Христианские ресурсы. Модели планирования лагерной схемы. Структура лагерной смены

23.04.2024 Развитие

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Программа развития личности в летнем оздоровительном лагере «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ" Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 19 г. Йошкар-Олы с углубленным изучением отдельных предметов"

2 слайд

Описание слайда:

Программа «Маленький принц»представляет собой сюжетно – ролевую игру младших школьников продолжительностью в одну смену.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

«Какой я есть, каким я должен быть, чтобы Земля благодарила меня за каждый час моего существования?» Мероприятия: Ежедневная утренняя зарядка Закаливание Спортивно-оздоровительные часы Пешие экскурсии на природу Осуществление проектов: «Подружись с водой» «Вкусно или полезно» «Мой лесной доктор» "я - планета"

6 слайд

Описание слайда:

"Планета людей" На земле проживает огромное количество людей. Но у каждого из нас есть свой мир, непохожий на все остальные. «Откроем» планеты других людей. Мероприятия: Отрядные огоньки «Расскажи мне о себе» Экскурсии в музеи Встречи с интересными людьми Осуществление проектов: «Планеты моих товарищей» «Копилка народной мудрости» «Экологическое бедствие» «Вырасти себе друга»

7 слайд

Описание слайда:

Будем искать знания, которые помогут сохранить нам цветущей нашу планету. Мероприятия: Конкурс «Копилка Почемучки» Экскурсии по городу, в библиотеку Интеллектуальные игры Конкурс «Моя малая Родина» Осуществление проектов: «Запрещающие знаки моей планеты» «Что такое хорошо, и что такое плохо» "Знания во спасение"

8 слайд

Описание слайда:

Это значит, что каждый из наших контактов с окружающим будет на пользу и нам, и другим… Мероприятия: Выходы с концертами в ДОУ Концерты для родителей Осуществление проектов: «Чистое утро» «Экологическая неотложка» «Мы умеем творить добро» "Взаимодействие плюс"

9 слайд

Описание слайда:

"Красота спасет мир" Видеть, понимать прекрасное и создавать красоту своими руками! Мероприятия: Конкурс рисунков на асфальте Конкурс Выставки художественных работ Конкурс «Литературный альманах» Посещение театров Осуществление проектов: «Радуга над домом» «Красивые люди» «Вальс цветов» Соревнование – игра «Здоровый человек – красивый человек!»

10 слайд

Описание слайда:

Массовые акции, посвященные проведению совместных дел. Мероприятия: Посвящение в «Маленьких принцев» Осуществление ритуалов приема в организацию Проведение отрядных огоньков: «Расскажи мне обо мне» «Огонек – анализ дела» Присвоение званий по ступеням: «Принц алой розы» «Принц белой розы» «Принц солнечной розы» «Маленький принц Земли» Праздничное шоу при завершении лагерной смены "Возьмемся за руки, друзья!"

11 слайд

Описание слайда:

Реализация программы: I Подготовительный период (январь-май) Анализ социальной ситуации, изучение документации Создание группы педагогов, осуществляющих руководство программой Обсуждение и утверждение программы летнего лагеря Создание группы вожатых; формирование творческих групп и органов самоуправления Набор детей младшего школьного возраста в отряды II основной (июнь) Открытие I смены летнего лагеря. Хозсбор Праздничное шоу в честь открытия лагеря Организация деловой игры «Маленький принц»

12 слайд

Описание слайда:

Реализация программы: I этап – создание игровой ситуации, знакомство с правилами игры, распределение по группам, творческое представление отрядов, их названий, предъявление целей на период игры. День рождения планеты и посвящение в «Маленьких принцев». II этап – цикл практических дел на «планете», целью которого является выполнение правил Маленького принца по блокам. III этап – подведение итогов. Демонстрируются все выполненные в ходе проекта творческие работы, рассказывается о своей планете, инсценируются фрагменты сказки и т.д., проводится праздник «Возьмемся за руки, друзья».

13 слайд

Описание слайда:

Театр кукол ДК им. Ленина Муз. театр Нац. музей Музей ИЗО искусств Русский Драмтеатр ДК им. Калинина Парк культуры Детская библиотека ТЮЗ «Маска» Схема сотрудничества летнего лагеря «Маленький принц» Маленький принц

14 слайд

Описание слайда:

Программа летнего лагеря «Маленький принц» одобрена и принята за основу на методическом объединении начальных классов и педагогическом совете школы. Результаты реализации программы: вырабатывание у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни; улучшение их физического и духовного состояния; развитие экологической культуры личности, осознанного соблюдения норм и правил поведения в окружающей среде; воплощение впечатлений и знаний об окружающем мире в различных видах творчества; обеспечение приоритета духовно-нравственного воспитания младших школьников; развитие инновационной деятельности в системе воспитания РМЭ

15 слайд

Описание слайда:

Литература: Козлова Г.В. Программа воспитательной работы. // Классный руководитель, М.,200-№ 4 Ю. Кудинов. Модели организации летнего отдыха. // Народное образование.1999 - № 5 Организация жизни детей в летнем лагере. // Воспитание школьников. 1996 - №2 Ситова Н.Г. Формирование экологического мышления во внеклассной работе. // Классный руководитель, М., 1999 -№ 6 Степанов Е.Н., Ильина М.Б., Яковлева В.А., Положение о комплексном центре содействия развитию личности ребенка. // Классный руководитель, М., 2001 - №5 И.В. Цветкова. Экология для начальной школы. // Ярославль. Академия развития. – 1997 Е. Штейнберг. Лагерь «Надежда»: формула дела // Народное образование. – 1999 - № 2 Журналы «Классный руководитель», 2002-2003гг. - № 1-6.

Модели планирования лагерной схемы. Структура лагерной смены

Лагерь - это временный детский коллектив. Летний лагерь является формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, пространством, созданным для оздоровления и развития творчества ребенка. Задача летнего лагеря - помочь детям разного уровня воспитания и развития обрести более глубокое понимание самого себя и своих взаимоотношений с окружающими. Основополагающий принцип деятельности - воспитание через вовлечение детей в программу, через погружение в мир творчества. Исходя из этого выбирается стиль работы педагогического коллектива. Особенность летнего лагеря в том, что на первый план выходят сотрудничество, сотворчество, соуправление.

Организация деятельности детей в лагере предполагает знание интересов и возможностей ребят, их включение в соответствующую предметно-практическую деятельность. Ориентация на формирование целостного мира человека позволяет создать программу, интегрирующую культурно-образовательную, досуговую и спортивную деятельность детского лагеря.

Решив работать вожатым, каждый человек должен отдавать себе отчет, что он должен делать, как ему это сделать и за что он несет ответственность. О том, что нужно делать и за что несет ответственность вожатый, могут проинформировать должностные обязанности вожатого в детском лагере, а вот информировать о том, как это делать, призваны различные методические материалы.

В первую очередь все организаторы детского отдыха детей и подростков, все вожатые должны быть ознакомлены со всеми нормативными документами, которые необходимы для функционирования детского оздоровительного лагеря.

Всем сотрудникам лагеря необходимо помнить о том, что в лагере ребенок освобождается от влияния школы и опеки родителей. Поэтому в руководстве детским коллективом необходимо соблюдать ценностное отношение к личности ребенка. Это проявляется в интересе к личности, способности почувствовать, понять настроение ребенка, превратив общение в удовольствие. Главная функция вожатого в личностном подходе заключается в создании условий для самореализации и самоутверждения ребенка. Основным способом достижения этого служит игра.

Игровая модель планирования лагерной смены

В основе развития лагерной смены лежит идея сюжетно-ролевой игры. С первых дней пребывания в лагере ребенок вводится в игру, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены. Самое главное в игровой модели - это замысел - задуманный интересный план действий или деятельности, намерение. Творческий союз взрослых и детей рождает его в соответствии с выработанным идеалом коллектива и отношением в нем всех его членов. За идеал обычно берется лучший опыт прошлого или настоящего, абсолютно новая схема, идея, собранная по крупицам или даже нафантазированная ребятами.

Описанная далее в издании игровая модель следующая. Дети погружаются в игровую легенду о том, что территория лагеря - это небольшая детская Планета Гравик, где главным жителем является Маленький принц, а все дети - новые жители на этой планете, которые теперь являются экипажами 7 кораблей (временными детскими коллективами - объединение 27-30 детей по возрастному признаку). Каждый корабль имеет свое тематическое название, девиз и законы своего корабля помимо законов, действующих на всей Планете Гравик.

В начале смены на каждом корабле происходят выборы капитана (лидера самоуправления). Этот человек исполняет свои обязанности до середины смены, а затем происходят новые выборы для подтверждения его кандидатуры или переизбрания нового капитана. Такая система дает возможность наибольшего развития организаторских способностей, лидерских качеств у ребенка. Через день после выборов капитанов собирается совет капитанов. На уровне жителей Планеты Гравик среди всех капитанов проводятся выборы адмирала (лидера совета капитанов); этот человек выбирается в начале смены, и в случае его переизбрания на уровне экипажа корабля его переизбирают на уровне жителей планеты. Адмирал каждый день собирает совет капитанов для обсуждения проблем на кораблях. Сборы каждого корабля для проведения своих мероприятий происходят в кают-компании (на отрядном месте). Ежедневные планерки вожатых проходят в штабе, там же находится дежурный вожатый в течение дня.

В начале смены каждый ребенок устраивается на работу в какой- нибудь клуб (студию, мастерскую или спортивную секцию). В каждом клубе выбирается директор из числа детей (лидер самоуправления клуба). В его обязанность входит организация работы клуба, выдача заработной платы его членам, оформление договоров с другими клубами. Вводится местная валюта - гравики, оборот валюты происходит путем выполнения коллективных или индивидуальных заказов на выполнение различных видов работ в клубах. Каждые три дня адмирал собирает директоров клубов в штабе и проводит с ними совещание по проблемам работы клубов.

Структурно игра развивается в течение 20 дней смены и представляет собой проживание различных игровых, праздничных действий.

В план каждой смены обязательно включается организация заезда и разъезда детей; проведение церемоний открытия и закрытия лагерной смены. В основе организации деятельности жителей Планеты Гравик лежит тематическая программа - период. Тематический период - несколько дней смены, включающих ряд мероприятий, объединенных одной идеей. Это могут быть и знаменательные даты, празднование которых выпадает на смену, и сюжетно-ролевые игры, и развивающие программы. На протяжении каждой лагерной смены запланировано проведение 3-4 тематических периодов. На игровом уровне тематический период - путешествие вместе с Маленьким принцем по различным планетам, звездам и явлениям Солнечной системы (введение в период осуществляется вожатыми - краткое описание астрономических особенностей планеты, которую посещаем). Передвижение по планетам фиксируется на большом стенде с изображением Солнечной системы.

Структура лагерной смены

Вся жизнь лагеря основывается на организации лагерной смены. Лагерная смена - это сложная структура. Смена должна быть эмоциональной, насыщенной, разноплановой и иметь общую идею, основанную на сюжетно-ролевой игре. Важно организовать правильное эмоциональное развитие смены, для этого необходимо знать направленность каждого периода смены. Несмотря на разнообразие детских летних оздоровительных объединений, в содержании их работы есть общие направления, формы и методы. Они зависят от лагеря, возрастных, психологических особенностей детей, уровня подготовленности педагогического коллектива, логики развития лагерной смены, использования форм, видов и средств деятельности по организации процесса воспитания в условиях детского лагеря.

Традиционно в структуре смены выделяют три периода: организационный (оргпериод - вводный), основной и итоговый (заключительный), каждый из которых позволяет решать комплекс задач воспитательной и оздоровительной работы в жизнедеятельности лагеря. Еще дополнительно выделяют два периода: подготовительный (время до заезда в лагерь, предполагающее подготовку вожатых к встрече с детьми) и послелагерный (анализ и подведение итогов пройденной смены).

Во время подготовительного периода, помимо проведения лекций и практических занятий для новобранцев педагогического отряда, хорошо, если будут проводиться анализ опыта работы лагеря за прошедшие годы, будет происходить сбор разнообразной информации о практике работы других оздоровительных лагерей - эту деятельность осуществляют вожатые-«старички», которые уже входят в состав педагогического отряда. Можно провести 3-5-дневный сбор для новичков педагогического отряда. Этот сбор организуют и проводят для них более опытные вожатые, а новобранцы выступают на этом сборе в роли детей. За этот короткий срок сбора рекомендуется провести самые важные и яркие мероприятия, запланированные для проведения в летней лагерной смене. Во время личного участия новобранцам будет легче воспринимать особенности форм и методов воспитания.

Звучит романтическая музыка, выходят юноша и девушка.

Девушка . Когда-то я уже читала повесть-сказку «Маленький принц», смотрела спектакль в ТЮЗе. Еще тогда эта повесть-сказка произвела на меня впечатление. В душе осталось ощущение чего-то нежного и грустного, и я поняла, что эту сказку нужно читать, уже будучи взрослым. Даже не взрослым, а скорее, в юности.

Юноша . В юности, когда стоим мы на пороге взрослой жизни, на перепутье, так важно иметь у себя в душе непоколебимые истины. Истины, которые стали бы путеводителями в жизни. Такими вечными истинами являются утверждения Маленького принца. Прилетев на лживую, неискреннюю Землю, этот маленький путешественник учит нас добру и состраданию.

Вокальный ансамбль исполняет песню «Маленький принц» (сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева).

Кто тебя выдумал, звездная страна?

Снится мне издавна, снится мне она.

Выйду я из дому, выйду я из дому,

Прямо за пристанью бьется волна.

Ветреным вечером смолкнут крики птиц,

Звездный замечу я свет из-под ресниц,

Тихо навстречу мне, тихо навстречу мне

Выйдет доверчивый Маленький принц.

Самое главное - сказку не вспугнуть,

Миру бескрайнему окна распахнуть.

Мчится мой парусник, мчится мой парусник

В сказочный путь!

Где же вы, где же вы счастья острова,

Где побережье света и добра,

Там, где с надеждами, там, где с надеждами

Самые нежные бродят слова.

В детстве оставлены дальние друзья,

Жизнь - это плаванье в дальние края.

Песни прощальные, песни прощальные,

В жизни у каждого сказка своя.

Звучит музыка, как бы имитируя приземление самолета. Появляется Маленький принц.

Маленький принц (обращаясь к юноше). Сегодня ночью исполнился год. Моя звезда станет как раз над тем местом, где я упал год назад.

Юноша . Послушай, малыш, ведь все это - и змея, и свидание со звездой - просто дурной сон, правда?

Маленький принц . Самое главное то, чего глазами не увидишь!

Юноша . Да, конечно!

Маленький принц. Это как с цветком. Если любишь цветок, что растет на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо, все звезды расцветают.

Юноша. Да, конечно!

Маленький принц . Хотел бы я знать, зачем звезды светятся? Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог снова отыскать свою.

Юноша.

Нам вспомнится не раз

Та добрая планета,

Где с лучиками глаз

Встречаются рассветы,

Где солнечные сны,

Где звездные тропинки,

Где в песенках слышны

Смешинки и грустинки.

Маленький принц . Я знаю одну планету, там живет господин с таким багровым лицом. Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. Если любишь цветок, единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно - смотришь на небо и ты счастлив. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок».

Исполняется вальс цветов.

Юноша. Главный герой сказки Экзюпери - ребенок, который познает мир, ему все интересно, и он не остается равнодушным ни к одному новому факту. Он стремится узнать как можно больше о мире, о людях, природе.

Маленький принц . У каждого человека - свои звезды. Одним, тем кто странствует, - они указывают путь. Для других - о просто маленькие огоньки. Для ученых - они как задача, которую надо решить. Для всех людей звезды немые. (Обращается к залу) А у вас будут совсем особенные звезды. Посмотрите ночью на небо - там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, и вы слышите, что все звезды смеются. У вас будут звезды, которые будут смеяться. Ты будешь рад, что знал меня когда-то. Ты всегда будешь мне другом.

Исполняется песня «Звездопад» (сл. В. Татаринова, муз. С. Нагибина).

Звездопад за окном, звездопад.

Поманил колдовством звездопад.

Словно сон, словно яркий сон.

Так пускай не гаснет он!

Звездопад - это град золотой

Надо мной, над тобой, над судьбой.

И в лад сердца стучат.

Припев:

Светит нам звезда одна.

Нам с тобой верна она.

Ты свети, свети, звезда, всегда!

Погляди мне в глаза, погляди -

Сколько дней, сколько звезд впереди!

Пусть летят наши дни, наши дни,

Будто ярких звезд огни!

Только взгляд подари, только взгляд,

А в глазах у тебя - звездопад.

Звездопад, звездопад, звездопад...

И в лад сердца стучат.

Припев.

Юноша. В этой сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и ее ценностях, об отношениях людей.

Маленький принц - это не только образ конкретного героя, но и символ ребенка.

Девушка . Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны, - так считает один из самых удивительных Деи, мечтатель, летчик, писатель Антуан де Сент Экзюпери.

Вновь звучит песня «Маленький принц».

Викторина по сказке «Маленький принц»

1. Сколько глав в сказке? (27.)

4. Где была сделана вынужденная посадка самолета? (В Сахаре.)

5. Какой рисунок просил нарисовать Маленький принц? (Барашка.)

6. С какой планеты прилетел Маленький принц? (Планета - астероид Б-612.)

7. Какие зловредные семена были на планете Маленького принца? (Баобаба.)

8. Сколько закатов за один день, видел однажды Маленький принц? (43.)

9. Что думает Маленький принц о взрослых? (Что они очень странные люди.)

10. Кому принадлежала 4-я планета? (Деловому человеку.)

11. Почему Маленький принц больше всего жалел о пятой планете? (За 24 часа на ней можно любоваться закатом 1440 раз.)

12. Кого встретил принц на 6-й планете? (Географа.)

13. Какую планету посоветовал географ посетить принцу? (Планету Земля.)

14. Что увидел принц, поднявшись на высокую гору? (Скалы, острые и тонкие, как иглы.)

15. О чем просил Лис принца? (Приручить.)

16. Что сказал на прощанье Лис Маленькому принцу? (Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.)

Дополнительный материал

Возвращение Маленького принца

Действующие лица

Летчик - очень хороший милый взрослый ребенок.

Маленький принц - тот, кого все ждут, но который приходит лишь во сне.

Художник - измазанный краской, вечно ищущий себя, сюжет и кисти.

Лисенок - персонаж добрый, домашний, прирученный.

Мальчик Вася - обыкновенный вредный ребенок.

Роза - себялюбивая кокетка с весьма и весьма привлекательной внешностью.

Ромашка - озорная, слегка вспыльчивая малышка.

Кактусы - туповатые и несколько ограниченные охранники.

Задачи: прояснение системы представлений участников о себе и других и актуализация субъективных отношений, существующих в группе. Методически решается также важная диагностическая задача социометрического измерения - упражнение позволяет определить, кто из участников является популярным, кому в большей степени симпатизируют, а кого избегают и почему, какие межличностные отношения в целом доминируют в группе.

Психологическую игру с успехом можно применять на одном из первых тренинговых занятий. Кроме того, она может стать основой для разработки большой психологической игры.

Материалы: большой лист ватмана, фломастеры (краски), магнитофон (запись песни «Маленький принц» в исполнении Е. Камбуровой), набор фосфорных звезд и планет, цветная иллюстрация (портрет Маленького принца) из книги Сент-Экзюпери.

Количество участников: 7–14 человек (не больше, так как надо будет всем одновременно рисовать на одном листе ватмана).

Вступление Комнату, в которой проходит игра, можно заранее подготовить - притушить свет, на стены и потолок наклеить фосфорные, светящиеся звезды и планеты - для создания атмосферы таинственности и волшебства.

В качестве эпиграфа зачитывается цитата из сказки «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери:

«Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог снова отыскать свою. Смотри, вот моя планета, прямо над нами… Но как до нее далеко!»

2. Ведущий спрашивает участников, узнали ли они, из какого произведения эта цитата. Затем говорит: «Сегодня в гости к нам пришел Маленький принц (на стену прикрепляется портрет Маленького принца, написанный Сент-Экзюпери). Как вы знаете, Маленький принц жил на астероиде № Б-612 и очень любил путешествовать».

Дается инструкция: «Представьте себя в виде небесного тела. Кто вы - планета (малая - астероид, планета-гигант), звезда, метеор, черная дыра, комета?» (3 минуты).

3. Вторая инструкция: «Расскажите о себе. Что вы за небесный объект и какими свойствами и качествами обладаете. Выделите три самые важные личностные черты своей планеты (звезды)». На придумывание рассказа - 7 минут.

4. Третья инструкция: «На листе ватмана нарисуйте каждый свою планету (звезду), как вы ее себе представляете. Придумайте и напишите название (например, вы можете назвать ее своим именем) и подпишите три важные черты, которые вы назвали» (10 минут).

Когда группа рисует свои небесные объекты, включается песня «Маленький принц».

5. Четвертая инструкция: «А теперь представьте, что один из жителей вашей планеты (звезды) - Маленький принц. Он хочет отправиться в космическое путешествие на другие планеты, звезды и кометы. Помогите ему добраться до других планет и звезд, построив (нарисовав) три звездных моста, соединяющих ваше небесное тело с другими планетами, которые, как вам кажется, Маленький принц захотел бы посетить» (5 минут).

Ведущий при необходимости поясняет, что надо нарисовать не больше трех мостов, меньше можно.

Ведущий может также нарисовать свой небесный объект и провести три моста к тем планетам, которые не были выбраны участниками для путешествия.

6. После окончания рисования лист ватмана прикрепляется к стене и группа рассматривает общий рисунок под названием «Наша Вселенная». Ведущий говорит: «Посмотрите, какая красивая Вселенная у нас получилась. Сколько в ней непохожих друг на друга объектов, но все мы вместе, несмотря на наши различия, так как соединены невидимыми, дружественными связями («звездными мостами»)».

После этого ведущий в качестве эпилога зачитывает цитату из «Маленького принца» А. Сент-Экзюпери:

«Ночью ты посмотришь на звезды. Моя звезда очень маленькая, я не могу ее тебе показать. Так лучше. Она будет для тебя просто - одна из звезд. И ты полюбишь смотреть на звезды… Все они станут тебе друзьями…»

7. Групповая рефлексия.

Ведущий для обсуждения предлагает следующие вопросы:

Сложно ли было представить себя в виде небесного объекта?

Насколько сложно было выбрать только три самые важные свои личностные черты?

Понравилась или не понравилась игра?

Узнали ли что-то новое о себе и других членах группы?

По какому принципу выбирали три планеты (звезды) для путешествия Маленького принца?

Cтраница 1 из 11

Краткое содержание : Философская сценка о смысле жизни по мотивам известной сказки А. Экзюпери "Маленький принц".

Действующие лица: АНТУАН, Маленький принц, Роза, Лис, Король, Честолюбец, Деловой человек, Антуан, Змея, Розы.

СЦЕНА 1

Звук приземляющегося самолета. Выходит Антуан, вытаскивает из самолета цистерну с водой, зачерпывает и выпивает глоток из кружки.

АНТУАН пишет в дневнике: Мне пришлось сделать вынужденную посадку в Сахаре.
Что-то сломалось в моторе самолета. Я один, нет ни механика, ни пассажиров… Я должен исправить мотор или погибнуть.

Засыпает на песке. Появляется Маленький принц.
ПРИНЦ Пожалуйста…нарисуй мне барашка!
АНТУАН Что?
ПРИНЦ Нарисуй мне барашка…
АНТУАН Но кто ты и … что ты здесь делаешь?
ПРИНЦ Пожалуйста… нарисуй барашка…
АНТУАН Но я не умею рисовать.
ПРИНЦ Это ничего. Нарисуй…
АНТУАН (рисует и отдает Принцу) Вот, это все, что получилось.
ПРИНЦ Ты же сам видишь, это не барашек. Это большой баран. У него рога…
АНТУАН (снова рисует и отдает принцу): Ну вот, этот, наверное, в самый раз.
ПРИНЦ Этот слишком старый. Мне нужен такой барашек, чтобы жил долго.
АНТУАН (рисует с раздражением) Вот тебе ящик. А в нем сидит твой барашек.
ПРИНЦ Вот такого мне и надо! Как ты думаешь, он много ест травы?
АНТУАН А что?
ПРИНЦ Ведь у меня дома всего очень мало…
АНТУАН Ему хватит. Я тебе даю совсем маленького барашка.
ПРИНЦ Не такой уж он и маленький. (разглядывает рисунок) Смотри-ка, он уснул.
Принц ходит вокруг самолета, разглядывая его.
ПРИНЦ Что это за штука?
АНТУАН Это не штука. Это мой самолет (с гордостью) Он летает.
ПРИНЦ Как? Ты упал с неба?
АНТУАН Да.
ПРИНЦ Вот забавно! Значит, ты тоже явился с неба.
АНТУАН Стало быть ты попал сюда с другой планеты? Откуда же ты прилетел малыш? Где твой дом? (Маленький принц молчал…) А хочешь я дам тебе веревку, чтобы привязывать барашка.
ПРИНЦ Да куда же он уйдет? Ведь на моей планете очень мало места! А что он ест?
АНТУАН Он ест все, что попадется.
ПРИНЦ Даже цветы, у которых есть шипы?
АНТУАН Да, и те, у которых шипы.
ПРИНЦ Тогда зачем нужны шипы?
АНТУАН (раздраженно) Шипы не зачем не нужны. Цветы выпускают их просто от злости.
ПРИНЦ Не верю я тебе! Цветы слабые. И простодушные. И они стараются придать себе храбрости… А ты думаешь, что цветы…
АНТУАН Ничего я не думаю! И вообще это не так важно! Я ответил тебе первое, что пришло в голову. Ты видишь, я занят серьезным делом.
ПРИНЦ (изумленно) Серьезным делом? Я знаю одну планету, там живет господин с багровым лицом. Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. Он занят только одним – складывает цифры. И с утра до ночи твердит: «Я человек серьезный! Я человек серьезный!». И прямо раздувается от гордости.
АНТУАН Что?
ПРИНЦ На моей планете растет единственный в мире цветок, а маленький барашек в одно прекрасное утро возьмет и съест его и даже не будет знать, что натворил! И это по-твоему не важно? Если любишь цветок – этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым! (начинает плакать) И говоришь себе: «где-то там живет мой цветок. Но если барашек его съест, это все равно, как если бы все звезды разом погасли! И это, по-твоему, не важно!»
Принц плачет. Антуан бросает работу, берет принца на руки и баюкает.
АНТУАН Цветку, который ты любишь, ничего не грозит. Я нарисую твоему барашку намордник… Нарисую для твоего цветка броню… Расскажи мне о нем, и тебе станет легче.
ПРИНЦ (шепотом) Хорошо, слушай…