Эмоциональные нарушения у детей и подростков. Особым детям особенно нужна семья Проявления эмоциональных нарушений у детей

26.11.2023 Роды

У всех приемных детей есть один общий трагичный диагноз: нарушение привязанности. Неважно, в какой момент их покинули родители - в младенчестве или в осознанном возрасте, чувство разрыва с родным человеком оборачивается многочисленными психологическими проблемами. Приемные родители часто считают себя волшебниками, которые способны исправить их. По мнению неопытного человека, все очень просто: ребенок освоится, полюбит новую семью и будет счастлив. К сожалению, это не так. Привязанность формируется поэтапно, и сократить время прохождения этих этапов могут только сами приемные родители, вооружившись терпением и прибегая к помощи специалистов.

«Я - Родитель» приводит в пример этапы , которые проходят все дети. Задача мам и пап - сопоставить возраст ребенка и момент, в который произошло нарушение нормального развития привязанности.

Этап первый. Телесный
Возраст: до 1 года

Ребенок испытывает привязанность через ощущения. Он привыкает к запаху мамы, к характеру прикосновений. Тем не менее, если за малышом будет ухаживать другой взрослый - он примет и эту заботу.

Этап второй. Поиск сходства
Возраст: до 2 лет

Малыш начинает копировать действия взрослых. Больше всего он обращается к самому - к тому, кто находится рядом с ним постоянно.

Этап третий: Определение принадлежности
Возраст: до 3 лет

Ребенок начинает осознавать свое место в семье. Он понимает слова «мой», «твой», «наш»; говорит: «Я хочу», «Это мое», то есть начинает чувствовать принадлежность.

Этап четвертый. Осознание значимости
Возраст: до 4 лет

На этом этапе ребенку очень важно понимать, что его любят. Он может спрашивать об этом открыто: «А ты меня любишь, мама?» Иногда это происходит неосознанно - ребенок пытается заслужить любовь своими поступками, добиваясь похвалы и ласки.

Этап пятый. Осознанная привязанность
Возраст: до 5 лет

Ребенок начинает испытывать осознанные чувства по отношению к дорогим для него людям. Эти чувства имеют продолжение в поступках. Малыш ищет способы, с помощью которых он может выразить свое отношение к родителям, говорит им о своей любви.

Этап шестой. Привязанность через понимание
Возраст: до 6 лет

Ребенок хочет, чтобы его понимали, любили таким, какой он есть. Малыш начинает делиться своими секретами с родителями, ждет от них положительной отдачи.

Все эти этапы формирования привязанности заложены природой, обычно дети преодолевают их неосознанно, сами по себе. Изучив этапы развития привязанности и историю усыновленного ребенка, должны ответить для себя на вопрос: в какой момент цепочка прервалась? Когда конкретно ребенок остался без близких людей рядом?

Начинать работать с нарушением привязанности нужно именно с этого момента. Но все же, по мнению специалистов, даже если ребенок уже взрослый, зачастую все этапы приходится проходить заново. То есть в первое время малыш будет как младенец-потребитель. Он начнет проявлять ласку к приемным родителям, но и к другим взрослым будет относиться так же. Позже станет открывать сходство с новой семьей, затем осознает границу дозволенного и только потом начнет проявлять первые настоящие чувства.

Как помочь ребенку быстрее пройти через этапы формирования привязанности

Если не работать с нарушением привязанности, то ребенок может так и остаться капризным, постоянно переживающим чувство потери биологических родителей. Для того чтобы прогресс стал стремительнее, необходимы последовательные действия родителей. Приведем пример: ребенок боится оставаться ночью один и просится в кровать к маме и папе. Один раз его берут, потому что жалеют, а потом решают, что место малыша - в детской, и не стоит приучать его спать в другой кровати. Ребенок, без сомнения, оказывается в растерянности. Если разрешили один раз - значит, позволят еще. А если не позволяют - значит, не любят. Доверие к приемным родителям подрывается.

В семье необходима установка четких правил - причем с самого начала. У ребенка должно быть постоянство - так он быстрее адаптируется и привяжется к новой семье. Самый простой вариант - взять листок, сесть вместе с мужем (бабушкой, тетей, любыми родственниками, которые принимают участие в воспитании) и составить список этих правил. Наверняка они уже есть в семье, просто употребляются бессознательно. Вот пример пунктов из такого списка:

  1. Нельзя шуметь, когда папа работает за компьютером;
  2. Посуду каждый моет за собой сам;
  3. Каждый самостоятельно следит за порядком в своей комнате;
  4. После 21:00 нельзя включать телевизор.

Выполнение всех этих правил обязательно в любом случае. Нельзя, чтобы «злой папа» запрещал компьютерные игры, а «добрая мама» разрешала. Непоследовательность негативно сказывается на хрупком ощущении ребенком стабильности.

Не стоит ждать, что малыш сразу начнет бесконечно любить приемных родителей. Для всего нужно время. Но приблизить момент возможно. Отмечайте семейные праздники. Если ребенок пришел в семью в осознанном возрасте, можно отметить не только его день рождения, но и день усыновления. Почаще произносите объединяющие фразы: «Наша семья», «Ты смеешься, как папа», «Наш сынок (дочка)».

Делайте совместные фотографии, храните хорошие воспоминания и забывайте плохое. Рано или поздно ребенок обязательно начнет испытывать потерянную прежде привязанность к любимым людям.

Елена Кононова

  • VII Межрегиональная Конференция "Взаимодействие: дети, родители, специалисты, общество"

    • Все новости

Привязанность и семья в жизни ребенка

«Я никому не нужен», «Я – плохой ребенок, меня нельзя любить», «На взрослых нельзя рассчитывать, они бросят тебя в любой момент» - это убеждения, к которым в большинстве своем приходят дети, покинутые своими родителями. Один мальчик, попавший в детский дом, говорил о себе: «Я – лишенный родительских прав».

  • Привязанность – это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же это - жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей постарше нарушается процесс развития.

Глубокая привязанность к родителям способствует развитию у детей доверия к другим людям, и одновременно - уверенности в себе. Отсутствие привязанности к конкретному взрослому дезориентирует ребенка, заставляет чувствовать свою малоценность и уязвимость.

Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально – и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность. Вся внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита. Кроме того, в первые годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей.

Именно родительская депривация и последствия жестокого обращения являются основной причиной диспропорционального развития детей-«социальных сирот», а не «наследственность» и органические нарушения.

Формирование привязанности у младенцев происходит благодаря заботе взрослого и основывается на трех источниках: удовлетворение потребностей ребенка, позитивное взаимодействие и признание. (Приводится по В.Фалберг «А Child’s Journey through Placement», 1990)

1. Цикл "возбуждение-успокоение":

Возникновение потребности --------> Напряжение, недовольство

доверие

безопасность

привязанность

Состояние покоя <--------- Удовлетворение потребности

Систематическая и правильная забота взрослого об удовлетворении потребностей приводит к стабилизации нервной системы младенца и уравновешиванию процессов возбуждения-торможения. Кроме того, благодаря правильному уходу, по реакциям взрослых дети учатся распознавать свои потребности и запоминают, что нужно делать, чтобы их удовлетворить - так формируются навыки самообслуживания. Соответственно, дети из неблагополучных семей, где нуждами детей пренебрегают, значительно отстают в навыках самообслуживания от сверстников, о которых хорошо заботились.

В младенчестве и раннем детстве (до трех лет) привязанность легко возникает в отношении того, кто постоянно ухаживает за ребенком. Однако укрепление или разрушение привязанности будет зависеть от того, как эмоционально окрашена эта забота.

2. "Круг позитивного взаимодействия":

Родитель инициирует положительное взаимодействие с ребенком ->

< - Ребенок реагирует положительно < -

Если взрослый тепло относится к ребенку, привязанность будет крепнуть, ребенок будет учиться у взрослого положительному взаимодействию с другими, т.е. тому, как общаться и получать удовольствие от общения. Если взрослый безразличен, или испытывает к ребенку раздражение и неприязнь, то привязанность формируется в искаженном виде.

Результатом заботы о ребенке и эмоционального отношения к нему становится базовое чувство доверия к миру, формирующееся у младенца к 18 месяцам. Дети, получившие в раннем детстве опыт эмоционального отвержения, испытывают недоверие к миру и большие трудности в поддержании близких отношений.

3. Признание - это принятие ребенка как "своего", как "одного из нас", "похожего на нас". Такое отношение дает ребенку чувство сопричастности, принадлежности своей семье. Удовлетворенность родителей своим браком, их желание иметь ребенка, семейная ситуация в момент рождения, сходство с одним из родителей, даже пол новорожденного - все это оказывает влияние на чувства взрослых. При этом ребенок не может критически отнестись к факту признания. Нежеланные, отторгнутые своей семьей дети чувствуют себя неполноценными и одинокими, винят себя за какой-то неведомый изъян, послуживший причиной отторжения.

Основные характеристики привязанности (по Д.Боулби):

- конкретность - привязанность всегда обращена к какому-то конкретному человеку;

Эмоциональная насыщенность - значимость и сила чувств, связанных с привязанностью, включающих весь спектр переживаний: радость, гнев, печаль;

Напряжение - появление объекта привязанности уже может служить разрядкой негативных чувств младенца (голод, страх). Возможность ухватиться за мать ослабляет и дискомфорт (защита), и саму потребность в близости (удовлетворение). Отвергающее поведение родителей усиливает проявления привязанности ребенка ("цепляние");

Продолжительность - чем сильнее привязанность, тем дольше она длится. Детские привязанности человек помнит всю жизнь;

Врожденный характер потребности в отношениях привязанности;

Ограниченность способности устанавливать и поддерживать привязанность к людям - если до трех лет ребенок по каким-то причинам не имел опыта постоянных близких отношений со взрослым, либо если близкие отношения маленького ребенка разрывались и не восстанавливались более трех раз - способность устанавливать и поддерживать привязанность может разрушиться.

Потребность в привязанности – врожденная, однако способность ее устанавливать и поддерживать может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых.

Типы нарушенной привязанности:

1) Негативная (невротическая) привязанность - ребенок постоянно "цепляется" за родителей, ищет "негативного" внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки.

2) Амбивалентная - ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: "привязанность-отвержение", то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка - делая ито, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.

3) Избегающая - ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив - "никому нельзя доверять". Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок "застрял" в нем; либо если разрыв воспринимается как "предательство", а взрослые - как "злоупотребляющие" детским доверием и своей силой.

4) «Размытая» - так мы обозначили часто встречающуюся особенность поведения у детей из детских домов: ко всем прыгают на руки, с легкостью называют взрослых «мама» и «папа», - и так же легко отпускают. То, что внешне выглядит как неразборчивость в контактах и эмоциональная прилипчивость, по сути представляет собой попытку добрать качество за счет количества. Дети стараются хоть как-нибудь, от разных людей, в сумме получить тепло и внимание, которое им должны были дать близкие.

5) Дезорганизованная - эти дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности.

Если вышеприведенные особенности наблюдаются у детей, разлученных со своими семьями, надо учесть, что для первых четырех групп детей требуется помощь приемных семей и специалистов, для 5 - прежде всего внешний контроль и ограничение разрушительной активности, а затем уже реабилитация.

Информация предоставлена доцентом кафедры психотерапии и медицинской психологии БелМАПО, кандидатом медицинских наук, врачом высшей квалификационной категории Тарасевич Еленой Владимировной

Эмоциональные расстройства у детей - что это?

Изменение эмоционального фона может оказаться первым признаком душевной болезни. В реализации эмоций участвуют различные структуры мозга, а у детей младшего возраста они менее дифференцированы. Вследствие этого у них проявления переживаний затрагивают разные сферы, в том числе: двигательную активность, сон, аппетит, работа кишечника, регуляция температуры. У детей чаще, чем у взрослых, встречаются различные нехарактерные проявления эмоциональных расстройств, что в свою очередь затрудняет их распознавание и лечение.

Изменение эмоционального фона может скрываться за: расстройствами поведения и снижением школьной успеваемости, нарушениями вегетативных функций, имитирующими те или иные болезни (нейроциркуляторную дистонию, артериальную гипертензию).

В течение последних десятилетий отмечается нарастание негативных явлений в состоянии здоровья детей и подростков. Распространенность нарушений психоэмоционального развития у детей: в среднем по всем параметрам составляет порядка 65%.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), и нарушения настроения занимают место в первой десятке самых значимых эмоциональных проблем у детей и подростков. Как отмечают специалисты, уже с первых месяцев жизни до 3 лет почти у 10% детей выявляется явная нервно-психическая патология. При этом наблюдается негативная тенденция к ежегодному увеличению этой категории детей в среднем на 8-12%.

По некоторым данным, среди старшеклассников распространенность нервно-психических расстройств достигает уже 70-80%. Более 80% детей нуждаются в той или иной неврологической, психотерапевтической и/или психиатрической помощи.

Широкая распространенность эмоциональных нарушений у детей приводит к их неполной интеграции в общеразвивающую среду, проблемам социальной и семейной адаптации.

Последние исследования зарубежных ученых свидетельствуют о том, что и младенцы, и дети дошкольного возраста и школьники страдают как всеми видами тревожных расстройств, так и изменением фона настроения.

По данным Института возрастной физиологии, порядка 20% детей, поступающих в школу, уже имеют нарушения психического здоровья пограничного характера, а к концу 1-го класса их становится уже 60-70%. Ведущую роль в таком быстром ухудшении здоровья детей играет школьный стресс.

Внешне стресс у детей проходит по-разному: кто-то из детей “уходит в себя”, кто-то чересчур активно включается в школьную жизнь, а кому-то нужна помощь психолога, психотерапевта. Психика детей тонкая и ранимая, а нагрузки им зачастую приходится испытывать не меньше, чем взрослым.

Как определить, что ребенку нужна помощь психотерапевта, невролога и/или психолога?

Иногда взрослые не сразу замечаю, что ребенку плохо, что он испытывает сильное нервное напряжение, тревогу, страхи, у него нарушился сон, колеблется артериальное давление…

Специалисты выделяют 10 основных симптомов детского стресса, которые могут перерасти в эмоциональные нарушения:


Ребенку кажется, что он не нужен ни семье, ни друзьям. Или у него возникает стойкое впечатление, что «он затерялся в толпе»: начинает ощущать неловкость, чувство вины в обществе людей, с которыми у него ранее были хорошие отношения. Как правило, дети с таким симптомом на вопросы отвечают стеснительно и кратко.

    2-й симптом - проблемы концентрации внимания и ухудшение памяти.

Ребенок часто забывает, о чем говорил только что говорил, он теряет «нить» диалога, как будто ему совсем неинтересна беседа. Ребенок с трудом собирается с мыслями, школьный материал у него «в одно ухо влетает, из другого вылетает».

    3-й симптом - нарушения сна и чрезмерная усталость.

О наличие такого симптома можно говорить, если ребенок постоянно чувствует себя уставшим, но, несмотря на это, ему не удается с легкостью заснуть, а утром - проснуться.

«Сознательное» просыпание 1-го урока является одним из самых частотных видов протеста против школы.

    4-й симптом - боязнь шума и/или тишины.

Ребенок болезненно реагирует на любой шум, вздрагивает от резких звуков. Однако может быть противоположное явление: ребенку неприятно находиться в полной тишине, поэтому он или непрерывно разговаривает, или, один оставаясь в помещении, обязательно включает музыку или телевизор.

    5-й симптом - это нарушение аппетита.

Нарушение аппетита может проявляться у ребенка потерей интереса к пище, нежеланием есть даже прежде любимые блюда, или же, наоборот, постоянным желанием есть - ребенок ест много и без разбора.

    6-й симптом - раздражительность, вспыльчивость и агрессивность.

Ребенок утрачивает самоконтроль - по самому незначительному поводу в любой момент может “выйти из себя”, вспылить, грубо ответить. Любое замечание взрослых встречается в штыки - агрессией.

    7-й симптом - бурная деятельность и/или пассивность.

У ребенка развивается лихорадочная активность: он все время ерзает, что-то теребит или перекладывает. Словом, на месте не сидит ни минуты - совершает "движение ради движения".

Нередко испытывая внутреннее беспокойство, подросток с головой погружается в деятельность, подсознательно стремясь забыться и переключить свое внимание на что-то другое. Однако стоит отметить, что стресс может проявлять себя и обратным образом: ребенок может уклоняться от важных дел и заниматься какими-то бесцельными делами.

    8-й симптом - колебания настроения.

Периоды хорошего настроения резко сменяются злостью или плаксивым настроем… И так может быть по нескольку раз за день: ребенок то счастлив и беззаботен, то начинает капризничать, злиться.

    9-й симптом - отсутствие или чрезмерное внимание к своей внешности.

Ребенок перестает интересоваться своей внешностью или очень долго вертится перед зеркалом, много раз переодевается, ограничивает себя в еде, чтобы снизить вес (опасность развития анорексии), - это тоже может быть вызвано стрессом.

    10-й симптом - замкнутость и нежелание общаться, а также суицидальные мысли или попытки.

У ребенка исчезает интерес к сверстникам. Внимание со стороны окружающих вызывает у него раздражение. Когда ему звонят по телефону, он думает, отвечать ли на звонок, часто просит передать звонящему, что его нет дома. Появление суицидальных мыслей, угроз.

Эмоциональные расстройства у детей - достаточно распространенное явление, они являются результатом стресса. Эмоциональные нарушения у детей, как у совсем маленьких, так и у более старших, чаще бывают вызваны неблагоприятной ситуацией, но в редких случаях могут происходить самопроизвольно (по крайней мере, не наблюдаются причины изменившегося состояния). Видимо, в склонности к таким расстройствам большое значение имеет генетическая предрасположенность к колебаниям эмоционального фона. Конфликты в семье и школе также являются причиной развития эмоциональных нарушений у детей.

Факторы риска - длительная неблагополучная семейная ситуация: скандалы, жестокость родителей, развод, смерть родителей…

В таком состоянии ребенок может быть подвержен алкоголизму, наркомании, токсикомании.

Проявления эмоциональных нарушений у детей

При эмоциональных нарушениях у детей могут отмечаться:


Лечение эмоциональных нарушений

Эмоциональные нарушения у детей лечатся так же как и у взрослых: сочетание индивидуальной, семейной психотерапии и фармакотерапии дают наилучший эффект.

Основные правила назначения медикаментов у детей и подростков:

  • любое назначение должно уравновешивать возможные побочные эффекты и клиническую необходимость;
  • среди родственников выбирается ответственный за прием ребенком препаратов;
  • членам семьи рекомендуется быть внимательными к изменениям в поведении ребенка.

Своевременная диагностика психоэмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте и адекватное лечение является приоритетной задачей психотерапевтов, неврологов, психиатров и врачей других специальностей.

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова

Центр корпоративного обучения и консультирования
Курсовая работа
«Эмоционально – поведенческие проблемы приемных детей»

Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации


«Социально – психологическое сопровождение замещающих семей»
Подготовила:

Варенкова

Любовь Сергеевна

Научный руководитель:

Румянцева

Татьяна Вениаминовна


Ярославль 2008

В работе анализируются эмоционально – поведенческие проблемы приемных детей, а именно: причины нарушения, психологические проявления и последствия нарушения привязанности, пути преодоления нарушений привязанности.

Даны рекомендации приемным родителям в случаях проявления агрессивного поведения ребенка, помощи при болезненных эмоциях, как справляться с тревогой, как помочь преодолеть депрессию. В практической части работы исследованы особенности эмоционально-личностной сферы детей – воспитанников детского дома младшего подросткового возраста (11 - 13 лет). Также родителям даны рекомендации по эффективным способам взаимодействия с ребенком.

Работа адресована психологам, социальным педагогам, социальным работникам и другим специалистам, которые оказывают помощь детям-сиротам, детям, лишенным попечения родителей, и замещающим семьям, а также всем неравнодушным взрослым, которые задумываются над проблемой приемных семей или собираются принять ребенка в свою семью.


Введение………………………………………………………………….4

Теоретическая часть:

Привязанность, ее нарушения, психологические проявления и

последствия нарушения привязанности……………………………….5

Причины нарушения формирования привязанности………………….7

Пути преодоления нарушений привязанности. Формирование

доверия к миру………………………………………………………….11

агрессивного поведения………………………………………………..19

Признаки сформированности привязанности у ребенка……………19

Помощь при болезненных эмоциях. Как справляться с тревогой…..20

Основные причины депрессивных состояний. Как проявляется

депрессия у детей…………………………………………………….....22

Как помочь преодолеть депрессию…………………………………....23

Эффективные способы взаимодействия с ребенком…………………23

Практическая часть:

Диагностические методы, используемые в работе…………………....28

Данные проведенных исследований…………………………………...28

Заключение………………………………………………………………35

Литература……………………………………………………………….37

На сегодняшний день около 170 тысяч детей лишены родительской заботы и воспитываются в государственных учреждениях: в домах ребенка, детских домах, в школах – интернатах. Международный опыт показывает, что воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье дает возможность добиться более высокого уровня адаптивности ребенка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления его личности.

Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. В семье дети учатся социально одобряемому поведению, приспособлению к окружающему миру, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств.

Воспитание ребенка в условиях замещающей семьи повышает уровень его эмоционального благополучия и способствует компенсации отклонений в развитии. Именно проживание ребенка в семье приводит к эмоциональным изменениям, стимулирует развитие, активизирует вытесненные потребности.

Очень большое значение для нормального психического развития имеют отношения с ближайшим окружением. Особенное значение для нормального развития имеют отношения с ребенком в период раннего детства (до трех лет). Для развития ребенка необходимы стабильные и эмоционально - уравновешенные отношения с близкими взрослыми. Нарушение отношений в диаде мать-дитя приводят к недостаточному контролю и импульсивности ребенка, его склонности к агрессивным срывам.

Глубинная память сохраняет образцы взаимодействия с близкими людьми, постоянно повторяемые в дальнейшем при взаимодействии с другими людьми. Стойкость схем поведения, представляющих собой обобщенный опыт отношений с матерью, во многом объясняет те длительные кризисы, которые неизбежно возникают у детей из неблагополучных семей при адаптации к новой приемной семье. Необходим новый, достаточно длительный опыт позитивных отношений, чтобы прежние схемы перестроились.

Очередной этап в развитии ребенка приносит с собой и характерные для этого этапа трудности. Для их преодоления немаловажное значение имеет умение родителей устанавливать атмосферу взаимопонимания, наладить эмоциональный диалог с ребенком. Чтобы быть в достаточной мере отзывчивым, родителям следует знать о чувствах своего ребенка, его эмоциональных переживаниях.

В данной работе мы рассмотрим проявления и причины эмоциональных трудностей приемных детей, приемы формирования гармоничных, эмоционально близких отношений между родителями и ребенком, способы создания в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития, преодолеть сложившиеся дефекты. Особое внимание уделим типичным проблемам и необходимым действиям родителей.
Привязанность, ее нарушения, психологические проявления и последствия

Привязанность – это взаимный процесс образования эмоциональной связи между людьми, которая сохраняется неопределенное время, даже, если эти люди разделены, но они могут прожить и без него. Детям же испытывать чувство привязанности необходимо. Они не могут полноценно развиваться без чувства привязанности, т.к. от этого зависит их чувство безопасности, их восприятие мира, их развитие. Здоровая привязанность способствует развитию у ребенка совести, логического мышления, способности контролировать эмоциональные вспышки, испытывать самоуважение, умения понимать собственные чувства и чувства других людей, а также помогает находить общий язык с другими людьми. Позитивная привязанность также помогает снизить риск задержки в развитии.

Нарушение привязанности может оказать влияние не только на социальные контакты, но и вызвать задержку эмоционального, социального, физического и умственного развития ребенка. Чувство привязанности является важной частью жизни замещающей семьи.

Проявления нарушения привязанности можно определить по ряду признаков.

Во-первых – устойчивое нежелание ребенка вступать в контакт с окружающими взрослыми. Ребенок не идет на контакт со взрослыми, чуждается, сторонится их; на попытки погладить - отталкивает руку; не смотрит в глаза, избегает взгляда глаза в глаза; не включается в предложенную игру, однако, ребенок, тем не менее, обращает внимание на взрослого, как бы «незаметно» поглядывая на него.

Во-вторых – преобладает апатичный ли сниженный фон настроения с боязливостью, настороженностью или плаксивостью.

В-третьих – у детей в возрасте 3-5 лет может проявляться аутоагрессия (агрессия по отношению к себе – дети могут «биться головой о стену или пол, бортики кровати, царапать себя и т.п.). Важным элементом является обучение ребенка распознаванию, проговариванию и адекватному выражению своих чувств.

В-четвертых – «диффузная» общительность», которая проявляется в отсутствии дистанции с взрослыми, в желании всеми способами привлечь к себе внимание. Такое поведение часто называется «прилипчивым поведением», и наблюдается оно у большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста – воспитанников интернатных учреждений. Они бросаются к любому взрослому, залезают на руки, обнимаются, называют мамой (или папой).

Кроме того, следствием нарушения привязанности у детей могут быть соматические (телесные) симптомы в виде снижения массы тела, слабости мышечного тонуса. Не секрет, что дети, воспитывающиеся в детских учреждениях, чаще всего отстают от своих сверстников из семей не только в развитии, но и в росте, и весе.

Очень часто дети, которые попадают в семью, через некоторое время, пройдя процесс адаптации, начинают неожиданно прибавлять в весе и росте, что является, скорее всего, не только следствием хорошего питания, но и улучшением психологической обстановки. Конечно, не только привязанность является причиной подобных нарушений, хотя и отрицать ее значимость в данном случае было бы неверно.

Указанные выше проявления нарушений привязанности носят обратимый характер и не сопровождаются значительными интеллектуальными нарушениями.


Причины нарушения формирования привязанности

Главной причиной является депривация в раннем возрасте. Под понятием депривация (от латинского «лишение») понимается психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека в удовлетворении в достаточной мере его основных психических потребностей; депривация характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.

По теории И. Лангеймера и З. Матейчик выделяются следующие виды депривации:


  • Сенсорная депривация. Возникает при недостаточности информации об окружающем мире, получаемой по разным каналам: зрение, слух, осязание (прикосновения), обоняние. Этот вид депривации свойственен детям, которые с самого рождения попадают в детские учреждения, где они фактически лишены необходимых для развития стимулов – звуков, ощущений;

  • Когнитивная (познавательная) депривация . Возникает при отсутствии удовлетворения условий для обучения и приобретения различных навыков – ситуация, которая не позволяет понимать, предвосхищать и регулировать происходящее вокруг;

  • Эмоциональная депривация . Возникает при недостаточности эмоциональных контактов со взрослыми, и прежде всего матерью, обеспечивающих формирование личности;

  • Социальная депривация. Вызывается ограничением возможности усвоения социальных ролей, знакомства с нормами и правилами общества.
Дети, живущие в детских учреждениях, сталкиваются со всеми типами описанных деприваций. В раннем возрасте они получают явно недостаточное количество информации, необходимой для развития. Например, отсутствует достаточное количество зрительных (разных по цвету и форме игрушек), кинестетических (разных по фактуре игрушек), слуховых (различных по звучанию игрушек) стимулов. В относительно благополучной семье, даже при недостатке игрушек, ребенок имеет возможность видеть различные предметы с разных точек зрения (когда его берут на руки, носят по квартире, выносят на улицу), слышит различные звуки – не только игрушек, но и посуды, телевизора, разговоров взрослого, обращенную к нему речь. Имеет возможность познакомиться с различными материалами, дотрагиваясь не только до игрушек, но и до одежды взрослого, различных предметов в квартире. Ребенок знакомится с видом человеческого лица, потому, что даже при минимальном контакте матери с ребенком в семье, мать и другие взрослые чаще берут его на руки, говорят, обращаясь к нему.

Когнитивная (интеллектуальная) депривация возникает вследствие того, что ребенок никак не может влиять на происходящее с ним, от него не зависит ничего – неважно, хочет ли оно есть, спать и т.д. Воспитывающийся в семье ребенок может протестовать – отказываться (криком) есть, если он не голоден, отказываться раздеваться или одеваться. И в большинстве случаев родители учитывают реакцию ребенка, тогда как в детском учреждении, даже в самом лучшем, просто физически нет возможности кормить детей тогда, когда они голодны. Именно поэтому дети изначально привыкают к тому, что от них ничего не зависит, и это проявляется на бытовом уровне – очень часто они не могут ответить на вопрос, хотят ли они есть. Что в последующем приводит к тому, что их самоопределение в более важных вопросах сильно затруднено.

Эмоциональная депривация возникает вследствие недостаточной эмоциональности взрослых, общающихся с ребенком. Он не получает опыта эмоционального отклика на свое поведение – радость при встрече, недовольство, ели он делает что-то не так. Таким образом, ребенок не получает возможности научиться регулировать поведение, он перестает доверять своим чувствам, ребенок начинает избегать контакта глаз. И именно этот вид депривации значительно затрудняет адаптацию ребенка, взятого в семью.

Социальная депривация возникает вследствие того, что дети не имеют возможности узнать, понять практический смысл и попробовать в игре различные социальные роли – отца, матери, бабушки, дедушки, воспитателя в детском саду, продавца в магазине, других взрослых. Дополнительную сложность вносит замкнутость системы детского учреждения. Дети изначально меньше знают об окружающем мире, чем живущие в семье.

Следующей причиной может быть нарушение взаимоотношений в семье. Очень важным является то, в каких условиях ребенок жил в семье, как строились его отношения с родителями, существовала ли эмоциональная привязанность в семье, или имели место отвержение, непринятие родителями ребенка.

Еще одной причиной может являться насилие, пережитое детьми (физическое, сексуальное или психологическое). Дети, пережившие насилие в семье, тем не менее, могут быть привязаны к своим жестоким родителям. Это объясняется в первую очередь тем, что для большинства детей, растущих в семьях, где насилие является нормой жизни, до определенного возраста (обычно такая граница приходится на ранний подростковый возраст) такие отношения являются единственно известными. Дети, которые подвергались жестокому обращению в течение многих лет и с раннего возраста, могут ожидать такого же или сходного дурного обращения в новых отношениях и могут проявлять некоторые из уже освоенных стратегий для того, чтобы справиться с этим.

Большинство детей, переживших семейное насилие, как правило, с одной стороны, настолько замыкаются в себе, что не ходят в гости и не видят других моделей семейных отношений. С другой стороны, они вынуждены неосознанно поддерживать иллюзию нормальности таких семейных отношений для сохранения своей психики. Однако для многих из них характерно привлечение к себе негативного отношения родителей. Это еще один способ привлечения внимания – негативное внимание родителей, которое они могут получить. Поэтому для них типична ложь, агрессия (в том числе аутоагрессия), воровство, демонстративное нарушение правил, принятых в доме. Самоагрессия может также для ребенка быть способом «вернуть» себя к реальности – таким образом он «выводит» себя в реальность в тех ситуациях, когда что-то (место, звук, запах, прикосновение) «возвращает» его в ситуацию насилия.

Психологическое насилие – это унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка, являющиеся постоянными в данной семье . Психологическое насилие опасно тем, что это не однократное насилие, а сложившаяся модель поведения, т.е. способ взаимоотношений в семье. Ребенок, подвергшийся психологическому насилию (высмеиванию, унижению) в семье, не только сам был объектом такой модели поведения, но и свидетелем таких отношений в семье. Как правило, это насилие бывает направлено не только на ребенка, но и на партнера в браке.

Пренебрежение (неудовлетворение физических или эмоциональных потребностей ребенка) также бывает причиной нарушения привязанности. Пренебрежение – это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре (под уходом подразумевается удовлетворение не только физических, но и эмоциональных потребностей).

Риск возникновения нарушений привязанности возрастает в том случае, если перечисленные факторы имеют место в течение первых двух лет жизни ребенка, а также, когда сочетаются несколько предпосылок одновременно.

Приемным родителям не стоит рассчитывать, что ребенок сразу, попав в семью, будет демонстрировать положительную эмоциональную привязанность. Это не значит, что привязанность нельзя сформировать. Большинство проблем, связанных с формированием привязанности у ребенка, взятого в семью – преодолимы, и преодоление их зависит в первую очередь от родителей.


Пути преодоления нарушений привязанности.

Формирование доверия к миру.

Для многих детей, взятых из детских учреждений, сложно установить доверительные отношения со взрослыми в приемной семье. И очень важно помочь ребенку в установлении таких отношений. Основные моменты поведения, которые помогают формированию положительных взаимоотношений между взрослым и ребенком:


  • всегда говорить с ребенком спокойно, с нежными интонациями;

  • всегда смотреть ребенку в глаза, а если он отворачивается, попробовать придержать так, чтобы взгляд был направлен на вас;

  • всегда удовлетворять нужды ребенка, а если это невозможно, спокойно объяснить, почему;

  • всегда подходить к ребенку, когда он плачет, выяснять причину.
Привязанность развивается при помощи прикосновений, взгляда глаза в глаза, совместных движений, разговора, взаимодействия, совместных игр и еды.

Ребенку необходимо время, чтобы понять, чего можно ожидать от взрослых и выработать способы позитивного взаимодействия с ним.

Попадая в семью, ребенок испытывает потребность в информации:


  • кто эти люди, с которыми я теперь буду жить;

  • что я могу ожидать от них;

  • смогу ли я встретиться с теми, с кем я жил раньше ;

  • кто будет принимать решения о моем будущем.
Ребенок может нуждаться в получении разрешения на выражение своих чувств. Очень часто дети, не имея опыта позитивного отношения с взрослыми, не умеют выражать свои чувства. Например, их опыт «говорит» им, что когда злишься – нужно ударить. Этот способ выражения злости не приветствуется в большинстве семьей, и детям запрещают вести себя так. Однако при этом не всегда предлагают другие способы выражения чувств. Что делать, если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания? Сообщите ему об этом. Чувства, особенно если они отрицательные и сильные, ни в коем случае не стоит держать в себе: не следует молча накапливать обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Обмануть такими усилиями вы никого не сможете: ни себя, ни ребенка, который без труда «читает» по вашей позе, жестам и интонации, выражению лица или глаз, что что-то не так. Через некоторое время чувство, как правило, «прорывается» и выливается в резкие слова или действия. Как же сказать о своих чувствах к ребенку, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас?

Для выражения своих чувств и для обучения ребенка способам их приемлемого выражения можно использовать различные способы, например, «Я – высказывания». Важнейшим умением в общении является непосредственность. Предлагаемая техника позволяет сделать это корректно. Она включает описание чувств говорящего, описание конкретного поведения, которое вызвало эти чувства, и информацию о том, что, по мнению говорящего, можно в этой ситуации предпринять.

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. Высказывания такого рода называются «Я – сообщениями». Схема Я – высказывания имеет следующий вид:


  • Я чувствую…(эмоция), когда ты…(поведение), и я хочу…(описание действия).

  • Я волнуюсь, когда ты приходишь домой поздно, и я хочу, чтобы ты предупреждал меня о том, что задержишься (В ситуации, когда подросток пришел домой позже, чем обещал вместо крика: «Где ты шлялся?»)
Эта формула помогает выразить свои чувства. Посредством Я – высказывания, вы сообщаете человеку, что вы чувствуете или думаете по поводу некоторой проблемы, и подчеркиваете тот факт, что вы говорите в первую очередь, о своих чувствах . Кроме того, вы сообщаете, что вы задеты и хотите, чтобы тот, к кому вы обращаетесь, изменил свое поведение определенным образом.

Примеры таких высказываний:

«Я – сообщение имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты – сообщением»:


  1. «Я – высказывание» позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме. Некоторые родители стараются подавлять вспышки гнева или раздражения, чтобы избежать конфликтов. Однако это не приводит к желаемому результату. Как уже говорилось, полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. И если сердиты, то он, в свою очередь, может обидеться, замкнуться или пойти на открытую ссору. Получается все наоборот: вместо мира – война.

  2. «Я – сообщение» дает возможность детям ближе узнать нас, родителей. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», который стараемся поддерживать, во что бы то ни стало. Мы носим маску «воспитателя» и боимся ее хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что мама, родители могут вообще что-то чувствовать! Это производит на них неизгладимое впечатление. Главное же – делает взрослого ближе, человечнее.

  3. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.

  4. Высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда – удивительно! – они начинают учитывать наши желания и переживания.
Ребенку важно знать, даже, если он не спрашивает об этом, что вполне может испытывать сильные чувства, связанные со своим прошлым: грусть, гнев, стыд и т.д. Важно также показать ему, что делать с этими чувствами:

  • ты можешь рассказать маме о том, что тебя беспокоит;

  • ты можешь нарисовать это чувство, а затем сделать с ним, что захочешь – порвать рисунок, например;

  • если ты злишься, можно порвать лист бумаги (еще для этого можно нарисовать специальный «лист гнева» - изображение злости);

  • можно побить подушку или боксерскую грушу (очень хорошая игрушка для выражения негативных эмоций;

  • можно поплакать, если грустно и т.д.
Рекомендации приемным родителям в случаях проявления агрессивного поведения:

Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. Приемы:

Полное игнорирование реакций ребенка /подростка – весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

Выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»);

Переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста…»);

Позитивное обозначение поведения («Ты злишься, потому что ты устал»),

Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. Приемы:

Констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);

Раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);

Обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);

Апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

Контроль над собственными негативными эмоциями.

Снижение напряжения ситуации

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией – уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

Демонстрация власти («Будет так, как я скажу»);

Крик, негодование;

Агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные руки, разговор «сквозь зубы»;

Сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

Негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

Использование физической силы;

Втягивание в конфликт посторонних людей;

Непреклонное настаивание на своей правоте;

Нотации проповеди, «чтение морали»;

Наказания или угрозы наказания;

Обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты всегда…», «Ты никогда не…»;

Сравнение ребенка с другими не в его пользу;

Команды, жесткие требования

Обсуждение проступка

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, это стоит делать только, когда ситуация разрешится, и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине , без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого ребенка.

Сохранение положительной репутации ребенка.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

Публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

Не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;

Предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

Демонстрация модели неагрессивного поведения

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения, включает следующие приемы:

Пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;

Внушения спокойствия невербальными средствами;

Прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

Использование юмора;

Признание чувств ребенка.

В восстановлении доверия большую роль играет телесный контакт между взрослым и ребенком. Многие дети, попавшие в семью из детских домов, сами стремятся к интенсивному телесному контакту с взрослым: любят посидеть на коленках, просят (даже достаточно большие дети), чтобы их носили на руках укачивали. И это хорошо, хотя многих родителей такой чрезмерный телесный контакт может настораживать, особенно в ситуации, когда родитель сам не стремится к нему. Со временем интенсивность таких контактов снижается, ребенок как бы «насыщается», восполняя то, что недополучил в детстве.

Однако есть достаточно большая категория детей из детских домов, которые не стремятся к таким контактам, а некоторые даже опасаются их, отстраняясь от прикосновений. Вероятно, эти дети имеют негативный опыт общения с взрослыми – часто это бывает следствием пережитого физического насилия.

Не стоит слишком давить на ребенка, навязывая ему телесный контакта, однако, можно предложить некоторые игры, направленные на развитие этого контакта. Например:


  • Игры с ручками, пальчиками, ножками, ладушки, сорока – сорока, пальчик – мальчик, «Где же наши глазки, ушки»? (и другие части тела).

  • Игры с лицом: прятки (закрывается платком, руками), затем открывается со смехом: «Вот она, Катя (мама, папа»); надувание щек (взрослый надувает щеки, ребенок руками нажимает на них, чтобы они лопнули); кнопочки (взрослый не сильно нажимает на носик, ухо, палец ребенка, издавая при этом разные звуки «би-би, динь-динь» и др.); раскрашивание друг другу лица, гримасничанье с преувеличенным выражением лица, чтобы рассмешить ребенка или чтобы он угадал, какое чувство вы изображаете.

  • Колыбельная: взрослый качает ребенка на руках, напевая песенку и вставляя в слова имя ребенка; родитель качает ребенка, передавая его в руки другому родителю.

  • Игра «Крем»: намажьте кремом свой нос и коснитесь носом щеки ребенка, пусть ребенок «вернет» крем, коснувшись щекой вашего лица. Можно намазать кремом какую-то часть тела, лица ребенка.

  • Игры с мыльной пеной во время купания, умывания: передавайте пену из рук в руки, делайте «бороду», «погоны», «корону» и т.п.

  • Можно использовать любые виды деятельности для телесного контакта: расчесывание волос ребенку; во время кормления из бутылочки или чашки-непроливайки смотрите в глаза ребенку, улыбайтесь, разговаривайте с ним, кормите друг друга; в свободные минуты садитесь или ложитесь в обнимку, читая книгу или смотря телевизор.

  • Игры с ребенком в парикмахера, косметолога, с куклами, изображая нежный уход, кормление, укладывание спать, говорите о разных чувствах и эмоциях.

  • Пойте песни, танцуйте вместе с ребенком, играйте в щекотки, догонялки, играйте в знакомые сказки.
Кроме того, можно предложить ряд игр и способов взаимодействия с ребенком, направленных на формирование у него чувства принадлежности к семье. Во время совместных прогулок устраивайте перебежки, чтобы ребенок прыгал, скакал на одной ножке от одного взрослого к другому, и каждый взрослый будет его встречать; прятки, в которых один из взрослых прячется вместе с ребенком. Постоянно давайте ребенку понять, что он часть семьи. Например, говорите «Ты смеешься так же, как папа», чаще употребляйте такие слова: «наш сынок (дочка), наша семья, мы твои родители».

  • Празднуйте не только дни рождения, но и день усыновления.

  • Покупая что-то ребенку, купите такую же, как у мамы (папы) вещь.

  • И еще один совет, эффективность которого проверена во многих приемных семьях: сделайте «Книгу (альбом) жизни» ребенка и вместе с ним постоянно ее пополняйте. Вначале это будут фотографии из детского учреждения, в котором находился ребенок, продолжением будут рассказы и фотографии из совместной домашней жизни.
Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка Панюшева Татьяна

Как формируется привязанность

Как формируется привязанность

Формирование привязанности у младенцев происходит благодаря заботе взрослого и основывается на трех источниках: удовлетворение потребностей ребенка, позитивное взаимодействие и признание (приводится по книге Vera Fahlberg «А Child’s Journey through Placement», 1990).

удовлетворение потребностей

Цикл «возбуждение – успокоение»:

Регулярная и правильная забота взрослого об удовлетворении потребностей приводит к стабилизации нервной системы младенца и уравновешиванию процессов возбуждения – торможения. Если ребенку приходилось слишком долго ждать, чтобы на него обратили внимание, или переживать устойчивое игнорирование, если он испытывал дефицит тепла в младенчестве и привык добиваться своего долгим упорным криком – во всех этих случаях детям свойственна, во-первых, высокая тревожность в отношениях со взрослыми. Во-вторых, они ожидают и невольно воспроизводят привычный для них способ взаимодействия. И то, и другое может восприниматься взрослыми как негативные поведенческие проявления или даже как нарушения в развитии. Но на самом деле это является следствием депривации, и от взрослых потребуется значительные время и терпение, чтобы изменить столь ранние и бессознательные поведенческие модели ребенка. Еще один важный момент – при правильном уходе по реакциям взрослых дети учатся сначала распознавать свои потребности, а затем запоминают, что нужно делать, чтобы их удовлетворить, – так постепенно формируются навыки самообслуживания. Соответственно, дети из неблагополучных семей, где нуждами детей пренебрегают, значительно отстают в навыках самообслуживания от сверстников, о которых хорошо заботились. И то, что зачастую воспринимается как «некультурность», на самом деле результат взаимодействия со взрослыми.

В младенчестве и раннем детстве (до трех лет) привязанность легко возникает в отношении того, кто постоянно ухаживает за ребенком. Однако укрепление или разрушение привязанности будет зависеть от того, как эмоционально окрашена эта забота.

«круг позитивного взаимодействия»

Если взрослый тепло относится к ребенку, привязанность будет крепнуть, ребенок будет учиться у взрослого положительному взаимодействию с другими, то есть тому, как общаться и получать удовольствие от общения. Если взрослый безразличен или испытывает к ребенку раздражение и неприязнь, то привязанность формируется в искаженном виде.

Качество заботы о ребенке и эмоционального отношения к нему влияет на базовое чувство доверия к миру, формирующееся у младенца к 18 месяцам (Эриксон Э., 1993). В результате плохого обращения у детей может нарушиться восприятие самих себя. Один восьмилетний мальчик, переживший систематическое пренебрежение и жестокое обращение в кровной семье, после того, как попал в полюбившую его приемную семью, говорил приемной маме: «Иногда мне кажется, что я не существую». Дети, получившие в раннем детстве опыт эмоционального отвержения, испытывают недоверие к миру и большие трудности в поддержании близких отношений. Об этом важно помнить и специалистам, и приемным родителям, сталкивающимся с трудностями при формировании привязанности у некоторых детей в приемных семьях.

Признание

Признание – это принятие ребенка как «своего», как «одного из нас», «похожего на нас». Такое отношение дает ребенку чувство сопричастности, принадлежности своей семье. Удовлетворенность родителей своим браком, их желание иметь ребенка, семейная ситуация в момент рождения, сходство с одним из родителей, даже пол новорожденного – все это оказывает влияние на чувства взрослых. При этом ребенок не может критически отнестись к факту признания. Нежеланные, отторгнутые своей семьей дети чувствуют себя неполноценными и одинокими, винят себя за какой-то неведомый изъян, послуживший причиной отторжения. Один мальчик говорил о себе: «Я – лишенный родительских прав». Это очень точно отражает суть переживания детей, которые считают, что если их родители позволили их забрать, значит, они (дети) не представляли особой ценности. То есть для ребенка дело не в том, что с родителями было что-то не так, а в том, что они, дети, «виноваты сами».

Характеристики привязанности (по Д. Боулби)

Конкретность – привязанность всегда обращена к какому-то конкретному человеку.

Эмоциональная насыщенность – значимость и сила чувств, связанных с привязанностью, включающих весь спектр переживаний: радость, гнев, печаль.

Напряжение – появление объекта привязанности уже может служить разрядкой негативных чувств младенца (голод, страх). Возможность ухватиться за мать ослабляет и дискомфорт (защита), и саму потребность в близости (удовлетворение). Отвергающее поведение родителей усиливает проявления привязанности ребенка («цепляние»).

Продолжительность – чем сильнее привязанность, тем дольше она длится. Детские привязанности человек помнит всю жизнь.

– Привязанность – врожденное качество .

– Способность устанавливать и поддерживать отношения привязанности с людьми ограничена : если до трех лет ребенок по каким-то причинам не имел опыта постоянных близких отношений со взрослым, либо если близкие отношения маленького ребенка разрывались и не восстанавливались более трех раз, то способность устанавливать и поддерживать привязанность может разрушиться. Также в некоторых случаях способность устанавливать отношения привязанности может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых. Имеется в виду, что потребность в привязанности как таковая сохраняется, но утрачивается возможность ее реализовать.

Из книги Как дети добиваются успеха автора Таф Пол

10. Привязанность Мини и другие неврологи обнаружили интригующее доказательство того, что нечто вроде ВУ-эффекта имеет место и у людей.Работая в сотрудничестве с генетиками в течение последнего десятилетия, Мини и его исследователи смогли продемонстрировать, что

Из книги Буду мамой! Все о беременности и первом годе жизни малыша. 1000 ответов на 1000 главных вопросов автора Сосорева Елена Петровна

11. Привязанность и дальнейшая жизнь Но убежденность Эйнсворт в том, что ранняя привязанность имеет долгосрочные последствия, в тот момент была только теорией. Никто пока не нашел способа достоверно проверить ее. А потом, в 1972 году, один из ассистентов Эйнсворт, Эверетт

Из книги Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка автора Сосорева Елена Петровна

Тесная привязанность На данном этапе у ребенка обычно формируется привязанность к определенному взрослому – самому близкому и любимому. Как правило, это ухаживающий за малышом взрослый, чаще всего – мать. Ученые считают, что привязанность к взрослому очень важна для

Из книги В ожидании чуда. Дети и родители автора Шереметева Галина Борисовна

Тесная привязанность На данном этапе у ребенка обычно формируется привязанность к определенному взрослому – самому близкому и любимому. Как правило, это ухаживающий за малюткой взрослый, чаще всего – мать. Ученые считают, что привязанность к взрослому очень важна для

Из книги Не упускайте своих детей автора Ньюфелд Гордон

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Глава 4 Интеллектуальное развитие и привязанность Бытующий социальный стереотип о том, что все дети из неблагополучных семей страдают интеллектуальными нарушениями, безусловно, несправедлив. Однако с формальной точки зрения для него есть все основания. Обследование

Из книги автора

Вызывающее привязанность поведение Совместное пребывание в палате родильного дома (руминг-ин) особенно полезно мамам, испытывающим сложность с переходом прямо к материнским обязанностям. Однажды, делая обход, я зашел к Джен, которая недавно родила, и застал ее в печали.

Из книги автора

Привязанность как основа ночного ухода Подход, который мы нашли методом проб и ошибок и который обычно подходит большинству семей, – это привязанность. Именно этот подход мы используем в своей семье, именно ему учим в своей практике, и именно этот подход подсказывают

Из книги автора