«Ребенок, ввиду его физической
и умственной незрелости,
нуждается в специальной охране и заботе,
включая надлежащую правовую защиту»
(из Декларации прав ребёнка 1989г.)
Уважаемые дети, родители и педагоги!

Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.
Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса:
- Неофициальное лицо
- Разбирает возникшие конфликтные ситуации
- Отслеживает соблюдение законных прав и интересов детей, родителей и педагогов
- Занимается правовой защитой и воспитанием
- Оказывает содействие ребенку в восстановлении и защите его нарушенных прав
- Действует, руководствуясь законом и по собственной инициативе
- Получает всю информацию о нарушениях прав ребенка
- Запрашивает соответствующие органы о случаях нарушения прав и требует принятия мер по восстановлению прав
- Должность учреждена Конституцией РФ 1993 года.
- Институт Уполномоченного по правам ребенка сформирован в 1998 году.
- Формирование правового пространства в образовательных учреждениях
- Обеспечение и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса: ребенок, педагог, родитель, администрация.
- Разрешение конфликтных ситуаций в учреждении с участниками образовательного процесса.
- Формирование правовой культуры и правового сознания участников образовательного процесса
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
Москалькова Татьяна Николаевна
Официальный сайт: http://ombudsmanrf.org/
Адрес: г. Москва, ул. Мясницкая, дом 47, кв. 115
Телефон: 8 (495) 607-19-22, 8 (495) 607-34-67
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
Кузнецова Анна Юрьевна
Официальный сайт: http://www.rfdeti.ru/
Адрес: 125993, г. Москва, ГСП-3, Миусская пл., дом 7 стр. 1
Телефон: 8 (499) 251-77-40
Факс: 8 (495) 221-70-66
Уполномоченный по правам ребенка в Московской области
Мишонова Ксения Владимировна
instagram:ksenia_mishonova
Официальный сайт: http://detimo.mosreg.ru/
e-mail: upr@mosreg.ru
телефон . 8 -915- 232-90-36
телефон для справок и записи на прием: 8-498-602-32-07
единый детский телефон доверия: 8-800-2000-122
адрес для отправки корреспонденции: 143407, Московская область, город Красногорск-7, бульвар Строителей, д.1
прием граждан по предварительной записи осуществляется по адресу: город Москва, проспект Мира, д.72
Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Подольск
Официальный сайт: http://www.opeka-podolsk.ru/
Адрес: г. Подольск, ул. Индустриальная, дом 5
Телефон, факс: 8 (4967) 63-58-52; 8 (4967) 54-07-18
Приемные дни: понедельник, среда четверг 10:00-17:00, обед 13:00-14:00
Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса МДОУ детского сада комбинированного вида №20 «Ягодка»
Богатская Инна Николаевна – старший воспитатель
Официальный сайт: http://ds20.do.am/
Телефон: 8 (4967) 63-04-61
Приемные дни: пятница 14:00-17:30
Вам, взрослые, на заметку!
Профилактика конфликтовПри вступлении в конфликт:
- определите проблемы, относящиеся к ценностной сфере (стоит ли настаивать на своем, значимо ли это?);
- определите ваши ценностные альтернативы;
- выберите одну из них, исходя из последствий, которые они влекут за собой;
- проанализируйте последствия разрешения конфликта (в близкой и дальней перспективе);
- определите причины возникновения конфликта;
- проанализируйте взаимоотношение участников до возникновения конфликта;
- выявите, есть ли лица, заинтересованные в конфликте или его позитивном разрешении;
- определите свои задачи;
- выберите способы взаимодействия с оппонентом, не унижающие ни одну из сторон. Мысленно проиграйте как можно больше позитивных вариантов.
- проявите инициативу в поиске консенсуса: кто делает первый шаг, тот и выигрывает. (Если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.);
- в начале переговоров используйте «Я – сообщение», «Активное слушание»;
- дайте почувствовать своему оппоненту его значимость;
- не выдвигайте сразу свои требования и условия, подчеркните точки соприкосновения, взаимные интересы;
- обосновывайте свои доводы, ищите альтернативу, демонстрируйте свою заинтересованность человеком и его проблемами.
- не говорите сразу с взвинченным, возбужденным человеком;
- создайте благоприятную, доброжелательную атмосферу доверия;
- попробуйте стать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами;
- не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступков;
- заставьте себя молчать, когда задевают в мелкой ссоре;
- умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно;
- признавайте достоинства окружающих во весь голос, и врагов станет меньше;
- если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.
«Безопасность ребёнка в детском саду и дома»
К сожалению, многие взрослые не знают о юридических правах ребёнка и не осознают меру своей ответственности за их обеспечение, как перед ребенком, так и перед законом. Речь идет о Конвенции ООН о правах ребенка, которая была ратифицирована СССР 13 июля 1990г. В этом документе признается право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, обеспечения здоровья, защиту от посягательств на его честь и репутацию, вмешательства в личную жизнь, защиту от сексуального и других форм жестокого обращения с детьми.
Закон РФ «О защите прав детей гласит: «жестокое обращение с детьми, физическое, психологическое насилие над ними запрещены».
Закон РФ «Об образовании» также утверждает право детей обучающихся в общеобразовательных учреждениях, «на уважение человеческого достоинства», предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».
Понятие «жестокое обращение с ребенком» меняется в зависимости от характера вреда, который наносится детям. Одним из признаков определения этого понятия является активность действий взрослых по отношению к ребенку. Если взрослый наносит физические травмы, оскорбляет, совращает - это активное причинение вреда ребенку. Если взрослый ничего не делает для обеспечения безопасности ребенка, то эти действия также наносят вред и определяются как бездействие, игнорирование потребностей ребенка.
Закон РФ «О защите прав детей гласит: «жестокое обращение с детьми, физическое, психологическое насилие над ними запрещены».
Закон РФ «Об образовании» также утверждает право детей обучающихся в общеобразовательных учреждениях, «на уважение человеческого достоинства», предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».
Понятие «жестокое обращение с ребенком» меняется в зависимости от характера вреда, который наносится детям. Одним из признаков определения этого понятия является активность действий взрослых по отношению к ребенку. Если взрослый наносит физические травмы, оскорбляет, совращает - это активное причинение вреда ребенку. Если взрослый ничего не делает для обеспечения безопасности ребенка, то эти действия также наносят вред и определяются как бездействие, игнорирование потребностей ребенка.
Различают четыре вида жестокого обращения:
- Физическое;
- Сексуальное;
- Психологическое (эмоциональное);
- Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).
- Как это ни ужасно – от 0 до совершеннолетия.
- По месту. В кругу семьи – со стороны самых близких людей – матери, отца, старших членов семьи, братьев, сестер, знакомых семьи. Вне семьи - во дворе, на улице, в компаниях, в образовательных учреждениях, спортивных (от старшеклассников, взрослых, ровесников, незнакомых взрослых.
- По времени: случайно, один раз, периодически, регулярно.
Работники дошкольных учреждений вполне реально могут столкнуться с последствиями всех форм физического и психологического насилия над ребенком. Многим педагогам известно интуитивное чувство, что с ребенком что-то не так, что его неблагополучное эмоциональное состояние и поведение имеют под собой причины, находящиеся как правило в семье. Иногда это сделать непросто. Чаще всего такие дети ни с кем не делятся своими переживаниями, испытывают страх, боятся раздеваться, скрывают свои синяки, замыкаются в себе – реже бывают агрессивны по отношению к сверстникам Важен ни один признак, а их сочетание.
Эмоции – низкая самооценка, страхи (боязнь темноты, энурез), подавленное состояние или беспокойство, тревожность, агрессивность, настороженность, эмоциональная незрелость, изменчивое настроение.
Поведение – гиперактивность, жестокость по отношению к сверстникам, животным, чрезмерная пассивность, уступчивость, чрезмерное стремление к одобрению, лживость, импульсивность, сексуализированное поведение (чрезмерное кокетство…)
Интеллект – задержка развития речи, памяти, трудности при концентрации внимания, нестабильная успеваемость, в особо тяжелых случаях задержка психического развития.
Отношения со сверстниками – замкнутость, агрессивность, или роль «козла отпущения», неумение строить игру с другими детьми.
Физическое состояние – при интенсивных физических наказаниях и пренебрежениях ребенком, нередко наблюдается снижение веса, роста, неопрятный вид. Кроме того, могут добавиться проблемы со сном, отрицательное отношение к своему телу, вплоть до причинения себе увечий, жалобы на боли в животе, головные боли, воспаление мочеполовых органов. Ребенок может судорожно реагировать на поднятую руку, может испытывать страх перед возможным порицанием. «А вы не будете меня ругать?» Когда такой ребенок приходит в группу, то опытный воспитатель сразу разделяет детей на слишком тихих, замкнутых и слишком шумных, даже агрессивных». «Тихони» чаще остаются в тени внимания воспитателя, хотя и имеют свои эмоциональные проблемы. Непослушные, шумные дети приковывают к себе большую долю внимания педагога. Это дети импульсивные, непоседливые, агрессивные, которые чаще получают замечания от воспитателя, являются «неудобными». Кроме того, такие дети из-за не сформированности игровых и коммуникативных навыков не могут найти взаимопонимания и со сверстниками. Если не принимать мер, подобное поведение ребенка почти наверняка сделает его изгоем в коллективе сверстников, что крайне нежелательно для развития эмоционально-личностной сферы.
Психологическое насилие также вредно для ребенка как и физическое. Специалисты выделяют пять видов психологического насилия:
Эмоции – низкая самооценка, страхи (боязнь темноты, энурез), подавленное состояние или беспокойство, тревожность, агрессивность, настороженность, эмоциональная незрелость, изменчивое настроение.
Поведение – гиперактивность, жестокость по отношению к сверстникам, животным, чрезмерная пассивность, уступчивость, чрезмерное стремление к одобрению, лживость, импульсивность, сексуализированное поведение (чрезмерное кокетство…)
Интеллект – задержка развития речи, памяти, трудности при концентрации внимания, нестабильная успеваемость, в особо тяжелых случаях задержка психического развития.
Отношения со сверстниками – замкнутость, агрессивность, или роль «козла отпущения», неумение строить игру с другими детьми.
Физическое состояние – при интенсивных физических наказаниях и пренебрежениях ребенком, нередко наблюдается снижение веса, роста, неопрятный вид. Кроме того, могут добавиться проблемы со сном, отрицательное отношение к своему телу, вплоть до причинения себе увечий, жалобы на боли в животе, головные боли, воспаление мочеполовых органов. Ребенок может судорожно реагировать на поднятую руку, может испытывать страх перед возможным порицанием. «А вы не будете меня ругать?» Когда такой ребенок приходит в группу, то опытный воспитатель сразу разделяет детей на слишком тихих, замкнутых и слишком шумных, даже агрессивных». «Тихони» чаще остаются в тени внимания воспитателя, хотя и имеют свои эмоциональные проблемы. Непослушные, шумные дети приковывают к себе большую долю внимания педагога. Это дети импульсивные, непоседливые, агрессивные, которые чаще получают замечания от воспитателя, являются «неудобными». Кроме того, такие дети из-за не сформированности игровых и коммуникативных навыков не могут найти взаимопонимания и со сверстниками. Если не принимать мер, подобное поведение ребенка почти наверняка сделает его изгоем в коллективе сверстников, что крайне нежелательно для развития эмоционально-личностной сферы.
- Игнорирование – отказ ребенку в эмоциональной поддержке, любви, безопасности.
- Отвержение – чрезмерные требования, постоянная критика, негативные сравнения, публичное унижение, подчеркивание недостатков.
- Угрозы, запугивания.
- Изолирование – установление ограничения контактов со значимыми для него людьми – бабушкой, отцом.
- Развращение – поощрение саморазрушающегося поведения – употребление алкоголя, наркотиков, асоциального поведения.
- наказание не должно вредить здоровью, физическому и психическому;
- никаких наказаний для профилактики, «впрок»;
- наказание не должно проводиться за счёт любви, нельзя лишать ребенка награды и заслуженной похвалы;
- лучше не наказывать, если наказание запоздало;
- после наказания ребёнок должен быть прощен, и упоминать его прежние грехи некорректно. Предвзятость отношения к ребенку недопустима;
- наказание не должно унижать человеческое достоинство ребёнка.
Воспитание без насилия
Почему многие родители способны поднять руку на своего ребёнка?
Побои – не метод воспитания. Пощёчинами и пинками морали не научишь, с их помощью ничего не добьёшься.
Телесные наказания и битьё детей, даже если они не приводят к издевательствам, абсолютно неприемлемы. Применение телесных наказаний по отношению к детям является нарушением основных прав человека.
Речь здесь идёт не только о том, что такое поведение аморально и несправедливо. Оно – также непедагогично и неэффективно. Многочисленные исследования показали, что телесные наказания не являются действенными методами воспитания и вызывают только ответную жестокость.
Возможно, телесные наказания и служат родителям разрядкой от накопившегося гнева, но ребёнка они ничему не учат. Только унижают, оскорбляют, раздражают его.
Почему бьют детей?
Телесные наказания и битьё детей, даже если они не приводят к издевательствам, абсолютно неприемлемы. Применение телесных наказаний по отношению к детям является нарушением основных прав человека.
Речь здесь идёт не только о том, что такое поведение аморально и несправедливо. Оно – также непедагогично и неэффективно. Многочисленные исследования показали, что телесные наказания не являются действенными методами воспитания и вызывают только ответную жестокость.
Возможно, телесные наказания и служат родителям разрядкой от накопившегося гнева, но ребёнка они ничему не учат. Только унижают, оскорбляют, раздражают его.
Физические наказания – явление, распространённое во многих семьях. При этом родители вовсе не хотят обидеть детей, мучить их или причинять им телесные повреждения. Нет. Они намерены «серьёзно» наказать ребёнка и считают, что именно пощёчины, щипки, пинки и удары являются формой «внушительного» наказания. Эти родители видят в битье средство, которое воспитывает в детях послушание и прививает им принятые в обществе нормы поведения. Они считают, что таким образом можно учить детей морали и наставлять их на путь истинный. Но, несмотря на такую убеждённость, большинство родителей, прибегающих к телесным наказаниям, чувствуют за собой вину и испытывают раскаяние и дискомфорт, что вызывает у них сомнения в правильности выбранной линии поведения и смутные предположения, что существуют, возможно, более верные и эффективные методы воспитания.
В оправдание телесных наказаний родители обычно приводят самые разные аргументы:
* «Пусть ребёнок знает, что с ним не шутки шутят – дело вполне серьёзное» (но как раз серьёзный подход к воспитанию делает излишними телесные наказания).
* «В детстве меня тоже били, и это мне не повредило» (вспомните, однако, что вы тогда чувствовали, припомните это ощущение бессилия, охватывающее ребёнка, которого бьют).
* «Иногда просто нет другой возможности повлиять на ребёнка» (в тот момент вам действительно так кажется, но после раздумий в спокойной обстановке выясняется, что существовали и другие возможности).
В оправдание телесных наказаний родители обычно приводят самые разные аргументы:
* «Пусть ребёнок знает, что с ним не шутки шутят – дело вполне серьёзное» (но как раз серьёзный подход к воспитанию делает излишними телесные наказания).
* «В детстве меня тоже били, и это мне не повредило» (вспомните, однако, что вы тогда чувствовали, припомните это ощущение бессилия, охватывающее ребёнка, которого бьют).
* «Иногда просто нет другой возможности повлиять на ребёнка» (в тот момент вам действительно так кажется, но после раздумий в спокойной обстановке выясняется, что существовали и другие возможности).
Реакция на побои бывает у детей самой разной
- Маленький ребёнок, которого ударили, зачастую начинает плакать ещё громче.
- Ребёнок, которого бьют, чувствует себя оскорблённым и униженным.
- Ребёнок, которого бьют постоянно, чувствует глубокую неприязнь, буквально ненависть к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести и компенсации. Кроме того, его непрерывно мучает страх, и это может оказаться губительным для его развития.
Ребёнку трудно осознать, что он подвёргся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал.
Ребёнку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили, порой трудно не потерять веру в добрые намерения родителей.
У тех, кого в детстве били душевная рана не заживает в течение многих лет. Нередко они не могут избавиться от чувство боли и обиды и во взрослом состоянии.
Словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.
Ребёнку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили, порой трудно не потерять веру в добрые намерения родителей.
У тех, кого в детстве били душевная рана не заживает в течение многих лет. Нередко они не могут избавиться от чувство боли и обиды и во взрослом состоянии.
Словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.
Человека делают человеком светлые воспоминания детства. Ф. М. Достоевский
Чтобы воспитать ребёнка и установить с ним доверительные отношения, то попробуйте воспользоваться такими психологическими приёмами:
- каждый день начинайте с улыбки и заканчивайте миром;
- давайте ребёнку возможность самому выбирать одежду, еду, книги, развлечения, друзей;
- не принуждайте его, а постарайтесь объяснить почему нужно сделать так, а не иначе;
- уважайте ребёнка (прежде чем посмотреть его дневник, прочесть письмо, взять его вещь, поинтересуйтесь, не будет ли ребёнок против);
- не применяйте при общении с ребёнком оскорбительных слов (лентяй, трус, осёл и т.д.)
- не давайте категоричных оценок (ты неисправим, ненормальный и т.д.);
- помните, что не одобрять только можно поступки, но не самого ребёнка (не «ты плохой», а «ты сделал плохо»;
- почаще советуйтесь с ребёнком, спрашивайте его мнение («А как ты думаешь?» «А как бы ты поступил?»);
- предоставьте ему возможность быть разным (послушным, шаловливым, весёлым, задумчивым, таким, какой он есть);
- после наказания проступок, за который вы наказали ребёнка, нужно забыть;
- нельзя наказывать больного ребёнка;
- если хотите похвалить, то хвалите за его труды (за поделку, вымытую посуду и т.д.)
- заранее предупреждайте ребёнка о ваших намерениях («Мне бы хотелось, чтобы завтра вечером ..»)
- предоставьте ребёнку возможность чувствовать себя нужным в семье, ответственным за какое-то семейное дело;
- никогда не торопите ребёнка, дайте ему возможность жить в собственном ритме;
- будьте последовательны в своих требованиях.
- давайте ребёнку возможность самому выбирать одежду, еду, книги, развлечения, друзей;
- не принуждайте его, а постарайтесь объяснить почему нужно сделать так, а не иначе;
- уважайте ребёнка (прежде чем посмотреть его дневник, прочесть письмо, взять его вещь, поинтересуйтесь, не будет ли ребёнок против);
- не применяйте при общении с ребёнком оскорбительных слов (лентяй, трус, осёл и т.д.)
- не давайте категоричных оценок (ты неисправим, ненормальный и т.д.);
- помните, что не одобрять только можно поступки, но не самого ребёнка (не «ты плохой», а «ты сделал плохо»;
- почаще советуйтесь с ребёнком, спрашивайте его мнение («А как ты думаешь?» «А как бы ты поступил?»);
- предоставьте ему возможность быть разным (послушным, шаловливым, весёлым, задумчивым, таким, какой он есть);
- после наказания проступок, за который вы наказали ребёнка, нужно забыть;
- нельзя наказывать больного ребёнка;
- если хотите похвалить, то хвалите за его труды (за поделку, вымытую посуду и т.д.)
- заранее предупреждайте ребёнка о ваших намерениях («Мне бы хотелось, чтобы завтра вечером ..»)
- предоставьте ребёнку возможность чувствовать себя нужным в семье, ответственным за какое-то семейное дело;
- никогда не торопите ребёнка, дайте ему возможность жить в собственном ритме;
- будьте последовательны в своих требованиях.