Конспект индивидуального занятия по развитию связной речи с использованием инновационных технологий. Конспекты занятий по развитию связной речи I. Организационный момент

Конспект ННОД по развитию связной речи в старшей группе.

Тема: «Страна волшебников».

Цель: развитие связной речи детей посредством решения проблемных ситуаций.

Задачи:

Образовательные:

Расширять знания детей об окружающем мире;

Формировать эмоциональную отзывчивость; интерес к речевой деятельности;

Развивающие:

Развивать умение использовать словарный запас при самостоятельном рассказывании; развивать умение правильно воспринимать содержание произведения;

Совершенствовать интонационную выразительность речи; диалогическую речь;

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, отзывчивость, чувство коллективизма; умение слушать ответы сверстников;

Формировать доброжелательные отношения к сверстникам и взрослым.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Эмоции», панно русских народных сказок «Заюшкина избушка» и «Теремок» с героями произведений, запись музыки: «Солнечная капель» муз. С. Соснина, картинки цветов и божьих коровок, вода в кружках на каждого ребенка и блюдечки, листы бумаги, карандаши, фломастеры или мелки восковые на каждого ребенка.

Ход деятельности:

1.Приветствие «Круг радости»

Воспитатель: Давайте вместе встанем в круг и скажем:

Здравствуй, солнце золотое! (Руки вверх)

Здравствуй, небо голубое! (Руки в стороны)

Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки)

Всех вас рада видеть я! (Раскачивают руки)

Воспитатель: Ребята, вы любите чудеса и волшебство? Хотите стать волшебниками? А какими волшебниками вы хотите быть? (Ответы детей: добрыми). Тогда закрывайте глаза, начинается волшебство! Потихоньку, с закрытыми глазами поворачивайтесь во круг себя, пока я говорю волшебные слова

Воспитатель: Крибли – крабли – крабли – бимс,

В волшебника превратись!

Воспитатель: Мои добрые волшебники, мы можем совершить много добрых чудес! Вы готовы? Тогда в путь!

Присаживайтесь на ковер и посмотрите на экран. По-моему здесь побывала злая Фея. Нам нужно исправить положение, все вернуть на свои места! А для этого нужно найти причину, почему все произошло. Давайте, волшебники, приступим к работе!

2. Игра «Рассуждалки»

1 слайд «Девочка плачет»

Воспитатель: Кого вы видите на картинке? Что мы можем сказать о девочке, какая она? (Ответы детей: девочка грустная, обиженная) Что случилось, как вы считаете? Подумайте и ответьте. Если мы найдем ответ, то девочку расколдуем! (Ответы детей: поссорилась с подружками, её кто-то обидел, у неё забрали игрушку и т. п.)

Что нужно сделать, чтобы девочка опять стала веселой.

2 слайд «Девочка смеется»

Воспитатель : Видите, значит, вам удалось расколдовать картинку! Молодцы! Какая девочка стала? (Ответы детей: весёлая, радостная)

Воспитатель: Давайте посмотрим на следующую картинку.

3 слайд «Грустный клоун»

Воспитатель: Кого вы видите на этой картинке? Как вы думаете, что с ним могло случиться? (Ответы детей: дети не пришли на представление, кто-то обидел и т. п.)

4 слайд «Клоун веселый»

Воспитатель: Ай да волшебники, ловко вы справились, картинки расколдовали! Тогда пойдем дальше, у нас еще много дел!

(Дети подходят к столу, на котором лежат картинки с персонажами сказок)

Воспитатель: Волшебники, для нас новое задание! Кажется, здесь тоже злая Фея побывала! Посмотрите, все герои в сказках перепутаны! Надо нам здесь поколдовать, да в сказках порядок навести, чтобы дети могли слушать сказки такими, какими их народ придумал!

(Дети раскладывают сказочных героев по сказкам «Теремок», «Заюшкина избушка»)

Воспитатель: Давайте вспомним, как зовут героев сказки «Теремок»! Чем закончилась сказка? Как вы считаете, какой поступок совершил медведь? Почему?

А теперь назовите героев сказки «Заюшкина избушка». Кто помог Зайчику дом свой вернуть? Какими словами лиса всех прогоняла? Как вы считаете, хорошо поступила Лиса, когда Зайчика выгнала? Почему? Какую песенку пел Петушок?

Воспитатель: Молодцы, волшебники! И с этим заданием вы справились! Можно дальше идти, добро творить! Подойдем к следующему столу, где побывала злая Фея. Что вы видите здесь? (цветы и божьих коровок). Злая фея заколдовала ромашки, и божьи коровки не могут найти свой домик. Посмотрите, Божья коровка выбрала этот цветок. Найди, что общего у этого цветка и жучка (количество точек на спинке и лепестков на цветке одинаково) . Это поможет вам рассадить других божьих коровок.

Молодцы волшебники! Пора и нам волшебникам отдохнуть и немного поиграть.

Физ. минутка. Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”

Воспитатель: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь. (Звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).

Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке. Отдохнули, волшебники? Посмотрите, что это такое, злая Фея, заколдовала воду, а котенок не может понять, что ему делать, он хочет пить и боится. Нужно ему доказать, что вода это жидкость и ее можно пить. Где это мы с вами можем сделать. (В лаболатории) Для этого мы с вами пройдем в нашу волшебную лаболаторию. Как мы будем с вами доказывать, ваши мысли господа волшебники.

3. Эксперимент: «Вода - жидкость».

Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку. (Ответы детей). Совершенно верно. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

Какой мы с вами сделаем вывод: вода – это жидкость

Где еще можно встретить воду? Правильно, если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. Сейчас мы с вами зарисуем свой опыт. Пожалуйста, садитесь на стульчики и оформите на листе бумаги свой опыт, что вода – это жидкость.

Воспитатель: Ай да волшебники! Молодцы! Но нам пора возвращаться в детский сад! Вставайте на ковер, закрывайте глаза и медленно поворачивайтесь вокруг себя,

Крибли – крабли – крабли – блимс, Ты в ребенка превратись!

Воспитатель: Понравилось вам, ребята быть волшебниками? Скажите, а кому было трудно? А какие чудеса совершать понравилось больше всего?

Научить всех играть в нашу игру «Найди слово»

Игра рассуждалки

*Саша до сих пор не научился завязывать шнурки. Никита в раздевальной комнате кричит. -Ха, посмотрите, скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать. Катя молча подошла и помогла Саше. Чей поступок верный?

*Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись, ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит. Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место. Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея. Почему? Как бы ты поступил на месте Андрея.

* Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место. Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?

* На каком дереве дятел выдолбит дупло на молодом или старом?
Ответ: На старом. Потому, что дятел питается насекомыми под корой и дерево стареет и портится и из старого легче добыть насекомых и личинки.

*Сможет ли берёза расти всю зиму в помещении, если за ней ухаживать, как за комнатными растениями?
Ответ: Нет. Потому. Что берёза сезонное дерево, а все сезонные деревья, не зависимо от ухода сбрасывают листву.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА «РУЧЕЁК»

Муниципального образования город Новый Уренгой

Ямало-ненецкого автономного округа

Конспекты занятий

по развитию связной речи

у детей дошкольного возраста 6-7 лет

с ОНР (3-й уровень) второго года обучения

с использованием метода интервьюирования.

Подготовила:

Кротова Ирина Владимировна

учитель-логопед

МДОУ ДС КВ «Ручеёк»

Г. Новый Уренгой ЯНАО

Новый Уренгой

2010

Тема: Интервью детей на зимней городской площади.


Цель:

Задачи:

    Уточнение и расширение словаря по теме «Зимние развлечения» за счет формирования диалогической формы речи ребенок-ребенок. Совершенствовать умения построения диалога с использованием схем составления связного высказывания. Вырабатывать навыки понимания скрытого смысла слов и выражений. Совершенствование грамматического строя речи: подбор слов-признаков и синонимов к словам, употребление существительных в косвенных падежах, глаголов движения с приставками.

    Развитие умения и навыки контроля и самоконтроля при построении развернутых ответов, а также самостоятельное проявление творчества, креативности, опыта. Развитие просодической стороны речи (темп, ритм, пауза, интонация, ударение). Развитие коммуникативных способностей.

    Воспитание умения выслушать собеседника, не перебивать, выдерживать паузу. Повышать заинтересованность детей в построении диалога. Воспитание чувства эмпатии к родной природе.

    Вырабатывание и закрепление диафрагмального типа дыхания. Устранение избыточного, психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время речи. Устранение аграмматичного использования слов в структуре связной речи.

Оборудование: условные знаки, микрофон, фотоаппарат, кепка водителя, видеокамера, сюжетные картинки, опорные картинки, картинки настроения, снежные комки, указка.

Предварительная работа:

Проводится воспитателями в группе, используя сюжетно-ролевые, дидактические игры, тематические беседы, направленные на уточнение и расширение словаря по теме «Зимние развлечения». Чтение сказки К.Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы».

Ход занятия:

    Организационный момент и объявление темы занятия.

Стук в дверь. Почтальон передает письмо.

Ребята посмотрите, какой красивый конвертик, со снежинками. А почему снежинки, а не листочки зеленые? (Потому что сейчас на улице, в природе зима)

Хорошо. Сейчас посмотрим, что там внутри: в конверте лежат картинки, где нарисованы дети в зимнем смешанном лесу; картинки зимних месяцев; картинки-эмоции.

Ребята, взгляните, эта картинка нам уже знакома. Мы с вами путешествуем уже давно и успели побывать во многих местах. Вспомните, в прошлый раз мы отправлялись в зимний смешанный лес. А во что мы были одеты? (Мы были одеты в зимних теплых шапках, в шубах, в валенках, в варежках и т.д.)

Здесь еще есть картинки – эмоции, а вы с помощью этих картинок опишите свое отношение к этому времени года.

Зима – это хорошо, почему? (Потому что можно кататься на лыжах, коньках и т.д.)

Зима – это плохо, почему? (Потому что дует сильный ветер, мороз, холодно, метет метель, животным и птицам холодно и голодно)

Молодцы. Но это еще не все, здесь еще лежит письмо. Сейчас я зачитаю:

«Здравствуйте мальчики и девочки. Пишут вам ваши друзья подготовительной группы детского сада «Ручеек». У нас здесь так весело, интересно, даже не хочется возвращаться в детский сад. Вы еще не догадались, о чем мы пишем вам и где мы находимся? Тогда мы вам отправляем загадки, и по ответам вы поймете, куда мы вас приглашаем. В этих загадках есть отгадка ».

    Два коня у меня, два коня, 3. Все лето стояли,

По воде они возят меня. Зимы ожидали

А вода-то тверда, Дождались поры-

Словно каменная. Помчались с горы.

(Коньки) (Санки)

2. По снегу покатите-

4. На городской площади на снегокате Я подрасту,

Ваня к горке (подъехал) На костре согреете-

на горку (въехал) Я пропаду.

С горки (съехал) (снежный ком)

За горку (заехал)

Вокруг горки (объехал)

Из городской площади (уехал).

Молодцы, отгадали загадки . Кто догадался, куда приглашают нас ребята?

(На городскую площадь)

- Сегодня мы с вами отправимся на городскую площадь. Мы будем играть роль корреспондентов, и брать интервью у детей, которые отдыхают на городской площади. Водитель, который нас повезет должен быть внимательным на дороге, и его глаза должны хорошо видеть. Поэтому попробуем представить, что мы водители и выполним упражнение для глаз.

2. Зрительная гимнастика

Наши глазки отдохнули, сняли напряжение. Все ли мы подготовили, чтобы поехать к ребятам на площадь и начать брать интервью? Мы должны подготовить наш план работы и дальнейшие наши действия.

Корреспонденту в построении диалога, помогут условные знаки. Посмотрите на первый условный знак. Что изображено? (Нарисованы волнистые линии, волны.)

Вы правильно сказали. Попробуйте сказать, что это будет обозначать?(…….)

Это обозначает ваше волнение перед корреспондентом, и самого корреспондента, ваше поведение при общении. Во время диалога мы не перебиваем собеседника, не перекрикиваем. Вы говорите спокойно, не торопясь, выдерживая паузы. При этом дышим и говорим на равномерном выдохе.

Взгляните, что изображено на следующем условном знаке? (Нарисовано пожатие рук.)

С чего начинают корреспонденты свой диалог, т.е. что нужно сказать, когда подходишь к незнакомому человеку и хочешь чем-то поинтересоваться?

(Здравствуйте. Добрый день…)

Молодцы! О чем нам подскажет следующий условный знак? Что нарисовано? (Лицо ребенка.)

Эта схема будет обозначать «Позвольте представиться». Нужно ли представиться? И как вы это скажите? (Меня зовут Катя, Сабина..)

Микрофон будет обозначать «Объявление темы диалога». Как корреспондент объявит тему диалога? (Разрешите нам задать вопросы о…, или мы хотим побеседовать о «Зимних развлечениях детей на городской площади».)

Взгляните на пятый условный знак. Что нарисовано? (Изображены зимние развлечения на улице )

Правильно. Так мы и назовем следующий план «Зимние развлечения». Какой вопрос может задать корреспондент? (Какие вы знаете, предпочитаете зимние развлечения? - Нам нравиться кататься на коньках, на лыжах, на санках, лепим снежную бабу, играем в хоккей, играть в снежки…)

О чем подскажет следующий условный знак. Что изображено?

Этот знак обозначает «Настроение». Какой вопрос может задать корреспондент? (Какие вы испытываете чувства, когда вы принимаете участие в зимних развлечениях? - Я выбираю радость, потому что мне весело скатываться с горки и т.д.)

Посмотрите на следующий условный знак. Что изображено и что обозначает?

Этот знак обозначает безопасность . Как спросит корреспондент, когда увидит этот условный знак? (Какие меры предосторожности вы используете во время зимних развлечений?)

О чем нам подскажет следующий условный знак. Что изображено, и что обозначает? (На седьмой схеме нарисована дверь.)

Этот условный знак обозначает «выход из диалога». Что говорит корреспондент, когда заканчивает интервью?

Смотрим на седьмую схему. Что нарисовано? (На восьмой схеме нарисовано сердце)

Эта схема будет обозначать «Благодарность». Как скажет корреспондент, выражая благодарность за полученное интервью? (Спасибо вам за рассказ.)

Молодцы! Вы знаете дети, которые ждут нас на площади, лепят снеговиков, катаются на лыжах и т.д. Нам тоже с вами нравиться играть в зимние развлечения, поиграем?

4. Динамическая пауза.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы.

5. Распределение ролей.

Дети остаются в кругу. Одного наряжаем водителем, корреспонденту даем микрофон, фотографу - фотоаппарат, видеооператору - камеру.

6. Зимнее интервью детей на городской площади .

Роли мы с вами распределили, теперь нужно одеться потеплее и отправиться на городскую площадь (проводится упражнение на общую моторику).

Мы приехали на елку, вокруг много детей. Наш корреспондент начинает вести интервью с детьми. Фотограф фотографирует, видеооператор - снимает. (Дети не используют условные знаки).

7. Итог занятия.

Вот мы с вами побывали в роли корреспондента, фотографа, видеооператора. Чем понравилось вам брать и давать интервью, что нового узнали о зимних развлечениях. Вы все молодцы, но это не все. Я забыла сказать, что в конверте есть еще кое-что для вас. Ребята решили вам преподнести медали - снежные комки: лучшему видеооператору, корреспонденту, водителю, собеседнику, фотографу, самому эрудированному, общительному, и т.д. А я вам хочу подарить вот такой плакат, - зимняя площадь с новогодней елкой. Вместе с Ольгой Николаевной, воспитателем по изобразительной деятельности, нарисуйте вокруг елки зимние развлечения, о которых мы сегодня с вами беседовали, и вы давали интервью. Пока-пока.

Схема составления связного высказывания по лексической теме

«Зимние развлечения»

Тема: Экскурсия детей к водителям автотранспортного предприятия.

Цель: Развитие диалогической формы речи с включением второго ребенка в речевую деятельность.

Задачи:

    Уточнять и расширять словарь детей по теме «Транспорт» за счет формирования диалогической формы речи ребенок-ребенок. Совершенствовать умения построения диалога с использованием схем составления связного высказывания. Вырабатывать навыки понимания скрытого смысла слов и выражений. Совершенствовать грамматический строй речи: подбор родственных слов, употребление существительных в косвенных падежах, активизация словаря по теме «профессия».

    Развивать умения и навыки контроля и самоконтроля при построении развернутых ответов, а также самостоятельно проявлять творчество, креативность, опыт. Развивать просодическую сторону речи (темп, ритм, пауза, интонация, ударение). Развивать коммуникативные способности.

    Воспитывать умения выслушать собеседника, не перебивать, выдерживать паузу. Повышать заинтересованность детей в построении диалога. Воспитывать чувства эмпатии к родной природе.

    Вырабатывать и закреплять диафрагмальный тип дыхания устранять избыточное, психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и во время речи. Устранять грамматичное использование слов в структуре связной речи.

Оборудование: условные знаки, микрофон, фотоаппарат, кепка водителя, видеокамера, игрушки машин, письмо, посылка, карточки с буквами, сюжетные картинки, опорные картинки, картинки настроения, мячик, указка.

Предварительная работа:

Проводится воспитателями в группе, используя сюжетно-ролевые, дидактические игры, тематические беседы, направленные на уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт».

Ход занятия:

1. Организационный момент и объявление темы занятия.

Стук в дверь. Принесли посылку.

Ребята, посмотрите, какая посылка: большая, красивая. Прислали ее вам водители с автотранспортного предприятия. Не хотите посмотреть, что там внутри? Мне тоже так интересно посмотреть, что они вам прислали.

Обращение водителей к ребятам:

«Здравствуйте, ребята. Пишут вам водители автотранспортного предприятия. Мы посылаем посылку с сюрпризами: чтобы отгадать, что внутри посылки, написали вам слова, по которым вы должны составить в кроссворде слово по первым буквам этих слов. Слова эти необычные, связанные одним из времен года, которое сейчас у нас за окном ».

(Логопед достает слова из посылки)

- Т еплая (карточка……………………………………………….)

- Р учьи (карточка …………………………………………………..)

- А прель (карточка …………………………………………………..)

- Н енастье (карточка …………………………………………………..)

- С осульки (карточка …………………………………………………..)

- П одснежник (карточка …………………………………………………..)

- О ттепель (карточка …………………………………………………..)

- Р анняя (карточка …………………………………………………..)

- Т рещит (карточка …………………………………………………..)

Молодцы. Какое слово получилось? (Транспорт ).

Итак, в посылке лежит транспорт. А какой транспорт, вы должны отгадать по загадкам, которые прислали водители:

Он в безбрежном океане Что за чудо – синий дом! Паровоз без колес!

Туч касается крылом. Ребятишек много в нем. Вот так чудо паровоз!

Развернется над лугами, Носит обувь из резины Не с ума ли он сошел-

Отливает серебром. И питается бензином. Прямо по морю пошел.

(Самолет)воздушный (Автобус)наземный (Пароход)водный

Молодцы. Назовите родственные слова к слову Транспорт.

(Транспортное депо, трансагенство, транспортировка, транспортник, транспортер, транспортный, транспортировать и т.д.)

Здесь еще есть картинки – эмоции. Вы с помощью этих картинок опишите свое отношение к слову транспорт.

Транспорт – это хорошо, почему? (Потому что можно ……………..)

Транспорт – это плохо, почему? (Потому что если ездить неаккуратно, не соблюдать правила дорожного движения, то можно попасть в аварию и т.д.)

Молодцы. Водители не просто так прислали посылку вам, они вас приглашают в гости туда, откуда они начинают свой путь, работу. Хотите к ним съездить, ребята? (Да.)

Сегодня мы с вами отправимся в автотранспортное предприятие, где работают водители на различных машинах. Мы будем играть роль корреспондентов, и брать интервью по теме «Транспорт» у водителей, которые там работают. Водитель, который повезет нас, должен хорошо видеть и знать правила дорожного движения. Поэтому попробуем представить, что мы водители и выполним упражнение для глаз.

2. Зрительная гимнастика

Дети смотрят на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см., и на счет «1-4» приближаем его к кончику носа, затем переводят взор вдаль на счет «1-6». Повторить 4-5 раз.

Молодцы ребята. Глазки отдохнули. А что водители и пешеходы встречают на дороге? (На дороге водители и пешеходы могут увидеть светофор). Правильно. А сейчас я проверю, как вы знаете цвета светофора.

«Светофор» Динамическая пауза

Три цвета есть у светофора. Логопед показывает 3 круга

Они понятны для шофера:

Красный цвет – проезда нет. (Если я покажу красный – вы стоите на месте)

Желтый – будь готов к пути, (показав желтый цвет – нужно приготовиться)

а зеленый свет – кати, (показав зеленый – дети имитируют движения).

Дети садятся на свои места.

Молодцы, теперь я вижу, что вы готовы отправиться дальше в путь. А в этом нам помогут наши условные знаки.

3. Предварительная беседа по схеме ведения диалога в форме интервью.

Вам эти условные знаки уже знакомы. Поэтому мы только рассмотрим основную часть беседы по теме «транспорт».

Посмотрите на первый условный знак. Это обозначает ваше волнение перед корреспондентом, и самого корреспондента, ваше поведение при общении. Во время диалога мы не перебиваем собеседника, не перекрикиваем. Вы говорите спокойно, не торопясь, выдерживая паузы. При этом дышим и говорим на равномерном выдохе.

Взгляните, что изображено и что должен говорить корреспондент, увидев следующий условный знак? (Нарисовано пожатие рук.)

Корреспондент говорит (Здравствуйте. Добрый день…)

Молодцы! Следующий условный знак нам подскажет о чем говорить: «Позвольте представиться». (Позвольте представиться. Меня зовут Катя, Сабина..)

Молодцы! А что изображено дальше? Какой следующий вопрос будет задавать корреспондент? (Объявление темы диалога. Разрешите нам задать вопросы о…, или мы хотим побеседовать о «Транспорте» )

Взгляните на пятый условный знак. Что нарисовано? (Транспорт )

Какие виды транспорта вам известны? (наземный, воздушный, железнодорожный, пассажирский, грузовой, водный)

Какие автомобили ездят в Новом Уренгое? (Легковые, грузовые, специальные)

На каком виде транспорта вы сегодня приехали в садик?

Как называется транспорт, который перевозит людей?

Как называется транспорт, который перевозит грузы?

На каком виде транспорта, вы предпочитаете передвигаться?

О чем подскажет следующий условный знак. Что изображено? (На пятой схеме нарисованы эмоции, настроения.)

Этот знак обозначает «Настроение». Какой вопрос может задать корреспондент? (Какие вы испытываете чувства, когда вы возите людей на автобусах, на самолетах, на корабле)

Посмотрите на следующий условный знак. Что изображено и что обозначает? (Изображена скорая помощь. Здоровье человека….)

Этот знак обозначает безопасность. Как спросит корреспондент, когда увидит этот условный знак? (Какие меры предосторожности вы используете во время передвижения на транспорте?)

Следующий условный знак обозначает выход из диалога.

(Вы очень интересно рассказывали…)

Седьмая схема обозначает «Благодарность». (Спасибо вам за рассказ.)

Молодцы! Водители, которые ждут нас в автотранспортном предприятии, знают, кто, чем управляет. А вы знаете? Я тоже хочу проверить, справитесь ли вы с этим заданием. А в этом нам поможет озорной мячик.

    Динамическая пауза.

Игра с мячом «Кто чем управляет?»

Нужно продолжить предложение.

Автобусом управляет ….водитель,

Грузовиком управляет ……шофер,

Поездом управляет …..машинист,

Вертолетом управляет …. Вертолетчик,

Самолетом управляет …….Летчик,

Мотоциклом управляет …мотоциклист,

Велосипедом управляет …велосипедист

5. Распределение ролей.

Дети остаются в кругу и тянут жребий или бумажку. Одного наряжаем водителем, корреспонденту даем микрофон, фотографу - фотоаппарат, видеооператору - камеру.

6. Экскурсия детей в автотранспортное предприятие.

Роли мы с вами распределили, теперь нужно одеться потеплее и отправиться в автотранспортное предприятие. (Проводится упражнение на общую моторику).

Мы приехали в автотранспортное предприятие, фотограф не забывает фотографировать разнообразные машины. Наш корреспондент начинает вести интервью с детьми, видеооператор - снимает.

7. Итог занятия.

Вот мы с вами побывали в роли корреспондента, фотографа, видеооператора. Чем понравилось вам брать и давать интервью, что нового узнали о транспорте. Вы все молодцы, но это не все. Я забыла сказать, что в конверте есть еще кое-что для вас. Водители решили вам преподнести веселые машинки с надписями: лучшему видеооператору, корреспонденту, водителю, собеседнику, фотографу, собеседнику, самому эрудированному, общительному, и т.д. А я вам хочу подарить вот такой плакат, где нарисовано, по центру, земля, вода, воздух. Все это говориться одним словыом – транспорт. Вместе с Ольгой Николаевной нарисуйте вокруг АТП разные виды транспорта, о которых мы сегодня с вами беседовали, и брали интервью. Пока-пока.


Схема составления связного высказывания

по лексической теме «Транспорт»


Список литературы.

    Ванюхина Г.А. Секреты-советы связной речи. Сборник – 3. Новоуральск, 2005 – 68 с.

    Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 256 с. – (Логопед в

    Покутнева С.А. Развитие связной речи у дошкольников с нарушением зрения. Киев, 1988.

    Нападовская В.Л. Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушением зрения. М., 2003.

    Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ,2002. – 144 с.

    Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 176 с.

Список интернет-ресурсов:


Татьяна Агафонова

Тема : «Мои любимые сказки» .

Цель занятия : развитие речи детей , через сочинение сказок по иллюстрациям, по названию, по набору картинок с персонажами сказок.

Задачи :

Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по набору картинок с персонажами сказок.

Учить связно , последовательно излагать ход придуманной сказки, используя начало, основную часть, концовки русских народных сказок.

Продолжать учить детей пересказывать по ролям сказку, последовательно, выразительно.

Предварительная работа :

Чтение, рассказывание русских народных сказок.

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Просмотр мультфильмов по теме о русских народных сказок.

Проведение дидактических игр : «Узнай сказку по загадкам» , «Лукошко сказок» и т. д.

Ход занятия

1. Организационный момент, объявление темы :

Ребята, вы любите сказки? Сегодня мы с вами не просто будем вспомнить любимые сказки, но и узнаем, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. А самое главное мы научимся сочинять свои сказки.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Лампа Аладдина,

В сказку нас веди.

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

Мальчик Чиполлино,

Мишка Винни-Пух.

Каждый нам в дороге -

Настоящий друг.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

(Ю. Энтина)

Игра : «Ты мне – я тебе» .

(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя любого персонажа русских народных сказок. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например : Лиса – сказка «Колобок» .

Маша -…; Медведь -…; Снегурочка -…; Лягушка -…; Мышка -…; Емеля -…; Заяц-…

2. Основная часть :

- Сказки бывают разными : народными и авторскими.

Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ) .

Правильно. Люди сочиняли сказки и передавали от одного человека к другому. Поэтому сказки называются народными и относятся к устному народному творчеству.

Сказки учат нас тому, что добро будет всегда вознаграждено, а зло наказано (справедливость, смелый победит (отвага, терпеливый дождется (выдержка, хорошая работа оценится (прилежание, правда восторжествует и т. д.

Игра : «Узнай сказку по загадке»

Ребята, мы с вами поиграем в игру. Я буду загадывать вам загадку о сказке, а вы будете отгадывать название сказки.

Мышка в теремке жила, и друзей себе нашла.

Он лежал на окошке, вдруг скатился на дорожку.

Покатился, покатился и домой не воротился.

Лечит всех зверей и птичек,

Он на помощь к ним спешит….

Трое братцев, близнецы,

Хвост крючком и пяточки.

Возле леса на опушке смастерили

Три избушки.

В Простоквашино живет,

Дядю Федора он ждет.

Сел бы на пенек, съел бы пирожок, А глазастая глядит, пирожок есть, не велит.

Всем известна скатерть эта,

Как расстелешь ты её

Всяких кушаний полно.

По деревне едет печь

На печи сидит молодец

До дворца доехал он

Шлёт с печи царю поклон.

Игра : «Лукошко сказок»

Ребята, здесь в лукошке у меня лежат сюжетные картинки из разных сказок. Проверим, сейчас, отгадаете ли вы сказки по картинкам?

3. Физминутка :

Раз грибок, два грибок

По тропинке леший шёл,

На поляне гриб нашёл. (Ходьба на месте.)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок. (Приседания.)

Леший охает : устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся, (Потягивания - руки вверх.)

А потом назад прогнулся,

А потом вперёд прогнулся

И до пола дотянулся. (Наклоны вперёд и назад.)

И налево, и направо

Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку. (Дети садятся.)

Воспитатель : А вы все знаете сказку «маша и медведь? Давайте поиграем в театр.

Воспитатель : А сейчас мы с вами ребята научимся придумывать разные сказки.

Воспитатель : У меня в руках колечко. Я буду произносить слова, и у кого окажется колечко, тот и будет начинать рассказывать сказку.

Колечко-колечко ты катись через крылечко,

Крылечко вдруг кончается, сказка начинается.

(Тот у кого окажется из детей колечко, начинает рассказывать сказку, чтобы продолжить сказку дети снова играют в колечко).

Воспитатель : - Молодцы, хорошую придумали сказку.

А теперь с помощью картинок каждый у себя в книжке составит сказку.

(Дети вырезают картинки сказочных героев, приклеивают в своей книжке, дорисовывая сюжет придуманной сказки карандашами или фломастерами).



Публикации по теме:

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей с ЗПР (5–6 лет (старшая группа) Тема занятия: «Грузовая машина» Цель: развивать у детей связную речь посредством описания одной игрушки. Задачи: Образовательные: Продолжать.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну азбуки» (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию связной речи «За подснежниками в лес» Конспект открытого просмотра на тему: «За подснежниками в лес…» («Формы и методы развития речи детей дошкольного возраста» Подготовила.

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие в страну азбуки» (подготовительная группа) Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте подготовительная группа. Тема «Путешествие в страну азбуки» Задачи: Совершенствовать.

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» (Подготовительная к школе группа) Тема: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» Программные задачи: Развивать монологическую речь. Учить детей передавать содержание услышанного.

Конспект занятия

по развитию связной речи

для подготовительной к школе группы на тему:

"Составление описательного рассказа с использованием схемы".

Составила:

Рязанова Н. В.,

Воспитатель МКДОУ «д/с №26»,

г. Еманжелинск

2016 г

Цель: Формировать навыки связной речи у детей.

Задачи:

· Учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.

· Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений; учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания.

· Упражнять в употреблении в речи существительных, глаголов, в подборе слов-действий.

· Развивать память, внимание, мышление.

Оборудование:

· демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий; их инструменты.

· схема для составления описательных рассказов; мяч.

Предшествующая работа:

· Беседы «Профессии наших мам», «Профессии наших пап», «Моя мечта».

· Чтение В.Маяковский «Кем быть?».

· Игра «Загадки о профессиях».

· Игра « Кто, что, для кого?».

· Игра «Доскажи словечко».

Ход занятия .

Воспитатель:

Ребята, нам сегодня утром почтальон принес письмо. Хотите, узнать от кого письмо.

«Здравствуйте, ребята, пишет вам Незнайка. Я со своими друзьями живу в Цветочном городе. У моих друзей разные профессии и у них получился спор, чья профессия лучше и важней. Помогите, пожалуйста, решить эту проблему. В письмо я вложил картинки с профессиями и заданиями».

1. Игра «Отгадай названия профессии».

По мере отгадывания показываются картинки с изображением людей разных профессий.

  • Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? (Доктор)
  • Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает? (Пожарный)
  • Кто машиной управляет, грузы к месту доставляет? (Шофер)
  • Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты? (Повар)
  • Кто вас с ножницами встретит, пышно локоны завьёт? (Парикмахер ).
  • Кто построит нам квартиры, школы, садики, магазины? (Строитель)
  • Кто покой наш охраняет, нарушителей поймает? (Полицейский)
  • Кто вас в садике встречает, сказки добрые читает? (Воспитатель).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

2. Игра «Исправь ошибку».

(Воспитатель зачитывает, а дети исправляют)

· Повар лечит, а врач готовит.

· Строитель стрижет, а парикмахер строит.

· Полицейский тушит, а пожарный арестовывает.

· Маляр рисует, а художник красит.

· Космонавт ездит, а шофёр летает.

Воспитатель: Молодцы!!!

Вставай в круг ребята, мы поиграем в другую интересную игру.

3. Игра с мячом «Кто, где работает?».

Рабочий – на фабрике, учитель – в школе, повар – в столовой, строитель – на стройке, доктор – в больнице, портной – в ателье, продавец – в магазине, парикмахер – в парикмахерской, пожарный – в пожарной команде, полицейский – в участке, воспитатель – в садике.

Воспитатель: Молодцы, проходим на стульчики.

4. Игра «Кому, что нужно для работы?».

(Нужно выбрать инструменты для определенной профессии).

– доктору нужен градусник, шприц, фонендоскоп;

– полицейскому нужна рация, оружие, наручники;

– парикмахеру нужны ножницы, расчёска, фен;

– повару нужно половник, кастрюля, ножик;

– строителю нужно молоток, мастерок, дрель.

Физкультминутка.

Много профессий
на свете у нас!

Руки на поясе – повороты туловища вправо-
влево.

О них поговорим сейчас:

Развести руки в стороны.

Вот швея рубашки шьет,

Движения воображаемой иглой.

Повар варит нам компот,

«Мешаем» поварешкой.

Самолет ведет пилот -

Руки – в стороны,

На посадку и на взлет.

Опускают их вниз, поднимают вверх.

Доктор ставит нам уколы

Скрестить ук. пальцы над головой.
Движения: ладонь – кулак.

И охранник есть у школы.

Руки – согнуты в локтях «силовой жест»

Каменщик кладет кирпич,

Попеременно кладет кисти рук одна на другую
сверху – вниз.

А охотник ловит дичь

Делают бинокль из пальчиков.

Есть учитель, есть кузнец,

Загибают пальцы, перечисляя профессии

Балерина и певец.

Чтоб профессии иметь,

Разгибаем пальцы.

Надо много знать, уметь

Повороты кистями (тыльная сторона ладошки).

Хорошо дружок учись!

Погрозить пальчиком.

И, конечно, не ленись!

Отрицательное движение указательным пальцем.

5. Игра «Кем ты будешь?». Дети отвечают предложением:

– Я хочу быть строителем, буду строить дома, школы.

– Я хочу стать поваром, буду готовить вкусную еду.

6. Составление описательного рассказа о профессиях людей по схеме.

· Название профессии.

· Место работы.

· Что делает человек данной профессии.

· Спецодежда. Головной убор.

· Что нужно ему для работы.

Воспитатель предлагает рассмотреть схему и уточняет с детьми последовательность рассказывания.

Образец рассказа: Это парикмахер. Он работает в парикмахерской. Парикмахер подстригает людей и делает им красивые модные прически. Он носит специальный фартук. Для работы ему нужны: ножницы, расчески, фен, бигуди, духи. Я людей этой профессии уважаю.

(Самостоятельные рассказы детей).

7. Итог занятия.

Какие профессии вы сегодня узнали?

Ребята, как вы думаете, какая профессия самая лучшая и нужная?


Тема: Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок («Сказка "Три медведя"»)
Цель: развивать связную речь
Задачи:
- учить пересказывать рассказ с опорой на серию сюжетных картинок
- расширять словарный запас по теме «Мебель»
- упражнять в образовании относительных прилагательных
- упражнять в употреблении предлога на
- упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Оборудование: серия сюжетных картинок «Сказка "Три медведя"», картинка «Найди отличия»
Речевой материал: тропинка, большой-средний- маленький

Ход занятия:


Организационный момент

Подготовительная работа

«Что лишнее?»
«Назови ласково» (Мебель для медведей»)

Работа с компьютером «Сказка "Три медведя"» (Сюжетные картинки, аннимация)


Рассказ логопеда без дополнительной установки на последующий пересказ
Логопед предлагает послушать рассказ:
- Послушай сказку про Машу и трех медведей
Словарная работа: тропинка

Работа по тексту сказки
- О ком сказка?
- Как звали девочку?
- Где гуляла девочка?
- Что она увидела?
- Зашла ли Маша в дом?
- Какую мебель увидела девочка в доме?
- На какой стул девочка села сначала? Потом?
- С какого стула упала Машенька?
- Почему девочка упала со стула?


Повторный рассказ логопеда с установкой на пересказ

Пальчиковая гимнастика

Самостоятельный рассказ ребенка с опорой на сюжетную картинку
Игра «Найди отличия»

Подведение итогов занятия (рефлексия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Составление картины «Зимние забавы» и рассказа по ней.

В конспекте представлены методы и приемы работы над развитием связной речи у детей с ОНР....

Конспекты комплексных занятий по развитию связной речи у детей с ОНР по средством знакомства с нетрадиционными технологиями на занятиях по изобразительной деятельности.

Данный материал предназначен для использования в работе с детьми 5-7 лет, имеющим речевые нарушения, а также будет полезен в работе с детьми массовых ДОУ. ...

Логопедическое занятие по развитию связной речи для детей с общим недоразвитием речи с интеграцией изобразительной деятельности «Мой ласковый и верный друг»

В занятии дошкольники обучаются составлять описательный рассказ о домашнем животном – собаке посредством создания проблемной ситуации. К детям приходит герой, роль которого исполняет взрослый человек....

Конспект открытого группового логопедического занятия по развитию связной речи для детей комбинированной подготовительной группы с тяжелым нарушением речи (ОНР – III уровня) с использованием современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС (

Тема: «День защитника Отечества».Цель: Актуализация лексической темы: «День Защитника Отечества».Коррекционно-образовательные цели: закреплять представления о российской армии и профессиях в...