Математические загадки. Математические головоломки для детей и взрослых Математические загадки для 5

10.04.2024 Здоровье

Математика в стихах

Методическая разработка

по обучению дошкольников элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала

Подготовила Толстихина Галина Геннадьевна

Воспитатель первой категории

п. Северомуйск

2015 год

Части суток

Сказочная математика

Задачки на внимание

Занимательные вопросы

Логические концовки

Задачи в стихотворной форме

Считалки

Стихи – шутки

ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ

Счет до двух

На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде "раз".
А над ними весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде "два".

Счет до трех

Темнота легла кругом.
Раз, два, три -
Беги бегом!

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - Нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

Счет до четырех

Вышли мышки как-то раз
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре -
Мыши дернули за гири...
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.

Счет до пяти

Пальчики уснули,
В кулачок свернулись. (Пальцы сжать в кулаки)
Один, два, три, четыре, пять! (Поочередно разогнуть пальцы)
Захотели поиграть!

Солнце глянуло в кроватку...
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать,
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться - три, четыре,
И на месте постоять.
На носок, потом на пятку -
Все мы делаем зарядку.

Счет до восьми

Раз, два - выше голова,
Три, четыре - руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.

ВРЕМЕНА ГОДА: СТИХИ, ЗАГАДКИ И ПОСЛОВИЦЫ

Если ребенку трудно запомнить времена года, ему могут помочь стихотворения. Загадки полезны для закрепления материала.

Зима

Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю
Белю поля, дома
Зовут меня... (зима).

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь

В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Стали дни короче,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы,
И зима настала.

Была зима - был холод, снег.
Ушла зима - и снегу нет.

Весна

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня... (весна).

Мы сегодня рано встали,
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла... (весна)!

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой - улей - пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Лето

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
Купаться приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я... (лето).

Солнце печет,
Липа цвет
Рожь колосится,
Золотая пшеница.
Кто знает, кто знает,
Когда это бывает?

Осень

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я... (осень).

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.

Что там шепчут листья?
Подойдем и спросим.
Листья отвечают: осень, осень, осень.

Загадки

На земле живут сестрички,
У сестричек - по косичке.
Вот зеленая косичка:
Это первая сестричка.
Пашет, сеет, поливает,
Почкам глазки открывает. (весна)


Разноцветная косичка -
Загорелая сестричка.
Тоже трудится умело,
Чтобы все росло и зрело. (лето)


Золотистая косичка -
Это рыжая сестричка.
Убирает, веет, косит,
Урожай в амбары носит. (осень)


А четвертая косичка -
Белоснежная сестричка.
Все укроет одеялом,
Все разгладит, приберет,
А потом земле усталой
Колыбельную споет. (зима)

Пословицы о временах года

Декабрь год кончает, а зиму начинает.


Январь - году начало, зиме середина.


В зимний холод всякий молод.


Зима лето пугает, да все равно тает.


Чем крепче зима, тем скорее весна.


Как зима не злится, а весне покорится.


Зимы без снега да лета без дождя не бывает.


Зима не лето, в шубу одета.


Февраль силен метелью, а март - капелью.

ДНИ НЕДЕЛИ

В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения.

Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется понедельник.
Вторник - это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка среда
Третьим днем всегда была.
А четверг, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый - пятница сестрица,
Очень модная девица.
А в субботу, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, воскресенье,
Назначаем днем веселья.

Куда делся Понедельник?

Где бездельник Понедельник? -
Спрашивает Вторник
- Понедельник - не бездельник,
Никакой он не бездельник,
Он отличный дворник!
Он для повара Среды
Притащил ведро воды.
Кочегару Четвергу
Смастерил он кочергу.
Но приходила Пятница
Скромница, опрятница,
Он оставил всю работу
И поехал с ней в Субботу
К Воскресенью на обед.
Передал тебе привет.
Ю. Мориц

Есть 7 братьев,

Годами равные,

Именами равные. (Дни недели)

Этих братьев ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний,

Появляется передний. (Дни недели)

Части суток

Сестра к брату идет в гости,

А он от нее прячется.

Как их зовут? (День и ночь)

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик.

Все вокруг уснуть должны,

Наши дети тоже. (Ночь)

По небу лебедь черный

Рассыпает чудо - зерна.

Черный белого позвал,

Белый зерна поклевал. (День и ночь)

С зарей родился.

Чем больше рос,

Тем меньше становился. (День)

Когда это бывает?

Что солнце совсем уже садится,

Гвоздика лепестки свои свернет.

А дети спать уж

Собираются ложиться. (Вечером)

Сказочная математика

    Составьте задачу о Золотой рыбке и ее друзьях – морских обитателях.

    Назовите пять сказок, где героями тоже выступают дед и баба.

    Баба решила связать варежку всем лесным героям сказки “Колобок”. Сколько варежек свяжет баба? Сколько получится пар?

    В каких сказках встречается число 7?

    Вспомни пять сказок про медведя.

    Сколько зверей, птиц и рыб помогли Ивану-царевичу? (“Царевна-лягушка”)

    Полночь- это который час? (“Золушка”)

    Петушок испек всей семье по два пирожка. Сколько получилось пирожков? (Сказка “Колосок”)

    Герои сказки “Репка” встретились с героями сказки “Колобок”. Они захотели попить чаю. Сколько чашек им понадобилось?

    Герои сказки “Три медведя” встретились с героями сказки “Маша и медведь” и решили организовать веселый оркестр. Сколько музыкальных инструментов им нужно?

    Герда испекла пять пирожков, а Кай сделал изо льда звездочки, их было на три больше, чем пирожков. Сколько звездочек получилось у мальчика?

    Крошечка Хаврошечка пошла в лес со своими сестрами: Одноглазкой, Двуглазкой, Трехглазкой. Сколько всего глаз было у этой компании?

    Курочка Ряба снесла яичко, а мышка взяла и разбила. Ряба снесла еще три яичка. Мышка эти тоже разбила. Курочка Ряба поднатужилась и снесла еще пять, но бессовестная мышка разбила и эти. Из скольких яиц могли бы приготовить яичницу дед и баба, если бы они не разбаловали свою мышку?

Попробуйте отгадать вот такие простенькие загадки!

Я - тире в грамматике,
А кто я в математике?
***
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
***
Не похож я на пятак,
Не похож на рублик.
Круглый я, да не дурак,
С дыркой, но не бублик.
***
Мы - весёлые отметки
И встречаемся нередко
У прилежных в дневнике.
Кто их часто получает,
Никогда не заскучает.
***
Шея длинная такая,
Хвост крючком. И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А её лентяи - нет!
***
Нет углов у меня,
И похож на блюдо я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
***
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня…
Что это, кто отгадает?

Задачки на внимание


1. Подумай и скажи - кто быстрее переплывет речку - утята или цыплята?
2. Подумай и скажи - какого цвета волосы у колобка?
3. Отгадай загадку:
Лежали конфетки в кучке.
Две матери, две дочки
Да бабушка с внучкой
Взяли конфет по штучке,
И не стало этой кучки.
Сколько конфет было в кучке?
4. Росли 5 берез. На каждой березе по 5 больших веток. На каждой ветке по 5 маленьких веток. На каждой маленькой ветке - по 5 яблок. Сколько всего яблок?
5. Подумай и скажи - что помогает выжить белым медведям в пустыне, где нет воды?
6. На каких деревьях вьют свои гнезда страусы?
7. На столе лежит 2 яблока и 4 груши. Сколько всего овощей лежит на столе?
8. Подумай и скажи - кто громче рычит: тигр или буйвол?
9. Посмотрел Ваня утром в окно и говорит:
- А на улице, оказывается, очень сильный ветер. Нужно теплее одеваться.
Как он догадался, что на улице ветер? Что он увидел?
10. Пошли 2 девочки в лес за грибами, а навстречу 2 мальчика. Сколько всего детей идет в лес? (подсказка: 2 - остальные идут обратно)
11. В комнате горело 5 свечей. Зашел человек, потушил 2 свечи. Сколько осталось? (подсказка: 2- остальные сгорели)
12. Бревно распилили на 4 части. Сколько сделали распилов?
13. Прочитай слова и скажи - какое слово лишнее в каждом ряду?
- диван, стул, шкаф, конура, тумбочка,
- гвоздика, ромашка, камыш, лилия, астра,
- боровик, мухомор, сыроежка, подберезовик, лисичка.
14. Подумай и скажи - сколько земли будет в яме глубиной 1 метр, длиной 1 метр и шириной 1 метр?
15. У шестилетней девочки была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила 2 зернышка и съела тонкий кусочек сыра. Скажи, сколько лет было девочке, у которой была кошка?
16. На одном берегу реки стоит петух, а на другом индюк. Посреди реки - островок. Кто из этих птиц быстрее долетит до островка?
17. Скажи сколько грибов можно вырастить из 5 семечек?
18. Скажи, кто обитает в море на большей глубине: щука, рак или форель.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?

    Купил на 1 рубль, заплатил 2 рубля. Сколько дадут сдачи?

    На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)

    Как можно одним мешком пшеницы наполнить 2 пустых мешка, таких же как и мешок, в котором находится пшеница? (надо один из пустых мешков вложить в другой, а затем насыпать в него пшеницу)

    У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша)

    Задумай число до 5. прибавь к нему 2, я отгадаю, какое число ты задумал. Сколько у тебя получилось?

    У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если б было 7 кадушек, сколько было бы лягушек?

    Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей можно было сложить 2 новых квадрата?

    На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? (переложить один из тех, что короче)

    Первый Назар шел на базар, второй Назар – с базара. Какой Назар купил товар, какой – шел без товара?

    Двое детей подошли к реке. У берега всего 1 лодка. Как им перебраться на другой берег, если лодка может взять только одного пассажира? (дети подошли к реке с разных берегов)

    Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, каждая кошка имела 3 котенка. Сколько ног было на мельнице? (две ноги, у кошек лапы)

    Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

    Горело 7 свечей. 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось? (7)

    Два числа: 1 и 3. Быстро их сложи и ответ скажи.

ЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦОВКИ

Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).

Если 2 больше одного, то один… (меньше двух).

Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа…

(вышел позже Саши).

Если река глубже ручейка, то ручеёк… (мельче реки).

Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).

Если правая рука справа, то левая рука… (слева). Если два больше

одного, то один... (меньше двух).

Если правая рука справа, то левая... (слева).

СЧИТАЛКИ

Один, вида, три, четыре, пять, Один, два, тир, четыре!

Шесть, семь! Солдат идет в мундире,

Пойду каши я поем. С винтовкой на плече

Вы ж пока считайте, И ранцем на спине.

Кому водить, гадайте!

Девять, восемь, семь, шесть, Три, шесть, девять –

Пять, четыре, три, два, один, Полно спать!

В прятки мы играть хотим. Солнышко давно уж встало,

Надо только нам узнать, Нам пора идти гулять!

Кто из нас пойдет искать.

Один, два, тир, четыре, пять - Мы делили апельсин.

Встанем дети в круг опять. Много нас, а он один,

Пять, четыре, три, один - Это долька – для ежа,

В «кошки-мышки» играть хотим! Это долька – для чижа,

Один, два, тир, четыре, пять - Эта долька – для утят,

Вышел зайка погулять. Это долька – для котят,

Что нам делать, как нам быть? Это долька – для бобра,

Надо заиньку ловить! А для волка – кожура.

Один, два, тир, четыре, пять. Разбегайтесь кто куда!

Один, два, тир, четыре, пять, Один, два, тир, четыре –

Букой вздумали пугать. Жили мушки на квартире.

Три, четыре, пять и шесть - И повадился к ним друг –

Вы не верьте, что он есть, Крестовик, большой паук.

Буки, братцы, нет совсем! Паука мы вон попросим.

К нам, обжора, не ходи…

Ну-ка, Машенька, води!

ЗАДАЧИ В СТИХОТВОРНОЙ ФОРМЕ

Ежик по лесу шел, Под кустами у реки

На обед гриб нашел: Жили майские жуки:

Два – под березой, Дочка, сын, отец и мать.

Сколько их будет

В плетеной корзине?

Ну-ка, сколько всех ребят Рада Аленка –

На горе катается? Нашла два масленка!

Трое в саночках сидят, Да четыре в корзинке!

Один дожидается. Сколько грибов на картинке?

Три цыпленка стоят, Сидят рыбаки,

На скорлупки глядят, Стерегут поплавки.

Два яичка в гнезде Рыбак Корней

У наседки лежат. Поймал трех окуней.

Сосчитай поверней, Рыбак Евсей –

Отвечай поскорей: Четырех карасей

Сколько будет цыплят Сколько рыб рыбаки

У наседки моей? Натаскали из реки?

Дарит бабушка лисица Раз к зайчонку на обед

Трем внучатам рукавицы: Прискакал дружок сосед.

«Это вам на зиму, внуки, На пенек зайчата сели,

Рукавичек по две штуки. И по пять морковок съели.

Сколько всех, пересчитайте? Сколько съедено

Морковок?

Расставил Андрюшка Посадила мама в печь

В два ряда игрушки. Пироги с капустой печь.

Рядом с мартышкой – Для Наташи, Коли, Вовы

Плюшевый мишка. Пироги уже готовы,

Вместе с лисой – Да еще один пирог

Зайка косой. Кот под лавку уволок.

Следом за ними – Да еще из печки пять

Еж и лягушка. Маме нужно вынимать.

Сколько игрушек Если можешь, помоги –

Расставил Андрюшка? Сосчитай-ка пироги!

Шесть веселых медвежат К серой цапле на урок

За малиной в лес спешат. Прилетели семь сорок,

Но один малыш устал: А из них лишь три сороки

От товарищей отстал. Приготовили уроки.

А теперь ответ найди: Сколько лодырей – сорок

Сколько мишек впереди? Прилетело на урок?

Семь гусей пустились в путь, Подарил утятам ежик

Два решили отдохнуть. Восемь кожаных сапожек.

Сколько их под облаками? Кто ответит из ребят,

Сосчитайте, дети, сами. Сколько было всех утят?

В снег упал Сережка, Мама вышила ковер.

А за ним Алешка. Посмотри, какой узор.

А за ним Маринка, Две большие клеточки,

А за ней Иринка. В каждой по три веточки,

А потом упал Игнат. Села Маша на кровать,

Сколько было всех ребят? Хочет ветки сосчитать.

Да никак не может.

Кто же ей поможет?

У куклы пять нарядных платьев. Яблоки в саду поспели.

Какое нынче надевать? Мы отведать их успели.

Есть у меня для платья шерсть, Пять румяных, наливных,

Свяжу и платьев будет…(шесть). Три с кислинкой.

Сколько их?

СТИХИ-ШУТКИ

Плачет Ира, не унять,

Очень грустно Ире.

Стульев было ровно пять,

А теперь четыре.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не реви! –

Сказал малыш. –

Ведь на пятом ты сидишь!

Л. Пантелеев

Лида ставила тарелки

На столе ребятам всем:

Ровно семь тарелок мелких

И глубоких – тоже семь.

Принесла в солонке соли,

Ложек тоже ровно семь:

Лене, Оле, Жене, Толе,

Мае, Рае, Коле – всем!

Положила вилки с краю,

Не забыла ничего.

Говорят ей: «Не хватает

Здесь прибора одного».

Нет, я всех ребят считала,

Сосчитаю я опять!

И опять она считала,

Стала всех перечислять:

«Лена, Рая, Оля, Мая,

Толя, Коля, Женя – семь!»

И нарочно вслух считает,

Чтобы слышно было всем.

Вот и кончена работа,

Можно звать к столу ребят!

Ты обидела кого-то, -

Снова Лиде говорят.

Занимательные загадки

    Кто становится выше, когда садится? (Собака.)

    Что становится легче, когда его надувают? (Шарик.)

    На четырех ногах стою, ходить вовсе не могу. (Стол.)

    Имеет четыре зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (Вилка.)

    Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет. (Дождь, земля, трава).

ИГРЫ

Цепочка примеров

Цель: упражнять детей в умении производить арифметические действия.

Ход игры: две группы участников садятся на стулья – одна против другой. Один ребенок берет мяч, называет простой арифметический пример: 3 + 2 – и бросает мяч кому-нибудь из другой группы. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой группы. Поймавший мяч продолжает пример, в котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом примере. Участник игры, давший неверный ответ или пример, выбывает из игры. Выигрывает группа детей, у которой осталось больше игроков (предлагается для детей 6 – 7 лет, успешно усвоившими арифметические действия).

Отгадай число

Цель: закрепить умение детей сравнивать числа.

Ход игры: по заданию ведущего ребенок должен быстро назвать число (числа) меньше 8, но больше 6; больше 5 , но меньше 9 и т.д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок. При делении детей на 2 группы ответивший неправильно выбывает из игры.

Только одно свойство

Для игры необходимо изготовить специальный набор геометрических фигур. В него входят 4 фигуры (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник) четырех цветов (красного, синего, желтого и белого), маленького размера. В этот же набор включается такое же количество перечисленных фигур указанных цветов, но больших по размеру. Таким образом, для игры (на одного участника) необходимо 16 маленьких геометрических фигур четырех видов и четырех цветов и столько же больших.

Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее.

Ход игры: у двоих играющих детей по полному набору фигур. Один (тот, кто начинает игру) кладет на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить рядом фигуру, отличающуюся от нее только по одному признаку. Так, если первый положил желтый большой треугольник, то второй кладет желтый большой квадрат или синий большой треугольник и т.д. Неправильным считается ход, если второй играющий положит фигуру, не отличающуюся от нее более чем на один признак. В этом случае фигуру у игрока забирают. Проигрывает тот, кто первый останется без фигур. (Возможны варианты.)

Игра строится по типу домино. По ходу игры требуется быстрая ориентировка играющих в цвете, форме, размере фигур, отсюда и воздействие на развитие логики, обоснованности мышления и действий.

Числовой ряд (для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.

Ход игры: двое детей раскладывают перед собой лицевой стороной вниз карточки с цифрами то 1 до 10. При этом каждому из детей дается определенное количество карточек с цифрами (например, до 13). Некоторые из цифр встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет карточку с цифрой, открывает ее и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее первой, если больше – правее. Если же возьмет карту с числом уже открытым, то возвращает ее на место, а право ходе переходит соседу. Выигрывает тот кто первый выложит свой ряд.

Назови число

Цель: упражнять детей в умении производить устные вычисления.

Ход игры: взрослый или старший ребенок говорит: «я могу отгадать число, которое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем еще отними задуманное число, к результату прибавь 1. у тебя получилось число 5». В этой несложной задаче на смекалку задуманное число может быть любым, но для решения ее нужно уметь устно вычислять.

Сколько взять конфет?

Цель : упражнять детей в соотнесении условия задачи с результатом.

Ход игры: предлагается условие задачи: «в вазе лежало 3 яблоко. Мама угостила ими трех девочек. Каждая из девочек получила по одному яблоку, и одно осталось в вазе. Как это получилось?» к ответу решающей задачу приходит вследствие размышления, соотнесения условий с результатом. (одна девочка взяла яблоко вместе с вазой).

Список литературы занимательного материала

    Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1993. – 336с.

    Воскобович В.В., Харько Т.Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры», книга 2 «Описание игр». – 36с.

    Давайте поиграем: мат. игры для детей 5-6 лет: кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Н.И.Касабуцкий, Г.Н.Скобелев, А.А.Столяр, Т.М.Чеботаревская; Под ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1991 – 80с.

    Девина И.А., Петраков А.В. Развиваем логику (6-8). – М.: Издательство «Ось – 89», 2000 – 32с.

    Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников: кн. для воспитателей детских садов. – М.: Просвещение, 1992. – 191с.

    Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. 2-е изд. – М.: Педагогика, 1994. – 176с.

    Занимательные упражнения по математике для дошкольников и младших школьников. Новокузнецк 1994. – 66с.

    Кулагина Л.М. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателей детских садов. – 142с.

    Михайлова З.А. игровые занимательные задачи для дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 94с.

    Сербина Е.В. Математика для малышей: книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1992. – 80с.

    Смекалка для малышей. Занимательные задачки, загадки, ребусы, головоломки. – М., Омега, 1994. – 256с.

    Чего на свете не бывает?: Занимат. игры для детей от 3 до 6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/Е.Л.Агаева, В.В.Бофман, А.И.Булычева и др.; Под ред. О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаевой. – М.: Просвещение, 1991. – 64с.

    Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества (Место в интеллектуальном развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 128с.

    В.В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. С-пб., 1996.
    Математика от трех до семи. Учебно-методическое пособие для воспитетелей детских садов. С-пб., 1999. Наталья Ильина.

Углы рисую и квадратики
Я на уроке …
Математики

Меня как будто нет.
Кто я? Ты дай ответ!
Пустое место я?
Нет, нет, мои друзья!
Со мною единица
В десятку превратится.
И сотней она станет,
Коль с братом справа встанем.
Ноль

По-латыни это слово «меньше» означает,
А у нас-то этот знак числа вычитает.
Минус

Если меньше, стало быть,
Числа будем мы …
Делить

Его вам надо пригласить,
Чтоб равных чисел ряд сложить.
Для облегчения сложения
Есть знак отличный - …
Умножения

Я — тире в грамматике,
А кто я в математике?
Минус

Сговорились две ноги
Делать дуги и круги.
Циркуль

Плюсы и минусы, знаки деления,
Равенства знаки и умножения,
Всяких примеров, задач задается.
Как же наука такая зовется?
Математика

Арифметическое действие,
Обратное сложению,
Знак «минус» в нем задействован,
Скажу вам без сомнения.
А в результате разность —
Не зря мои старания!
Пример решил я правильно,
И это...
Вычитание

И в том моё предназначенье:
Я для сложения гожусь.
И этим очень я горжусь.
Плюс

Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня …
Квадрат

Не задерживай с ответом —
Рядом с игреком и зетом.
Икс

Бывает он острым, бывает тупым,
Но чаще всего он бывает прямым.
У тупого и острого разный размер,
Прямой — постоянства являет пример.
Градус меняют острый с тупым,
Только прямой остаётся прямым.
Угол

Чтобы сумму получить,
Нужно два числа …
Сложить

Все четыре стороны
У таких фигур равны.
И углы прямые,
Кто же мы такие?
Квадраты

Мне служит головой вершина.
А то, что вы считаете ногами,
Все называют сторонами.
Угол

В юбке-клеш одна девица
Долго в зеркальце глядится.
Не может наглядеться
Девочка …
Трапеция

Что за «ломаные числа»
Раньше были на Руси?
Математика об этом
Хорошенько расспроси.
Дроби

Знает каждый карапуз:
Знак сложенья — это...
Плюс

Если что-то забираем,
Числа, дети, …
Вычитаем

Я и цифра и число,
Это ясно всем давно.
А еще я акробатка
И зовут меня …
Девятка

Длинноногий фигурист
Исчертил тетрадный лист!
Что ни танец - то кружок!
Как зовут его, дружок?
Циркуль

Ты на фигуру посмотри -
Всего у ней лишь только три.
Три стороны и три угла.
Не ошибется школьник
И скажет, что фигура та
Зовется …
Треугольник

Отгадай без промедления:
Вечно требует решения.
Есть вопрос, условие,
И без прекословия.
Задача

Числа плюсом прибавляем
И ответ потом считаем.
Если «плюс», то, без сомнения,
Это действие — ...
Сложение

Если больше раз так в пять,
Числа будем …
Умножать

Ты меня скорей возьми
И окружность начерти.
Если нужно, раскрывай,
Расстояние измеряй.
Циркуль

Не со зла он отнимает,
Просто свой долг выполняет.
Отнимать большой мастак
Этот всем знакомый знак.
Минус

Есть он острый, но не нос.
Есть прямой, но не вопрос.
И тупой есть, но не ножик.
Это что таким быть может?
Угол


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ

Два цыпленка стоят,

Два в скорлупках сидят.

Шесть яиц под крылом

У наседки лежат.

Посчитай поскорей,

Отвечай поточней:

Сколько будет цыплят

У наседки моей?

===================

Как-то вечером к медведю

На порог пришли соседи:

Еж, барсук, енот, «косой»,

Волк с плутовкою-лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

Помоги ему скорей,

Посчитай-ка всех зверей.

=========================

7 тарелок им умыты,

8 чашек не забыты,

Ложек - дюжина одна

Чистота кругом видна

Вы готовы дать ответы,

Сколько всей посуды этой

Перемыл он, сын-проказник?

Дело было в мамин праздник.

Над болотцем тихо, тихо...

В теплом воздухе парят

Сам Комар да Комариха,

С ними туча комарят!

Комариха с Комаром говорят:

Сосчитай-ка, Комар, комарят.

Как же счесть, Комариха, комарят?

Не поставишь комарят наших в ряд.

Насчитала Комариха сорок пар,

А продолжил счет сам Комар.

Комарят Комар до вечера считал,

Насчитал 13 тысяч и устал...

А теперь сосчитайте сами вы, друзья,

Велика ли комариная семья?

===================================

У деда Архипа - большая семья.

Детей всего восемь, и все сыновья.

У каждого по паре ребят, внучат Архипа.

Их сколько, внучат?

======================

10 солдат строились в ряд,

10 солдат шли на парад.

9/ 10 было усатых,

Сколько там было безусых солдат?

10 солдат строились в ряд,

10 солдат шли на парад.

8/ 1 0 было носатых,

Сколько там было курносых солдат?

ВОПРОСНИК:

1. Какие часы два раза в сутки показывают верное время?

2. Что случится с красным платком, если его опустить на дно моря на 5 минут?

3. Как далеко в лес может забежать заяц?

4. Можно ли в решете принести воду?

5. Летело 3 страуса, одного сбили. Сколько осталось лететь?

6. Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 10?

7. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии?

8. Какие три числа, если их сложить или перемножить дают один и тот же результат?

9. Назовите пять дней не называя чисел и дней недели.

10. Месяца имеют 30-31 день, а какой месяц имеет 28 дней?

11. Как нужно трижды записать цифру 3, чтобы в итоге получилось 4?

12. Напишите 100 пятью единицами, а затем пятью пятерками.

13. Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?

14. Человек зашел в комнату и увидел там 6 собак и 2 кошки с котятами. Сколько ног в комнате?

15. В комнате 4 угла, в каждом углу по кошке. Напротив каждой кошки по 3 кошки. Сколько кошек в комнате?

16. Человек шел в Ленинград, ему навстречу отряд ребят. У каждого по лукошку, а в лукошке по кошке, у кошки по пять котят. Сколько человек шло в Ленинград?

17. Представь, что ты машинист и ведешь поезд. В нем 16 вагонов: 2 вагона с дровами, 3 – с нефтью, остальные с углем. Сколько лет машинисту?

18. Трое играли в шашки. Всего сыграли три партии. Сколько партий сыграл каждый?

19. Летела стая гусей. Один гусь впереди и два позади. Один позади и два впереди. Один между двумя и три в ряд. Сколько их было?

20. Две дочери, две матери, да бабушка с внучкой. Сколько всех?

21. Как можно одним мешком пшеницы, смолов её, наполнить два таких же мешка?

22. Что это может быть: две головы, две руки, шесть ног, а идут или бегут только четыре?

23. Двое пошли – три гвоздя нашли. Следом четверо пойдут – много ли гвоздей найдут?

24. Два землекопа выкапывают 2 м канавы за 2 часа. Сколько землекопов за 5 часов выкопают 5 м канавы?

25. Одно яйцо варят 4 минуты, сколько минут нужно варить 5 яиц?

26. В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье?

27. Два отца и два сына поймали трех зайцев, а досталось всем по одному зайцу. Спрашивается: «Как это могло случиться?»

28. Написать цифрами число, состоящее из 11 тысяч, 11 сотен и 11 единиц.

29. Чтобы найти пиратский клад надо пройти от старого дуба 12 шагов на север и 5 шагов на юг, затем 4 на север и 11 на юг. Где зарыт клад?

30. Две ноги на трех ногах, а четвертая в зубах.

Вдруг четыре прибежали и с одною побежали.

Подскочили две ноги, закричали на весь дом

Да тремя по четырем, но четыре завизжали

И с одною убежали.

(Человек, собака, стул и куриная ножка)

РЕБУСЫ:

Кроссворд 1

    Какое количество дней в неделе?

    Какое количество дней в декаде?

    Сколько секунд в минуте?

    Сколько будет, если одну тысячу разделить на двадцать пять?

    Какого числа родился известный лингвист и методист Александр Матвеевич Пешковский?

    Сколько лет было городу Челябинску в 1786 году?

    Сколько всего уроков у 6-2 класса в понедельник, вторник и среду?

    Сколько лет будет городу Челябинску через 230 лет?

    Сказка «…медведя».

    Пословица «… в поле не воин».

    Сумма всех ответов в этом кроссворде.

Кроссворд 2

    Если это число умножить на 7, то получится 42.

    Соль стоит 7 рублей, а сахар – на 13 рублей дороже. Сколько стоит сахар?

    Какую оценку ученики не любят больше всего?

    Если 32 разделить на 4, то сколько получится?

    Какого числа Рождество Христово?

    Какую оценку ученики любят больше всего?

    Какого числа День независимости России?

    Какого числа День согласия и примирения?

    У девочки 21 рубль. На проезд нужно 4 рубля. Сколько у девочки останется денег?

    Маша пошла на базар. У нее было 230 рублей. Она купила фруктов на 50 рублей, овощей на 25 рублей, хозяйственных товаров на 65 рублей и молочных продуктов на 75 рублей. Сколько денег осталось у Маши?

Кроссворд 3

    Сколько суток царь Дадон из «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина вел свое войско до того, как встретил Шамаханскую царицу?

    Самое несчастливое число.

    Сколько раз старик из сказки А.С. Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке») ходил к золотой рыбке, чтобы та исполнила желания его старухи?

    Какое число стоит между числами 8 и 10?

    Сколько будет, если из 30 отнять 21?

    Сколько будет, если количество дней в декаде умножить на 30?

    Сколько месяцев составляет полгода?

    Сколько будет, если число 500 разделить на число дней в декаде?

    Сколько лиц в русском языке?

    Сколько лет Святой пророк Моисей водил евреев по пустыне?

Даты находятся в промежутке от 14 до 19. Числа 18 и 19 встречаются по разу. Если день рождения в эти даты, то Бернард сразу бы сказал месяц.

Если Шерил сказала Альфреду, что родилась в мае или июне, значит, день рождения может быть 19 мая или 18 июня. Раз Альфред точно знает, что Бернард не знает ответ, значит, речь не о мае или июне. Остаются июль или август.

В июле и августе остались даты в диапазоне от 15 до 17, а 14 встречается дважды. Если бы день рождения был 14-го, то Бернард после реплики Альфреда еще не мог бы дать точного ответа. Значит, речь не о 14-ом. Остаются 16 июля, 15 августа и 17 августа.

Если бы Шерил сказала Альфреду, что родилась в августе, то после ответа Бернарда, Альфред не мог бы точно узнать дату рождения - ведь целых 2 даты приходятся на август.
Значит, Шерил родилась 16 июля.

Эту задачку Конгу показала племянница друга. Она же разыграла телеведущего, сказав, что головоломка предназначена для 10-летних школьников.

Дебаты о том, как решить «простую» задачку, развернулись нешуточные. Спустя 2 дня, когда большинство участников сдались, выяснилось, что задача - олимпиадная, для 14-летних школьников.

Математическая загадка не только игра, но и средство воспитания, обучения и развития детей, упражнения в рассуждении, в умении доказывать.

Ушинский К.Д. говорил: «Загадка доставляет уму ребёнка полезное упражнение, а для педагога даёт возможность сделать занятие занимательным, интересным».

Существуют разнообразные виды математических загадок. К ним относятся: логические загадки, задачки, загадки с цифрами, загадки-обманки, весёлый счет, загадки-раскраски, загадки о геометрических фигурах, загадки-кроссворды, загадки - развлечения, загадки на внимание, физ. минутки, викторинки, загадки-шутки, пальчиковые игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математические загадки для детей дошкольного возраста.

Математическая загадка не только игра, но и средство воспитания, обучения и развития детей, упражнения в рассуждении, в умении доказывать.

Ушинский К.Д. говорил: «Загадка доставляет уму ребёнка полезное упражнение, а для педагога даёт возможность сделать занятие занимательным, интересным».

Существуют разнообразные виды математических загадок. К ним относятся: логические загадки, задачки, загадки с цифрами, загадки-обманки, весёлый счет, загадки-раскраски, загадки о геометрических фигурах, загадки-кроссворды, загадки - развлечения, загадки на внимание, физ. минутки, викторинки, загадки-шутки, пальчиковые игры.

Картотека математических загадок

Серьезная стройка идет у Сережки:
Из кубиков красных кладет он дорожку.
Один плюс один, плюс один, ещё три -
Считает Серёжка успехи свои.
И ты дай ответ, поразмыслив немножко,
Так сколько же кубиков в этой дорожке?
(шесть) А. Журавлева

Шесть девчонок круглолицых
Вяжут шарфики на спицах.
Вот пришла ещё одна,
всем конфеты принесла.
А за ней пришел котенок...
Сколько стало там девчонок?
(семеро) А. Журавлева

Пять веселых лягушат
На пригорочке лежат.
Мимо ёжики бежали,
Лягушат всех распугали.
Два лягушонка нырнули в ручей.
Сколько осталось?
Считай поскорей!
(три) А. Журавлева

Два мышонка в темноте
Грызли сыр в избушке.
Три мышонка в тесноте
Спали на подушке.
Можем сразу посчитать,
Что мышат всех было...
(пять) А. Журавлева

На полке в лукошке хранили картошку.
Семь яблок зеленых и лука немножко
Хранили в коробке на стуле у стенки,
Где жарились вкусные сладкие гренки.
Пришел утром повар и бросил в коробку
Три яблока красных, фасоль и морковку.
Коробка осталась на стуле лежать.
Попробуй в ней яблоки все посчитать!
(десять) А. Журавлева

Пять конфет взял Степан,
Положил себе в карман.
Две отдал сестричке Оле,
Угостил тремя он Колю.
Сколько же себе конфет
Он оставил? Дай ответ.
(ноль) А. Журавлева

Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два - под березой,
Один - у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине?
(три)

Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал:
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
(пять)

Для школьников

Век огромный, словно слон,
Сколько лет вмещает он?
(сто)

Сто кило помножь на десять,
Сколько это будет весить?
(тонна)

Меньше в десять раз,
чем метр, всем известно, ...
(дециметр)

Единица, шесть нулей
Вот бы столько нам рублей.
(миллион)

Это величина.
И только она одна
Размер поверхностей измеряет,
В квадрате определяет.
(Площадь)

В граммах, килограммах тоже
Измерять ее мы можем.
(Масса)

Есть отрезок длинный, есть короче,
По линейке его чертим, между прочим.
Сантиметров пять - величина,
Называется она... (длина)

Нужно объяснять кому-то,
Что такое час? Минута?
С давних пор любое племя
Знает, что такое... (время)

Быстрота перемещения
Созвучна слову «ускорение».
Ответьте, дети, мне сейчас,
Что значит 8 метров в час?
(Скорость)

Глядела цифра в зеркало и о сестре мечтала.
Но только свойства одного его видать не знала.
И получила двойника. Как капелька водицы
Сестра похожа на нее. Да только вниз косица.
(шесть и девять)

Задали детям
В школе урок:
Прыгало в поле
40 сорок,
10 взлетели,
Сели на ели.
Сколько осталось
В поле сорок?
(тридцать)

Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 13 окуней,
Рыбак Евсей - четырех карасей,
А рыбак Михаил
Двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки?
(девятнадцать)

К двум зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по три морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
(пятнадцать)

К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок,
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок?
(Четыре)

В семь сорок,
Утром рано,
В семь сорок
Встав с дивана,
В семь сорок шли погулять семь сорок.
В семь сорок
На дороге
Видят пирог сороки
И приглашают гостей на пирог:

Орла, Щегла, Павлина,
Фазана и Пингвина,
И Попугая, и Гуся...
Только это песенка не вся!
...
Два вопроса:
Сколько гостило гостей у сорок?
На сколько частей разделили пирог?
(семь и четырнадцать) Андрей Усачев

Скоро 10 лет Сереже -
Диме нет еще шести.
Дима все никак не может
До Сережи дорасти.
А на сколько лет моложе
Мальчик Дима, чем Сережа?
(на 4 года)

Три кошки купили сапожки
По паре на каждую кошку.
Сколько у кошек ножек
И сколько у них сапожек?
(12 ножек и 6 сапожек)

Именины у синицы, гости собрались.
Сосчитай-ка их скорее да не ошибись.
Птичек дружная семья:
Три весёлых воробья,
Три вороны, три сороки –
Чёрно-белых белобоки,
Три стрижа и дятлов три.
Сколько всех их, назови?
(пятнадцать)

Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо - совсем позабыла.
Две штучки - для внучки,
Две штучки - для деда,
Две штучки - для Тани,
Дочурки соседа...
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.
(6 ватрушек)

В зоопарке я бывала,
Обезьянок там видала:
Три сидели на песке,
Две качались на доске,
А ещё три спинки грели.
Сосчитать вы всех успели?
(восемь)

Сколько насекомых в воздухе кружат?
Сколько насекомых в ухо мне жужжат?
Два жука и две пчелы,
Мухи две, две стрекозы,
Две осы, два комара.
Называть ответ пора.
(двенадцать)

Белка, ёжик и енот,
Волк, лиса, малышка крот
Были дружные соседи.
На пирог пришли к медведю.
Вы, ребята, не зевайте:
Сколько всех зверей, считайте.
(семь)

Принесла коза для деток
Со двора 16 веток,
Положила на пол их.
Как делить на четверых?
(По 4 ветки)

Белочка грибы сушила,
Только посчитать забыла.
Белых было 25,
Да ещё масляток 5,
7 груздей и 2 лисички,
Очень рыженьких сестрички.
У кого ответ готов?
Сколько было всех грибов?
(тридцать девять)

Лебеди у нас в пруду,
Я поближе подойду:
9 чёрных, белых 5.
Кто успел их сосчитать?
Говорите поскорей:
Сколько пар лебедей?
(7 пар)

Для потехи детворы,
Для веселья, для игры
Клоун надувал шары.
Красный - будто бы фонарик,
Цвета неба синий шарик,
А зеленый - как лужок,
Желтый - солнышка кружок,
Белый - свеженький снежок.
Всем хватило ли, дружок?
Очень скоро детвора
Потеряла два шара:
Поиграли полчаса
И пустили в небеса.
Веселятся малыши,
Ты ж подумай и реши:
Сколько шариков осталось,
Сколько в небо не умчалось?
(3 шарика)

Прилетели галки,
Сели на палки.
Если на каждой палке
Сядет по одной галке,
То для одной галки
Не хватит палки.
Если же на каждой палке
Сядет по две галки,
То одна из палок
Будет без галок.
Сколько было галок?
Сколько было палок?
(4 галки и 3 палки)