Что высмеивает Д. Фонвизин в воспитании Митрофанушки? Что высмеивает Фонвизин в воспитании Митрофанушки по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Возможно это вас заинтересует

Основной проблемой, поднимаемой Д.И. Фонвизиным в комедии «Недоросль», является проблема воспитания молодых людей, будущих граждан Отечества, которые должны были стать передовыми представителями общества, и именно им отводилась роль двигать развитие страны вперед. Митрофан – персонаж произведения Фонвизина, который, по идее, должен стать именно таким гражданином, призванным творить добрые дела на благо Родины.

Однако мы видим, что этот герой с ранних лет воспитывался в семье, где царила атмосфера безнравственности и самодовольства. В таких условиях у него не могла формироваться цель жизни и ее смысл. Все желания Митрофана ограничивались желанием вкусно поесть, погоняться за голубями и жениться.

Об учебе Митрофан не думает. К нему приставлены учителя, у которых тоже знаний немного: Кутейкин – семинарист, не окончивший учебу, Цыфиркин - отставной солдат. Однако они пытаются выполнять свои обязанности добросовестно и честно. К сожалению, в обучение недоросля постоянно вмешивается его мать – госпожа Простакова. У нее есть своя, «твердая логика» и такая же твердая мораль: деньгами ни с кем не стоит делиться, а если в условии задачи это требуется, то такой «дурацкой науке» даже и обучаться не стоит. Поэтому и предпочитает Простакова честным учителям бывшего кучера Вральмана, ведь «он дитя не неволит», как только у Митрофанушки появляются признаки усталости, он тут же отпускает его.

В итоге Митрофан растет полным невеждой, бессердечным и жестоким человеком. Пока его мать являлась хозяйкой в доме, сын грубо льстил ей, на ходу придумывая, какую бы похвалу ей сказать, он даже жалел ее, потому что она устала, колотя батюшку. Но когда Простакова потеряла свою власть, ее имение было взято в опеку за жесткое обращение с крепостными, и она бросилась к сыну, ища в нем опору и поддержку, он показал свое истинное лицо, оттолкнув мать: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».

Этот эпизод не вызывает смеха, он скорее трагичен, ведь такое предательство становится жестоким наказанием злому невежеству. Стародум метко подводит итог происходящему: «Вот злонравия достойные плоды!»

Лексика Митрофана отличается грубостью, что выдаёт в нем злую волю и жестокосердие. Его непросвещённость и невежественность ведёт к лени, а грубость чувств сродни животным инстинктам. У него нет души. Как ни странно, но даже отрицательный герой Скотинин точно характеризует своего племянника, называя его в сцене драки «чушкой проклятой». Митрофан также оправдывает слова Стародума своим поведением и речами: «Невежда без души – зверь».

В своем произведении автор учит нас пониманию того, что детей следует воспитывать должным образом, учить выражать разумные мысли правильным языком. Лишь тогда они не вырастут невеждами и безнравственными существами, а станут достойными гражданами Отечества.

Комедия «Недоросль» была весьма популярной у современников Д. И. Фонвизина, так как она отражала злободневную тему крепостничества в России. Но прошло столетие, и главной проблемой, интересующей зрителя в этой пьесе, стала проблема воспитания подростков-«недорослей». Спектакль по этой пьесе предназначался главным образом молодой аудитории, которая с удовольствием его смотрела и от души смеялась над комедийными ситуациями и характерами героев.
Что же смешного в «Недоросле»? Над чем смеется взрослый зритель, а над чем - подросток? Понятно, что молодых людей смешит Митрофанушка, его обжорство, глупость, невежество. Смешно даже само его звание «недоросль» - древнерусское название подростка до 15 лет. Но так ли смешон Митрофанушка? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть его слова, мысли и отдельно чувства, поступки.
Высказывания Митрофанушки смешны, но по-своему забавны и находчивы. Чего стоит только его рассуждение о прилагательной двери и существительной, пока она «у чулана шеста неделя... стоит не навешена...». Ему все время приходится выкручиваться из затруднений, в которые ставит его чрезмерная опека матери. Отсюда его лживость, хитрость, лицемерие и недобросовестность. Комизм образа состоит и в том, что Митрофанушка, выворачиваясь из одной неприятной ситуации, попадает в другую. Не желая учиться, он демонстрирует плохое самочувствие по причине вечернего и ночного обжорства, но тут же подвергается другой опасности - осмотру врача. И снова приходится изворачиваться, что удается ему без особого труда: «Нет, нет, матушка, я уж лучше сам выздоровлю», и убегает на голубятню.
Чувства и поступки Митрофана не смешны, а отвратительны. Мы видим эгоистичного, лицемерного и безжалостного бездельника. Он хорошо знает, кто в доме хозяин, и заискивает перед матерью. Он рассказывает о жалости во сне к ней, уставшей «колотить батюшку». Ничего смешного нет и в том, что он в своем возрасте гоняет голубей и в то же время готов жениться. Митрофанушка, чувствуя одобрение матери, позволяет себе наказывать и ругать слуг. Если современному подростку смешно читать о том, как Митрофанушка ругает своих учителей, то это является сигналом о болезни школьной системы. Еще хуже, если над этим эпизодом смеются взрослые, родители или даже учителя. Может так случиться, что со временем они будут наказаны за этот легкомысленный смех горьким разочарованием в своих детях и воспитанниках. Не секрет, что Митрофанушки здравствуют и процветают по сей день.
Не смешон Простаков - «женин муж», как он представился Стародуму. Этот добрый, но глупый, невежественный, безвольный и трусливый человек вызывает только жалость. Тарас Скотинин - «сестрин брат», как в свою очередь он себя отрекомендовал Стародуму, также не смешон, а отвратителен со своей страстью к свиньям. Даже Простакова говорит брату, что хорошая свинья ему нужнее жены.
Не смешна и сама Простакова - глупая, трусливая и одновременно подлая и жестокая баба-самодур, в свою пользу толкующая законы. Слишком часто в реальной жизни встречаются подобные женщины, поэтому она, скорее, вызывает страх и желание держаться от нее подальше.
Смешным может показаться образ недоучившегося семинариста Кутейкина или рассказ Скотинина о генеалогии своего рода. Нужно обратить внимание на то, что Фонвизин осудил и высмеял предков Скотинина за то, что они не оправдали дворянского звания, жили мелкими интересами в полном невежестве. Кутейкина, который «убоялся бездны премудрости» и отказался продолжать обучение в семинарии, Фонвизин презирает за те же невежество и скудность мысли. Он ни в коем случае не смеется над священными текстами, на которые ссылается Кутейкин.
Фонвизин обнажил души своих отрицательных героев совсем не для смеха, а для «назидания». Для убедительности образов автор не побоялся выставить в комичном свете и положительных героев. Они просто «смакуют» свою добродетель, забывая, с кем имеют дело, и оттого иногда попадают в неловкое положение. Например, образованному Стародуму, объясняющему Про- стаковой практическую пользу географии: «На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь», - невежественная Простакова резонно отвечает: «Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж?» Положительные герои - умные, благородные люди, но они не гнушаются потешаться над дураками, причем находясь у них в гостях. Даже благородный Стародум не прочь посмеяться, наблюдая за дракой брата и сестры. Он даже заявляет Простаковой: «Я на роду ничего смешнее не видывал». Обиженная Простакова справедливо замечает: «Это, сударь, ничего не смешно». Имея в виду бестактность Софьина жениха Милона, Скотинин спрашивает: «Кто ж из нас смешон? Ха, ха, ха!»
Биограф Д. И. Фонвизина писал, что автор «Недоросля» «не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит, то тогда внушаемый им смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных».
Глупость, коварство, злость, преступление смешны только на сцене, но в реальной жизни они угрожают нам на каждом шагу. Поэтому после прочтения или просмотра пьесы улыбка сходит с лица мыслящего человека.

Я прочитала комедию Фонвизина "Недоросль",она мне понравилась. Пьеса поучительная и интересная. Она учит тому,что надо относится к другим людям с добром и вежливостью,иначе за это можно поплатиться,что и произошло с одной из главных героинь пьесы Госпожой Простаковой.
В течение всей комедии она вела себя,как какая-то царица, ей должны были все подчиняться и любить её. Все так и делали,и Госпоже это нравилось,она этим пользовалась. Но в конце пьесы, справедливость все-таки восторжествовала и Простакова была наказана. Ее наказание было в том,что она должна была извиниться,для таких,как она,это самое низкое,что могло бы быть. Но самое жестокое для нее,это было,когда ее сын Митрофан нагрубил ей,для нее это было ужасно,ведь это ее любимый сын.
И так,первый урок пьесы,не надо поступать со всеми так,как не хочешь,чтобы люди вели себя так с тобой. Если ты делаешь всем плохо,то плохое тебе вернется.
В комедии есть и второй урок, он основан на поступках Митрофана. Он был такой же,как и его мать,он искал в людях только выгоду для себя. Так его воспитала Простакова. К людям от которых есть польза он относился доброжелательно и вежливо. С людьми же,не приносящими финансовых доходов и не имеющих авторитета,обходился крайне невежливо,грубо. Этим Фонвизин говорит нам о том,насколько скучными и корыстными бывают люди. А все ведь идет от воспитания,ведь дети запоминают поступки родителей. Поэтому взрослые должны задуматься,каким же вырастет будущее поколение.
Конец)) Можешь списывать слово в слово,писала сама))

Фонвизин высмеивает недоросля,потому что воспитанием занимается прежде всего семья.Также важны учёба,доброта,честность,смелость и др.Дети наследуют от родителей не только гены,но и идеалы,привычки,образ жизни и мыслей.Как правило,яблоко от яблони недалеко падает.
Над необразованостью молодого помещичьего дворянста.Фразы из пьесы стали крылатыми.Если до выхода пьесы недорослями звали молодых дворян,то после выхода её,это прозвище стало нарицательным.Оно обозначало молодого невежественного человека.

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

не останусь! Написала бы сама,но времени катастрофически не хватает,искренне прошу вашей помощи!

Вот оценка И.Андроникова:
Никогда не забудется тот мрачный январский день 1837 года, когда навеки закрылись глаза Пушкина. Но насколько стал бы он для нас еще чернее и горше, этот ужасный день, если бы Россия не узнала тогда стихов Лермонтова. Пушкин погиб, но не умолк Голос великой поэзии. Новый, никому не известный поэт посмел сказать правду, о которой молчали даже пушкинские друзья: врагов поэта он назвал палачами, сказал, что они таятся под защитою царского трона, что их ждет в грядущем возмездие, ждет суд народа. Сколько свершалось до того смелых гражданских подвигов, сколько свершилось с тех пор, но Лермонтовнавсегда останется одной из самых героических фигур в истории русской литературы и в истории русского общества.Только четыре года жил Лермонтов с того дня. Но эти четыре года составили этап в истории русской литературы, ограниченный датами 1837-1841. За эти годы в сознание читателя вошел целый мир поэтических представлений и образов, который способно обнять одно только имя - Лермонтов.К началу 1841 года слава Лермонтова достигла зенита. Книга его стихов раскупалась нарасхват в обеих столицах. Не только в кругу многочисленных своих почитателей, но и на всем Кавказе он имел «славу льва-писателя». Произведения его переводились на иностранные языки, уже являлись в заграничной печати отзывы, в которых говорилось о необыкновенном таланте... «Уже, - писал Белинский потом, - затевал он в уме, утомленном суетою жизни, создания зрелые», - рассказывал друзьям план трех новых романов из трех эпох жизни русского общества, связанных между собою единством действия... Но тут время остановилось для него навсегда! Не стало поэта, одного из самых гениальных по дарованию, какие когда-либо рождались на русской земле... Нет. В целом мире!


Денис Иванович Фонвизин – великий сатирик восемнадцатого века, представитель классицизма, который проповедовал просветительские идеи. Он искренне верил в то, что дворянство должно быть гуманным, образованным, обязано думать прежде всего об интересах Отечества. В его комедии «Недоросль» рупором авторских идей являются такие положительные герои, как Правдин и Стародум. Стародум - это честный человек, который восхваляет эпоху Петра, когда человека ценили по его деловым и моральным качествам.

Не случайно у него такое «говорящее имя» - Стародум – думает по-старому. Он не захотел прислуживаться при дворе Екатерины, окружившей себя фаворитами. Его речь наполнена афоризмами: «Начинаются чины – перестаёт искренность», «Невежда без души – зверь».

А на примере отрицательных героев драматург показывает, какими не должны быть помещики. Фонвизин придавал огромное значение воспитанию, а потому заключительная фраза комедии звучит как приговор помещикам Простаковым: «Злонравия достойные плоды».

Кого же высмеивает в своей комедии сатирик? В первую очередь, грубую и невежественную госпожу Простакову, которая сожалеет о том, что отняла у своих крестьян всё, теперь нечего взять, и просит своего брата Скотинина научить её, как взимать налоги с крестьян. Невежество её заключается в том, что она не видит никакой пользы в образовании, но наняла для своего сына Митрофана учителей, понимая, что без этого её сын в люди не выйдет, не займёт хорошего места на службе, и в то же время она потакает сыну в его нежелании учиться. Во время приезда Стародума она просит своего недоросля «хоть для виду поучиться»

Слепая материнская любовь Простаковой приводит к тому, что Митрофан вырастает невежественным, необразованным, ленивым эгоистом, девизом которого становятся слова: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Он любит сладко поесть, погонять голубей, мечтает о женитьбе на Софье, а от учёбы всячески отлынивает. А в конце комедии он проявляет грубость и неблагодарность по отношению к матери. Когда Простакову лишили власти над её крестьянами за жестокое обращение с ними, она обратилась за моральной поддержкой к сыну, но тот ответил: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».

Подвергается осмеянию и Простаков, который находится в полном подчинении у своей жены, не имеет своего мнения даже по такому вопросу, как широк или узок кафтан Митрофана, который сшили ему «к дядюшкиному сговору». Ведь первоначально Простакова планировала выдать Софью замуж за своего брата, но, когда узнала, что Софья стала наследницей десяти тысяч, резко изменила своё решение.

Смешон и Тарас Скотинин со своей любовью к свиньям. У него и на языке одни только свиньи: «Я и своих поросят завести хочу». Это он говорит о своём желании иметь семью и детей, выходит очень грубо. Не отличаются особой нежностью и вежливостью и его слова о будущей жене: «Коли у меня теперь… для каждой свинки хлевок особый, так жене найду светёлку». Он собирается жениться на девушке только потому, что в её деревеньке водятся крупные свиньи. Для него тоже характерны такие черты, как безнравственность, грубость, невежество, самодовольство, уверенность в своём праве помещика полностью распоряжаться судьбами крестьян. Не так уж и безобиден этот невежественный и на первый взгляд наивный герой. Он может быть агрессивен, когда вступает в драку со своим племянником из-за Софьи.

Д. И. Фонвизин искренне верил в то, что с помощью сатиры сумеет «очистить нравы», сделать дворян более человечными, благородными, честными. Как писатель-просветитель, он считал необходимым формирование мировоззрения современного ему общества. Литературную деятельность драматурга можно сравнить с гражданским подвигом, но, к сожалению, просвещённая монархия, на которую надеялся Фонвизин, в лице Екатерины Второй не оценила по достоинству его труды.

Обновлено: 2019-02-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сатира Фонвизина в комедии «Недоросль»

В комедии “Недоросль” Фонвизин изображает пороки современного ему общества. Его герои -- представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия.

Центральная героиня пьесы -- госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. “То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится”. Никто не смеет противиться ее власти: “Разве я не властна в своих людях”. Но в образе Простаковой есть и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая “презрелая фурия” очень любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:

  • -- Один ты остался у меня.
  • -- Да отвяжись...
  • -- Нет у меня сына...

С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан -- невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: “старая хрычовка”. Воспитание и обучение Митрофана соответствует “моде” того времени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам -- отставной сержант Цыфиркин, который “малую толику арихметике маракует”, грамматике -- семинарист Кутейкин, уволенный от “всякого учения”. “Познания” Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться -- смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность “за людей приниматься”, предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.

Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе -- “зоологизация”. Собравшись жениться, Скотинин заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Вральману кажется, что, живя с Простаковыми, он жил “фее с лошатками”. Таким образом автор подчеркивает мысль о “животной” низменности окружающего мира.

Комизм “Недоросля” не только в том, что Простакова бранится, как уличная торговка, умиляется на обжорство сынка. Есть в комедии более глубокий смысл. Она саркастически высмеивает грубость, которая хочет выглядеть любезной, жадность, прикрывающуюся великодушием, невежество, претендующее на образованность. По мысли драматурга, крепостное право губительно не только для крестьян, так как делает из них покорных, бессловесных рабов, но и для помещиков, превращая их в самодуров, тиранов и неучей. Жестокость, насилие становятся для крепостников самым удобным и привычным оружием. Поэтому первое побуждение Скотинина, а потом и Простаковой -- принудить Софью к браку. И только поняв, что у Софьи есть сильные заступники, Простакова начинает лебезить и пытается подделываться под тон людей благородных. Но способна ли Простакова долго носить маску благородства? Видя, что Софья ускользает из рук, помещица прибегает к привычному действию -- насилию.

В финале комедии нам не только смешно, но и страшно. Смесь наглости и подобострастия, грубости и растерянности делает Простакову жалкой настолько, что Софья и Стародум готовы ее простить. Безнаказанность и вседозволенность приучили Простакову к мысли, что перед ней нет непреодолимых препятствий. Она становится игрушкой собственных страстей. А бездумная материнская любовь оборачивается против ее самой. Митрофан отказывается от матери в самый трудный момент ее жизни. Мать, потерявшая деньги и власть, ему не нужна. Он будет искать новых влиятельных покровителей. Его фраза: “Да отвяжись, матушка, как навязалась...” стала крылатой. Но от этого ее зловещий смысл не изменился, а скорее усилился.

Сокрушительный, гневно-сатирический смех Фонвизина, направленный на самые отвратительные стороны самодержавно-крепостного уклада, сыграл великую созидательную роль в дальнейших судьбах русской литературы.

Несмотря на то, что жанр пьесы “Недоросль” -- комедия, Фонвизин не ограничивается только изобличением общественных пороков и созданием сатирических персонажей. Положительные персонажи открыто выражают взгляды “честного” человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием поистине означает переворот в русской просветительской литературе -- от критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя.

Отражая актуальные для своего времени проблемы, Фонвизин являлся талантливым психологом, мыслителем, художником. Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.

В "Недоросле", по замечанию первого биографа Фонвизина, автор "уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит, то тогда внушаемый им смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных". Объектом осмеяния в комедии Фонвизина становится не частная жизнь дворян, а их общественная, служебная деятельность и крепостническая практика.

Не довольствуясь одним изображением дворянского "злонравия", писатель стремится показать и его причины. Автор объясняет пороки людей их неправильным воспитанием и дремучим невежеством, представленным в пьесе в разных его проявлениях.

Жанровое своеобразие произведения заключается в том, что "Недоросль", по словам Г. А. Гуковского, "полукомедия, полудрама". Действительно, основа, костяк пьесы Фонвизина -- классицистическая комедия, но в нее привнесены серьезные и даже трогательные сцены. К ним можно отнести разговор Правдина со Стародумом, трогательно-назидательные беседы Стародума с Софьей и Милоном. Слезной драмой подсказан образ благородного резонера в лице Стародума, а также "страждущей добродетели" в лице Софьи. В финале пьесы также соединились трогательное и глубоко моралистическое начала.

Д. И. Фонвизину удалось создать яркую, поразительно верную картину моральной и общественной деградации дворянства конца XVIII в. Драматург использует все средства сатиры, обличает и критикует, высмеивает и осуждает, но его отношение к "благородному" сословию далеко от взгляда стороннего человека: "Я видел, -- писал он, -- от почтеннейших предков презренных потомков... Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце".

Комедия Фонвизина -- чрезвычайно важная веха в истории нашей драматургии. Следующие за ней -- "Горе от ума" Грибоедова и "Ревизор" Гоголя. "...Все побледнело, -- писал Гоголь, -- перед двумя яркими произведениями: перед комедией Фонвизина "Недоросль" и Грибоедова "Горе от ума"... В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества... Обе комедии взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвещения, другая -- от дурно понятого просвещения".

Написанная более двухсот лет назад, комедия “Недоросль” не потеряла своей актуальности и для нас. Проблемы, поставленные и решаемые Фонвизином, так же остры и актуальны сегодня. Вопросы воспитания, служения Отечеству, нравственные принципы человека, вероятно, относятся к разряду “вечных”. И каждое поколение будет решать их по-своему, но никогда не откажется от них, не отмахнется, как от малозначительных, потерявших насущную необходимость.

Комедия “Недоросль” не только заняла достойное место в классической литературе, но пополнила и золотой фонд русского театра. Ее значение огромно в становлении и утверждении русского национального театра. Уже Гоголь отмечал, что “Недоросль”, в котором традиционная любовная интрига отодвинута далеко на задний план, положил начало оригинальному русскому жанру “истинно общественной комедии”. В этом кроется секрет долгой сценической жизни комедии.