История происхождения пуговицы. Проект «История пуговицы Кто ввел в обиход использование пуговиц




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование у детей представлений о предметах окружающего мира, расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Познавательное развитие:

  • знакомство детей с историей пуговицы;
  • формирование представления о многообразии видов пуговиц;
  • развитие мыслительной активности и любознательности;
  • развивать мелкую моторику;
  • поощрение самостоятельного применения детьми освоенных эталонов для анализа предметов, выделения их сходства и различия по нескольким основаниям;

Речевое развитие:

  • способствовать развитию речевой активности детей;
  • обогащение словаря;

Художественное-эстетическое развитие:

  • формировать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
  • развивать конструкторские и дизайнерские способности детей.

Социально-коммуникативное развитие:

  • воспитывать стремление к дружеским взаимоотношениям, уважение друг к другу;
  • формировать умение общаться в процессе совместной деятельности.

Новые слова: фибула, застёжка, солдатский мундир, дизайнер.

Методы и приемы: создание проблемной ситуации, игровой метод, вопросы поискового характера, “мозговой штурм”, рассматривание слайдов презентации, художественное слово, сюрпризный момент, практический.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, экран, ноутбук, указка, аудио запись, различные пуговицы, ножницы, макет дерева, картина из пуговиц “Воздушный шар”.

Предварительная работа:

Чтение загадок, стихотворений о пуговицах. Чтение сказки Г.Шалаева “Потерянная пуговица”. Рассматривание альбома “Поделки из пуговиц”. Создание в группе мини - музея “Пуговица”, конкурс с родителями “Волшебная пуговица”, дидактическая игра “Мозаика из пуговиц”, “Сосчитай пуговицы”, НОД “Пришей пуговицу”, НОД “Предметы которые нас окружают”, творческое задание “Подбери пуговицы”, совместная деятельность педагога с детьми “Бабочка из пуговиц”, картина “Рыбка”, “Ваза с цветами”.

Работа с родителями:

Создание коллекции “Пуговицы”, конкурс с родителями “Волшебная пуговица”, участие в проекте “Волшебная пуговица”, мастер класс “Венок из пуговиц”.

Ожидаемый результат: расширение кругозора детей, умение создавать коллективную работу, оценивать правильность выполнения работы, задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества; видеть прекрасное в окружающем мире, быть в роли дизайнеров, создавать поделки из пуговиц своими руками, всплеск эмоций.

Звучит мелодия № 1.

Воспитатель: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь самой доброй и приветливой улыбкой, бережно прикоснитесь своими ладонями друг к другу со словами:

День чудесный,
Улыбнись ты мне.
Ну, а я улыбку-
Подарю тебе.
“Здравствуй, это я! ”

Воспитатель: Ребята, какое у вас настроение?

Дети: Хорошее, доброе, весёлое, весеннее.

Воспитатель: А, у меня тоже хорошее настроение, и я вам сделала подарок, красивую картину. Рассмотрите её. Из чего она сделана?

Дети рассматривают картину.

Дети: Она сделана из пуговиц.

Воспитатель: На этой картине, мы вместе с вами летим на воздушном шаре. Нравится она вам?

Дети: Лариса Анатольевна, очень красивая картина, вы молодец.

II. Ход НОД

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Одеваться соберёшься –
Без меня не обойдёшься.
Знают взрослые и дети –
Застегну я всё на свете. Что это?

Дети: Пуговица, пуговка.

Воспитатель: А что такое пуговица?

Дети: Застёжка для одежды.

Воспитатель: Какие застёжки вы знаете?

Дети: Кнопки, крючки, молнии, липучки, шнуровки.

Воспитатель: Ребята, а если вы потеряли пуговицу от платья, рубашки, как решите эту проблему?

Мозговой штурм, дети высказывают своё мнение, предположения, как решить эту проблему, работают парами, командой.

Дети: Можно пришить другую пуговицу.

Воспитатель: У вас нет другой пуговицы.

Дети: Закрепим на булавку, заколем зубочисткой, пришьём ниткой, заколем иголочкой, завяжем шнурком.

Воспитатель: Такая маленькая вещь - пуговица, а какая важная. Вы согласны со мной?

Воспитатель: Ребята, хотите ли вы, узнать историю пуговиц, какие были пуговицы, сколько пуговице лет?

Воспитатель:

Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я
Не теряя ни минутки
Приглашаю вас я в путь
Умения взять не забудь!

Презентация “История маленькой пуговицы”.

История пуговицы началась семьсотлет назад.

В далёкой древности люди делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали шкуру на плечи и обвязывали её вокруг пояса. Неудобной была такая одежда: движения затрудняла, распахивалась. Для скрепления одежды стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки.

Шли века. Люди научились прясть шерсть, делать ткань, шить из неё одежду. Изменились и застёжки. К одежде стали прикреплять просверленные камешки, куски дерева на которые набрасывали - петли.

Древним грекам и римлянам застежками служили фибулы. Они были похожи на английские булавки. Кроме того, фибулы еще и служили украшением, являясь признаками богатства, и знатности.

Слайд 7,8,9.

На Руси наиболее распространенными были полые металлические пуговицы шарообразной или удлиненной формы с круглой петлей. Их делали из серебра, золота, богато украшали жемчугом. Пуговицы в те далёкие времена были дорогой и водной вещью. Такие пуговицы стоили дороже, чем само платье.

Простые люди верили, что украшенные узорами пуговицы отгоняют злые силы, выполняют роль оберегов, поэтому-то их и назвали пуговицами – от слова “пугать”. Круги означали солнце. Пятиконечная звезда – символ плодородия. Для “большей силы” в них подкладывали еще и кусочек металла или круглый камешек, который при движении издавал звук, похожий на звон бубенца. Найти пуговицу до сих пор считается хорошей приметой, а если дорогу вам перебежала черная кошка, достаточно дотронуться до пуговицы – и можно смело идти вперед.

Петр I, повелевал пришивать, пуговицы на лицевую сторону рукава солдатского мундира с одной целью: сохранял дорогое сукно, не позволяя солдатам вытирать рукавом, нос или рот после еды, отучил их от дурной привычки.

Появились даже пуговицы, которые были настоящим произведением искусства. Художники стали расписывать пуговицы, как картины: изображениями людей, животных, насекомых. Многие из них стали произведением искусств и сейчас хранятся в музеях.

Слайд 13,14.

Чтобы сделать пуговицы общедоступными, мастера стали использовать при их изготовлении дешёвые материалы – дерево, кость, стекло, металл и т. д.

Слайд 15,16.

Пуговицы в армии использовались разные, чтобы можно было отличить моряка от связиста или артиллериста.

Слайд 17,18,19,20.

Очень быстро пуговицы становились важным элементом одежды. В современной жизни пуговицы используются не только для застегивания одежды, но и для украшения и создания интересных красивых вещей. Например, таких, какие показаны на слайде. Люди, которые изготавливают такие необычные красивые вещи, называются дизайнерами.

Воспитатель: Повторите ребята дизайнеры.

Дети: Дизайнеры.

Воспитатель: А вы хотите стать дизайнерами?

Физкультминутка “Пуговица”

Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.
Пуговицы в руки возьмём
И под музыку передаём.
Когда настанет тишина.
Скажи, какая пуговица, у тебя?

Когда остановится мелодия, ребёнок, у которого в руках пуговица, называет свойства пуговицы, большая, зелёная, красивая.

Дети: Да.

Воспитатель: В моей шкатулке много пуговиц и все такие разные.

Воспитатель: Смотрите, что это у меня на столе?

Дети: Ствол дерева, ствол берёзы в горшочке.

Воспитатель: Давайте, с вами сделаем пуговичное дерево. Вы будете на леску собирать пуговицы, веточки этого дерева и прикреплять к стволу.

А я хочу напомнить правило:
Не брать пуговицы в рот,
Не засовывать их в нос.

Педагог вместе с детьми делает пуговичное дерево. Звучит аудио запись, детская песенка “Отрывается пуговица”.

Педагог читает стихотворение “Пуговица”.

Воспитатель:

“Пуговица”.

В пыли, едва приметная,
Пуговица медная.
Ты потри её сильней,
Якорь светится на ней.
Может,
Пуговица эта
На бушлате моряка
Обошла почти полсвета,
Приплыла издалека.
Значит, видела она
Лопоухого слона.
Посещала, значит, страны,
Где на ветках - обезьяны.
На краю огромной льдины
Танцевали ей пингвины.
У причала на рассвете
Провожали её дети.
Может, в бурю у штурвала
Чуть её не оторвало
От бушлата моряка,
Не схвати её рука.
Г. Горбовский

Рефлексия.

Воспитатель: Смотрите, какое красивое дерево у нас получилось. Вы настоящие дизайнеры. Вам понравилось наше занятие? И так, что нового вы узнали?

Дети: Узнали историю пуговицы, были в роли дизайнеров, создавали пуговичное дерево.

Воспитатель:

Но пришла пора прощанья,
Говорю вам до свиданье.

Список использованной литературы.

1. Журнал “Дошкольная педагогика”, №1 2014 год;

2. Нуждина Т.Д., Энциклопедия для малышей, 2008 год;

3. О.В. Дыбина, Что было до, 1999 год.

4. Интернет-ресурсы.

Григороркина Елизавета

.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Омска

БОУ ДОД города Омска «Центр детского творчества «Созвездие»

Открытая городская конференция юных исследователей «Почемучка»

Направление « Мир увлечений »

(название направления в соответствии с Положением)

« История пуговицы или на нас держится всё »

(название работы)

Григоркина Елизавета

Юрьевна,

(Фамилия Имя Отчество)

обучающаяся 2 класса

БОУг.Омска« СОШ № 51 »

(Гимназия,Лицей,СОШ,СОШУИП, др.)

Руководитель: Тикахина Лариса Владимировна ,

(Фамилия Имя Отчество)

учитель начальных классов

предмет

БОУг.Омска« СОШ № 51(Гимназия,Лицей,СОШ,СОШУИП, др.)

Омск – 2014

Введение………………………………………………..……………………3

  1. История пуговиц. Где и когда появились пуговицы............................. 6
  2. Как использовались пуговицы в разное время…...……………………7
  1. Пуговица как застёжка или как украшение …………………………...7
  2. Пуговица как опознавательный знак…………...…….………………...8
  3. Магическое значение пуговиц……...………………..…………………9
  1. Обозначение пуговицы на разных языках……………………………..9
  2. Интересные факты из истории пуговиц……..……….........................10
  3. Приметы, связанные с пуговицами. Поговорки и пословицы о

Пуговицах. Современные пуговицы…………………………….....…11

Заключение…….………….……………………………...............................14

Библиографический список…………………………………………….….16

Приложения

1. Где и когда появились пуговицы.

Колючки, мелкие палочки, косточки животных – все это древние люди использовали для того, чтобы скрепить на себе ткань, шкуру, кожу. Первые же застежки, напоминавшие пуговицы, появились примерно в 3-м тысячелетии до нашей эры . На раскопках в долине реки Инд * найдена самая настоящая пуговица с двумя дырочками для пришивания. В Европе первые пуговицы появились в 4-м веке до н.э. у греческих воинов. Кожаные ремни на их "униформе" застегивались спереди на несколько металлических пуговиц на ножке. Среди археологических находок древнегреческого искусства с 4 века до н.э. по 1 век н.э. попадаются пуговицы из золота. В период средневековья рыцари привозили их в Европу с Ближнего Востока, но широкое распространение пуговицы получили лишь в 18 веке. Причем вначале, как ни странно, интерес к новым застежкам проявили мужчины. Женщины же встретили появление пуговиц «в штыки» и продолжали пользоваться булавками. Мужская одежда в то время по яркости и роскоши не уступала женской. Пуговицы изготавливались из благородных металлов, часто украшались драгоценными камнями. До русских модников пуговица, которую тогда называли "пугвицой", "докатилась" в конце 15 - начале 16 века. Ещё в 13 веке пуговиц не было. А одевались примерно так: в куске материала вырезалось отверстие для головы – вот вам и исходная модель. Закреплялась же одежда поясами. В Греции и Древнем Риме пуговицы “работали” не только застежками, но и знаками отличия, и даже наградами. А для русской знати, служившей Ивану Грозному, они стали украшением. Увлечение ими было так велико, что бояре пришивали пуговицы и на рукав - от локтя до манжета, и на грудь - от шеи до пояса. Больше всего таких “застежек”, естественно, имелось у царя. Разбирая кафтаны Грозного, ученые насчитали на одном из них 48, а на другом 68 пуговиц. И все -

____________________________________________________________________________________________

*Инд – река в Индии

золотые.

C появлением новых видов одежды - фрака, сюртука, пальто, пиджаков и жакетов - пуговицы начали делать строгими, сдержанными по внешнему виду и цвету. В конце 19 века в моду вошли блузки, жакеты, пальто, и без пуговиц обойтись стало невозможно. Вот когда ими широко стали пользоваться женщины! Изменился и материал, из которого их делают. На смену драгоценным камням и золоту пришли алюминий, дерево и пластмассы. При Екатерине II в России распространилась мода на разноцветные стеклянные пуговицы. Для их производства была организована специальная фабрика, в работе которой деятельное участие принимал М.В. Ломоносов.

2. Как менялись и как использовались пуговицы в разное время

а) Пуговица как украшение и как застёжки .

Древние египтяне носили диски, внешне напоминающие пуговицы, в качестве наградных значков. Позже греки и римляне использовали их не только как украшения и награды, но и для скрепления деталей одежды. Пик увлечения пуговицами в России – 16 век, времена Ивана Грозного, когда пуговицы стали использоваться, как украшение: они пришивались на рукав, от локтя до манжета, и на грудь, от шеи до пояса. Мастерством исполнения и изысканностью должны были демонстрировать богатство их владельца. Пуговицы из золота, серебра и слоновой кости символизировали достаток и высокое положение в обществе. До знаменитой петровской реформы костюма и приказа носить иностранное платье русские бояре и боярыни, не скупясь, платили золотых дел мастерам и иностранным купцам большие деньги за пуговицы из драгоценных металлов со вставками из бирюзы, жемчуга, кораллов, эмалей. Пуговицы обычно нашивались на верхнюю одежду застегивались на петли из кожи или шнура. Кому-то нравились ажурные пуговицы, а кому-то цельные, с узором, выполненные чернью, с гравировкой. Размеры у них были различные - от горошины до яйца. Их использовали как подвески к серьгам, в качестве бусин, передавали по наследству, включали в состав приданого.


б) Пуговица как опознавательный знак . Ведомственные пуговицы использовались для мундиров различных министерств, губернских и городских управ, армейских и флотских частей, учебных заведений и т.п. Они очень важный материал для историков. По мундирной пуговице можно определить, к какому ведомству относился носивший ее чиновник, в какие годы он служил и в каких примерно чинах. При Николае I, который ввел в обиход ведомственные пуговицы, почти все должностные лица империи – от сторожа до государственного канцлера – носили мундиры с пуговицами определённого типа. Некоторые эмблемы, которые изображались на ведомственных пуговицах дореволюционной России, используются и в настоящее время. Например, дубовые ветки у лесничих, якорь – у служащих флота и т. д. Офицерские пуговицы отличались от солдатских тем, что по положению они должны были быть золотыми или серебряными, но чаще делались позолоченными и посеребренными. Солдатские изготовлялись из меди, бронзы, олова и латуни. В гвардии и у генералитета пуговицы были гербовыми, с орлом. Кроме того, в тех полках, где шефами являлись члены императорской фамилии, на пуговицах присутствовало изображение императорской короны.

в) Раньше у пуговиц было и магическое значение : отпугивать злые, враждебные человеку силы. Неспроста так близки по звучанию с нашей маленькой героиней слова «пугать» и «пугало». Ведь история пуговицы как раз и начиналась в качестве охранного оберега * – «пугалки»: бубенчика округлой формы с камушком или кусочком металла внутри. Мелодичный тихий перезвон «пугалки» был призван отгонять злых духов и предупреждать хозяина об опасности вторжения нечисти на «придельную» территорию. Носили «пугалку», как правило, возле ворота, на груди – поближе к сердцу, она пришивалась к одежде без петли, не пристёгивалась. На Руси эта функция долгое время была основной.

3. Обозначение пуговицы на разных языках

Простые пуговицы, доведенные японскими мастерами до совершенства, подарили миру нэцке . Именно так звучит слово «пуговица» по-японски.
В переводе с английского пуговица (button) – нераспустившийся бутон. И действительно, наиболее древние известные пуговицы напоминают рисунком цветы, плоды или животных. Германская группа языков: немецкий Knopf, голландский Кnоор, исландский Кnаppr, датский Кnор, ирландский Cnaipe имеют общих предков со значением «шишка, выпуклость, вершина». В современном русском языке из этих языков осталось слово кнопка, обозначающее разновидность пуговицы. Романская группа языков: французский bouton, итальянский bottone, испанский baton, португальский botao имеют общих предков со значением «шишечка, почка, бутон» или «пронзать, протыкать, протискивать». Славянская группа языков: (русский пуговица, словенский poglica, латышский puoga и т.д.). По одним данным это слово восходит к древне-индийскому punjas «куча, ком,

масса». По другим - к церковно-славянскому пугва (погва) «пуклость, выпуклость, горбок, холмик». Пуговица в русском языке имеет тот же корень, что и слова пугать, пугало, пугач. Некоторые российские исследователи считают, что это совпадение связано как раз с тем, что пуговица долгое время служила защитой от злых сил.

  1. Интересные факты из истории пуговиц.

Что натворили пуговицы в человеческой истории:

Губительное воздействие русского мороза на наполеоновских солдат усугублялось еще и тем, что с них буквально падала одежда. Оловянные пуговицы крошились на морозе. При сильных морозах (ниже минус 13-15 градусов Цельсия) олово переходило в порошкообразную модификацию – пуговицы крошились. В 1798 году во время египетского похода Наполеона, солдаты его частенько возвращались с базара в расстёгнутых мундирах – они расплачивались пуговицами. Первая Мировая война случилась из-за плохо расстегивающихся пуговиц. Эрцгерцог Франц-Фердинанд умер после выстрела только из-за того, что на расстегивание всех его пуговиц для обработки раны потребовалось слишком много времени.
Когда пуговицы появились, их носили гораздо больше, чем нужно, ведь чем знатнее и богаче был человек, тем их должно было быть больше. Известно, например, что французский король Франциск I как-то заказал ювелиру 13600 маленьких золотых пуговиц для отделки лишь одного бархатного костюма. Указ Петра I, предписывающий пришивать оловянные пуговицы к обшлагам * рукавов солдатских мундиров с внешней стороны был полон тайного смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и нос. Так без шпицрутенов * отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно.

Тайна смерти шведского короля Карла XII. 30 ноября 1718года Карл XII инспектировал инженерные работы возле осажденной норвежской крепости. Стараясь лучше рассмотреть стены неприступного сооружения, король до пояса высунулся из траншеи - и в этот момент раздался выстрел. Считается, что короля убили свои. Заговорщики залили свинцом круглую латунную пуговицу от королевского кафтана и использовали в качестве

мушкетной пули - считалось, что Карл заговорен от обычного оружия и убить его можно лишь чем-то, что принадлежало ему самому.

Интересно отметить, что по ГОСТу * в СССР пуговица должна была выдерживать нагрузку в 5 кг. Нынешние изделия в среднем выдерживают нагрузку в 500 г.

На мужской одежде пуговицы расположены справа, а на женской слева. Считается, что во времена внедрения пуговиц мужчины одевались сами, а женщин одевали служанки – поэтому для них пуговицы пришивали в зеркальном отражении.

5. Приметы, связанные с пуговицами. Поговорки и пословицы о пуговицах. Современные пуговицы

О том, насколько доверяли люди пуговичной магии, свидетельствует обилие примет и житейских наблюдений, связанных с этим маленьким магическим предметом.

Например, если вы застегнулись «не на ту» пуговку (пропустили одну или начали не с той), надо непременно расстегнуть весь ряд и застегнуться заново, иначе не миновать неприятностей. Застегиваясь верно, вы как бы совершаете определенный ритуал, призванный усилить ваши внимательность и собранность.

Или вот еще примета: потерялась пуговица – значит, нужно быть на чеку: у кого-то зреют недобрые намерения в отношении вас.

Всем известен традиционный запрет пришивать пуговицы на себе, а не то «память пришьешь».

Оторвалась пуговица или сломалась – будьте осторожны во всех делах и начинаниях, а еще лучше – ничего важного не предпринимайте.

А вот если такая пуговица оторвется, потеряется, то прервется и ваша

эмоциональная связь.

Народная мудрость гласит, что если у мужчины не хватает пуговицы, он, в зависимости от своего положения, должен жениться или развестись.

Если встретишь на улице трубочиста, надо взять его за пуговицу и загадать желание – оно обязательно исполнится.

Если дорогу вам перебежала черная кошка, миновать злополучное место следует с закрытыми глазами и взявшись за пуговицу.

Пословицы и поговорки:

Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк.

Застёгнут на все пуговицы.

Прост, как пуговица.

Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе - медная пуговица. (таджикская пословица)

На чужой рот пуговицы не нашить.

Пуговички золочёные, а три дня не евши.

Умная умница - что светлая пуговица.

Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.

В наше время одежда стала намного проще, удобнее, демократичнее. Ценится функциональность, а не пышная декоративность.

Каких только пуговиц не увидишь сейчас! Из металла, стекла, пластмассы, дерева, вязаные, кожаные, вышитые, филигранные * , перламутровые.

Правда, у пуговиц появилось немало соперников: крючки, кнопки, молнии, липучки, пряжки. Но это еще ничего не значит. Ведь ни одна застежка не может сравниться с пуговицей по красоте и разнообразию.

Заключение

Шло время, развивалась мода, изменялся и внешний вид пуговицы: она становилась более похожа на привычный для нас круглый предмет с дырочками для пришивания. Обережная функция потихоньку отошла на второй план, пуговица являлась своеобразным носителем информации. Из чего только их не делали: из драгоценных металлов, кости, дерева, кожи, хрусталя, стекла, жемчуга и перламутра, драгоценных и поделочных камней. Пуговицами дорожили, ведь зачастую они представляли собой полноценные ювелирные изделия. Их передавали по наследству, оставляли в приданое, прятали в качестве кладов. Таким образом, проведя исследование, я узнала историю появления пуговицы, из чего делали и делают пуговицы и назначение пуговицы. Можно сделать вывод, что пуговицы как в давние времена, так и в настоящее время имели и имеют не только магическое, украшающее назначение, но и функциональное, утилитарное * назначение. Изучая пуговицы, начинаешь понимать, сколько выдумки, фантазии, мастерства было вложено в эту маленькую деталь одежды, без которой самый строгий костюм - не костюм, и самое изящное платье - не платье. Недаром пуговицы кто-то метко назвал глазами платья. Они способны организовать весь костюм, подчинить единому стилю, свести воедино все задумки модельера.

Многие художественные направления декоративно-прикладного искусства не пренебрегли пуговицами, оставив нам прекрасные свидетельства творческого вдохновения их создателей. Пуговицы используются в современном костюме часто не как аксессуар, а как самостоятельная составляющая, и пуговицы великолепно справляются с этой ролью. И это при условии, что есть крючки и кнопки, заколки и пряжки, что ХХI век подарил человечеству и молнию, и ленту-липучку.

*Утилитарный - сообразующийся исключительно с практической выгодой или пользой, практичный, прикладной .

Однако ни один из типов застежки не может сравниться с пуговицей по красоте и разнообразию.

Изучая историю, хочется вернуть в нашу жизнь многое из того, что было разработано и внедрено нашими предками. Разве это плохо – возродить символику, которая вызывала гордость за принадлежность к своей корпорации, к своему ведомству? Было бы логичным восстановить и систему губернских пуговиц. Они бы способствовали формированию имиджа губернии и укреплению регионального патриотизма. История маленьких приспособлений для скрепления деталей костюма - это занимательный рассказ.

В самой природе пуговиц есть какая-то искорка, вызов, способность организовать костюм, подчиняя его единому стилю, создавая настроение и праздник на каждый день.

Вот уже несколько тысячелетий пуговица верно служит чекловеку!

Библиографический список

  • Мир вещей/ Ред. группа: Т.Евсеева, А.Чернова. – М.: Аванта +, 2005 г;
  • «368 страниц на «пуговичную» тему» Сергей Попов Нелюбов С. Древности и старина, 2007;
  • Рязанцев А., Магические пуговицы // Русская Традиция: Альманах. – М.: ООО Издательство “Ладога-100”, 2001;
  • Семёнова М., “Быт и верования древних славян”, СПб, “Азбука-классика”, 2001;
  • Тюняев А.А., История возникновения мировой цивилизации . – М., 2006 – 2007;
  • Большой Энциклопедический словарь (БЭС);
  • Современный Энциклопедический словарь;
  • интернет-энциклопедия Википедия;
  • Яндекс.Картинки.

Наиболее привычной пуговицей сегодня является изделие из пластмассы. Их пришивают на рубашки, пиджаки, брюки, используют как декоративные элементы. Однако пластмасса – самый «молодой» материал для изготовления фурнитуры. Он начал использоваться только в 30-е годы XX века.

Пластмассовые пуговицы появились во Франции, в Париже. Предприимчивая Эльза Шиапарелли и ее друг Жан Клеман открыли лавочку Madame Schiap, где продавали пластиковую фурнитуру разнообразных форм, размеров и цветов.

До этого самым распространенным материалом для пуговиц был галлинит. Данное сырье добывалось и являлось высушенным уплотненным казеином. Далее материал обрабатывался и становился похожим на агат – полудрагоценный камень.

Сегодня о таком способе производства пуговиц уже не вспоминают. Однако другие материалы остаются очень востребованными, особенно – в высокой моде. Современные пуговицы изготавливаются из дерева, металла, полудрагоценных камней, ракушек (перламутр), рогов. Красиво и изысканно смотрится фурнитура из фарфора и стекла. Но такие пуговицы малопрактичны, поэтому используются в основном для отделки.

Самостоятельное изготовление пуговицы

В магазинах не всегда можно найти пуговицу желаемого цвета, размера или формы. Особенно сложной задача становится, если вы планируете использовать ее в качестве декоративного элемента. В таком случае пуговицу можно сделать самостоятельно из пластики.

Обратите внимание: изделие из пластики не особо функционально. Вещи с такими пуговицами носить можно, однако стирать нельзя. Используйте созданную фурнитуру для украшения одежды, рукодельных игрушек или декора интерьера.

Для изготовления простых пуговиц вам понадобится всего три элемента:
- пластика;
- зубочистки/игла;
- перчатки.

Оторвите кусочек материала и скатайте его в шарик. Ребром кулака или большим пальцем (в зависимости от размера шарика) сплющьте деталь. Не стоит делать ее слишком тонкой, ширина изделия должна быть 3-5 мм. С помощью зубочистки или иглы сделайте необходимое количество дырочек. Запеките пуговицы по инструкции, по желанию обработайте специальным лаком или наждачной бумагой.

Пластика дает рукодельницам немыслимое пространство для творчества. Вы можете создавать пуговицы самых необычных форм и размеров. Например, используя различные штампы (подвески, другие пуговки и пр.), вы запросто сделаете рельефные, узорчатые декоративные элементы. Сделать пуговицы более эффектными вам помогут дополнительные материалы: блестки, металлические колечки, тени и пр.


Среди нас наверное есть те, которые не придают особого значения такой детали нашего гардероба, как пуговица. Тем не менее, модные пуговицы могут иметь немаловажную роль в одежде, так как способны не только соединять полочки пальто или блузы, но и украсить ваш наряд. И в этом можно убедиться, если заглянуть в коллекции .


Модные пуговицы из коллекций












История возникновения пуговиц
Первые пуговицы известны с давних пор. Ещё древние греки и этруски застёгивали свои туники на плече при помощи пуговицы и петли. А в Европе застёгивались, используя для этого броши и защипы. И это происходило до тех пор, пока в XIII веке не изобрели всего лишь… дырочку для пуговицы. В XIV веке пуговицы начали использовать как украшение. Их пришивали на рукав от локтя до манжета, на грудь – от шеи до пояса. Пуговицы изготавливали из золота, серебра, слоновой кости. Они говорили о статусе и богатстве владельца, по ним определялась знатность рода (в зависимости от того, какой рисунок или герб наносился на пуговицу и из какого материала она сделана).


Пуговицы инкрустировались слоновой костью и черепашьим панцирем и конечно же драгоценными камнями. На кафтане короля Франции (XVI век) было 13 600 мелких золотых пуговиц с изображением короны. Наполеон с большим уважением относился к красоте военного мундира и требовал, чтобы все пуговицы на рукавах солдат сверкали, как золотые. А его маршалы считали, что у императора было, в данном случае, не только уважение к красоте, но и презрение к неопрятности (он не любил, когда солдаты вытирали нос рукавом, а пуговицы этому явно мешали). Наиболее часто делали пуговицы из кости, дерева и керамики. Затем стали делать пуговицы, обтянутые текстилем и расшитые пуговицы. Самые интересные пуговицы были чуть более 200 лет назад. Они были покрыты стеклом, под которое помещались цветы, бабочки и даже портреты. Величина этих пуговиц доходила до нескольких сантиметров.



Франция достигла в производстве пуговиц необычайных вершин. Французы стали делать пуговицы из фарфора. В XVIII веке в Богемии появились стеклянные пуговицы. А в начале XIX века в Европе стали популярны китайские пуговицы из папье-маше. Для изготовления пуговиц пошли вход морские и речные раковины и перламутр. С 1920-х годов самые красивые пуговицы, можно сказать, пуговицы ювелирной работы остались принадлежностью только для нарядной одежды. Повседневные наряды стали экипироваться пуговицами из пластмассы. Декоративными считались пуговицы, обтянутые тканью, из которой шилось платье или блуза.



И так, наиболее часто пуговицы изготавливались из дерева, кожи, стекла, кости, перламутра. А вот металлические пуговицы долгое время служили даже платёжным средством. В Германии есть поговорка – пуговицами не разбрасываются. Металлические пуговицы изготавливались не только из золота и серебра, но и из олова, меди. Форма металлических пуговиц была самая разнообразная: миндалевидные, грушевидные, желобчатые, яйцевидные, а размеры – от мелкой горошины до размера яйца. Декоративность их также отличалась разнообразием. Пуговицы были ажурные, декорированные чернью, гравировкой, украшенные многоцветной эмалью. Пуговицы за время своего существования выполнялись из разнообразных материалов и претерпели различную технику изготовления. Кроме названных натуральных материалов, пуговицы сегодня изготавливаются из полиэфира с металлизацией и различными вставками, а также пластиковые с напылением и заливкой.




Коллекция пуговиц


В Америке существует клуб коллекционеров пуговиц, в котором насчитывается более пяти тысяч членов с редкими коллекциями. Есть такой клуб и в Италии, в нём пока только около 20 членов, так как создан клуб в 1995 году.



Также, как и ювелирные украшения, пуговицы должны быть подобраны самым тщательным образом. Выбор пуговиц зависит от моды и свойств ткани. Они должны сочетаться по цвету с тканью, подчёркивать стиль одежды. Даже самая маленькая пуговичка на манжете может играть большую роль. Не забывайте, что пуговицы – важная и эффектная отделка, и в настоящем сезоне они имеют одну из ключевых ролей в нарядах.













Светлана волченко
Проект «История пуговицы»

«История пуговицы »

познавательно-исследовательский проект для дошкольников .

Паспорт проекта

Образовательная область : Познание

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

По характеру контактов : В реализации проекта принимают участие дети старшей и подготовительной группы, воспитатели группы.

По количеству участников : групповой.

Актуальность

Не секрет, что ведущая роль в становлении личности ребенка, в формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно через нее и следует воздействовать. Ребенок-дошкольник живет в конкретной природной социальной и культурной среде.

Способность ребенка одушевлять своей фантазией неодушевленный мир позволяет ему “очеловечивать все сущее”

Способы вовлечения дошкольников в процесс восприятия и продуктивного творчества разнообразны. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы придадут занятиям динамичность, интригующую загадочность.

Бросовый материал, наверное, один из самых распространенных материалов для творчества и рукоделия. Пластиковые бутылки, пищевые контейнеры, стаканчики, ложки и тарелки, пластиковые соломинки, киндерсюрпризы, старые вещи и прочие бытовые отходы ничего не стоят, а вот используя их в своем творчестве можно сделать настоящие шедевры.

Мы с вами остановимся на пуговицах .

Пуговица – это уже готовый материал, удобный в использовании для поделок с детьми. Можно сказать «декоративный» бросовый материал.

Актуальность нашей темы в том, что задача воспитателя показать детям, что можно сделать из обыкновенной пуговицы , куда ее можно использовать. Воспитывать навыки коллекционирования. Интерес к исследовательской деятельности

А также ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребёнку будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В нашем случае в игры с использованием пуговиц . Создание поделок из пуговиц .

И очень важны совместные работы родителей с детьми, создание единого пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса.

Цель проекта :

Формирование у детей естественно - научных представлений о предметах окружающего мира.

Расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Развитие мелкой моторики, связной речи, мышления и творческих способностей детей.

Задачи :

Познакомить детей с историей возникновения пуговиц , их разнообразием, спектром использования.

Развитие стремления к поисково-познавательной деятельности.

Развитие мыслительной активности и творческих способностей.

Поддержание стремления старших дошкольников в обследовании предметов для выявления их особенностей.

Поощрение самостоятельного применения детьми освоенных эталонов для анализа предметов, выделения их сходства и различия по нескольким основаниям.

Развитие коммуникативных навыков.

Формирование представления о многообразии видов пуговиц .

Знакомство детей с различными способами пришивания пуговиц .

Совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.

Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования.

Развитие мелкой моторики рук.

Воспитывать бережное отношение к одежде и пуговицам в том числе .

Этапы проекта

I этап – подготовительный.

Обсуждение цели, задачи с детьми.

Определение уровня сформированности представлений дошкольников о пуговицах . Использовалась модель двух вопросов «Что я знаю?» и «Что я хочу узнать?» . Таким образом, были определены главные вопросы исследовательской деятельности :

«Что означает слово пуговица

«Чем пользовались люди до изобретения пуговиц

«Какими были первые пуговицы

«Каких видов бывают пуговицы

«Из каких материалов делают пуговицы

II этап – основной.

Были выбраны темы проектов , которые дети совместно с родителями должны были подготовить.

Определялись этапы исследовательской деятельности, обсуждались варианты поиска информации, продукты деятельности, которые дети планировали получить в конце проекта .

В результате реализации совместных проектов дошкольник подготовили образцы способов пришивания пуговиц , подобрали материал о видах пуговиц .

III этап – заключительный.

Оформление результата проекта .

Подготовлена презентация реализации всех этапов проекта .

В ходе исследования в группе был создан мини – музей, собраны коллекции пуговиц , образцы пуговиц «Металлические и пластмассовые пуговицы » , «Детские пуговицы » , «Пуговицы – украшения » .

Реализация проекта .

Образовательная ситуации :

Речевое развитие (развитие речи) . Рассматривание картин с изображением пуговиц . Рассказ из личного опыта «Как я научился застёгивать пуговицы » Составление описательных рассказов о пуговицах . Заучивание стихотворений и пословиц о пуговицах . Использование пословиц, поговорок.

Придумывание сказок и историй про пуговицу «Пуговица » , «Сказка про любимую пуговицу » , «Пуговичка » и др.

Речевые упражнения : «Подбери и расскажи» , «Пуговичка заблудилась » , «Какая пуговичка , «Опиши пуговицу » ;

Познавательное развитие : Беседы на тему : «Откуда появилась пуговица » , «История пуговицы » , «История возникновения пуговиц » .

Ситуация общения : «Пуговицы – носители информации» .

Дидактические игры : «Распредели пуговицы на группы (по цвету, форме, величине, материалу) », «Составь картину» , «Найди пару» , «На какую геометрическую фигуру похожа пуговица » ,

Художественно - эстетическая деятельность :

Рисование : «Нарисуем пуговицу » , «Нарисуем пуговицу » , «Гроздья

винограда», «Божья коровка» , «Пуговицы для сказочных персонажей» , «Аквариум» , «Солнышко» и др.

Лепка : «Пирамидка» , «Куколка из пуговиц » , «Глобус» , «Сороконожка» , «Яркая рамочка для фотографии» , «Мухомор» . «Ягодная полянка» , «Витамины в банке» , «Красивая тарелка» , «Цветы» , «Гусеница» , «Наряжаем елочку» , «Волшебный цветок» , «Божья коровка» и др.

Аппликация : «Выложи из пуговиц картину » , «Гроздь винограда» , «Гусеница» , «Пирамидка» , «Весёлые человечки» .

Конструирование : Создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки, пластилина, палочек для коктейля и др.

Выкладывание из пуговиц различных узоров (мозаичных и др.) .

«Гусеница» , «Выкладывание узоров» , «Бабочка» , «Браслет для мамы» , ««Дерево из ниток и пуговиц » . «Домик» ,«Горшочек с цветком» и др.

Ручной труд : Пришивание пуговиц , нанизывание.

«Бусы из пуговиц » «Бусы» , «Сердечко для мамы» , «Подставка под горячее, «Украшение для кухни» , «Кольцо» , «Бабочки» , «Тарелка» и др.

Игровая деятельность :

Дидактические игры :

«На что похожа пуговица » Пуговичная мозаика », «Подбери колеса» , «Сосчитай-ка» , «Чудо-пуговица » , «Посмотри-укрась» , «Пришей пуговицу » «Цветик-семицветик» , «Пуговицы » , «Составные картинки» , «Наводим порядок» , «Метание пуговиц » , «Собери фрукты» , «Геометрические фигуры» , «Посади клумбу» , «Подбери к одежде» и др.

Сюжетно-ролевые игры :

«Магазин» , «Ателье» , «Семья» , «Мы дизайнеры» и др.

Экспериментально – поисковая деятельность :

Рассматривание пуговиц под лупой ; знакомство со свойствами и качествами материалов, из которых сделаны пуговицы (цвет, форма, величина, прозрачность, прочность, вес, фактура и др.)

Работа с родителями :

Родительские собрания

Беседы с родителями о важности данной проблемы;

Изготовление поделок,

Придумывание сказок и историй по пуговицу ,

Пополнение коллекции пуговиц ,

Пополнение папки «Пуговица - чудесница » , «Чудо –пуговка »

Проведение смотра-конкурса поделок «Мы с мамой – рукодельницы»

Проведение выставки-конкурса рисунков «Пуговичка » «Моя пуговичка »

Проведение конкурса сказки про пуговицу «Сказочная страна» ;

Семейные праздники «Мы с мамой и бабушкой большие мастерицы!» ;

Написание книжек-малышек о своей истории или сказки , про пуговицу .

Ожидаемые результаты.

Расширение словарного запаса детей.

Развитие у детей интереса к исследовательской, опытнической деятельности, творческих, познавательных способностей.

Активное участие детей в проведении опытов и исследований.

Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.

Результаты мониторинга познавательного развития детей в разновозрастной (старшая дошкольная, подготовительная) группе показали успешность проведенной работы. Дети стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.

История пуговиц настолько захватила детей и их родителей, что они стали создавать семейные коллекции пуговиц .

Главное, чему научил проект детей и родителей – это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления .

Итоги реализации проекта были оформлены и продемонстрированы родителям в виде презентации.

Список используемой литературы

1. Дыбина О. В. «Рукотворный мир» . – М., 2001.

2. Дыбина О. В. «Что было до…. Игры – путешествия в прошлое предметов» . – М., 2001.

3. Киселёва Л. С., Данилина Т. А. и др. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ». – М., 2003.

4. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.