«Не хочу учиться!» Что делать, если первокласснику не нравится в школе. Как помочь первокласснику с домашним заданием Мальчик первоклассник не хочет учиться

Вместе с ребенком вы долго готовились к 1 сентября, выбирали школьный рюкзак, тетради и с нетерпением ждали знаменательного события. Однако позади уже целая четверть, а вы с тревогой замечаете, что ребенок все еще относится к школе без особого энтузиазма, не хочет посещать уроки, выполнять домашние задания, носить форму и общаться с одноклассниками. Как помочь малышу адаптироваться?

Делу время, потехе – час

Первая трудность, с которой сталкиваются и дети, и их родители – правильная организация времени ребенка, у которого теперь появились новые обязанности. И здесь, конечно же, никак не справиться без помощи взрослых. Малыш в силу своего возраста не может понять, сколько времени ему требуется на выполнение того или иного задания.

Поэтому вам предстоит взять ситуацию в свои руки и создать для ребенка подходящий распорядок дня, который учитывал бы его индивидуальные особенности, давал достаточно времени на подготовку к занятиям и, конечно, оставлял возможность для игр. Ведь нельзя забывать, что, хотя по статусу ваш ребенок уже школьник, на самом деле он не слишком отличается от того малыша, который еще несколько месяцев назад беззаботно играл на детской площадке.

Первый камень преткновения в этой ситуации – утренний подъем. Многим детям тяжело просыпаться рано, особенно когда за окном еще совсем темно. Поэтому родители, желая дать малышу еще немного времени для сна, будят его на 10-15 минут позже запланированного. В итоге сборы проходят в спешке.

Не стоит потакать ребенку, который просит дать ему утром поспать подольше. Лучше следите, чтобы первоклассник вовремя ложился спать: тогда подъем будет даваться ему гораздо легче. Если вы замечаете, что утром малышу, который ложится достаточно рано, трудно сосредоточиться, постарайтесь разбудить его пораньше. Пусть ребенок собирается без лишней спешки, так он не упустит из виду ничего важного.

Начинать день нужно с улыбки и ласкового утреннего приветствия, которое создаст вашему сыну или дочке хорошее настроение на весь день.

Психологи утверждают, что обычно процесс адаптации к школе у детей занимает от 2 месяцев до полугода. Поэтому они рекомендуют в течение этого времени провожать и встречать ребенка из школы. При этом совсем не обязательно, чтобы это все время делала мама: другие члены семьи тоже могут предложить свою помощь. Ребенок оценит заботу близких и с удовольствием поделится с новым провожатым школьными новостями.

В первом классе малыша лучше не отдавать в группу продленного дня: у него и так много новых впечатлений от школы, поэтому по возможности стоит забирать его домой сразу после уроков. Тогда у него будет достаточно времени, чтобы пообедать, отдохнуть и поиграть, а затем приняться за выполнение домашнего задания.

Если позволяет погода, лучше провести послеобеденное время на улице: там малыш сможет подышать свежим воздухом, поиграть с друзьями и отвлечься от школьных забот. Затем можно приниматься за «домашку». Делать это лучше не позднее 16.00: к этому времени ребенок уже успеет отдохнуть, но у него еще останется достаточно сил и времени для домашней работы. Если же приступить к занятиям позже, то продуктивность школьника будет гораздо ниже.

Лучше, если домашнюю работу ребенок выполнит до шести часов вечера. В этом случае останется много свободного времени, которое можно провести с семьей: поговорить, посмотреть фильм, погулять, приготовить ужин.

И не забывайте про отдых! Первоклашки должны спать не менее 9 часов. Если ребенок просыпается в 7 утра, то ложиться спать он должен не позднее 22.00.

Позаботьтесь о том, чтобы придерживаться привычного распорядка дня и в выходные.

Даже если у малыша начало складываться не слишком позитивное отношение к школе, наверняка у него с ней связаны и приятные моменты. Обычно дети спешат на учебу, если в классе их ждут новые друзья. Постарайтесь стимулировать и поддерживать дружбу, возникшую между вашим ребенком и его одноклассниками. Предложите сыну или дочери пригласить друзей в гости или вместе пойти погулять после уроков. Можно вручить ребенку фрисби, мяч или другой спортивный снаряд, который подойдет для командной игры: так дети смогут хорошенько размяться после занятий и еще больше подружиться.

Первокласснику не нравится математика или правописание? Наверняка ему интересны уроки природоведения, рисования или пения. Развивайте это увлечение. Уделяйте подготовке домашних заданий по любимым предметам ребенка не меньше внимания, чем основным дисциплинам. Но распределяйте время так, чтобы сначала делать уроки по математике или письму. Это стимулирует ребенка быстрее справиться с неинтересными заданиями, и он будет более внимательным и усидчивым. Ну, а потом вы сможете вволю порисовать сказочных зверей или наклеить гербарий из ярких осенних листьев, которые вы собрали в выходные в парке.

Впрочем, не стоит оставлять надежду «подружить» малыша с нелюбимыми предметами. Часто неприязнь к определенной дисциплине возникает, когда у ребенка что-то не получается. Дайте ему понять, что это нормальная ситуация, и он все равно молодец – подчеркивайте его успехи, хвалите за правильно решенные примеры и красиво написанные буквы, ненавязчиво «подталкивайте» к правильным решениям, но ни в коем случае не выполняйте задания за ребенка. Ведь на этом этапе нужно, чтобы школьник почувствовал в себе силы справиться даже со сложным для него заданием, и ваша задача – создать и поддерживать в нем эту уверенность.

Однако не стоит давить на малыша, заставляя его быстрее рассказать все свои новости, чтобы осталось больше времени на «взрослые» дела. Нередко детям требуется время для того, чтобы решиться рассказать взрослым о своих проблемах и радостях.

Важно дождаться, когда малыш сам захочет поведать вам о чем-то, и только тогда осторожно задавать вопросы и утешать его. Впрочем, если вы видите, что ребенок уже несколько дней ведет себя замкнуто, чем-то огорчен, но не хочет ничего рассказывать, стоит поговорить с педагогом: возможно, проблема оказалась более серьезной, чем сиюминутный конфликт с одноклассниками, и для ее решения потребуется ваше участие.

Уже нет сил. Ребенок первоклассник- учится не хочет вообще. Сопротивляется из за всех сил. В школу ходить нравится, т.к. там можно поиграть, пообщаться но не учится там вообще, на уроке отвлекается, не участвует в учебном процессе. С октяюря перевели на индивидуальное обучение - 3 раза в неделю по 2.5 часа в школе.
И все это время просто жуть. Уроки делать не хочет вообще. Так как у меня нет сил с ним заниматься к нам дополнительно ходит домашний учитель вечером с 17 до 19-30для репетиторства по выполнению домашки. За эти 2.5 часа надо не так много- прочитать 2 листа очень крупными буквами(максимум слов 30-40), написать по листу крючков и цифр и маленькую страничку по математике сделать.
Придумывает все чтобы не учится, хочу в туалет,хочу манадрин, хочу пить итп. Учитель засаживает практически насильно за руку- в это время ребенок орет сопротивляется и кричит "уходи отсюда" учителю.
Наконец увещеваниями что совсем немного почитает и далее пойдет гулять,или придет папа и возьмет в магазин или если все хорошо сделает в выходные пойдет в лабиринт. Увещевания минут на 20 не менее. После этих увещеваний -пишет пол листа минут 15. Потом опять начинается " не хочу" Учитель давай читай - ребенок "не хочу не буду" . Я иногда вечером ы это время бываю дома, но или из за того что уехала раньше из за плохого самочувствия или взяла работу на дом. Сижу работаю, в соседней комнате вопли не буду постоянные. Ни на что уже кроме крика и битья не реагирует. Приходится выходить с ремнем. Видя ремень занимается еще 15 минут, после этого опять убегает из за парты или просто идет в отказ. И ТАК УЖЕ 4-ЫЙ МЕСЯЦ, КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Это кошмарный кошмар, домашних учителей было уже 5!!, все сбегали после 2-3 раз т.к. говорили что не знают как учить ребенка который не хочет учится вообще. Сейчас наиболее сильная и опытная, с нами уже 2.5 месяца каждый будний вечер. И это у самой опытной так идут занятия -то что я описала. У прошлых даже 2% домашнего задания сделано не было. У этой 70-100% сделано но за 2.5 часа когда можно за час максимум и каждый раз с криками, угрозами или уговорами. Когда я не дома мне звонят на работу- моих увещеваний или криков по телефону хватает тоже максимум на 10 минут занятий. Звонят мужу. Раз в неделю примерно идет вотказ полностью- не делает вообще ничего толкьо посылает учителя. В эти дни вечером получает по попе, и обычно на следующий день занимается более менее нормально.
Что ЭТО девочки??? Как нам вырваться из этого? Я реально больше не могу, плачу. Сегодня приехала с работы с т-рой отлежаться и он мне не дал, орал что не будет заниматтся и пришлось выбегать и орать с ремнем. Учитель уже тоже устала, я ее прекрасно понимаю что можно репетиторствовать нормальному ребенку который будет сидеть и читать и считать а не работать дрессировщиком и насильно удерживать за столом из 2.5 часов занятий- собственно уговоры к занятиям различного вида кнута и пряника - 1.5 часа.
У кого нибудь было что то похожее??
Это может изменится в лучшую сторону??
Хочу добавить что если не заставлять заниматься- то это вполне милый добрый,немного шкодливый,но не злой ребенок.Который готов делать все что угодно лишь бы не учится...

1 сентября ваш малыш стал первоклассником. Букеты хризантем, новая школьная форма - и новая взрослая жизнь.

Когда через 2-3 месяца оказывается, что ваш ребенок не хочет идти в школу 1 класс, плачет и отказывается делать домашнее задание, вас охватывает паника «Что делать?»

Почему первоклассник не хочет учиться:

  1. Не справляется со школьной программой
  2. Неинтересно учиться
  3. Не комфортно находиться в школе из-за одноклассников или учителя
  4. Личные комплексы

Ученик начальной школы не справляется с программой

По данным психологов, первоклассник в начале своей учебы имеет завышенную самооценку. Выйдя из ворот детского сада, где его «холили» и «лелеяли», он уверен, что школьная жизнь - это прекрасное продолжение детского сада с абстрактным понятием «учеба».

В реальности же получается, что ребенок фактически не готов впитывать знания и таким образом отстает от одноклассников. Это вызывает у него огорчение, стресс и ответную реакцию - он не хочет ходить в школу.

В этом случае родителям надо помочь начинающему ученику делать уроки. Важно ребенка не упрекать в неуспеваемости, не сравнивать с другими детьми, не ругать за ошибки.

В первом классе необходимо правильно выстроить дневной распорядок. Для рационального и гармоничного развития и учебы необходимо учесть следующее (советы психолога):

  1. После школы необходим отдых не менее 1,5-2 часов.
  2. Уроки следует начинать с того предмета, который наиболее интересен ребенку, далее перейти к более сложным предметам, закончить легким.
  3. Делать небольшие переменки, придерживаться «детского» темпа
  4. Хвалить ученика даже по мелочи. Вселять уверенность.
  5. Помогать не усердствуя. Подсказывать, направлять, наводить на мысль. Не делать вместо него.
  6. Вечером делать прогулки на свежем воздухе.
  7. Ложиться спать не позднее 21 часа.
  8. Перед сном исключить возбуждающие факторы: компьютерные игры, просмотр телевизора.
  9. Помочь медицинскими препаратами, снимающими стресс, улучшающие мозговую деятельность. Для этого обратитесь к неврологу в вашей поликлинике, он подскажет средство, наиболее подходящее вашему ребенку. Не забывайте про витамины, но не покупайте сами. Сдайте анализ на витамины, например, в «Инвитро», и с результатами анализа посетите с ребенком врача.

Ребенку неинтересно учиться

Это наиболее распространенная причина среди современных первоклассников. Многие из них пришли в школу прекрасно подготовленными, с программой справляются хорошо. Но - им неинтересно. У малыша отсутствует мотивация. Он не понимает, для чего все это нужно. Разговоры и запугивания родителей про то, что «если не будешь хорошо учиться, пойдешь работать дворником», не находят отклика в душе первоклашки.

Все эти перспективы «поступить в институт», «зарабатывать много денег», «стать успешным человеком» - для него пустой звук. Он не живет будущим, он живет настоящим. Игрушками, компьютерными играми, прогулками с друзьями.

Совет психолога - превратить процесс учебы в увлекательное занятие. В этом помогают игровые формы обучения. Каждый родитель может с этим справиться. А также существует много вспомогательных материалов. По многочисленным отзывам родителей, рекомендуем интерактивную игру «Письма из сказки». В игровой форме ребенок сам ведет уроки, сам объясняет, сам ставит оценки - это всё в детективной сказке!

Ребенку плохо в школе из-за одноклассников или учителя

Если вы выяснили, что причина нежелания пойти на занятия в том, что малыш еще не влился в коллектив, надо помочь с этим. Для этого необходим тесный контакт с учителем. Старайтесь принимать участие вместе с ребенком во внешкольной жизни детей. Войдите в контакт с другими родителями. Присмотритесь, к кому из ребят тянется ваш ребенок, помогите завести друзей.

К сожалению, случается, что маленький ученик не ладит с большим и умным учителем. Забота родителя это заметить и вмешаться. Учитель вполне может оказаться непрофессиональным, суровым, равнодушным.

Добрый, располагающий к себе учитель - один из важнейших факторов комфортабельной жизни младшеклассников. Ведь малыши только отошли от материнской опеки. Им важно также и в школе получать душевное тепло. Если учитель суров, жесток, прагматичен, «холоден» - задумайтесь о переходе в другой класс.

У некоторых родителей бытует такое мнение: «Учительница очень строгая, зато дает хорошие знания». У таких учительниц дети выдрессированы и послушны. Но «почему-то» потом ненавидят школу.

В начальной школе в первую очередь важно следующее:

  1. Безболезненное взросление детей, переход в разряд «учеников».
  2. Социализация детей, гармоничное вливание во взрослое общество.
  3. Получение навыков получения знаний, самодисциплина, самоконтроль.

Ребенок комплексует

Если у малыша есть какие-то внешние особенности или он каким-то образом отличается от других ребят, у него могут возникнуть проблемы с одноклассниками. Он подвергается высмеиванию и нападкам. Это серьезная проблема, которую надо решать сообща с учителем, школьным психологом или даже с администрацией школы. Провести классный час, научить детей терпимо относиться к различиям всякого рода.

Если ситуация не изменится - не бойтесь менять класс или школу. Защищайте ребенка, несмотря ни на что. Не допускайте мысли: «Стерпится - слюбиться». Не нужно маленькому человеку с самого начала своей жизни привыкать к унижению и обиде.

Есть более простые причины закомплексованности - это внешний вид. Дети обращают на это большое внимание - неопрятная школьная форма, «немодный» фасон пиджака, «не та» прическа. Нам, взрослым, кажется, что это бытовые мелочи.

Но для первоклассника это может стать серьезной проблемой в общении со сверстниками. Он может чувствовать себя неполноценно, ущербно. Обратите на это внимание. У вашего ученика по возможности все должно быть как у всех.

Помогайте в меру

Подчас родители перегибают палку с желанием помочь ребенку в учебе. Процесс подготовки к урокам превращается в то, что уроки делает мама или папа, а первоклассник делает все механически, не вникая и не запоминая.

Далее родители не дают ребенку самому подготовить портфель. Таким образом, лишая возможности взрослеть и брать ответственность на себя. В данном случае хочется дать родителям совет: если вы переживаете о наличии всех необходимых учебников в портфеле, просто незаметно перепроверьте малыша. Ребенок не хочет учиться, потому что за него учатся родители.

Чаще хвалите

Похвала - одна из наилучших мотиваций. Дает возможность юному ученику поверить в свои силы, стать более смелым, спокойным и соответственно учиться лучше.

Не сравнивайте с другими детьми

Одна из наиболее плохих тактик родителей, которая убивает в ребенке всякую инициативу, вселяет неуверенность, награждает комплексами «я самый плохой». В этой тактике нет ни одного плюса. Родителям следует понять одно: в мире нет одинаковых детей. Умный учитель на вздохи родителей, что их «девочка в ноябре так и не умеет читать», ответит: «Ничего страшного, будет читать в декабре, или даже в марте. Вы видели где-нибудь человека, который не умеет читать?»

Рано или поздно это случится - не так важно. Но также важно, чтобы ребенку было в школе хорошо и спокойно.

Что главное для родителя - отличные успехи в учебе или счастье малыша?

Подумайте над ответом.

Если все-таки второе - не давите на своего сына или дочь. Сделайте так, чтобы им нравился процесс учебы, факт хождения в школу, подготовка домашнего задания в уютной семейной обстановке.

Найдите отдушину

Учеба - тяжелая штука, взрослые знают по себе. Семилетние дети из мира сказок и игр попадают в суровый новый мир, где главенствует слово «надо». Им тяжело как физически, так и психологически.

Облегчить такое положение поможет новое веселое увлечение - рисование, танцы, каратэ или что-то еще. Главное, чтобы это был не выбор родителя - а пожелание самого первоклассника. На таких дополнительных занятиях ребенок получает разрядку, сбрасывает напряжение.

А также важно сохранить в жизни ребенка все то, чем он особенно дорожил в своей прежней дошкольной жизни. Встречайтесь со старыми друзьями, играйте в любимые игры, гуляйте, прыгайте и балуйтесь. Ведь нашим ученикам - всего 7 лет, первый класс. И быть тихими, усидчивыми и послушными им просто невозможно, это против их природы. Не забывайте об этом!

Полезная литература на эту тему

По многочисленным положительным отзывам родителей рекомендуем:

Детский психолог и колумнист журнала «Сноб» Екатерина Мурашова, обладающая талантом поправлять семейное здоровье не только на консультации, но и с помощью печатного слова. Номинирована на премию шведской писательницы Астрид Линдгрен.

  • «Ваш непонятный ребёнок»
  • «Все мы родом из детства»
  • «Лечить или любить?»
  • «Дети-тюфяки и дети-катастрофы. Гипердинамический и гиподинамический синдромы»
  • «Любить или воспитывать?»

Юлия Борисовна Гиппенрейтер, советский и российский психолог. Профессор МГУ.

В ее книгах рассматриваются вопросы: Как построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они зашли в тупик?

  • «Общаться с ребенком. Как?»
  • «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?»
  • «Поведение ребенка в руках родителей»

Людмила Владимировна Петрановская, детский психолог, писатель, получившая известность после выхода книг, предлагающих младшему школьнику разнообразные советы в затруднительных ситуациях.

  • «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»
  • «Если с ребенком трудно»
  • «Что делать, если…»

Выясняем причины

Самая распространённая причина нежелания идти в школу – это страх. Вполне нормально, что чадо боится школы, ведь он там ни разу не был и просто-напросто не знает, что его ждёт. Ребёнок может бояться новых людей, учителей, строгих правил, а также сложных заданий. Пугать может и новая взрослая жизнь.

Вторая причина – нежелание учиться. У первоклашек такое встречается нечасто, но всё же встречается. И порой виноваты в таком положении дел родители, которые в течение последнего года заставляли бедного ребёнка учить буквы и цифры, решать простые примеры и так далее.

Как быть?

Итак, что делать, если будущий первоклассник не хочет идти в школу? Если причиной является страх, то помогите своему чаду побороть его. Если он боится новых людей, расскажите о том, что он сможет среди них найти друзей. Если причиной страха являются строгие правила, то сообщите, что они вовсе не так строги, как кажется. Если первоклашку пугают сложности, то убедите его в том, что вы всегда и во всём будете помогать и поддерживать. А чтобы малыш не боялся взрослой жизни, расскажите ему о том, как интересно взрослеть и узнавать много нового, приобретать новые навыки.

Как быть, если будущий школьник не хочет именно учиться? Расскажите о том, как это нужно и важно в современной жизни, в которой не обойтись без знаний и высшего образования. И, конечно, скажите чаду, что помогать ему будут учителя и родители.

Полезные советы

Несколько советов для родителей:

Не пугайте чадо учителем, ведь он, по сути, должен заменять родителей и вызывать доверие, а не страх.

Поощряйте успехи. За каждое достижение устраивайте семейную прогулку или просмотр мультфильма, готовьте лакомства.

Чаще говорите первокласснику о том, как вы его любите и как гордитесь им. Также прибавляйте, что ваш малыш уже взрослый и очень умный.

Удачи всем первоклашкам и терпения их родителям!