Играем с родителями в детском саду. Сценарий игровой программы с участием родителей в младшей группе детского сада. Каждый из участников совместной деятельности выполняет свои функции

11.06.2024 Здоровье

Задачи:
1. повышать родительскую компетентность;
2. способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком;
3. формировать у детей психологическую готовность к школьному обучению.

Добрый день, уважаемые родители и дети!

Я приветствую вас на игре «Скоро в школу мы пойдём». Наши дети подросли и совсем скоро пойдут в школу. Сегодня они продемонстрируют всем присутствующим знания, которые приобрели в подготовительной группе, покажут себя выпускниками детского сада, готовыми учиться в школе. Конечно же, им будут помогать родители.
I. представление команд и жюри.
1 команда: девиз, эмблема. («Знайки», «Почемучки»)
2 команда: девиз, эмблема.
II. конкурс «Разминка»
(Участвуют только дети) Победившая команда получает 2 балла.

Игра «Да – нет»

Вопросы первой команде:

1. Пять груш больше, чем пять яблок? (нет)
2. У рубашки три рукава? (нет)
3. Ноль меньше трёх? (да)
4. Неделя заканчивается субботой? (нет)
5. Год начинается в марте? (нет)
6. Земля квадратная? (нет)
7. У квадрата четыре угла? (да)
8. Один меньше, чем много? (да)
9. Весами измеряют температуру? (нет)
10. Есть ли числа больше, чем тысяча? (да)
×××
1. «А» — последняя буква в алфавите? (нет)
2. Звук «М» — гласный? (нет)
3. В слове может быть только один ударный звук? (да)
4. Названия городов пишутся с маленькой буквы? (нет)

Вопросы для второй команды:

1. Десять – это один десяток? (да)
2. Неделя начинается со вторника? (нет)
3. У восьми собак восемь хвостов? (да)
4. У треугольника два угла? (нет)
5. У большого льва четыре лапы? (да)
6. А у маленького льва три лапы? (нет)
7. У курицы два хвоста? (нет)
8. Градусником измеряют длину? (нет)
9. Может ли быть пятница после четверга? (да)
10. У пятиугольника шесть сторон? (нет)
×××
1. «Я» — первая буква в алфавите? (нет)
2. Предложение всегда начинается с большой буквы? (да)
3. Ударный звук всегда гласный? (да)
4. Имена людей всегда начинаются с заглавной буквы? (да)

Молодцы справились со всеми вопросами! Жюри подводит итоги.

III. конкурс Игра «Танграм»

А сейчас посмотрим, какие вы смекалистые. В этом конкурсе участвуют взрослые и дети. У каждого набор геометрических фигур и образец – один на двоих (для ребёнка и родителя). Чья команда быстрее справится с заданием, получает два балла.

Игра с родителями «Школьная лотерея».

Скоро учиться ребенок пойдет,
Школьная жизнь для вас настает.
Новых забот и хлопот вам доставит,
Всю вашу жизнь перестроить заставит.
И мы при всех здесь сейчас погадаем,
Что будет в семьях, сегодня узнаем…

Выходят несколько родителей. Ведущий задает вопрос, участник вытаскивает из мешочка кубик или карточку с ответом и читает ответ. Ответы: мама, папа, сам ребенок, кот Васька, сосед, вся семья, дедушка, бабушка.
1. Кто будет вечером будильник заводить?
2. А кто за формой первоклашки следить?
3. Кто в 6 утра будет вставать?
4. Кто будет завтрак первым съедать?
5. Кому же придется портфель собирать?
6. Кто будет букварь ежедневно читать?
7. Кто будет плакать, оставшись без сил?
8. Кто виноват, если ребенок двойку получил?
9. Кто на собрания будет ходить?
10. Кому первоклассника в школу водить?

IV. конкурс «Грамота для дошкольников»

Правила: прослушав вопрос, команда обсуждает его, и кто-то один даёт ответ.
Вопросы первой команде:
1. Какие звуки называются гласными? Какой фишкой мы обозначаем гласные звуки?
2. Зачем нужны заглавные буквы в алфавите, какие слова с них начинаются?
3. Когда мы читаем, как мы узнаём, что предложение началось и закончилось? Почему легко узнать, сколько слов в предложении?
Вопросы второй команде:
1. Какие знаки препинания ставят в конце предложения? Если в предложении говорится о чём-то радостно, возбуждённо, какой знак следует поставить?
2. Что такое слоги? Какое правило знаете о гласных звуках и о слогах?
3. Какие звуки называются согласными? Какими фишками их обозначаем?

V. конкурс «Графический диктант»

Участвуют взрослые и дети, чья команда справится первой.
Объяснить взрослым символы: → 1 клеточка направо; 1 клеточка вверх; ↓ 1 клеточка вниз; ←1 клеточка налево.
Перед вами листочки в клетку. Дети, возьмите, пожалуйста, простые карандаши, а взрослые получите диктанты. Дети будут писать, Вы им диктовать (не мешая другим, т.е шёпотом).

Физминутка Игра «Портфель»
(дети кричат «Да» или «Нет»)

Если в школу ты идешь,
То в портфель с собой берешь:
В клеточку тетрадку?
Новую рогатку?
Веник для уборки?
Дневник для пятерки?
Альбом и краски?
Карнавальные маски?
Азбуку в картинках?
Рваные ботинки?
Фломастеры и ручку?
Гвоздиков кучку?
Карандаши цветные?
Матрасы надувные?
Ластик и линейку?
В клетке канарейку?

VI. конкурс «Задачи для родителей»

Дети могут помогать.
Прослушав задачу, родители могут её обсудить и дать ответ.
1 команде: если в 12 часов ночи идёт дождь, можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (через 72 часа, т е через трое суток, будет 12 часов ночи, поэтому солнечной погоды быть не может)
2 команде: недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду верёвочной лестницей. У лестницы 5 ступенек. Самая нижняя ступенька касается воды. Расстояние между ступеньками 30 см. Океан спокоен, но начинается прилив, во время которого вода поднимается на 30 см каждый час. Через какое время покроется водой средняя ступенька? (вода никогда не покроет среднюю ступеньку, т к с приливом одновременно поднимаются и корабль, и лестница на нём)

Подведение итогов

VII. конкурс «Задачки для детей»

Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?

Дарит бабушка — лисица
Трём лисятам рукавицы:
— это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!

VIII. конкурс «Найди цифру»

Потерялись цифры, их нужно найти.

Участвуют дети и взрослые. Дети ищут пропущенную цифру, а взрослые её записывают на листочке. Желаю успеха! Победившей в этом конкурсе команде достаётся 2 очка.

IX. конкурс «Поставь знак»

Команда «Знайки»
5 4
6 5
3 4
6 6
8 9 и т.д.
Команда «Почемучки»
4 5
5 6
4 3
7 7
9 8 и т.д.
Дети по очереди идут к доске и выполняют задание.
Чья команда быстрее и правильнее поставит нужный знак, та и побеждает в этом конкурсе.

X. конкурс капитанов.

Отгадай ребус.

XI. конкурс.

Жизнь без книги, как без света,
Как без доброго совета,
Жизнь без книги, как без рук,
Книга – самый лучший друг!

Ребята, а вы читаете вместе со взрослыми книжки! Хорошо знаете русские народные сказки? А вот ваши родители, оказывается, не только знают сказки, но и являются замечательными актёрами. Не верите? Я вам сейчас это докажу! Мы с родителями покажем вам сказку «Репка»

Репка: вот я какая!
Дед (потирая руки) : так – так!
Бабка (топнув ногой): ох, ёлки зелёные!
Внучка: я готова!
Жучка: гав – гав!
Кошка: мяу!
Мышка: оба –на!
Далее ведущий читает сказку, родители импровизируют.
Посадил дед репку — выросла большая, пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытащили репку.

Подведение итогов, награждение победителей!

воспитатель,
МКДОУ ЦРР – д/с «Солнышко», п. Ленинская Искра Котельничского района Кировская область

С первых дней жизни ребенок начинает познавать окружающую его действительность. И, именно родители оказывают самое большое влияние на его развитие. Создание единого пространства развития ребенка необходимо поддерживать как в детском саду, так и в семье. Следовательно, важной задачей дошкольного учреждения является установление партнерских отношений детей и взрослых через совместную деятельность.

С 2006 года МОУ “Центр развития ребенка – детский сад № 355” города Омска принимает участие в экспериментальной работе по реализации программы “Из детства в отрочество”.

Работа в опытно-экспериментальном режиме предполагает внедрение и апробацию нетрадиционных форм работы с семьей. Мы считаем наиболее эффективными те, в основе которых лежит детско-родительское взаимодействие. Формирование традиций группы заложено в содержание программы, и представлены они следующим образом:

Понедельник – “Утро радостных встреч”.

Цель. Создать положительный эмоциональный настрой дошкольников на неделю.

Среда – “Сладкий час”.

Цель . Формирование культуры поведения за столом, закрепление сервировки праздничного стола и развитие дружеского общения в системе “Педагог – ребенок – родитель”.

Во второй младшей и средней группе это была самостоятельная традиция, направленная на ознакомление детей с этикетными нормами, традициями русской культуры. Для проведения “Сладкого часа” придерживались разработанных программой критериев: эстетическое обеспечение, высокая культура и образец применения этикетных правил воспитателем. Родителями группы были приобретены красивые чайные пары, блюда для выпечки, розетки для варенья. Совместно с детьми была изготовлена праздничная скатерть. Угощение для всех готовили дома или совместно с воспитателем в группе. Данная традиция

имеет музыкальное сопровождение, а ее обязательный элемент – познавательный рассказ взрослого (этикетные правила, традиции русской культуры). На “Сладкий час” приглашаются как родители, так и сотрудники ДОУ, которые закрепляют с детьми знания о профессиях и угощают детей своими кулинарными изделиями.

Со старшей группы “Сладкий час” объединился с традицией “Встречи с интересными людьми”.

Цель. Знакомство с трудовой деятельностью (профессиональной, домашней, хобби), создание условий для совместной детско-родительской деятельности.

На I-м этапе мы знакомили детей с сотрудниками детского сада, проводили беседы о трудовой деятельности этих людей. Результатом этих бесед явилось создание альбомов “Все работы хороши” и папки-презентации для родителей “Давайте познакомимся”, где сотрудники детского сада представлены не только как профессионалы, но и как интересные люди.

На II-м этапе стали приглашать на встречи родителей, считая, что наиболее интересными для ребенка будут эмоционально близкие люди. В основе формирования традиции на этом этапе лежит детско-родительское взаимодействие. Именно поэтому мы изменили структуру, предложенную авторами программы, и создали свою:

  • первоначально выбирается тема встречи и разрабатывается в течение 1,5–2 недель, т.е. проводится предварительная работа: это – организация выставок “Мир моих увлечений”, “Что такое красота?”, выполнение творческих заданий “Мир театра”, “Истории старых вещей” и др.;
  • в назначенный день с детьми проводится итоговая беседа по разрабатываемой теме, представляются творческие задания;
  • приглашаются в группу и представляются родители, которые рассказывают о своей трудовой деятельности, сопровождая рассказ показом познавательных фильмов, фотографий, коллекций, предметов-помощников в профессиональной деятельности;
  • проводится совместная детско-родительская деятельность (украшение скатерти с мамой – дизайнером, изготовление модели дороги с папой – автолюбителем, приготовление торта и фруктового салата с родителями – профессиональными поварами и т.д.);
  • родители оценивают деятельность детей в своих подгруппах;
  • воспитатель дает оценку встречи и делает вывод: “Какие интересные люди были сегодня у нас в гостях”;
  • все вместе накрывают на столы, и проводится “Сладкий час”.

Четверг – “Познавательные игротеки”.

Цель. Через взаимодействие с семьями воспитанников закрепление знаний по разделам программы в игре.

Проведение игротек предполагает два варианта.

I-й вариант – в течение 20–30 минут (в зависимости от возраста детей) детям предлагаются знакомые игры по разделам программы.

II-й вариант – в группу приглашаются 3–5 человек родителей и совместно с детьми они играют в предложенные игры, знакомясь с их содержанием и правилами.

Введение традиций “Игры напрокат”, “Игры в гости к нам” – неотъемлемая часть “Познавательных игротек”. Дети приносят из дома игры по различным направлениям и в течение определенного времени знакомят товарищей с их содержанием. Отработка правил, направленных на бережное отношение к игре и игрушке позволила на выходные бать их домой.

Пятница – “Театральная пятница”.

Цель . Развитие творческих способностей, умения взаимодействовать через театрализованную игру, формирование артистических навыков.

Проходит “Театральная пятница” в два этапа.

На I-м этапе идет работа над инсценировкой: проходит знакомство с текстом, идет работа над образами героев, оговариваются движения, обращается внимание на выразительность речи, готовятся несложные атрибуты, костюмы и т.д.

На II-м этапе в группу приглашаются родители, и дети показывают им подготовленную инсценировку.

В конце представления обязательным условием считается поименное представление артистов и награждение их аплодисментами.

Однако, как показывает опыт работы, одной театральной пятницы в неделю для достижения цели, недостаточно. И мы стали включать театрализованные игры и упражнения в различные виды деятельности, а поиск нетрадиционных форм работы с семьей подтолкнул на идею проведения детско-родительских праздников.

Традиционными стали новогодние детско-родительские праздники , ежегодные “Взрослые и дети”, “Вот и стали мы на год взрослей”.

Цель таких праздников – привлечение родителей к сотрудничеству и предоставление им большего общения с детьми.

Сценарии составлены так, что у детей есть свободный доступ к общению с родителями, так как взрослые являются непосредственными участниками праздника. Это – помощь в играх, совместное исполнение номеров, посадка по периметру зала, обеспечивающая взаимодействие взрослого и ребенка.

В организации и проведении праздников придерживаемся следующих правил:

  • разнообразие содержания;
  • включение игровых, музыкально-театральных заданий для детей и родителей;
  • содержание работы с детьми доступно и в домашних условиях.

В 2006 году на базе Центра развития ребенка организована театральная студия “Веснушки”, а детско-родительская театрализованная деятельность позволила родителям принять участие в ее работе и пополнить состав (15 человек).

Результат работы студии:

  • участие в работе V-го Областного педагогического марафона;
  • призеры городского конкурса на лучшую новогоднюю и рождественскую программу 2009, 2010 гг.;
  • участие в муниципальных, региональных семинарах и конференциях.

В 2010 году закончена практическая часть экспериментальной работы, и мы можем говорить о том, что формирование традиций группы через взаимодействие с семьей способствовало укреплению отношений в системе “ребенок – воспитатель – родитель”. Улучшилось детско-родительское взаимодействие не только со своим ребенком, но и с детским коллективом, а у детей, чувствующих понимание и поддержку взрослого, повышается уверенность в себе, своих силах, что пригодится для успешного обучения в школе.

В Концепции дошкольного воспитания говорится о том, что семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей.

Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского учреждения. Здесь важен принцип не параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в коде которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов, что особенно важно при подготовке детей к школе.

«Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности за сокровище по имени Детство ». Слова Е.П. Арнаутовой определяют смысл совместной работы дошкольного учреждения и семьи.

Именно от нас, взрослых, от наших согласованных действий, умения найти точки соприкосновения, помочь друг другу в нелегком деле воспитания детей зависят личностное развитие ребенка, его психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу.

Назрела острая необходимость поиска новых подходов к взаимодействию ДОУ и семьи, основанных на интеграции, сотрудничестве и доверительности. На современном этапе важно перейти от сотрудничества как обмена информацией к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности; установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов.

Из существующих в практике работы дошкольных учреждений многообразия видов и форм работы с родителями наиболее действенными являются активные формы взаимодействия, когда родители не только зрители и наблюдатели, но и участники встреч и мероприятий.

Была найдена такая форма сотрудничества с родителями, когда они являются соратниками педагогов в процессе воспитания детей, и общение с ними строится на принципах совещательного голоса, равноправного талантливого участника. Это совместная игротека детей, педагогов и родителей «Родительские пятницы ». «Родительские пятницы » можно считать и одной из форм работы по развитию речи детей.

Многие детские психологи и педагоги рассматривают совместную игру ребенка со взрослым не только как основное средство развития маленького человека, но и как инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Л.П. Бочкарева так определяет значение игры для ребенка:

. «Игра - это образец универсальной жизни детей. Она впитывает в себя многие качества других видов деятельности, формирует яркую и уникальную личность будущего взрослого человека ».

«Родительские пятницы» помогают формировать у родителей правильное понимание игры в жизни ребенка как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве. Но насыщенность детской игры определяется отношением к ней взрослого. Дети с интересом, увлекательно играют у того, кто сам не утратил способности играть, сохранил детскую непосредственность, способность выдумывать и фантазировать, способность любить детей.

Творческие «Родительские пятницы » дают шанс педагогам и родителям вновь попасть в мир детства, но только в роли близких друзей, волшебников, наставников.

«Родительские пятницы » представляют собой совместную игротеку педагогов, детей, родителей, которая помогает решить несколько задач:

Организаторские (создание и сплочение родительского коллектива);

Личностно-ориентированные (связаны с самоопределением, актуализацией личной ответственности, снятием ограничений и раскрытием ресурсов родителей);

Инструментальные (позволяющие выработать навыки анализа реальных педагогических ситуаций и способов их решения)

«Родительские пятницы» ставят своей задачей объединить усилия педагогов и родителей и обеспечить детям:

Защиту, эмоциональный комфорт;

Интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома;

Развитие основных способностей детей;

Умение общаться со сверстниками, с пониманием относиться друг к другу;

Формирование уверенности в себе и своих возможностях.

Родителям :

Радость общения с детьми;

Активное участие в жизни группы;

Приобретение опыта партнёрских отношений как со своим ребенком,

так и с педагогическим коллективом; - взгляд на мир с позиции ребёнка;

Отношение к своему ребенку как к равному себе, понимание, что недопустим его сравнивать его с другими детьми;

Возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке, готовность к эмоциональной поддержке своего ребенка.

Педагогам:

Воспитание в детях уважения к своим родителям;

Учет пожеланий и предложений родителей;

Вовлечение родителей в жизнь группы.

Результатами такой совместной деятельности могут быть:

Профилактика неврозов и невротических реакций, нарушение поведения и других проблем психологического характера;

Коррекция эмоционального самочувствия, снятие эмоциональной напряженности, снижение индекса агрессивности и деструктивных форм поведения;

Развитие творческого потенциала ребенка, создание позитивного настроя, усиление конструктивного поведения.

Развитие речи детей.

Про ведение «Родительских пятниц » проходит в несколько этапов:

1. Подготовительный (определение теоретических вопросов, практической части мероприятия).

2. Организационный (выбор ответственных за проведение игр, дизайн предметной среды группы, подбор материалов и атрибутов к играм).

3. Собственно проведение

4. Подведение итогов : анализ мероприятия всеми участниками.

Результат проведения «Родительской пятницы » во многом зависит от подготовки. Поэтому воспитатель должен:

Осуществить подбор игр, атрибутов и материалов по выбранной теме;

Провести консультации с родителями по распределению и проведению игр;

Поупражнять детей в выполнении заданий, аналогичных, которые будут использованы на «Родительской пятнице »;

при подготовке к «Родительской пятнице » родители могут:

Вносить предложения по тематике;

Оказывать помощь в изготовлении атрибутов к играм, в оформлении предметной среды.

Структура проведения:

Первая часть мероприятия - это теоретическая. Она включает небольшое выступление ответственного педагога по проблеме.

Далее детям предлагаются игры, которые проводят родители: дидактические, развивающие, подвижные, «оздоровительные» - дыхательная гимнастика, коррекция речи и артикуляционные упражнения, пальчиковая гимнастика . Все игры объединены единой, сюжетной линией.

В конце подведение итогов. Возможно чаепитие.

После таких мероприятий родители начинают воспринимать родителей по-новому: как союзников, так как родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребенка, его деятельность, его точку зрения. У ребенка, который чувствует поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.

(младший возраст)

Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей,

для их здоровья и правильного развития.

Д.В. Менджерицкая

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших дошкольников в условиях семьи.

Задачи:

1. Развивать активный интерес у родителей к воспитанию своего ребенка.

2. Расширять педагогические знания родителей по вопросам воспитания и развития детей в играх.

3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.

Форма проведения: круглый стол

Участники: воспитатели, родители

Подготовительная работа: анкетирование родителей (приложение 1) , индивидуальные приглашения (приложение 2) , памятки для родителей (приложение 3,4) , игра-забава «Кукла Маша» (приложение 5) , оформление зала, музыкальное сопровождение, материалы для творческой работы (приложение 6) .

Оборудование:

Столы расставлены по кругу, на столах заготовки для визитных карточек, фломастеры, « Памятки для родителей» по игре;

На отдельном столе - карточки и оборудование для творческой работы родителей;

Низкорослые комнатные цветы для оформления зала;

Красивая кукла;

Музыкальная игрушка;

Мягкая игрушка – солнышко;

Магнитофон.

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом. Предлагаем Вашему вниманию следующую тему для обсуждения: «Игра – забава?». Сегодня мы поделимся опытом обустройства детского уголка, поговорим о видах игрушек, а в конце Вас ожидает «острое блюдо».

Психологическая разминка «Улыбка»

Но сначала я хотела бы узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. А чтобы нам всем сейчас захотелось улыбнуться, я вас познакомлю с этим симпатичным зайчиком. (Зайчик поет веселое двустишие).

II. «Будем знакомы»

Заполнение визитных карточек

Для того чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, чтобы вы лучше узнали друг друга, давайте познакомимся. Я предлагаю вам заполнить визитную карточку, на которой напишите своё имя и нарисуйте картинку, соответствующую вашему настроению (солнышко, тучка и т.д.)

III. Анализ результатов микроисследования (приложение 1)

При подготовке нашего собрания мы провели анкетирование родителей. Все родители в своих ответах на вопрос «Есть ли у ребёнка игровой уголок?» ответили положительно. Среди любимых игрушек детей вы выделяете следующие:… и т.д. (Высказывания воспитателя по анализу анкет.)

Сейчас мы более подробно обсудим вопросы об организации игровой среды в условиях семьи.

IV. Дискуссия

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка.

Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.

Воспитательное значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину (Д.В. Менджерицкая ).

Как и во что играют наши дети дома? От чего это зависит? В первую очередь поговорим с вами об игровом уголке. Хорошо, когда позволяют жилищные условия и у малыша есть отдельная комната. Но если отдельной комнаты нет, нужен ли отдельный игровой уголок для ребенка?

(ответы родителей)

Ребенок первой половины раннего возраста от рождения до 2х лет существует в тесной связке с близким взрослым, его самостоятельные занятия очень кратковременны, он все время привлекает к ним взрослого. В то же время расширяющиеся возможности ходьбы и речи отрывают его от взрослого и влекут к освоению домашнего пространства. Что при этом происходит?

(ответы родителей)

Да, конечно, получается, что ребенок везде, его игрушки перемещаются вместе с ребенком туда, где находится взрослый, и можно наблюдать такую картину - например, в гостиной малыш одним поиграл - бросил, другим поиграл- бросил, и вся комната усеяна игрушками, а взрослый и ребенок на них натыкаются и запинаются об них. И вот после 2х лет подходит время, когда у ребенка должен появиться игровой уголок - место, где он сможет играть или заниматься какой- либо деятельностью.

Что, по-вашему мнению, может или должно находиться в игровом уголке ребенка?

(ответы родителей)

Прежде всего, детский стол с гладкой поверхностью без рисунков размером 50 на 70 см, а также детский стульчик. Возможно ли «отдать» малышу в этом возрасте письменный стол?

(ответы родителей)

Конечно, этого не нужно делать. Письменный стол высокий, к нему невозможно подойти с разных сторон и что-то делать, просто стоя за ним. В лучшем случае, письменный стол становится эквивалентом полки, на которую складываются игрушки.

Что ещё может находиться в игровом уголке ребенка?

(ответы родителей)

Обязательные элементы игрового уголка – открытый низкий стеллаж или этажерка из 2х -3х полок, доступных по высоте руке малыша, несколько больших пластиковых или картонных емкостей (контейнеров) для игрового материала.

Если уголок занимает часть комнаты, можно как-то обозначит границы участка?

(ответы родителей)

Желательно предусмотреть в этом месте коврик 70 на 70 см, где ребенок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков и оставить её там на какое-то время без помех для окружающих.

В ходе совместного обсуждения мы определили, какой именно должен быть детский уголок. Таким образом, теперь вы можете привести уголок вашего малыша в должный вид, т.к. это важно для его полноценного развития.

V. Обмен семейным опытом по выбору игрушек. (работа с памяткой, приложение 3)

Итак, пространство игрового уголка обозначено. Чем его наполнить? Поговорим об игрушках. У вас на столах памятки, в которых описаны разные виды игрушек. Для удобства я пронумеровала их. Предлагаю зачитывать по очереди, а обсуждать будем все вместе.

1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода, коляски и т.д.

Для чего нужны ребенку эти игрушки?

(ответы родителей)

Конечно же, играя в эти игрушки, малыш отображает реальный мир. Психологи считают, что игрушка является важной составляющей любой культуры. Общество передает ребенку в особой «свернутой форме» - через игрушку, как культурное орудие, основные духовные ориентиры, направление движения общества.

2. Технические игрушки - различные виды транспорта, конструкторы.

Можем ли мы отнести эти игрушки к предыдущей группе как сюжетно-отобразительные?

(ответы родителей).

– Конечно, особенно транспорт. Тем не менее я все-таки разделила их на разные подгруппы. Почему?

(ответы родителей).

– Совершенно верно, куклами, колясками играют в основном девочки, транспортом и конструктором в основном мальчики. Я сказала « в основном», потому что можно наблюдать, как в группе девочки с удовольствием могут машинку покатать, а мальчики иногда с увлечением играют с посудкой - «кушают» за столом, а также катают коляски с сидящими в них куклами.

3. Игрушки - забавы: смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например: Зайчик, играющий на барабане, скачущий петушок, ползущий и жужжащий жучок.

Каково назначение этих игрушек?

(ответы родителей)

– Совершенно верно, позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

4. Спортивно - моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипеды.

Что развивают эти игрушки?

(ответы родителей)

Эти игрушки способствуют развитию двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

5. Дидактические игрушки- разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, паззлы, лото и др.

Чему научаются дети, играя в них?

(ответы родителей)

– Дети учатся различать цвет, форму, знакомятся с величиной предметов, занятия с этими игрушками воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствует развитию мелкой моторики рук.

6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты .

Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки?

Какая из игрушек очень важна для детей раннего возраста? Важную роль среди музыкальных игрушек отводят именно дудочке - в первую очередь потому, что упражнения с дудочкой способствуют развитию речевого дыхания, что очень важно для развития речи детей в этом возрасте. Также музыкальные игрушки способствуют развитию звуковысотного слуха.

7. Театральные игрушки- куклы би- ба- бо, пальчиковый театр, настольный театр.

Нужны ли эти игрушки детям?

(ответы родителей)

Конечно, эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.

8. Военные игрушки: мечи, пистолеты, автоматы и другие.

Выскажите своё отношение к этим игрушкам.

(ответы родителей)

Во всем мире нет однозначного отношения к этим игрушкам. Одни видят только негативное влияние на детей, другие - сторонники позитивного влияния. С одной стороны – мы хотим вырастить из мальчиков защитников Родины, с другой стороны, как правильно это сделать, чтобы не воспитать излишне агрессивных членов общества.

9. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, цветная бумага, клей и т. д .

Чем должен руководствоваться родитель, приобретая эти игрушки для ребенка 2- 2,5 лет?

(ответы родителей)

Конечно, прежде всего соответствием возрасту. Пластилин, карандаши, краски гуашь - обязательно! После 3х лет - ножницы с закругленными концами, цветная бумага, кусочки ткани, наборы для рукоделия и др.

Чем родители должны руководствоваться при подборе игрушек для малыша?

(ответы родителей)

- Любая игрушка должна быть :

1. эстетичной;

2. безопасной (в плане краски, качества материала);

3. развивать;

4. развлекать ребенка.

По анализу анкет можно сделать вывод, что чаще всего родители приобретают сюжетно – отобразительные игрушки и дидактические. Теперь после совместного обсуждения видов игрушек вы сами можете определить, каких игрушек у вас много, а каких нет вообще и разнообразить тот состав игрушек, который имеется у вашего ребенка.

VI. Игровая пауза.

Ваши ребятки очень любят играть. Я вам предлагаю сейчас немного отдохнуть и поучаствовать в их любимой игре-забаве «Кукла Маша» (приложение 5) .

VII. «Острое блюдо» - игры на кухне

А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили «острое блюдо», т.е. острый вопрос из перечницы. (В перечнице находятся бумажки с вопросами.)

Если вы получите перечницу с вопросом, это не значит, что обязательно нужно отвечать на него. Если вы не знаете ответа или не хотите высказываться, то можете передать перечницу дальше по кругу. Желающие могут дополнить ответ. (Звучит музыка, перечница движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась перечница.)

Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из перечницы)

1. «Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

2. «Тесто»

Лепите все, что захочется.

3. «Макаронные изделия»

Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

4. «Манка и фасоль»

Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

5. «Горох»

Пересыпать горох из одного стаканчика в другой.

6. «Геркулес»

Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

7. «Различные мелкие крупы»

Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

8. «Венчик для взбивания»

Налить в миску воды, немного шампуня и поставить в раковину. Поставьте ребенка на стул к раковине и пусть он взбивает мыльную пену.

9. «Одноразовые стаканчики»

Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

10. «Сухие завтраки- колечки» и т.п.

Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты.

VIII. Творческая работа родителей (приложение 6) .

Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть. Я предлагаю вам самим изготовить художественную аппликацию из пластилина и различных круп, чтобы дома вы смогли это сделать со своими малышами. Подойдите к столу и возьмите все необходимые вам материалы для работы (под музыку родители выполняют аппликацию).

Обязательно покажите дома детишкам свои работы и сделайте ещё лучше вместе с ними!

IX. Заключительная часть.

Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом. Думаю, что теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос нашего собрания «Игра – забава?» И в заключении, хочу вам предложить игру «Солнышко».

Все люди любят солнце, скучают по нему, когда оно долго не показывается осенними или зимними пасмурными днями. Сегодня на улице уже стемнело, а у нас появилось вот такое симпатичное солнышко. Оно такое жаркое, что сможет согреть всех вас своим теплом. Быть может, тепло этого солнышка будет греть вас весь остаток дня. Хотелось бы надеяться, что у кого было хорошее настроение, оно ещё улучшилось, а кто был печален или равнодушен - стал чуточку радостней. Расскажите какое настроение у Вас стало после нашего собрания, передавая солнышко друг другу.

А. де Сент-Экзюпери писал: «Я пришёл из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока ещё полностью в наших руках, и за неё мы по-настоящему в ответе. За оригинал – не за отражение!»

Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Совместная игра ребёнка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребёнком! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребёнка. До новых встреч!

Приложение 1.

Анкета для родителей

1. Какие условия созданы в семье для игр ребёнка? (наличие игрового уголка, места и времени для игр, набор игрушек, соответствие их возрасту ребёнка)

2. Есть ли у ребёнка среди игрушек любимые? Какие это игрушки?

3. Кто и как часто покупает игрушки? По какому принципу осуществляется выбор игрушки?

4. Часто ли ребёнок ломает игрушки, и как вы поступаете в таких случаях?

5. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребёнком? Что вызывает трудности?

6. Если в семье есть старшие брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играют дети, организуют ли старшие дети игры?

7. В какие игры чаще всего играет ребёнок?

Приложение 2.

Приглашение на собрание.

Дорогие мамы и папы!

Марта в ________

приглашаем на «Круглый стол».

Приглашаем, приглашаем,

Вместе с Вами поиграем,

Много нового узнаем.

Об играх и игрушках,

Мальчишках и девчушках!

С нетерпением ждём встречи!

Воспитатели.

Приложение 3.

Памятка для родителей. Виды игрушек.

1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных, мебель, предметы обихода, коляски и т.д.

2. Технические игрушки- различные виды транспорта, различные виды конструктора.

3. Игрушки - забавы. Смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например, зайчик, играющий на барабане, или скачущий петушок.

4. Спортивно-моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипедики.

5. Дидактические игрушки - разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др.

6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

7. Театральные игрушки - куклы би – ба – бо, пальчиковый театр, настольный театр.

8. Военные игрушки: мечи, пистолеты, автоматы и др.

9. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, нитки, цветная бумага, клей и т. д.

Приложение 4.

Памятки по игре

Чему обучается ребёнок в игре?

1. Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых.

2. Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.

3. Осознавать своё реальное место среди других людей.

4. Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.

5. Уважать себя и верить в себя.

6. Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

7. Свободно выражать свои чувства.

8. Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.

9. Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.

10. Делать выбор.

Советы взрослым

1. Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!

2. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.

4. Обратите особое внимание на неиграющих детей.

5. Игра с ребёнком научит нас:

  • Говорить с ребёнком на его языке;
  • Преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм);
  • Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
  • Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;
  • Любить детей такими, какие они есть!

Приложение 5.

Игра-забава «Кукла Маша».

Дети сидят на стульчиках (или стоят), расположенных полукругом. Неподалёку стоит за стульчиком кукла. Воспитатель поёт:

Спрячу куклу Машу,

Спрячу куклу нашу.

(Имя) к куколке пойдёт, Ребёнок, которого назвали по

(Имя) куколку найдёт. имени, подходит и берёт куклу.

С куколкой Машей (имя) попляшет. Дети и воспитатель хлопают в

Хлопнем в ладошки, ладоши и поют. Ребёнок, держа

Пусть пляшут ножки. куклу в руках, выполняет

простые танцевальные движения

Затем воспитатель начинает петь снова, называя другого малыша.

Приложение 6.

Материалы для творческой работы родителей.

1. Скорлупа от яиц.

2. Макаронные изделия.

3. Манка и фасоль.

5. Геркулес.

6. Различные мелкие крупы.

7. Сухие завтраки « Колечки» и т. п.

8. Пластилин.

9. Картонные заготовки (круг, овал, квадрат)

Литература:

1. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006.

2. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. – М.: ВАКО, 2011.

«Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности за сокровище по имени Детство» – эти слова
Е.П. Арнаутовой определяют смысл совместной работы дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) и семьи. Именно от взрослых, их согласованных действий, умения договориться, помочь друг другу в воспитании детей зависят личностное развитие ребенка и его психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу.

В соответствии с Концепцией дошкольного образования подход к сотрудничеству с родителями базируется на взаимосвязи семьи и ДОУ. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий ДОУ и семьи с целью личностного развития ребенка вместе с взрослыми с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и особенностей.

Изменилось и понимание сотрудничества:

  • от простого обмена информацией к межличностному диалогу педагога с родителями;
  • партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединение усилий в развитии и воспитании детей;
  • атмосфера общности интересов.

Одним из эффективных способов работы с родителями является клубная работа.

В нашем детском саду под руководством педагога-психолога действуют «Клуб родителей будущих школьников» , цель которого – помочь родителям подготовиться к школе, подготовиться к возможным трудностям, с которыми их ребенок может столкнуться в школе, и клуб «Азбука семейного счастья». Само название предполагает, что семья может быть по-настоящему счастливой лишь тогда, когда в ней счастливы все: мама, папа и, конечно же, ребенок, который ждет, что взрослые станут его друзьями, верной опорой в жизни.

В клубной работе решаются сразу несколько задач:

  • установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
  • объединение усилий для развития и воспитания детей;
  • создание атмосферы общности интересов, что способствует сплочению родительского коллектива и других участников педагогического процесса;
  • активизация и обогащение воспитательских умений родителей;
  • осознание ими своей воспитательской роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком.

Основные принципы работы клуба:

  • принятие любых точек зрения родителей, педагогов и других участников встреч;
  • признание компетентности сотрудничающих сторон;
  • конфиденциальность общения.

Примерная тематика встреч:

  • преодоление ригидных стереотипов воспитания и развитие родительской компетентности (например, встречи на темы: «Какая я мама?», «Мы воспитываем настоящего мужчину», «Наказать или… ?»);
  • актуальные проблемы для определенной группы родителей (приглашаются родители детей из разных возрастных групп, объединенные общей проблемой. Это встречи на темы: «Ребенок, которого не слышно», «И страхи тоже ступеньки детства»);
  • обсуждение запросов родителей одной возрастной группы (например, встреча в клубе на тему «Первый раз в первый класс» показалась наиболее значимой для родителей детей подготовительной к школе группы);
  • психологические проблемы детей разных возрастных групп (например, тема встречи «Маленькие забияки» определилась в связи с учащением случаев проявления агрессивности у детей старшей возрастной группы).

Представляют интерес для родителей встречи в «Экологическом клубе» , работа которого построена по принципу сочетания теоретического занятия и практического (познавательно-развлекательного). Занятия в данном клубе способствуют расширению сотрудничества с родителями по экологическому воспитанию детей, объединяют родителей, представляют возможность самовыражения (чтение стихов, пение, инсценирование, драматизация и прочее) и
встречи в «Творческой гостиной» , которая создана с целью развития творческого педагогического потенциала родителей.

С целью определения условий, способствующих развитию у детей позитивного отношения к жизни, родителям предлагалось ответить на следующие вопросы:

  • «Какие события вызывают у детей радостное настроение?»,
  • «Каково, на Ваш взгляд, влияние педагогов детского сада на настроение ребенка?»,
  • «Влияет ли включенность родителей в мероприятия, проводимые в детском саду, на формирование позитивного настроения у ребенка?».

Большинство родителей считают совместные мероприятия (игротеки детей, педагогов и родителей «Родительские пятницы», встречи в «Творческой гостиной», праздники, утренники, конкурсные программы и прочее) как вызывающие у детей радостное настроение . Педагоги детского сада, по мнению родителей, своим участием, неравнодушием, умением заинтересовать, включить ребенка в игру могут и должны изменить настроение и самочувствие ребенка в положительную сторону. И ничто не заменит ребенку радость и гордость за своих родителей, которые играют вместе со всеми, и все видят, какие они умные, добрые и красивые.

Праздники в детском саду не только оставляет эмоциональный след в сердце ребенка, но и обогащает его нравственным содержанием. Исполнительская деятельность детей в сочетании с активным участием взрослых, сюрпризами и играми, вплетаясь в общую цепь эмоциональных впечатлений, делает праздник ярким событием в жизни ребенка и остается в его памяти надолго. Для родителей это – уникальная возможность попасть в мир детства и в игре стать «равным» ребенку.

Планированием и организацией встреч в «Творческой гостиной» занимается художественный совет, в который входят:

  • заведующая ДОУ,
  • заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе,
  • педагог дополнительного образования по театрализованной деятельности,
  • музыкальный руководитель,
  • родители.

Художественный Совет осуществляет координацию деятельности «Творческой гостиной», решает финансовые вопросы, устанавливает контакты с социальными институтами детства. Совет выпускает свой печатный орган – газета «Театр + Я» , которая выходит один раз в месяц. В «Положении о газете» отражены организационно-педагогические основы, права и обязанности издателей. Каждый выпуск посвящен теме прошедшей встречи и информации предстоящей встречи. Авторами могут быть родители, администрация, воспитатели, педагоги дополнительного образования и, конечно же, дети. «Детский» материал (высказывания по поводу праздника, пожелания друг другу и взрослым, ответы на вопросы анкеты и прочее) наиболее интересен.

Встречи отражают и тематические фотографии на стенде «Счастливы вместе» .

Заведующая детским садом:

  • совместно с родителями, педагогами определяет тематику творческих встреч; дизайн помещения и костюмов.
  • определяет тематику творческих встреч, основную направленность мероприятий;
  • редактирует сценарий;
  • отвечает за организацию работы с родителями;
  • контролирует проведение мероприятия.

Педагог дополнительного образования по театрализованной деятельности:

  • определяет тематику творческих встреч;
  • разрабатывает сценарии предстоящих встреч;
  • проводит подготовительную работу с родителями, воспитателями и детьми по проведению предстоящих мероприятий;
  • осуществляет поиск литературного материала;
  • проводит репетиции с родителями и детьми;
  • участвует в организации и проведении праздников.

Музыкальный руководитель:

  • осуществляет помощь в разработке сценария;
  • подбирает музыкальный материал;
  • разучивает танцы и песни с детьми и родителями.

Воспитатели:

  • проводят подготовительную работу с родителями;
  • осуществляют организационный сбор;
  • готовят наглядную информацию;

Родители:

  • вносят предложения в сценарий творческих встреч (в каждой группе есть «Шкатулка творческих идей», куда родители помещают свои задумки, предложения, идеи по организации и проведению предстоящего мероприятия);
  • оказывают помощь в организации мероприятия, изготовлении костюмов, атрибутов, подарков, оформлении помещения;
  • принимают участие в проведении мероприятия.

Этапы проведения творческих встреч:

1. Организационный:

  • знакомство со сценарием предстоящего праздника, обмен идеями;
  • распределение ролей и обязанностей;
  • выбор и уточнение художественных средств для раскрытия образа;
  • обсуждение домашнего задания.

2. Подготовительный.

  • поиск литературного и музыкального материала;
  • выполнение домашнего задания;
  • работа над ролью;
  • изготовление пригласительных билетов, подарков, костюмов и атрибутов к празднику;
  • репетиции;
  • приобретение призов и прочее.

3. Проведение праздника.

4. Подведение итогов, обмен впечатлениями, выпуск газеты «Театр + Я».

Формы проведения «Творческих встреч»:

  • театрализованные представления,
  • тематические дни («День пожилого человека», «День сюрпризов», «День бантика», «День клоунов» и прочее),
  • викторины по сказкам,
  • конкурсные программы,
  • литературные вечера,
  • интеллектуально-развлекательное шоу.

Из практического многообразия видов и форм работы с родителями наиболее действенными являются активные формы взаимодействия , когда родители – не только зрители, но и участники встреч и мероприятий. Одной из таких форм стала совместная игротека детей, педагогов и родителей «Родительские пятницы», тематику и содержание которых помогают определить родители. Они же проводят с детьми.

«Родительские пятницы» помогают сформировать у родителей правильное понимание игры в жизни ребенка как ведущего вида деятельности. Но насыщенность детской игры определяется отношением к ней взрослого. Дети с интересом, увлекательно играют с тем, кто сам не утратил способности играть, выдумывать и фантазировать, любит детей.

«Родительские пятницы» помогают решать различные задачи, в том числе:

  • организационные – создание и сплочение родительского коллектива;
  • личностно ориентированные – связаны с самоопределением, актуализацией личной ответственности, снятием ограничений и раскрытием ресурсов родителей;
  • содержательные – решение текущих проблем;
  • инструментальные – позволяют выработать навыки анализа реальных педагогических ситуаций и способов их решения.

«Родительские пятницы» ставят своей задачей объединить усилия педагогов и родителей и обеспечить:

детям:

  • защиту, эмоциональный комфорт;
  • интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома;
  • развитие основных способностей;
  • умение общаться со сверстниками, с пониманием относиться друг к другу;
  • формирование уверенности в себе и своих возможностях;

родителям:

  • личностное общение с детьми;
  • активное участие в делах группы;
  • опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогическим коллективом;
  • взгляд на мир с позиции ребенка;
  • отношение к своему ребенку как к равному, понимание того, что его недопустимо сравнивать с другими детьми;
  • возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке;
  • проявление искренней заинтересованности в действиях ребенка, готовность к эмоциональной поддержке;

педагогам:

  • вовлечение родителей в жизнь группы;
  • воспитание в детях любви и уважения к родителям;
  • учет пожеланий и предложений родителей.

Результатами такой совместной деятельности могут быть:

  • профилактика неврозов и невротических реакций детей, нарушения поведения и других проблем психологического характера;
  • коррекция эмоционального самочувствия, снятие эмоциональной напряженности, снижение индекса агрессивности и деструктивных форм поведения;
  • развитие творческого потенциала ребенка, создание позитивного настроя, усиление конструктивного поведения.

Каждый из участников совместной деятельности выполняет свои функции.

Заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе:

  • осуществляет общее руководство мероприятием;
  • совместно с воспитателями, педагогом-психологом, родителями определяет тематику «Родительских пятниц», которая связана с основными видами детской деятельности и проблемами родителей по тому или иному вопросу;
  • определяет содержание игротек;
  • определяет вопросы предметно-пространственного оформления «Пятниц».

Педагог-психолог:

  • проводит наблюдение за взаимодействием детей и всех участников мероприятия;
  • проводит консультирование родителей и педагогов по вопросам подготовки к игротекам.

Воспитатели:

  • являются ответственными в своей подгруппе детей и родителей;
  • принимают участие в определении тематики «Родительских пятниц»;
  • осуществляют подбор игр, атрибутов и материалов к ним;
  • проводят подготовительные работы с родителями, организационный сбор, распределяют проведение игр среди родителей.

Родители:

  • вносят предложения по тематике и содержанию «Родительских пятниц»;
  • оказывают помощь в подготовке мероприятия: изготовлении атрибутов к играм, оформлении предметной среды;
  • проводят игры.

Этапы проведения «Родительских пятниц».

1. Подготовительный (определение теоретических вопросов, практической части мероприятия).

2. Организационный (выбор ответственных за проведение игр, дизайн предметной среды группы, подбор материалов
и атрибутов к играм).

3. Проведение мероприятия.

4. Подведение итогов (анализ мероприятия всеми участниками).

Структура проведения. 1 часть мероприятия – теоретическая (выступление ответственного педагога). Далее детям предлагаются игры, которые проводят родители: дидактические, развивающие, подвижные, оздоровительные (дыхательная гимнастика, корригирующие упражнения, пальчиковая гимнастика, физкультурные минутки и прочее).
В заключение – подведение итогов.

Определение тем «Пятниц» связано с основными видами детской деятельности в дошкольном учреждении: «Экологическое воспитание», «Математическое развитие», «Художественно-творческая деятельность», «Социально-нравственное воспитание», «Физическое развитие», а также тем, что волнует родителей, например: подготовка ребенка ко сну, организация и проведение семейного праздника, домашнего театра; вопросы социально-нравственного поведения ребенка, экологической культуры детей и взрослых и др. (выявляется при регулярном анкетировании родителей).

Ежемесячно для всех групп ДОУ планируется общая тема, например: «Волшебные краски», «Мастерская сказки», «Оздоровительная пятница», «Встречаем праздник весело», «Экологические знаки».

Форма взаимодействия детей и взрослых на «Родительских пятницах» может быть различной:

  • совместное участие в играх, инсценировках и т.д. в младших группах;
  • выполнение детьми и родителями домашнего задания и защита проекта по соответствующей теме, участие в игре-споре взрослых и детей, организация командных соревновательных игр экологического содержания в старшем дошкольном возрасте.
  • В.А. Колесова, заведующая муниципальным дошкольным образовательным учреждением Центр развития ребенка – детский сад № 142 г. Ульяновска;
  • М.А. Печаткина, заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка – детский сад № 142 г. Ульяновска.

Материал предоставлен , № 4 за 2008 год.