непрерывно.

Многие болезни, очевидно, не оказывают влияние на развитие плода. Например, большинство бактерий не проникает сквозь плаценту, так что даже серьезное бактериальное заражение матери может не иметь никаких последствий для развития плода. С другой стороны, многие вирусы, преодолевают плацентарный барьер.

Из многообразия материнских факторов, оказывающих влияние на развитие плода, особого внимания заслуживают три: резус-фактор, стресс и возраст матери.

Если кровь матери резус-отрицательная, а кровь ее ребенка – резус-положительная (приблизительно 1 из каждых 200 беременностей), это грозит опасностями. Часть крови плода проникает в кровеносную систему матери, материнский организм начинает вырабатывать антитела, которые проникают обратно в организм плода и атакуют клетки его крови. Накапливание антител в организме матери происходит достаточно медленно и такое положение не наносит вред первой беременности, но последующие беременности с резус-положительным плодом может поднять уровень антител до критической точки, приводя к несовместимости. На современном этапе развития медицины такие женщины получают сразу после родов специальные препараты, которые нейтрализуют резус-положительные клетки крови и не возникает постоянная несовместимость.



Если беременная женщина находится в состоянии стресса, она выделяет различные гормоны в кровеносную систему, которые могут проникать сквозь плацентарный барьер и попадать в кровеносную систему плода. Женщины, находящиеся в хроническом стрессе чаще испытывают осложнения во время беременности и родов. Их дети рождаются с меньшим весом, имеют гиперактивность и постнатальные проблемы в адаптации.

Возраст матери может оказывать влияние на пренатальное развитие ребенка. Случаи пренатальных дефектов или аномалий встречаются чаще при первой беременности у женщин старше 35 и моложе 19 лет, чем у женщин от 19 до 35 лет. Однако современная медицина убеждена, что проблемы более зрелых женщин скорее являются результатом не их возраста, а тех присутствующих у них хронических болезней. Поэтому считается, что здоровая 30 или 40-летняя женщина может хорошо выносить беременность и она может родить здорового ребенка.

Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Недаром психологи говорят о кризисе новорожденности.

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы - безусловные рефлексы.От рождения у ребенка присутствует много поведенческих систем, готовых к их применению, по крайней мере, насчитывают 27 рефлексов.

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением» (См Приложение 2, таблица 2).

Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими - они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни. Новорожденный схватывает палочки или пальцы, вложенные в его ладони, так же цепко, как и дитя обезьяны, держащееся за материнскую шерсть при передвижении. Такое «цепляние» настолько сильно, что ребенка можно поднять и он какое-то время висит, выдерживая вес собственного тела. В дальнейшем, когда ребенок
научится схватывать предметы, он уже будет лишен такой цепкости рук.

Также выделяют рефлекс Моро, поисковый рефлекс, сосательный рефлекс, рефлекс Бабинского, рефлекс ходьбы и другие.

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери, у него возникают сосательные движения. Но в частности, ребенок начинает реагировать на позу.

Условные рефлексы появляются при сочетании первоначально незначимого условного раздражителя с раздражителем безусловным (вызывающим безусловный рефлекс). Например, ребенок, видя в окне проходящий мимо автобус, вдруг слышит удар грома, пугается и начинает плакать. В следующий раз, когда он видит автобус, он снова испытывает чувство страха. В целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

До середины 20 века психологи считали, что новорожденные неспособны к организованному, произвольному поведению. Нередко внутренний мир новорожденного характеризовали как поток неоформленных зрительных и звуковых впечатлений. Сейчас уже известно, что новорожденные способны к организованным, предсказуемым реакциям и более сложной психической деятельности, чем было принято считать ранее. Они уже имеют определенные предпочтения и обладают поразительной способностью к научению. Новорожденные являются активными человеческими существами, которые хотят понять окружающий мир и участвовать в социальном мире.

Ребенок при рождении имеет ¼ часть веса мозга взрослого (300-400 гр), за первый год вес мозга удваивается, к 3 годам – утраивается. Остальная ¼ часть дозревает к 20 годам. На первом году жизни мозг ежедневно увеличивается более, чем на 1 грамм.

Психическая жизнь новорожденного, в основном, связана с подкорковыми центрами. Возникновение слухового и зрительного сосредоточения (2-3неделя) придает бодрствованию активный характер.

Показано, что с момента рождения у новорожденного существует примитивное единство сенсорных модальностей, которое позволяет зрению прогнозировать другие ощущения.

Дети рождаются с полным набором структур зрительного анализатора. Большинство этих структур еще не зрелы, но отдельные функции уже выполняются. С самых первых минут глаза новорожденного чувствительны к свету. Новорожденные в какой-то степени способны управлять движениями глаз и могут следить за объектом, который движется в поле их зрения. Они избирательно наблюдают за происходящим, явно предпочитая смотреть на сложные узоры. Их особенно привлекают края и контуры объектов, и кривые линии. Новорожденные также исключительно восприимчивы к человеческому лицу. Исследования показали, что двухнедельные дети отдают предпочтение материнскому лицу. Новорожденные способны воспринимать яркие, насыщенные цвета, такие как желтый, оранжевый, красный, зеленый и бирюзовый.

Новорожденные способны реагировать на широкий диапазон звуков. Уже на первом месяце они особенно чувствительны к звукам речи и среди прочих звуков, отдают предпочтение человеческому голосу. По-видимому, новорожденные способны к локализации источника звука, уже в первые дни они поворачивают голову на звук или голос. От низкочастотных звуков, как в колыбельных, новорожденные успокаиваются, а в ответ на высокочастотные (писк, свист) возбуждаются.

Органы вкуса и обоняния функционируют с самого рождения. Шестидневный ребенок уже способен отличить запах своей матери от запаха другой женщины. Чувство боли также развито у новорожденных.

В настоящее время специалисты склоняются к мнению, что органы чувств ребенка генетически запрограммированы на совместную работу. Уже после рождения дети начинают связывать между собой зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Сразу же после рождения у ребенка присутствует особый вид запоминания – импритинг (запечатление), основанный на повышенном содержании в крови ребенка бета-эндорфинов, что способствует высокой впечатлительности новорожденного. Именно поэтому считается полезным, чтобы первая встреча ребенка с родителями не откладывалась надолго.

Основная активность новорожденных это сон, они проводят от 16 и более часов во сне. Характер сна – полифазный.

Плач новорожденного – это врожденная, вынужденная реакция. Это основной способ коммуникации. Разные виды плача (каждый вид, варьирующийся по ритму, длительности и высоте) имеет разные значении от голода, дискомфорта, скуки и фрустрации до физической боли.

С первых дней жизни новорожденные различаются по своим реакциям на внешние стимулы, а также предъявляют индивидуальные различия в темпераменте.

Симптомы кризиса новорожденности: беспомощность, социальная опосредованность, сохранение биологического единства с матерью.

Полная зависимость от взрослого определяет социальную ситуацию развития новорожденного.

Ведущая деятельность – физиологические отправления.

Новообразования периода: активное бодрствование, перцептивная память.

Центральное новообразование – комплекс оживления (улыбка, вокализация и двигательная активность навстречу взрослому). С улыбки начинается развитие средств общения со взрослым.

Критерием перехода от стадии новорожденности к стадии младенчества является комплекс оживления, который проходит три стадии:

1. Улыбка (В исследованиях М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется.Первые улыбки с растягиванием рта, но без размыкания губ, в развитом комплексе оживления улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой).

2. Улыбка и гуление (ребенок гулит, гукает, лепечет, вскрикивает навстречу взрослому).

3. Улыбка, гуление и двигательное оживление (Открывается комплекс оживления поворачиванием головы, скашиванием глаз на взрослого, слабыми движения рук и ног, в развитом комплексе отмечаются энергичные повторные прогибания спины («мостики») со столь же энергичным выпрямлением, а также шагающие движения ножками, вскидывание, размахивание и опускание ручек).

Первая эпоха - эпоха раннего детства - начинается с кризиса новорожденного и включает два периода - младенческий возраст и ранний возраст (Д. Б. Эльконин). Пренатальный период (от момента зачатия до рождения) в периодизацию в отечественной психологии не включается.

Основным аргументом является тезис о том, что в момент рождения коренным образом меняются тип жизни и тип развития ребенка, изменяются законы его развития. Центральным психологическим новообразованием периода новорожденного является индивидуальная психическая жизнь ребенка. До момента рождения нет ни психического отражения, ни соответствующего ему типа развития, поэтому пренатальный период в периодизацию психического развития человека не включается. Однако, признавая важность и значение пренатального развития, дадим его краткую характеристику. Пренатальное развитие включает три основных периода:

* терминальный (от зачатия до 2 недель) - период быстрого рос
та и первичной дифференциации клеток;

* эмбриональный (от 2 недель до 2 месяцев) - период формиро
вания основных структур и органов;

* фетальный (от 3 месяцев - до рождения) - период интенсив
ного морфофизиологического развития плода.

К концу второго триместра (4-6 месяцев) беременности мозг увеличивается в шесть раз. В конце шестого месяца плод жизнеспособен. Можно зафиксировать реакции на звук, тактильные раздражения, что свидетельствует об определенном уровне зрелости анализаторных систем. В третьем триместре (6-9 месяцев) происходит интенсивное развитие центральной нервной системы: формирование структур, ответственных за дыхание и глотание, локализация сенсорных и моторных центров (7 месяцев), возникает чув-


156 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

ствительность к прикосновению и вибрации. Еще в пренатальном периоде налаживается взаимодействие ребенка с матерью. Показано, что плод чувствителен к сердцебиению матери. Этот факт используется, например, для коррекции состояния недоношенных детей, когда в бокс с новорожденным подается аудиозапись сердцебиений матери в спокойном состоянии. Синхронизация частоты сердечного ритма матери и ребенка оптимизирует деятельность всех физиологических систем его организма. Это объясняется тем, что при физическом отделении от матери ребенок еще сохраняет свою биологическую зависимость от нее. В психологии пренатального развития сегодня общепризнанным является положение о значении возможно более раннего формирования общения матери (близкого взрослого) и ребенка для оптимизации его психического развития. Такое общение носит характер обмена «сообщениями»: перестукивание, поглаживание, вербальное обращение к ребенку, разговор с ним. Вопрос о мере активности каждого из участников такого взаимодействия и существовании форм психического отражения действительности ребенком до момента рождения оставим для развернутой дискуссии. Однако необходимо подчеркнуть, что такое взаимодействие создает благоприятную основу для формирования родительской позиции, эмоционального принятия ребенка, повышения сенситивное -ти матери к его поведению и состояниям, формирования субъектного отношения к нему. Опыт общения в пренатальном периоде оказывает положительное влияние на формирование психологической готовности матери к родам и налаживание сотрудничества ребенка с близким взрослым в период новорожденности. Бесспорно, что чем раньше родители включаются в процесс общения с ребенком, тем раньше формируется продуктивная родительская позиция.

Кризис новорожденности

Кризис новорожденности как психологический кризис впервые был выделен и описан Л. С. Выготским . Особый характер этого кризиса связан с переходом от пренатального к постнатальному развитию, изменением типа жизни и типа развития. Изменение типа жизни связано с отделением ребенка от предмета потребностей - до рождения все его витальные потребности удовлетворялись через единую с матерью физиологическую систему питания, дыхания, выделения. Теперь возникает объективная необходимость в психическом отражении, ориентировочной деятельности. Первым


Лекция 12. Младенческий возраст «157

психологическим новообразованием кризиса новорожденности является возникновение индивидуальной психической жизни.

Другими особенностями этого кризиса являются перестройка физиологических механизмов дыхания, питания, выделения, терморегуляции; воздействие на нервную систему ребенка огромного количества раздражителей в условиях недостаточной зрелости ЦНС, особенно коры больших полушарий; ограниченность репертуара врожденных безусловных рефлексов ребенка; потеря иммунитета матери и крайняя уязвимость в отношении внешних факторов. Лавина стимулов, обрушивающаяся на ребенка после рождения, сравнимая с «информационным шоком», приводит к ускоренному созреванию ЦНС и находит отражение в преобладании сна и сновидных состояний в поведении ребенка (сон как защитное реагирование).

Все перечисленные особенности, определяемые переходным характером кризиса новорожденности, обнаруживаются в моментах инволюции развития, например, в потере веса в первые две недели, по сравнению с моментом рождения, вследствие несформированно-сти системы пищевого поведения. Физиологический критерий завершения кризиса - начало прибавления в весе.

Социальная ситуация развития кризиса новорожденности характеризуется противоречием между полной беспомощностью ребенка и его зависимостью от близкого взрослого, с одной стороны, и отсутствием готовых форм общения, сотрудничества и средств такого общения, с другой. Врожденный фонд реакций ребенка очень беден, особенно по сравнению с животными. Все потребности ребенка удовлетворяются через взрослого. Поэтому вопрос о генезисе общения с близким взрослым в буквальной смысле - вопрос жизни и смерти. Психологический смысл кризиса - без взрослого не выживет, а потребности в общении и средств общения пока нет. Основная задача развития: формирование у ребенка потребности в общении и соответствующих средств.

Разрешение кризиса новорожденности осуществляется к концу второго месяца жизни и связано с формированием рубежного новообразования, получившего название комплекса оживления . Рождение комплекса оживления знаменует собой формирование у ребенка первой социальной потребности - потребности в общении со взрослым и представляет первую форму такого общения.

Существует ряд особенностей поведения новорожденного. Теоретическое значение изучения форм поведения новорожденного в том, чтобы установить роль наследственности в развитии ребенка. Какие готовые наследственные формы поведения есть у новорожденного?


158 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Можно выделить следующие категории поведения: сон, бодрствование, диффузная ненаправленная активность, упорядоченные реакции.

Сон подразделяют на глубокий, поверхностный, полусон (открытые глаза и отсутствие активности). На сон приходится около 80% времени суток. Постепенно происходит дифференциация сна и бодрствования с возрастанием удельного веса бодрствования.

Бодрствование выступает в формах спокойного бодрствования (сенсорная активность) и активного бодрствования (сенсорная активность дополняется двигательной активностью).

Диффузная ненаправленная активность в форме общей спонтанной двигательной активности рефлекторной природы представляет собой реакции на внутренние раздражители и характеризуется определенным ритмом. Другим выражением диффузной активности является крик и плач, которые имеют сигнальную природу. Они сообщают близкомувзрослому о неблагополучии и дискомфорте ребенка и его потребностях. Достаточно быстро мать начинает различать крики и плач в их значении: хочет есть, болит живот, устал, хочет спать и пр. Если мать адекватно распознает потребности ребенка и удовлетворяет их, то крик и плач приобретают сигнальную функцию не только для матери, но и для самого ребенка. Во второй половине младенчества ребенок начинает использовать крик и плач для привлечения внимания взрослого к своим нуждам.

Упорядоченные реакции включают следующие виды специализированных безусловных рефлексов:

1. Пищевое и лабиринтное сосредоточение, представляющее со
бой врожденные доминантные реакции. Особенности доминант зак
лючаются в том, что их актуализация приводит к торможению всех
остальных реакций; любой раздражитель усиливает доминантную
реакцию. Пищевое сосредоточение выступает в форме сосания, ла
биринтное - сосредоточение во время укачивания (раздражения
вестибулярного анализатора). Издавна в практике воспитания ис
пользовали указанные доминантные реакции для того, чтобы успо
коить ребенка - соска-пустышка и люлька.

2. Пищевые рефлексы: врожденные пищевые реакции (соса
тельный, глотательный и ориентировочные рефлексы, обслуживаю
щие пищевое поведение - поиск пищи при раздражении губ, щек,
подбородка и др.). Безусловный сосательный рефлекс несоверше
нен, быстро «обрастает» условными рефлексами.

3. Защитные, оборонительные рефлексы: рефлекс Пейпера -
зажмуривание на сильный световой раздражитель; кохлеарно-паль-
пебральный (зажмуривание на сильный звук); корнеально-пальпеб-


Лекция 12. Младенческий возраст «159

ральный (зажмуривание на прикосновение); рефлекс Моро («группирование» на потерю опоры и сильный звук); отдергивание конечности на болевой раздражитель. Очевидно, что указанные рефлексы вряд ли могут обеспечить безопасность ребенка.

4. Ориентировочные рефлексы по типу рефлекса, названного
И. П. Павловым рефлексам «Что такое?», со зрительного и слухо
вого анализаторов, обеспечивающие выделение нового раздражите
ля и установку на его восприятие.

5. Рефлексы-атавизмы, т. е. рефлексы, полезное приспособитель
ное значение которых у человека утрачено. Рефлексы оттормажи-
ваются в раннем или позднем младенчестве. К ним относятся:

* «обезьяний» хватательный рефлекс (рефлекс Робинзона), пред
ставляющий собой захватывание объекта, при раздражении
тыльной стороны ладони. К формированию хватания отноше
ния не имеет, так как к двум месяцам уже исчезает. Хвата
тельный рефлекс формируется в 4,5-5 месяцев;

* рефлекс Бабинского - тыльное сгибание подошвы ноги, исчеза
ет после 6 месяцев и заменяется подошвенным рефлексом;

* позовые и локомоторные рефлексы: шейно-тонический (исче
зает после 4 месяцев), рефлекс шагания (после 2-3 месяцев), реф
лекс опоры (после 2-3 месяцев), «плавательный» рефлекс (пос
ле 6 месяцев).

Очевидно, что все виды рефлексов, за исключением ориентировочных, значительной роли в формировании поведения не играют.

Буквально с первых дней жизни ребенка происходит выработка условных рефлексов. Первый натуральный условный рефлекс на положение при кормлении формируется у ребенка на 5-7 день жизни. На 2-4 неделе формируется слуховое сосредоточение, а на 3-5 неделе жизни после установления механизмов аккомодации и конвергенции - зрительное сосредоточение. Зрительное и слуховое сосредоточение создают необходимые сенсорные предпосылки для формирования комплекса оживления.