Причины кризиса. Основные причины кризиса современной семьи Кризис семейных отношений в современном обществе

28.03.2024 Роды

Современная семья переживает сложный этап эволюции, снижается ее социальный статус. Ежегодно сокращается воспроизводство семьи на 15-20%. Стабильно возрастает число разводов. Продолжительность семейной жизни сокращается: каждый третий брак распадается, не продлившись и пяти лет. Ключевая причина обнищания российских семей видится в социальных последствиях экономических реформ. Именно на семье, прежде всего, отражаются инфляции, сокращение темпов производства, рост неплатежей, женская безработица. Фактически многие семьи оказались лишенными всех прежних гарантий: гарантированного права на труд, на бесплатное медицинское обслуживание, на отдых, досуг и даже передвижение (из-за непомерных транспортных расходов), не получив никаких новых. Под угрозой оказалось право семьи на жизнь (в районах межнациональных конфликтов). Во многих случаях семья не выдерживает натиска рыночной идеологии, который детонирует ее распад. В качестве наиболее актуальных проблем современной семьи можно назвать следующие.

1. Жилищная проблема. Если в предыдущие годы для молодых семей возможность приобрести кооперативную квартиру (с помощью родителей, конечно), получить государственную квартиру или комнату, снять жилплощадь до получения своего жилья была вполне реальной, то с переходом к формированию рынка жилья приобрести его самостоятельно, с помощью родителей или предприятия может лишь незначительное число молодежи. Поэтому снижение количества вступающих в брак вполне естественно. Кроме того, существует прямая корреляция между ухудшением жилищных условий и обострением семейных конфликтов (хотя обратной корреляции не существует: улучшение жилищных и материальных условий вовсе не ведет к укреплению семьи).

2. Финансово-экономическая проблема. Финансово-экономические трудности, переживаемые всем населением, особенно сказываются на малоимущих, многодетных семьях, семьях с детьми. Если семейного бюджета тратится на питание, то приобретение предметов длительного пользования (одежда, обувь, бытовая техника) становится невозможным.

3. Проблема занятости и безработицы, с одной стороны, и проблема женской занятости и двойной загруженности , с другой. Двойная загруженность женщин, т.е. их участие в общественном труде и преимущественное исполнение ими обязанностей по бытовому обслуживанию дома и семьи - это проблема не новая. Работа для женщины - место, где можно проявить свои способности, это и сфера общения, в которой к женщине относятся нередко с большим почтением, чем дома. Для большинства женщин стремление держаться за работу - это экономическая вынужденность, рожденная социально-экономической нестабильностью, неуверенностью в завтрашнем дне. Домашние нагрузки обусловлены, с одной стороны, патриархальными традициями, с другой стороны, недоразвитостью промышленного обслуживания нашего быта. При переходе к рыночной экономике женщина стала жертвой своих семейно-материнских обязанностей и, как невыгодная из-за своих связанных с деторождением льгот, отпусков и т.д., первой становится клиентом биржи труда, где свыше 80% составляют женщины.

4. Проблема планирования семьи . В течение тысячелетий биологическая продуктивность, вошедшая в традицию, закрепленная религиозными догмами и установками, определяла количество детей в семье. Кроме того, дети были страховочным фактором, обеспечивающим "призрение", прокормление родителей под старость. Сегодня установка на многодетность уходит в прошлое, а тенденцию к малодетности или даже бездетности можно считать устойчивой. Демографическая депрессия характеризуется чрезвычайно большими показателями: до 30% в год, что приводит к депопуляции, т.е. превышению смертности над рождаемостью. Из глобальной проблемы (планирование семьи) вытекает ряд других: проблема нежеланных детей, которая является не только нравственно-психологической, но и социальной; рождение детей у несовершеннолетних матерей.

5. Внутрисемейная жестокость . Большинство убийств в нашей стране (не считая жертв военных и межнациональных конфликтов) происходит на семейно-бытовой почве. Увеличивается количество детей, ставших жертвами жестокого обращения со стороны родителей.

Проблемы семьи представляют интерес как для специалистов различных профилей, так и не для специалистов, так как эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества. Проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социально-педагогическую работу для устранения основных проблем .

Так, по данным исследований, главной социальной проблемой семьи является то, что в настоящее время в области социального неблагополучия находится 50% людей. Причем, из них 20% - люди, чьи доходы ниже прожиточного минимума, а 7% - просто неимущие, для которых проблемой является даже поддержание физиологических стандартов питания, 10% - это социальное дно, люди, отторгнутые обществом и вычеркнутые из жизни.

Известны целые социальные группы, находящиеся в области повышенного риска: это инженерно-технические работники, бывшие военнослужащие, мигранты, беженцы, выпускники сиротских учреждений, одинокие матери . Когда семья попадает в такие условия и распадается, то, как правило, из нее уходят дети.

Очевидными проявлениями данной проблемы является:

  • - усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей;
  • - развитие теневых, рыночных отношений среди подростков и юношества, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;
  • - расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления;
  • - рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки;
  • - приобщение молодежи к наркотикам и токсикомании;
  • - распространение подростковой и юношеской проституции;
  • - рост подросткового и юношеского суицида;
  • - падение авторитета родителей и педагогов, обострение конфликтности в семье и школе .

В условиях экономической и бытовой неустроенности, психологических стрессов, растерянности все чаще возникает тревога: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций - воспитательную? О кризисном состоянии семьи свидетельствует и падение рождаемости, что приводит к изменению смысла семейной жизни, ее ориентаций на воспитание детей .

Тревожит также педагогическая безграмотность родителей, которые, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где пьянство, иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей, их постоянные конфликты оказываются главенствующими факторами влияния на ребенка .

Так, многие конфликты возникают из-за неудовлетворенности определенных потребностей одного или обоих супругов. Известный психолог В.А. Сысенко выделяет следующие основные причины конфликтов:

  • Конфликты на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «Я», унижения достоинства со стороны партнера.
  • Конфликты на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов.
  • Конфликты, имеющие своим источником потребности супругов в положительных эмоциях; отсутствие нежности, заботы, внимания и понимания.
  • Конфликты на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм, что приводит к неэкономным и неэффективным тратам семейных средств.
  • Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов, различные подходы к семейному бюджету и вкладу каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.
  • Конфликты на основе потребности во взаимопомощи, кооперации и сотрудничестве.
  • Конфликты, связанные с разделением труда в семье и ведением домашнего хозяйства
  • Конфликты, связанные с разными подходами к воспитанию детей.

Кризис в семье имеет ряд отрицательных последствий. И самым тяжелым из них является психическая травматизация детей, которые в любом возрасте страдают от нездорового психологического климата в семье .

К следующей социальной проблеме семьи можно отнести резкое омоложение браков. Нижняя планка юридического брачного возраста достигла 16 лет, а средний брачный возраст составляет 19-21 год. Статистика также показывает, что 40% молодых семей в возрасте до 24 лет распадается через год-два после женитьбы. Так, в настоящее время, по официальным данным, более 20% семей - неполные, а в таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, эта цифра превысила 30%. Закрепляется тенденция роста числа внебрачных рождений детей, при этом каждый десятый ребенок рождается у матерей моложе 20 лет .

Более быстрое половое созревание и раннее начало половой жизни привели к появлению феномена «подростковое материнство», что негативно отражается на здоровье как новорожденных, так и их матерей. В последние годы каждый десятый новорожденный рождается у матери в возрасте 20 лет: ежегодно около 1,5 тыс. детей рождаются у матерей в возрасте 15 лет, 9 тыс.- у матерей в возрасте 16 лет и 30 тыс.- у матерей в возрасте 17 лет. У юных беременных чаще развиваются осложнения беременности, наступают преждевременные роды, поэтому смертность женщин моложе 20 лет составляет около 10%.

Велика угроза семье остаться без отца из-за высокого уровня мужской смертности в трудоспособном возрасте по неестественным причинам, превышающей в 4 раза смертность среди женщин. В последние пять лет резко возросло количество семей, получающих пособие по потере кормильца. Потенциальные последствия этого явления негативны и многообразны, включая раннее сиротство детей и воспитание внуков дедушками и бабушками .

Последние данные переписи населения свидетельствуют о том, что российская семья в среднем насчитывает 3-2 человека. В структуре семьи преобладают однодетные семьи - 56%, двудетные - 35%, многодетные семьи- 8% сохранились за счет традиционного менталитета высокой рождаемости в южных республиках. Все это свидетельствует о следующей тенденции развития современной семьи:

  • сокращение общего количества семей;
  • уменьшение числа детей в семье;
  • ориентация репродуктивного поведения семьи на одного ребенка;
  • сокращение многодетных семей;
  • рост неполных и кризисных семей, наиболее социально уязвимых;
  • рост асоциальных семей, неспособных воспитывать детей [ 7, с. 38].

Каковы же причины современного кризиса семьи? Так, ученый, врач и педагог Владимир Базарный считает, что кризис современной семьи происходит не из-за материальных трудностей, а из-за духовного раскола: «Спросите благополучных, здоровых, добропорядочных, живущих в стабильной Германии молодых людей лет 30-35: почему они не заводят детей? Вряд ли вы услышите в ответ что-то вразумительное: нельзя же всерьез воспринимать рассуждения о карьере, об удовольствиях свободной жизни, о том, что надо посмотреть мир, накопить денег. А в это же самое время в лагере чеченских беженцев справляют свадьбу. У молодых нет жилья - только закуток в палатке, смутное представление о том, где и когда они смогут стабильно работать, но в том, что дети у них появятся в положенное природой время, можно не сомневаться. Все дело в том, что всегда беда, лишения только сплачивали и закаляли семейные коллективы. А сегодня стонут и плачут от брачных мук и бедные, и богатые. У нас насилие, сотни тысяч социальных сирот, беспризорников, пьянство, наркомания. А мы при объяснении этой семейной беды все перебираем и перебираем факторы материальной жизни. А фактор жизни духовной не учитываем. Тем временем духовная пропасть от поколения к поколению растет все больше» [ 8, с. 30].

Таким образом, наиболее острые проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества, когда сегодня существуют 35% бедняков, в том числе 10% просто нищих; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в ухудшении состояния здоровья населения, в демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальном перераспределении традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

Все вышеперечисленные негативные явления, связанные с кризисом института семьи в современных условиях, приводят к необходимости незамедлительного решения проблемы повышения престижа семьи. Семья - это группа людей, связанная не только кровным родством и общим бытом, но и взаимопомощью, моральной и правовой ответственностью за своих детей.

Литература

1. Лидерс А.Г. Всероссийская научная конференция Психологические проблемы современной российской семьи / А.Г. Лидерс // Психология в вузе. - 2003. - №4.

2. Калмыкова Н.М. Социальные факторы дифференциации брачного поведения населения Москвы / Н.М. Калмыкова // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология М., - 2000. - №2, с. 79.

3. Исупова О.Г. Отказ от новорожденного и репродуктивные права женщины / О.Г. Исупова // Социальные исследования. - 2002г. - № 11, с. 43.

4. Антонов А.И. Влияние средств массовой информации и массовой культуры на представление о браке и семье в общественном мнении / А.И. Антонов // Вестник РГНФ. - 2004. - №1, с. 142.

5. Повленок П.Д. Основы социальной работы / П.Д. Повленок - М.:ИНФРА-М, 2004, с. 21.

6. Мустаева Ф. Школьник, его семья и социальный педагог - зона доверия / Ф. Мустаева // Школа и воспитание. - 2005г. - №3, с. 92.

7. Грызулина А., Романова О. Родительская позиция: авторитет любви и требовательности / А. Грызулина, О. Романова // Учитель. - 2002г. - № 4, с. 4.

8. Василькова Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова - М.: ACADEM.A - 2000г., с. 76.

Семья являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни. Претерпевая изменения в области эмоционально-психологических функций, семья продолжает оставаться основным институтом социализации детей, несмотря на то, что переход от одних общественно-экономических отношений к совершенно противоположным вызывает растерянность, озабоченность людей, неуверенность в сложной современной ситуации.

Характеризуя современную семью, можно выделить основные ее особенности:

Ø преимущественное преобладание светских, гражданских браков; увеличение церковных браков;

Ø свобода заключения и расторжения браков;

Ø равноправие женщин и мужчин в браке;

Ø увеличение нуклеарных (бесплодных, не производящих детей) семей;

Ø в основном семьи одно - двухдетные; многодетной считается с тремя и более детьми, причем таких семей по статистическим данным всего 7 %.

Характеризуя современную семью, мы отмечаем также, что существенно меняется сфера занятости родителей. При сохранении традиционного разделения «мужского» и « женского» труда первый в массе своей (кроме деревень и малых городов)сведен к минимуму. Более трети матерей и отцов заняты в негосударственной сфере. Немало семей, где родители работают в коммерческих структурах. В таких семьях чаще всего главными ценностями являются деньги, материальное состояние. Появилось большое количество матерей-домохозяек. С одной стороны, это положительный факт (повышение контроля за детьми, уход за их здоровьем, повышенное внимание их образованию и развитию); с другой - сужение кругозора матери, замыкание ее интересов на домашних делах. Это не исключает возможности потери авторитета матери перед детьми. Зачастую они не обращаются к ней за советом, считая ее неспособной дать компетентные рекомендации. Тревожно, что отец при этом тоже не обретает статус советчика. Чаще всего эту роль в жизни ребенка играет сверстник или взрослый, более значимый, чем собственные родители. Да, дети нередко имеют более высокий уровень образования, возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют интересующими их занятиями, далеко не всегда заботясь об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает. На смену ему должен прийти авторитет личности родителей. Это означает, что роль семьи как института социализации снижается.

Кризис современной семьи связан с резким изменением социального фона, в котором она находится; с медленной адаптацией семьи к новым социально-экономическим условиям. Как следствие этого - реалии сегодняшнего дня:

Ø резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей, повышение обеспеченности «богатых» семей. Естественно, это порождает неприязненное отношение детей друг к другу, возникновение ссор, зависти и пр.;

Ø появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;

Ø резкое увеличение безнадзорных детей; Некоторая часть детей (около 5-6 %) вообще лишена семейного уюта. Заботу о них вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общественных учебно-воспитательных, количество которых в стране постоянно увеличивается;

Ø рост детской преступности, при этом каждый третий подросток, нарушивший закон, имеет родителей-алкоголиков, которые не занимаются детьми, не контролируют их поведение;

Ø приобщение детей к алкоголю, наркотикам, проституции и другим формам половой распущенности;

Ø рост фактов подросткового и юношеского суицида и попыток к нему: причиной являются многочисленные психогенные ситуации в семье, в обществе сверстников;

Безусловно, современные семьи переживают сейчас не лучшие времена. В большинстве семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные - 30. Духовное общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль - выяснению того, какие оценки получены.

Кризис семьи в современном обществе становится все заметнее, а пути выхода из него пока не видны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране, они имеют более общий характер. Большинство специалистов приходят к весьма пессимистическому выводу: мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нравов и человеческих отношений и в конечном итоге к гибели общества. Если это действительно так, то у нас призрачные шансы на лучшее будущее. Остается надеяться, что человеческая мудрость все же найдет выход и ситуация в семейном воспитании изменится к лучшему.

1. Неосознанность собственных мотивов вступления в брак. Отсюда в дальнейшем много манипуляций, притворства, наигранных эмоций по отношению друг к другу.

2. Множество надуманных ожиданий и иллюзий относительно семейной жизни (все очень далеко от жизни, нереальные идеальные образы мужа и жены). Основа для будущей постоянной неудовлетворенности семейной жизнью и спутником.

3. Необдуманное, часто жесткое следование общепринятому стандарту – этикету (какой должна быть хорошая семья). «Хорошая» семья рассматривается под определенным углом. Главное, чтобы все было прилично (особенно в присутствии посторонних людей). Такая позиция – основа для дальнейших конфликтов («так не должно быть!» – убеждает один из супругов и отстаивает свою точку зрения как амбразуру дзота). Дети в таких семьях учатся быть эмоционально холодными, так как послушание и обязательное следование стандарту рождает в душе постоянный страх.

4. Основная задача современного общества – воспитание сверхчеловека. И тогда основная тенденция – постоянное соревнование и борьба за власть. В большинстве сейчас мы видим семью, где муж и жена постоянно пытаются доказать друг другу свою значимость и «лучшесть». Мужчина доказывает, что он «не дурак», женщина – «что она то же человек». Существующая в семье борьба часто не осознается супругами. В реальности выражается в спорах не о чем, главное – показать, «кто в доме хозяин».

5. Эмоциональное отчуждение людей друг от друга (в том числе и супругов). Люди живут как будто на расстоянии друг от друга. Общение сводится на необходимый минимум («суп на плите», «деньги принес?» и т.д.). Супруги не говорят о том, что их волнует. Если сходятся супруги из различных семей (в одной семье намного теплее отношения, чем в другой), то это может быть постоянным источником раздора и зависти (каждый хвалит все «гнездо» – какое бы оно не было).

6. Неумение людей конструктивно общаться в обществе. Страх мешает людям вступать в искреннее взаимодействие. Происходит постоянное накопление непроявленных эмоций. Человек немного расслабляется, когда приходит домой, снимает социальную маску «спокойного», «уравновешенного», «внимательного и доброго» и т.д. В таких случаях семья становится отличным местом разрядки – как свалка негативных эмоций со всеми вытекающими последствиями.

7. Секс стал средством бизнеса. Индустрия, приносящая большую прибыль. СМИ усиленно рекламируют и рассказывают всем (в первую очередь, это слушают наши дети), каким должен быть секс. Внедряются определенные нормы, правила, стандарты. Молодежь начинает во все это верить и ожидает, что так должно быть в их жизни. В реальности же все немного иначе и намного проще. Усвоенные знания и ожидания насыщенной сексуальной жизни ведут к необоснованным амбициям, внутренним переживаниям несоответствия, становятся причиной семейных разногласий и раздоров.

8. Возрастающая тенденция активности женщин в обществе. Часто чисто потребительская позиция женщин по отношению к мужчинам. Растет число пассивных инфантильных мужчин. Этих мужчин растят сами женщины (заботливо растящие зависимых сыновей и передающих их по достижению определенного возраста в руки другой женщины), которые потом активно жалуются друг другу на то, что перевелись «настоящие мужчины»!

9. Материальная зависимость супругов друг от друга. Экономическая невозможность развода. Длительное принудительное проживание вместе оказывает пагубное влияние, как на женщину, так и на мужчину. В невыносимых условиях живут подрастающие дети, которые воспринимают такой уклад жизни как естественный (нет другого лучшего аналога – «да у всех все одинаково», «у меня еще родители ничего, вот у Пети совсем кошмар!)

10. Усиливающая тенденция жизни «чтобы не было хуже». Тогда главное, чем озабочена семья – выжить, экономить, скопить на «черный день». Жизнь в таких условиях – устрашающая необходимость.

  1. Направления психотерапевтической работы в супружеской психотерапии

Список проблем, которые явились поводом для консультации:

  • Разного рода конфликты, связанные с распределением супружеских ролей и обязанностей.
  • Конфликты, связанные с различием во взглядах на семью и семейные отношения (так в семье быть не должно. А как? Только фантастические мечтания).
  • Сексуальные проблемы (неумение налаживать взаимоотношения, чтобы был хороший секс. В семье нет контакта).
  • Сложности взаимоотношений семейной пары с родителями.
  • Физическая или психическая болезнь одного из супругов и трудности адаптации к заболеванию.
  • Проблемы власти и влияния в супружеских взаимоотношениях.
  • Отсутствие тепла, близости.

Иногда клиенты заявляют одну, но в семье присутствуют все или многие причины. В сфере супружества возникают и широко проявляются личные проблемы супругов. Консультант помогает там, где он видит. Нам необходимо искать нить. Какой же единый стержень, на который нанизываются все проблемы?

Важна длительная терапия, если супруги хотят перестроить свои взаимоотношения.

Основная задача: научить различать неадекватные способы взаимодействия .

  • Имеющиеся представления о родительской семье. У ребенка есть один идеал – его семья. Именно с ним он сравнивает, какие должны быть взаимоотношения в его семье. Человек стремится получить от своего партнера то, что недополучил от родителя противоположного пола (компенсация детских проблем: например, женщина хочет, чтобы муж больше времени проводил с ней – недостаток общения с отцом). Человек старается изжить семейную травму. Нынешняя семья выступает как полигон: либо усугубить либо сгладить семейную травму. Основная задача: понять, как в их взрослой жизни реализуются модели жизни в детстве и затрудняют взаимоотношения как с супругом, так и с детьми.
  • Представление о том, что большинство конфликтов – это борьба за власть. Власть в семье у женщины. Но устраивается настоящая буря. Эта борьба ведется искренне. Используются любые средства. Отказ от сексуальных отношений («да ты и на настоящий секс не способен» и т.д.). В борьбу часто втягиваются дети. Клиенту можно просто сказать о том, что его семья становится нежизнеспособной (жизнь семьи будет ухудшаться). Власть в буднях и в серости. Тот, кто делает эту работу, тот на самом деле и является властью. Чаще всего, это делает женщина. Наш век – это век главенства женщин (хотя иногда они не занимают посты и часто зарабатывают меньше – внешняя дискриминация). Бороться бесполезно. Наша задача – помочь людям понять, что власть давно проиграна (мужчинам). Результат эволюции.
  • Главное – это желание жить в семье . Семья – это труд (надо выйти замуж за лейтенанта, чтобы сделать из него генерала).

Важно узнать:

  • Как, когда и в связи с чем произошел конфликт.
  • В каких ситуациях обостряется?
  • Что не нравится в другом супруге?
  • Как вы способствуете проявлению данного конфликта в семье?
  • Кто является зачинщиком?

В семейной кризисной работе можно выявить следующие установки супругов:

Продолжение отношений на более теплом уровне

Сохранение неустойчивого равновесия

Четкое и окончательное разделение

  1. Основные этапы психотерапевтической работы с семьей.

Основные этапы работы:

  1. Выявление центральной проблемы
  2. Акцентирование на частных вопросах
  3. Конфронтация с основной проблемой
  4. Признание основной проблемы
  5. Консолидация семьи на основе взаимоприемлемых решений

В работе используются техники:

  • Техники достижения компромисса. Равенство обязанностей. Супруга часто бывает недовольна. Муж остается часто в неведении. Он привык действовать по указке, он пассивен. «Сказали – сделал, не сказали – не сделал». Прийти к компромиссу в результате переговоров.
  • Понимание своих установок и поведения. Постоянное недовольство другим есть проявление доминирования. Зачем это постоянно доказывать, если женщина и так доминирует в доме? Одной рукой она подталкивает мужа к активности и сама же препятствует, выражая постоянное недовольство всем, что он делает.
  • Главная тенденция – продемонстрировать свое превосходство. Необходимо помочь одному допустить некоторые преимущества другого. Если супруги готовы, то можно обсуждать с ними следующие вопросы:
  • Почему каждый из них борется за власть?
  • Как именно он борется за власть?
  • Кому и что они постоянно доказывают?
  • Как супруги контролируют друг друга?
  • Что им дает такой способ жизни?

Методы сбора информации: свободная и стандартизированная беседа, методика «Генограмма», методика «Линия жизни».

Методы психотерапевтического воздействия: беседа, семейные диспуты, проигрывание ситуаций, совместная деятельность.

Мы начинаем публиковать отрывки из книги «Семья и душевное здоровье человека» греческого психиатра Константина Кóллиаса*, перевод которых выполнен монахиней Екатериной специально для журнала Матроны.РУ.

В своей книге «Семья и душевное здоровье человека» автор в простой и доступной манере информирует о психических расстройствах, ведь во многих случаях помогает именно распознавание симптомов болезни на ранних стадиях и борьба с ней. Данная в книге информация основана на последних данных психиатрической науки. Особенное внимание уделяется влиянию семьи на душевное здоровье человека, а также подробно рассказывается о такой болезни, как депрессия, и методах борьбы с ней.

Современная эпоха отличается кризисом всех традиционных институтов общества , в частности, семьи. Кризис, в котором сейчас находится институт семьи, не только приводит к разрушению всё общество в целом и его устои, но и оказывает сильнейшее влияние на развитие различных психических отклонений в отдельных, являющихся частью этого общества людях. Значение семьи для душевного и духовного развития человека, его становления как полноценной личности не подлежит сомнению. Особое значение института семьи всегда поддерживалось и Церковью: многие святые особенно подчёркивали роль семьи в развитии нравственной и психически здоровой личности. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что «совершенно невозможно стать плохим тому, кто с самого начала воспитывался со всяким усердием и заботой. Так как грехи не находятся внутри самой человеческой природы, у них не получается победить такое большое попечение о человеке» .

В этой главе мы поговорим о том, какое служение несёт семья в обществе, о её типах , о современном кризисе семейных отношений , о стрессогенных факторах в нашей жизни и о защитной роли семьи при появлении психического расстройства у одного из её членов. Мы также расскажем о профилактике психических расстройств , которую целесообразно проводить в семье, о защите членов семьи от появления и рецидивов психических заболеваний , о значении института семьи в проведении психосоциальной реабилитации .

Служение семьи

У семьи есть ряд задач , которые она исполняет. Это воспроизведение, вклад в социализацию индивидуума, становление его индивидуальности, а также поддержка членов семьи в их жизни.

Что касается задачи воспроизведения , то речь идёт не только о его биологическом аспекте (т.е. о том факте, что именно в рамках семьи обычно происходит рождение детей). Имеется в виду и психологический аспект , ведь в семье из поколения в поколение передаются образцы и модели поведения , а также отношение к жизни , которые были свойственны людям старшего поколения. Эти образцы не только воспроизводятся, но и обогащаются и изменяются под влиянием нового опыта, который получают представители молодого поколения в социальном окружении семьи. Существует ещё и третий аспект — культурный, или цивилизационный . Члены любой семьи являются носителями местных культурных традиций, обычаев, нравов, которые сохраняются и передаются в этой семье.

Вклад семьи в социализацию её членов заключается в особенных социальных ролях, которые играют члены этой семьи во внутрисемейных отношениях. Семья — это самая маленькая структура в общественном организме, общество в миниатюре. Обычно роли отца, матери, брата, сестры, ребёнка подготавливают членов семьи к принятию других социальных ролей — таких как друзья, партнёры (в самом широком смысле этого слова), начальники, подчинённые…

Становление личности, индивидуальности члена семьи достигается через развитие его «частного эго» , а также «социального эго» . Каждый человек в семье — особенный и имеет свою индивидуальность. «Петя» или «Маша», «Максим Иванович» или «Анастасия Васильевна» — мы осознаём, что под этими именами кроется вполне узнаваемая личность. Этот человек не «невидимка», которого даже не замечают, как это случается в повседневной жизни людей в «нейтральном» окружении (на работе, в общественных кругах, на государственном уровне, где часто человек и его личность «теряются»). Разумеется, и в семейном окружении бывает, что кого-то «не замечают», но это обычно происходит только в том случае, если данная семья не выполняет своих функций. Кроме того, у каждого члена семьи есть своя роль, при помощи которой формируется его «социальное эго». Например, Коля, — помимо того, что обладает своим «частным эго», — может исполнять также роли отца, брата, сына или внука, и с этими ролями связаны ожидания других членов семьи. Эти семейные социальные роли налагают на него ответственность и дают ему определённые преимущества как члену социума.

Наконец, семья служит для своих членов поддерживающей системой . Это может проявляться на самых разных уровнях и различными способами.

Во-первых , семья — это крепость и защита от врага . Не зря англичане говорят: «Мой дом — моя крепость». Члены семьи чувствуют себя там в безопасности, в семье они отдыхают от повседневной «борьбы за существование».

Во-вторых , семья принимает и фильтрует информацию , поступающую из её социального окружения. Новости, полученный опыт постоянно обсуждаются и анализируются в семье. Помимо этого, идеология, жизненные ценности и принципы, мнения и воззрения своим источником очень часто имеют именно семью.

В-третьих , члены семьи поддерживают друг друга при помощи различных поощрений , не только и не столько материальных , таких как деньги или вещи, подарки, но и, прежде всего, эмоциональных и нравственных , и это, например, ласка, одобрение какого-либо поступка, задушевная беседа. Подобное поощрение выстраивает, в какой-то мере, модель поведения человека. Кроме того, беседуя и получая оценку своим действиям, члены семьи находят решение разных проблем.

В-четвёртых , семья даёт человеку возможность более открыто выражать свои эмоции , в том числе и плохие. Например, мы нечасто способны показать «на людях» огорчение, обиду, разочарование, гнев. В то же время, в семейном кругу у нас получается поплакать, открыться другим людям, пожаловаться, и это помогает нам выдержать эмоциональный стресс. Конечно, при этом необходимо соблюдать меру и осторожность. Ведь так часто бывает, что мы «срываемся» на домашних, а этого нельзя себе позволять!

В-пятых , семья помогает выдержать отрицательные ответы жизни на наши пожелания, особенно, когда речь идёт о срыве наших планов. Именно в семье учат и учатся этому, если можно так выразиться, виду смирения. Благоразумные родители никогда не будут покупать своему ребёнку любую игрушку, которую тот просит, даже если у них есть возможность скупить ему весь магазин игрушек, не станут они и исполнять все его прихоти. Ведь если ребёнок не приучится в семье к тому, что иногда ему говорят «нет» на его «хочу», впоследствии ему будет очень тяжело привыкнуть к реальности жизни, в которой довольно редко всё получается именно так, как мы того хотим.

Типы семьи

Традиционно различаются два типа семьи . Первый тип — расширенная семья — встречается чаще в районах, где развито сельское хозяйство, и он был более развит в прежние времена. Второй развивался в новейшее время в городах и называется нуклеарная семья (иногда этот тип семьи называют также супружеским, или партнёрским).

Расширенная семья — сложносоставная, она состоит из нескольких поколений (чаще всего из трёх): дети, родители и дедушки с бабушками. В расширенной семье на жизнь каждого её члена имеют влияние также более дальние родственники — тётя, дядя, зять, невестка, шурин, деверь, двоюродные и троюродные братья и сёстры. Благодаря этому у членов такой семьи создаётся ощущение, что каждого из них поддерживает в жизни большое количество родных. Этот тип семьи уже практически исчез в большинстве развитых и развивающихся стран.

Создание нуклеарной семьи типично для городских жителей. Она состоит из родителей и детей, а иногда и только из супругов. На первый план при этом выдвигаются отношения между супругами (т. е. представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми). Вырастая, дети быстро уходят из дома и создают (в лучшем случае) свои собственные нуклеарные семьи. Пожилые люди в этом случае живут отдельно, часто в одиночестве, а иногда — в домах престарелых. Родственники «второго плана» уже считаются «чужими» и не вмешиваются в дела семей.

В последние годы и этот тип семьи постепенно приходит в упадок, формируются новые устои и новые типы семейных отношений . Это семьи с одним родителем (чаще всего с матерью), которые получаются в результате развода. А бывает, что женщины рожают детей, не выходя замуж и не связывая себя брачными узами. Ещё один новый тип семьи получается в том случае, если пара живёт в так называемом гражданском браке . И, наконец, существуют гомосексуальные пары, пожелавшие официально оформить свои отношения (во многих европейских странах это разрешается) и усыновить ребёнка.

Как бы мы ни относились к таким разным способам сожительства людей и к нравственному аспекту подобного сосуществования, все эти новые типы семьи показывают, что институт семьи в настоящее время находится в глубоком кризисе.

Семья в «кризисе»

Как уже было сказано, расширенная семья трёх поколений и, в частности, патриархальная семья, практически исчезла. Приведём лишь некоторые последствия этого процесса. Во-первых , происходит постоянное отделение и отчуждение лиц пожилого и старческого возраста, которые раньше не только защищались и поддерживались в расширенной семье, но и имели в ней определённый авторитет и власть. Во-вторых , все члены семьи постепенно отделяются друг от друга, предпочитают индивидуальные развлечения и занятия — телевизор, компьютер, электронные игры. Из-за этого происходит отчуждение между членами семьи и существенное ослабление семейных уз.

В ХХ и XХI вв. существенно сдала свои позиции и нуклеарная, партнёрская семья. Множество факторов повлияло на возникновение этого так называемого кризиса, который своей целью имеет, прежде всего, деградацию института семьи со всеми вытекающими культурными и социальными последствиями.

Первым фактором является изменение экономических отношений в семье . Женщина сейчас работает, зарабатывая столько же, сколько и её муж, а иной раз и больше его. Мужчина чувствует себя уязвлённым, он понимает, что теряет власть, которая во многом базировалась именно на том, что он был главным работником и добытчиком в семье, а значит, только он имел право распоряжаться семейными финансами.

Второй фактор действует часто одновременно и заодно с первым в деле разрушения института семьи. Он касается культурных столкновений и изменений . К ним относятся феминистские движения, которые борются за эмансипацию женщин, идеологические течения, ставящие под сомнение традиционные социальные институты, молодёжные движения, которые через посредничество музыки, искусства, идеологии, при помощи разных способов одеваться и вести себя не только ставят под сомнение традиционные устои общества, но и устраивают целую революцию в этой области. Все эти движения, которые, вполне возможно, начинались с благих намерений, в итоге оказывают плохое влияние на существование традиционной нуклеарной семьи.

Например, мужчины и женщины должны иметь равные права, но никто не может утверждать, что два пола совершенно равны между собой. Они не являются одинаковыми, у них различные биологические и психологические, эмоциональные проявления и нужды. Супруги должны воспринимать друг друга как равные личности, но необходимо уважать и различия, которые есть между ними.

Женщина способна зачать и родить новую жизнь, и она должна иметь возможность для этого и быть защищённой, что в традиционном обществе берёт на себя именно институт семьи. И с этим идёт вразрез требование современного общества, чтобы женщина непременно ходила на работу наравне с мужчинами. Тем самым женщины подчас сами себя загоняют в тупик — они борются за равноправие на работе, делают карьеру наравне с мужчинами, но пренебрегают своей женской природой и часто теряют радость, которую им может принести материнство.

Третьим фактором , ослабляющим институт семьи в современном обществе, является отрицание общественной и воспитательной роли семьи и передача этой роли государственным и общественным институтам — детским садам, школам, средствам массовой информации. В частности, последние транслируют культурные образцы, которые совершенно идут вразрез с классическими представлениями о семье и её идеалах, и мы постоянно слышим о публичных лицах, деятелях шоу-бизнеса и пр., которые постоянно меняют сексуальных партнёров, разводятся и, к тому же, хвалятся этими событиями своей жизни перед всей страной.

Особую роль в разрушении института семьи играет так называемое планирование семьи , суть которого заключается в том, что рождение детей происходит только тогда, когда этого захочет пара, и этот контроль осуществляется при помощи ряда средств предохранения от нежелательной беременности. В настоящее время, помимо того, что система планирования семьи способствует сокращению рождаемости, она ещё и приводит к тому, что пары не стремятся стать официально мужем и женой и сформировать свою семью, т. к. нет опасности рождения «нежеланного» ребёнка. Пары зачастую остаются бездетными или только с одним ребёнком, что приводит к тенденции уменьшения ответственности перед своей семьёй и более частого расторжения отношений.

*Константин Кóллиас занимается психиатрией с 1998 года. Он получил диплом по специальности «социальная и профилактическая психология». Сейчас автор является Председателем Союза европейских психиатров-экспертов и лектором Психиатрического факультета Афинского Университета, в котором преподаёт с 2001 года. Константин Кóллиас публикуется в греческих и иностранных специализированных журналах, издал две книги, а также он соавтор двадцати четырёх изданий на греческом языке.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

5 Comment threads

3 Thread replies

0 Followers