Первое родительское собрание — как подготовить и провести. Как интересно провести родительское собрание

15.04.2024 Родители

В настоящее время выделяют несколько форм взаимодействия педагога с родителями ученика. Среди них отмечают индивидуальную беседу, совместное сотрудничество и др. Однако самыми эффективными на сегодняшний день остаются родительские собрания.

Система должна быть продумана и организована, так как это немаловажная часть воспитания учащегося, особенно в начальной школе. Спонтанные, не имеющие четкой структуры, родительские собрания вызовут у отцов и матерей лишь тревогу и недоумение. Такое мероприятие не принесет никаких результатов, так как оно малоэффективно. Чаще всего собрания освещают общие вопросы по организации образовательного процесса. При этом большинство учителей предпочитают выступать в роли активного выступающего, а родителям остается лишь воспринимать получаемую информацию. И не всегда при этом достигается желаемый результат.

Поэтому стоит остановиться подробнее на том, как же организовать и провести родительское собрание в начальной школе, чтобы оно действительно являлось формой активного взаимодействия учителя и взрослых, воспитывающих ребенка. Проводить данное мероприятие рекомендуется не реже, чем раз в четверть. Однако все зависит от особенностей класса, а также накопления текущих вопросов, которые нужно решить коллективно. Вполне допустимо приглашать взрослых в школу раз в месяц.

Организационное родительское собрание в 1 классе проводится в конце августа или начале сентября. Здесь как раз уместно ознакомить родителей с режимом, обсудить вопросы школьной формы, ученических принадлежностей. В конце мая подводятся итоги. В остальное же время взрослые приглашаются в основном на тематические родительские собрания. Их цель не только обсудить текущие проблемы, но и рассказать о некоторых тонкостях в воспитании детей. При этом тема собрания должна быть достаточно актуальной и касаться большинства присутствующих.

Подготовка и проведение мероприятия осуществляются в несколько этапов. Во-первых, это приглашение родителей. Можно ограничиться устным оповещением о дате и времени, а можно проявить творчество и раздать ученикам красивые открытки или в которых обязательно упомянуть темы, которые будут обсуждаться.

Следующий шаг - это разработка сценария с продумыванием всех деталей. Форма собрания может быть различной: конференция, диспут и т. д. Достаточно результативны мероприятия, в которых родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками.

Обсуждая организационные вопросы, в первую очередь, необходимо отчитаться о том, что уже сделано, и лишь потом планировать что-либо новое. В конце стоит оставить время на личные учеников, у которых имеются проблемы. Слишком затягивать мероприятие не стоит, длительность его не должна превышать 40-50 минут.

Родительские собрания должны способствовать просвещению родителей, а не быть простой констатацией неуспеваемости или ошибок детей. Психологи не рекомендуют учителю использовать в общении поучительный, назидательный тон. Улыбка и доброжелательная речь помогут сразу настроить родителей на позитив, отчего результативность мероприятия будет гораздо выше.

КАК ПОДГОТОВИТЬ
И ПРОВЕСТИ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. В свою очередь, усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.

Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей.

Родительские собрания нужны:

для быстрого получения разнообразной информации о детях;

как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, режиме его работы и т. д.;

для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, с итогами медицинских обследований и т. д. Но это должен быть аналитический материал (без называния конкретных фамилий родителей и детей);

как консультативные по программе каникул, по занятости в системе дополнительного образования и т. д.;

как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, решающий, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;

творческие собрания, когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п.;

собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить достаточно часто (один раз в месяц), как школу для родителей.

Подготовка собрания:

определить тему, главную проблему и основные задачи собрания;

уточнить регламент, продумать ход собрания;

разослать родителям приглашения, составленные в вежливой форме, с указанием вопросов, выносимых на собрание;

продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе;

продумать выставочный или информационный материал;

определить, каких специалистов можно пригласить;

продумать свой внешний вид; это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание – событие и немножко праздник.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании:

1. Недопустимо проведение родительского собрания «по классному журналу». Родители ценят учителя не как информатора об учебных успехах или неуспехах детей, а как доброжелательного советчика, человека, сведущего в обучении и, главное, в воспитании детей.

2. Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

3. Показать, что у школы и семьи – одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.

5. Постараться понять родителей, поставить себя на их место.

6. Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников, и неуспевающих или девиантных детей уходили с собрания с верой в своего ребенка.

Приемы успешного проведения родительского собрания:

1. Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.

2. Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.

3. Называть родителей по имени-отчеству, а не «Катина мама», «Сережин папа» и т. д.

4. Использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале 1-го класса.

5. Использовать групповые формы работы с родителями, игровые элементы.

6. Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.

7. Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий, интересных телепередач и др.).

8. Жестко определить регламент собрания. Беречь время родителей.

9. Необходимо закончить собрание принятием конкретного решения.

Как провести первое родительское собрание?

Первое родительское собрание имеет особое значение в формировании коллектива учащихся, в объединении родителей и становлении родительского сообщества как коллектива. От того, как оно проведено, во многом зависит, будут ли согласованы цели и требования и будет ли налажено сотрудничество родителей и школы.

Цель собрания - определение общих подходов в воспитании и перспектив сотрудниче­ства школы и родителей класса.

Необходимое время - 1,5 часа.

Организация:

собрание проводится в закреплён­ном за классом кабинете, создаётся общий «круглый стол» либо стулья образуют общий круг.

    Использует­ся приём «Визитка» - на табличке каждого родителя подписывается мар­кером имя и отчество, ниже - фами­лия и имя ребёнка.

Таблички-визитки находятся на столах перед каждым родителем.

Оформле­ние:

газета «Портрет класса», эпи­графы к родительскому собранию, фонограммы мелодий. Подготовле­ны видеомагнитофон с видеозапи­сями класса на линейке «День зна­ний», на тематическом классном часе, «Памятки родителя» по ко­личеству семей в классе, бумага для записей, фотография класса (15x20 см).

Участники: кроме родителей, могут быть специалисты психолого-педаго­гической и медико-социальной служб школы.

Подготовка: классный руководитель предварительно анализирует информа­цию о родителях, собирает актуальную информацию о классе у педагогов, кон­сультируется у специалистов - психо­лога, социального педагога, врача.

Процесс:

Классному руководителю помогает «Совет дела» из числа учащихся клас­са - ребята расставляют столы и сту­лья, оформляют класс, встречают роди­телей, провожают в гардероб, в класс, регистрируют пришедших.

Звучит тихая музыка, родители зна­комятся с информацией, оформленной в классе.

В назначенное время классный руководи­тель предлагает расположиться за «круглым столом», установить визитки. Называет и поясняет цель собрания, выделяет услов­ные этапы в процессе работы: знакомство, ориентиры, планы и перспективы.

Знакомство

Оно начинается с того, что классный руко­водитель рассказывает о себе.

Комментарий: родителям очень важно знать, какому человеку они доверяют своего ребёнка. Поэтому им хотелось бы владеть информацией о классном руководителе. По­требность в этой информации велика, и луч­ший вариант - получить её из первых рук. Кроме того, искренний рассказ классного ру­ководителя о себе задаёт тон необходимого уровня доверия в общении.

Затем классный руководитель предлагает познако­ миться со всеми присутствующими.

Здесь можно использовать приём «Фотография класса»: «У меня в руках фотография нашего класса, сделанная 1 сентября этого года. Я знаю, что в каждой семье есть такая фотография, Вы её наверня­ка рассматривали, возможно, ребёнок делил­ся первыми впечатлениями. Используя это фото, мы и познакомимся. Я буду называть фамилию, имя ребёнка, показывая его на фо­то, а вы, уважаемые родители, назовите се­бя, представьтесь».

Комментарий: использование этого приёма вызывает, как правило, позитивные эмоции у родителей, что создаёт атмосферу доверия и заинтересованности.

Классный руководитель разъясняет особен­ности школы, рассказывает о традициях, ук­ ладе, режиме деятельности, ожидаемых ре­ зультатах. Демонстрирует символику школы (эмблему, флаг, гимн, элементы формы), разъясняет её смысл для воспитания учащих­ ся. Каждому родителю вручает «Памятку для родителя» (либо буклет - визитку школы ).

Можно использовать приём «Микроэкс курсия», когда классный руководитель либо кто-то из ребят проводят родителей по музею школы, выставке «История школы», фотогалерее.

Ориентир

Это второй этап собрания. Классный ру­ководитель определяет общие подходы к воспитанию, говорит о необходимости тесного сотрудничества семьи и школы, о формах сотрудничества, характерных и традиционных для школы.

Работа в микрогруппах. 7 минут «Каким я хочу видеть своего ребёнка на выпуске из школы?».

Педагог просит изложить от каждой микрогруппы своё видение проблемы. Для обсуждения предлагается тема «Каким я хочу видеть своего ребёнка на выпуске из школы?». Когда время обсуждения истекло, предлагается одному из родителей от каждой микро­группы выразить наиболее общие мнения. Классный руководитель фиксирует на доске качества выпускников, которые желают видеть родители, значимые ценности. Резюмируя высказанные мнения, классный руководитель обязательно акцентирует внимание родителей на совпадающих ценностях школы и родителей, обращает внимание, что результата в развитии личности учащихся можно достичь лишь совместными усилиями, в тесном сотрудничестве.

Классный руководитель обращает внима­ние, что движение к дальним результатам начинается сегодня, в процессе конкрет­ных действий, и далее представляет видение организации жизни в классе: ценности, модель организации деятельности, требования, режимные моменты. Раздаёт распечатку с необходи­мой информацией (или предлагает запи­сать): что, где, когда будет происходить.

Педагог договаривается с родителями о регу­лярности встреч и системе информирования, поясняя их значимость.

Бытует мнение, что родительское собрание является обычным подходом к установлению контакта между родителями школьников и учителями. Однако данное убеждение неверно. Прежде всего основными целями такой встречи следует считать обсуждение успехов и неудач школьников, а также эффективных приёмов воздействия на них. Естественно, ключевая фигура данного мероприятия – классный руководитель, который должен организовать интересное и информативное родительское собрание. Как это сделать? Расскажем в сегодняшней статье.

Подбираем темы и формы родительских собраний

В большинстве случаев тематики родительских собраний, будь то средняя или начальная школа, разрабатываются на год вперёд, поэтому будет отлично, если родители также примут участие в выборе интересных для них тем. В конце последнего семестра проведите небольшое анкетирование, благодаря которому родители сами определят список вопросов, которые в обязательном порядке необходимо будет обсудить в следующем году.

Возникает вопрос: а какие же темы будут актуальными и интересными для родителей? Что ж, их спектр достаточно широк, поэтому предлагаем ознакомиться с таковыми: «Жизнь после школы или как выбрать университет», «Как справиться с трудным ребёнком», «Проблемы обучения», «Ученик в подростковом возрасте», «Плюсы и минусы школьной формы», «Распорядок дня школьника».

Что касается формы проведения встречи, то и здесь необходимо будет серьёзно подготовиться. Помните, вам нужно постараться «зажечь» пап и мам своим подходом к организации данного мероприятия. Среди наиболее интересных форм стоит отметить: педагогический ринг (на котором сталкиваются мнения родителей и детей), различные конференции родителей, где они смогут обменяться опытом воспитания, собрания-чаепития, небольшие пресс-конференции с родителями, собрания-дискуссии и т.д.

Проведение родительского собрания

Запомните главное – любое родительское собрание должно состоять из трёх частей: вводной, основной и заключительной. Время проведения – не более одного часа.

Вводная часть

Основная задача вводной части – организация родителей и создание благоприятной атмосферы для беседы, которая позволит сконцентрировать внимание как классного руководителя, так и всех остальных. Создать эту самую атмосферу можно будет путём интересного оформления кабинета. Однако не забывайте, всё должно быть в меру: умеренный свет, негромкая музыка, аудитория не должна быть оформлена в пёстрых тонах, стулья расставлены полукругом или П-образно, чтобы было удобно делить родителей на несколько групп. Как только папы и мамы попадут в помещение, они сразу же оценят ваши старания.

Кстати, перед собранием также советуем сделать небольшую выставку творческих работ школьников. Это могут быть как тетради отличников, так и рисунки, сделанные на уроках изобразительного искусства. Можете оформить и уголок, где родители смогут ознакомиться с текущими отметками учеников.

Заинтересовать внимание родителей поможет и такая небольшая выставка рисунков

Вы можете выбрать строгий, весёлый или непринуждённый стиль общения, но ни в коем случае не говорите с родителями поучительным тоном. Вы общаетесь со взрослыми людьми, многие из них старше вас и уж точно разбираются во многих вопросах не хуже.

Затем поблагодарите всех пап и мам за то, что они пришли. Не забывайте и о лирическом начале: музыкальный фон в виде фортепиано или гитары, а также тематические стихи позволят родителям выбросить из головы лишние мысли и настроиться на работу. Ну а сообщив интересную и интригующую тему, вы точно приятно удивите их!

Основная часть

Как правило, основная часть собрания начинается с выступления классного руководителя, рассказывающего об основных аспектах рассматриваемой темы. Сообщение должно быть лаконичным, поскольку, как известно, устойчивость внимания к концу рабочего дня оставляет желать лучшего . В противном случае родители пропустят доносимую вами информацию мимо ушей и начнут думать о своих делах.

Ваша главная задача – заинтересовать родителей в теме обсуждения

Таким образом, необходимо сделать так, чтобы родители ни в коем случае не становились пассивными слушателями. Старайтесь задавать им как можно больше вопросов, приводить различные примеры из личной практики, анализируйте проблемы, возникающие у современных педагогов, а также предлагайте родителям просмотр небольших документальных видео, связанных с темой собрания.

Затем перейдите непосредственно к обсуждению жизни класса. Рассказывая о нежелательных поступках школьников, не называйте их фамилии. Также не стоит предъявлять претензии к родителям и обсуждать личную жизнь конкретного ученика. Главное здесь – общими усилиями выработать несколько путей решения проблематичных ситуаций.

Будет очень хорошо, если кроме видеозаписей вы сможете предлагать родителям различные иллюстрации, графики и даже интервью детей группы. Всё вышеперечисленное позволит родителям быть максимально заинтересованными в вашем выступлении.

Закончить основную часть стоит весёлыми и интересными конкурсами, которые точно придутся по нраву папам и мамам. Например, можно провести конкурс под названием «Внимание, конфликт». Его суть состоит в том, чтобы научиться находить компромисс в спорах и конструктивно их решать. Предложите родителям три конфликтных ситуации, выслушайте их мнение, а затем общими усилиями найдите способы их решения.

Попробуйте сделать вместе с родителями несколько поделок из бумаги

Ещё один забавный конкурс называется «Автопортрет». Перед родительским собранием деткам необходимо будет нарисовать автопортреты. Задача родителей – угадать рисунок своего чада. Также попробуйте провести мастер-класс по изготовлению фоторамок или оригами.

Заключительная часть

В конце собрания педагог внимательно слушает вопросы родителей и отвечает на них

Заключительную часть нередко называют «разной», потому что в это время родители и классный руководитель начинают обсуждать всё, что не связано с главной темой мероприятия. В основном это финансовые и организационные вопросы, а также планы на ближайшее будущее.

По окончании подытожьте встречу, перечислив основные тезисы по решению каждого из вопросов, которые были зафиксированы в протоколе. Ну а потом можно устроить чаепитие. Не следует готовить шикарный стол, достаточно запастись кипятком, пакетиками с чаем и сушками. В неформальной обстановке родители будут чувствовать себя более раскрепощённо, поэтому быстро станут общительными.

Небольшая памятка классному руководителю

  • Уважайте своё и родительское время, назначая собрания как минимум за неделю до проведения . Будет лучше, если вы конкретно сообщите время начала и конца мероприятия.
  • Предоставляйте информацию о возможном месте работы учащихся в летнее время, рассказывайте об их перспективах и успехах в школе.
  • Не забывайте упоминать об инновациях в образовательной сфере, о лучших зарубежных и российских формах, где практикуется совсем другая форма обучения.
  • Почаще хвалите родителей за хорошее воспитание ученика . Иногда можно вручить маме или папе небольшую грамоту или благодарственное письмо.
  • По окончании учебного года проанализируйте вашу совместную с родителями работу за 4 семестра, а также обязательно составьте план на следующий год.

Таким образом, интересное и информативное родительское собрание позволит эффективно объединить возможности семьи и школы в воспитании и образовании учеников. Главная задача педагога – сделать родителей активными участниками мероприятия и дать им возможность задать и обсудить абсолютно любые вопросы.

Всем привет, с вами Татьяна Сухих!Сегодня я решила поддержать молодых воспитателей и сделать им небольшой «тьюториал» по поводу того, как провести родительское собрание в детском саду. Ведь этому новичков никто не учит. В крайнем случае, методист может дать несколько рекомендаций, но важно все сделать правильно, ничего не забыть и расположить к себе родителей, чтобы вы стали одной дружной командой, работающей на благо детей.

Я как гуру по методической литературе, хочу сразу же обратиться к полезным пособиям, которые могут оказать неоценимую помощь в подготовке к родительскому собранию.

Рекомендую обратить внимание на пособие Татьяны Зениной «Родительские собрания в ДОО» , которое включает конспекты собраний, способствующих повышению педагогической компетенции родителей. Ведь без помощи родителей усилия воспитателя в обучении и воспитании будут тщетны. И родители должны об этом знать и оказывать посильную помощь педагогам.

Чтобы родители посещали собрания и имели положительное отношение к данному виду общественной деятельности, необходимо, чтобы собрание было интересное! Это очень важно сегодня, поскольку монотонное перебирание накопившихся проблем и текущих вопросов утомит даже самых позитивно настроенных родителей.

В связи с эти хочу порекомендовать книгу «Сценарии родительских собраний в ДОО. Современные модели. Актуальные темы» . Просто собрать родителей и обсуждать с ними насущные проблемы может каждый, а вот увлечь родителей, сделать так, чтобы они приняли наиболее активное участие во всех вопросах, нужно постараться.

Вот именно здесь на помощь придут оригинальные формы работы, которые могут быть представлены в виде деловых встреч, игр-тренингов, заседания семейных клубов и т.д. Обо всем подробно и расписано в рекомендуемом пособии.

Также предлагаю вашему вниманию несколько электронных ресурсов, которые вы также можете с успехом использовать при разработке плана собраний в ДОУ:

  • Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей. Родительские собрания, конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. Программа для установки через Интернет .
  • Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей. Компакт-диск для компьютера : родительские собрания, конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом.

Чтобы сделать собрание более красочным, можно приобрести комплект плакатов «Тематика родительских собраний» , включающих 4 плаката с методическим сопровождением. Они достаточно информативны, поэтому однозначно помогут родителям систематизировать и разложить по полочкам ту информацию, которой они уже владели, и узнать что-то новое.


Готовим план родительского собрания

Чтобы ваше собрание шло гладко, как по маслу, вы должны продумать, как правильно составить последовательность рассматриваемых вопросов. Если мы говорим о собрании для младшей группы, причем первом собрании в этой группе, то начать его нужно с того, чтобы представить себя.

Понятно, что родители уже вас знают, но если вы скажите несколько слов о себе, о своем педагогическом опыте, о том. Какие технологии и принципы воспитания ставите на первое место, то это будет говорить о вас, как о настоящем специалисте, который знает свое дело.

В средней группе эту информацию можно повторить в том случае, если ваши принципы и технологии работы изменились или усовершенствовались, а также если в группу добавились новые воспитанники, родители которых не в курсе вашего воспитательного маршрута.

После знакомства озвучиваем тему собрания. Несмотря на то, что в рамках встречи приходится решать достаточно много разных вопросов, ваше собрание должно иметь конкретную тему, воспитательную, образовательную, или же может быть приурочено к какой-нибудь праздничной дате.


По вашему желанию или при необходимости вы можете пригласить специалистов, которые помогут углубиться в данную тему и максимально ее раскрыть. Это может быть психолог, социальных педагог, врач или методист вашего сада. Так, психолог раскроет воспитательные аспекты отношения к детям, педагог - социальные, врач познакомит с особенностями сбережения здоровья детей, а методист более подробно расскажет об учебном процессе.

Дополнительные нюансы

Далее знакомим родителей с сайтом образовательного учреждения, даем адрес в распечатанном виде или просим записать, ведь там они могут следить за всем детсадовскими новостями и успехами своих детей, а также найдут много другой полезной информации. Даем записать другую важную информацию, включая свои телефоны, по которым можно с вами связаться. Но чтобы не тратить время, лучше распечатать это все заранее и раздать каждому родителю.

Следующий пункт плана обязательно должен включать ваш подробный рассказ об образовательной программе в саду, какие занятия будут обязательно посещать дети, а какие будут представлены в виде кружков по выбору. Кстати, некоторые из них могут быть платными - об этом также нужно упомянуть.


Далее рассказываете о том, что требуется от родителей в вопросе обучения (домашние задания, контроль, творческие материалы, пособия и т.д.). А затем уже можно приступить к решению других вопросов, касающихся материально-технического, оздоровительного или других аспектов.