Мастер-класс «Куклы в национальных костюмах. Календарь народной куклы. Коврики-панно для мини музея народной куклы Для работы Вам понадобится

ирина курка

Это пособие актуально в обучении и воспитании как детей дошкольного, так и школьного возраста. Нравственное воспитание- один из разделов всех образовательных программ. Как в детских садах, так и в школах подробно изучают страну, в которой живёшь и свой город. Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств : любви к родному краю, Советской Родине, уважение к людям других национальностей . Историю, достопримечательности своего края должен знать каждый. Интересно узнать и о народах своего города, о их культуре, о народных костюмах . По иллюстрациям рассказывать детям- это скучно, гораздо интереснее когда информация подкрепляется экспонатами, которые можно взять в руки, рассмотреть по подробнее. Да и когда кабинет разнообразно оформлен, это плюс педагогу. Но народное образование слабо финансируется, поэтому многие пособия приходится делать своими руками. Предлагаю подробную технику выполнения куклы в азербайджанском костюме из простых , подручных материалов. По такой же технологии можно сделать любой национальный костюм .

Используемые материалы :

Пластиковая бутылка -1 литр,

Синтепон,

Ткань : бардовый и красный атлас, белый капрон,

Пряжа черного или коричневого цвета,

Метр, карандаш, ножницы, швейная машина,

Эскиз костюма .

Описание работы :

Прежде чем приступить к работе, необходимо найти иллюстрацию данного национального костюма .

Начинаем формировать голову. Сложив вдвое капрон (чтоб не просвечивал синтепон, вырезаем круг диаметром 25 см.

Куском синтепона обернуть крышку бутылки, сверху накрыть капроном и туго обмотать нитками.

Сформировать по форме голову, подтянуть ткань за края, получилась голова.


Измерив объём бутылки, рассчитаем выкройку.

Расчерчиваем прямоугольник где ширина : обхват бутылки+2см (на боковые швы) и всё разделить на 2.; а длина- высота бутылки до горлышка + 3 см (на подгибку и шов, горловина : обхват горлышка бутылки + 2 см. Чертим линии плеч и вырезаем.


По бумажной выкройке вырезаем детали из ткани. Получаем 2 детали основные (перёд и зад, два квадрата (рукава, и полоска, длинной равной обхвату горлышка бутылки и шириной 3-4 см.


Прошиваем рукава и набиваем синтепоном –получаем руки.

Сшиваем две детали основной выкройки по плечам и соединяем с руками


Выворачиваем, получается как платье.

Надеваем его на куклу .


Теперь приступим к изготовлению верхнего платья. По готовой бумажной выкройке разрезаем по линии талии. По верхней части бумажной выкройки выкраиваем верх задней части. Затем эту бумажную выкройку разрезаем пополам и выкраиваем две части переда. Раскраиваем две детали юбки клёш, затем одну часть разрезаем пополам. Остаётся вырезать рукава со шлейфом.


Сшив все детали, примеряем на куклу .

Если где нужно подравниваем ножницами, затем прикалываем булавками к нижнему платью только верх платья.

Берём ажурную тесьму и пришиваем по краю бардового платья, вокруг горловины скрепляя верхнее с нижним платьем.


Займёмся головой. Берём большую иголку и пряжу черного или коричневого цвета. Протягиваем отрезки пряжи через капрон, делая как бы пробор на голове.

Затем готовые получившиеся волосы заплетаем в косы.


Остаётся украсить голову. Вырезаем из бардовой ткани круг диаметром как голова и полоску длинной равной обхвату головы. Сшиваем их между собой, получаем головной убор. Обшиваем его тесьмой и пришиваем к голове. Дополняем изделие фатой- что соответствует аксессуару данного национального костюма .


В нашем городе живут люди разных национальностей : казахи, татары, русские, азербайджанцы, и др.


Используя такую технологию,я сделала в своём кабинете кукол данных национальностей . Детям очень нравятся, они с удовольствием пользуются, рассматривают их, куклы эти достаточно прочные, так как все детали сшиты между собой. Итак, закончен мастер- класс , прочитав который вы можете тоже изготовить такое пособие.

Спасибо за внимание!

Изучение народных костюмов — это очень интересный и познавательный процесс со множеством удивительных открытий. Такие куклы в башкирских национальных костюмах можно слепить из обычного пластилина, используя для основы пластиковую бутылку. Создавая такие поделки вместе с детьми, вы приобщаете их к народным традициям через знакомство с куклами, воспитываете любовь к народной культуре, почитание и уважение народных традиций, а также приучаете к бережному отношению к предметам своего труда.

Создание кукол в национальных костюмах нередко становится единственным способом ознакомления с культурой своего народа, так как осознанное изучение народного наследия зачастую невозможно в силу дефицита времени, занятости и других причин.

Традиционный башкирский национальный костюм не повторяет одежду ни одного другого народа и он очень богат декоративными элементами.

Куклы в башкирских национальных костюмах

Это более осовремененный женский костюм, в каких танцуют знаменитые «Семь девушек».

Главный элемент башкирского костюма, представленного на кукле, это камзол. Прежде всего следует отметить оригинальность формы камзола – спереди безрукавка прямого силуэта, сзади – полуприлегающего, со значительным расширением по низу.

Расшитый елян — разновидность длиннополого пальто из сукна, кожи, войлока, меха, овчины. Чем больше одежды, тем богаче выглядел человек в глазах своих соседей.

Мужской елян для лета кроили из тёмных хлопчатых тканей, праздничный — из бархата, белого атласа, шёлка.

Национальный костюм башкир, даже будничный, всегда наряден. Его украшали не только вышивками и аппликациями, но и монетками, кораллами. Женский национальный костюм башкир требовал от швеи большого умения, терпения и усидчивости.

Для головного убора использовался мех куницы, выдры, бобра и других животных.

Этапы изготовления кукол

Цель: Формировать ценностное отношение к рукотворному миру.

Задачи: стимулировать инициативу и творческий подход к изготовлению и украшению бумажной куклы, воспитывать эстетический вкус. Обучить понимать закономерности сочетания форм, света и композиционного расположения росписи, технику ее выполнения, приобщить детей к башкирскому народному творчеству, закрепить знания о национальностях, продолжать знакомить с башкирским фольклором, продолжать знакомить детей с исполнением башкирских народных песен, совершенствовать умение правильно пользоваться клеем, ножницами.

Материал: макет башкирского жилища, образцы национальной одежды, куклы в национальных костюмах, разноцветные листы бумаги (красный, зеленый, черный, белый), клей, материалы для украшений: тесьма, фольга, конфетти, гофрированная бумага.

Активизация словаря: тряпичная кукла, кукла-оберег, оберег, мастера-умельцы.

Дети входят в оформленный зал. Куклы разных видов (тряпичные, в русском костюме, в башкирском костюме, пластмассовые).

Педагог: Здравствуйте дети! Вы пришли в музей игрушек, а именно, музей кукол. Сегодня мы с вами узнаем, как появилась кукла, история ее возникновения.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека.

В давние времена были тряпичные, деревянные, бумажные, соломенные куклы. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Такие куклы назывались куклы – обереги.

Безликая кукла исполняла роль оберега. Оберег – это как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей.

Скажите ребята, как вы думаете, у кукол всегда была одежда? Дети: Да.

Педагог: Правильно, у кукол всегда была одежда. Кукольные платья шили не просто так, а со смыслом. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья радости. Изобретали и одевали кукол мастера-умельцы.

Как вы думаете, какими качествами должны обладать мастера-умельцы, чтобы сделать красивую, народную куклу? Дети: Они должны быть старательными, усидчивыми, внимательными, уметь выдумывать и фантазировать, быть добрыми.

Педагог: Вот, вы сказали «добрыми». А разве обязательно быть добрым, чтоб получилась хорошая игрушка, кукла? Дети: Да, если человек будет не добрым, то его изделие, которую он будет выполнять не получится красивой, нежной, она наверное будет грубой и неудобной. И детям будет неинтересно играть с такой игрушкой.

Педагог: Молодцы ребята! Правильно рассуждаете. Вот посмотрите, какие куклы у нас в музее, обратите внимание на их одежду, какой у них наряд.

Скажите, наши национальные костюмы вы знаете? Дети: Башкирские, татарские, русские, марийские, чувашские.

Педагог: Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о башкирском национальном костюме.

Вот смотрите, перед вами кукла, одета в платье. Посмотрите внимательно и скажите, что входит в башкирский национальный костюм? Дети: Головной убор, рубашка, платье, распашной кафтан (елэн), сапожки, кожаные ботинки.

Педагог: Правильно! А из чего состоит башкирский мужской национальный костюм? Дети: Головной убор, или тюбетейка, рубаха, штаны, камзол.

Педагог: А вы знаете, из каких цветов тканей использовали для изготовления башкирских национальных костюмов? Дети: Нет.

Педагог: Молодые девушки любили красивый цвет, пожилые женщины и мужчины носили зеленые платья и рубашки.

Педагог: Сегодня мы будем делать куклу в башкирском национальном костюме.

Но сначала давайте поиграем

Физкультминутка Башкирская игра «Ловкий джигит».

Педагог: А вы любите играть в куклы? И в давние времена дети любили играть в куклы. Правда, раньше не было у них таких красивых фабричных кукол. Пока дети были маленькими, кукол для них делали родители; когда они подрастали, сами мастерили себе кукол из разных материалов: дерева, соломы, ткани, но всегда украшали характерными для своего народа элементами. А из чего мы можем сделать куклу? Дети: Из бумаги.

Педагог: Правильно. Нам понадобятся листы бумаги красного, зеленого, черного и белого цвета. С Чего мы начнем работу? Дети: Сначала подготовим бумагу для работы. Сомнем несколько раз листы, чтобы они стали совсем мягкими (выполняют).

Педагог: Правильно, а после того как бумага станет мягкой, что нужно сделать?

(Во время занятия звучит башкирская мелодия). Дети: Белую бумагу поделить на две части.

Педагог: Правильно, мы сделаем из них голову и шею кукол. Из одной части листа скатаем плотный шарик, вторую обернем вокруг шарика и закрутим снизу. Получим голову и шею. Девочки, возьмите, пожалуйста, красный лист бумаги, а вы, мальчики, зеленый! Девочки будут делать платья для своих кукол, а мальчики – рубашки для своих. Сворачиваем листы бумаги по диагонали, отрываем верхний и нижний угол по дуге, склеиваем так, чтобы получился конус. Оставшаяся бумага нам понадобится для изготовления рукавов. Из небольших прямоугольников, одинаковых по размеру, склеим трубочки – это рукава платья и рубашек.

Девочкам для изготовления ног куклы нужно взять листы черной бумаги, аккуратно оторвать две неширокие полоски и скрутить их веревочкой.

Мальчики для своих кукол сделают брюки. Возьмите листы черной бумаги, разделите их на две части и сверните трубочкой. Основные детали готовы! Что теперь надо сделать? Дети: Соединить!

Педагог: Верно, голову вставим в маленькое отверстие платья или рубашки, по бокам приклеиваем рукава, внизу – ноги или штаны. Куклы получились замечательные! Чтобы их одежда была похожа на башкирский национальный костюм, надо украсить его характерными элементами. Чем башкиры украшали женский костюм? Дети: Тесьмой, разноцветной вышивкой из бисера, кораллов, жемчуга, а еще серебряными монетами.

Педагог: А мужской костюм? Дети: Рубахи расшивали красным шелком, тюбетейки украшали вышивкой, на елэнах и камзолах делали аппликации из ткани и кожи.

Педагог: Что еще кроме костюма башкиры украшали аппликацией? Дети: Юрту, свое жилище. Прежде чем украшать кукол, предлагаю отдохнуть и поиграть в игру, которая называется «Юрта» (играют.) Теперь приступим к украшению костюмов кукол. Нам понадобится красивая тесьма подходящей цветовой гаммы, гофрированная бумага, конфетти, фольга и т.д. Далее анализ занятия.

Название: Конспект образовательной деятельности «Башкирская кукла-оберег»
Номинация: Конспекты занятий, НОД / краеведение


Должность: старший воспитатель
Место работы: МБДОУ Детский сад № 219
Месторасположение: город Уфа

Елена Жевлакова

В своей презентации Я Вам покажу мастер класс ,по изготовлению национальной каркасной куклы ,которая знакомит детей с национальной башкирской игрой .

Для работы Вам понадобится :

Кабель ВВГ 3 ;-Ткань для жилета,брюк,рубашки ;-Детский носочек (для изготовления тюбетейки ) ;-Нитки;-Иголка;-Ножницы;-Паралон;-Заготовки из пенопласта для изготовления головы ;-Тесьма;-Пластичная масса для лепки ног и рук куклы ;-Маркер для нарисовки лица;-Эластичная ткань телесного цвета для обтягивания головы;-Мех (для имитации волос куклы ) ;-Клеевой пистолет;-Ветка дерева с сучком,для изготовления бревна ;-Деревянная подставка;-Саморезы;-Ножовка;

1. Лепим из солёного теста ножку для нашей куклы и даём ей высохнуть .

2. из проволоки изготавливаем каркас для куклы ,где чёрного цвета-туловище и руки.

3. Используя каркас , краим из ткани рубашку и брюки .

4. Прошиваем, выворачиваем изделие и одеваем на каркас .

5. Подкладываем ткань для придания объёма груди. Примеряем рубаху.

6. Пристрочив тесьму с орнаментом по низу изделия.

7. Раскраиваем жилет.

8. Примеряем на каркас куклы жилет

9. Берём две половинки-заготовки шара из пенопласта.

10. Зачищаем проволоку и втыкаем посередине в половинки (заготовки головы. Далее приклеиваем их термопистолетом.


11. Обшиваем эластичной тканью телесного цвета нашу голову. На макушке собираем в пучок ткань и стягиваем оставив на макушке 1 сантиметр.


12. На уровне соединения заготовок наносим клей.

13. Приклеиваем полосу меха. Это будут волосы для нашей будущей куклы .


14. Макушку головы оставляем открытой.


15. Отрезаем носик детского носочка- это будущая тюбетейка.


16. Примеряем основание головного убора изготовленного из поролона .


17. Сделав в поролоне отверстие- одеваем его на макушку головы,примеряем будущую тюбетейку



18.*Отмеряем тесьму, выбрав её по цвету. *Пришиваем тесьму к головному убору


19. Закрепляем заготовку из поролона продев в отверстие пучок обшивки головы. Тюбетейка готова!


20. Подстригаем мех, имитируя мужскую стрижку. Закрепляем тюбетейку на голове,прихватив её в нескольких местах нитками.


21. Лепим руки для куклы .


22. Закрепляем на талии брюки.

23. При помощи пистолета крепим руки и первую заготовку ноги.


24. Прикрепив заготовку ноги к проволочному каркасу , обматываем полосой из ткани для лучшего крепления.

25. Выпиливаем заготовку бревна, закрепив её саморезами на подставке.


26. Дополнительно приклеив проволоку к ветке «бревна» и обматываем её тканью с клеем. Закрепляем опорную «ногу» на бревне.

27. Вылепляем стопу опорной ноги. Кукла готова !


Публикации по теме:

Следующая моя народная тряпичная кукла – это Колокольчик. Выбор стал не случайным. Вот уже почти 30 лет работаю в одном и том же детском.

Данная работа проведена в рамках недельного исследовательско - игрового проекта "Капелька" во второй младшей группе. Воспитание любви.

Добрый день, уважаемые коллеги! Очень признательна вам за тёплые отзывы о моих куклах и сегодня хочу представить вашему вниманию мастер-класс,.

В современном мире все больше возрастает интерес к народным ремеслам. Желание современного человека знать, какой же была народная игрушка,.

Если у вас или ваших знакомых росла маленькая девочка-непоседа, то, наверняка, в доме осталась масса поломанных куколок, которых давно.