Русские детские потешки и прибаутки. Потешки для вашего малыша. Повторяй за мной слова

Ни для кого не секрет, что малыша чрезвычайно важно. Учеными уже давно установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому стимулируя движения пальцев и рук малыша, мы здорово способствуем . Вот почему пальчиковые игры так ценятся педагогами и широко используются при занятиях с детьми.

Помимо огромного влияния на развитие речи, пальчиковые игры помогают развить координацию, внимание, память ребенка, способность сосредотачиваться, а также помогают развивать воображение (попробуйте-ка сразу понять, что руки, сложенные уголком над головой, — это крыша, а если помахать руками, то ты тут же превращаешься в бабочку). Ну и, конечно, пальчиковые игры дарят ребенку и маме целую бурю положительных эмоций, обогащают их общение яркими красками.

В этой статье я хочу представить вам свою подборку пальчиковых игр, которые лучше всего подходят для малышей с 6 месяцев до 1 года. Кроме того, в статье вы найдете стишки, которые помогут вашему малышу весело и быстро изучить основные части лица и тела. Мы с дочкой всегда с удовольствием играли под эти веселые стишки. И еще эти игры здорово помогали мне развлечь дочь во время автомобильных поездок.

Поначалу вы можете руками малыша сами делать необходимые движения, но вскоре он будет справляться и без вашей помощи. Также хочется заметить, что не стоит подолгу заниматься пальчиковыми играми, нужно заканчивать раньше, чем ребенку надоест игра (обычно не больше 5-8 минут).

Пальчиковые игры для малышей от 6 месяцев

Ладушки, ладушки! (хлопаем в ладоши)
Где были? У бабушки!
Что ели? Кашку!
Что пили? Бражку.
Кашка сладенька,
Брашка молоденька.
Попили, поели,
Кши-кши, полетели! (машем руками)
На головку сели! (прикладываем руки к голове)
Сели, посидели,
И опять улетели! (опять машем руками)
Молоточком я стучу, (стучим кулачком по кулачку)
Дом построить я хочу. (руки складываем над головой, изображая «крышу»)
Строю я высокий дом! (поднимаем ручки вверх)
Буду жить я в доме том! (снова складываем руки над головой, изображая «крышу»)
На дверях висел замок, (сцепляем пальчики в замок (если не получается, просто кладем кулачок к кулачку) и машем вверх-вниз)
Кто его открыть бы смог?
Мы ломали, мы крутили, (вертим сцепленными в замок ручками)
Били, били (трясем руками, не расцепляя пальцев)
И открыли! (разводим ручки)
Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
Летели комарики. (складываем пальцы щепоткой)
Вились, вились, (показываем как летят)
В носик вцепились! (мама дотрагивается до носа малыша, вариант – в ручку, в ножку…)
Строим, строим, строим дом, (кладем попеременно свою руку и ручку малыша, потом опять свою и малыша)
Кубик к кубику кладем.
Вот дорога, вот гараж, (проводим пальчиками по телу ребенка, прокладывая какой-то «маршрут»)
Вот построен домик наш. (соединяем ладошки над головой, изображая крышу)
Ладошки вверх, (руки поднимаем вверх)
Ладошки вниз, (руки опускаем вниз)
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок. (сжимаем руки в кулаки)

Стихи для изучения частей тела и лица

Произнося строки стихотворений, прикасайтесь к соответствующем частям тела малыша, либо показывайте на своем теле. Лучше делать то так, то так, чтобы ассоциации в голове малыша не ограничивались каким-то одним опытом.

Для чего дочурке ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Для чего дочурке ушки?
Чтобы слушать погремушки!
Для чего дочурке ротик?
Чтоб у мамы молоко пить!
Для чего дочурке глазки?
Чтоб смотреть на мира краски!
Для чего дочурке спинка?
Чтоб валяться на простынке!
Для чего дочурке попа?
Чтоб ее ладошкой хлопать!
Для чего родилась дочка?
Чтобы маму радовать! (целуем, обнимаем малыша)
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать,
А ушки слушать
Глазоньки – моргать, моргать
Ручки – все хватать, хватать.
Жил был зайчик
Длинные ушки,
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик!
И поехал греться
К ребятишкам в гости!
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Куда бежите, ножки?
Куда бежите, ножки?
По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
Во зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки
Чьи это пятки
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
Это глазки, чтобы видеть.
Это носик, чтоб дышать.
Это ушки, чтобы слышать.
Это ножки, чтоб бежать.
Это ручки, чтобы маму
Очень крепко обнимать.
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Еще немного стишков для веселого и яркого общения с малышом

Игровой массаж

Собака на кухне пироги печет. (глубокое разминание спинки ладонями)
Кот в углу сухари толчет. (постукивание по спинке)
Кошка в окошке платье шьет. (пощипывание)
Курочка в сапожках избушку метет. (поглаживание)
Придет киска неспеша
И погладит малыша.
«Мяу-мяу, — скажет киска, —
Наша детка хороша!»
Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго:
Ав-ав-ав,
Гав-гав-гав.
Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг… в ямку
Бух!
Расти, Тая, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не бАлуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные
Все такие нужные!
Застучали ножки
По ровненькой дорожке,
Застучали много раз –
Будет весело у нас.
Кулачком сильнее бей,
Только ручки не жалей,
Постучим мы кулачком
И покружимся волчком.
Шла коза по мостику
И болтала хвостиком,
Зацепилась за перила –
Прямо в речку угодила!
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!
На лужайке по ромашкам
Жук летел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.

Также обратите внимание на следующие статьи. В них вы также найдете много замечательных стишков, которые помогут интересно общаться с малышом до года и чуть старше.

Колыбельные песни - определение, тексты и слова -2 класс

Колыбельная - это песня назначение которой убаюкать, усыпить младенца. Колыбельные песни пели матери, бабушки, няньки, укачивая младенца в колыбели или на руках. Это один из жанров устного народного творчества. Знали матери и бабушки, что спокойный длительный сон – необходимое условие здоровья и роста ребенка. Но знали они также, что для развития ребенка необходимо постоянное общение с ним, обращение к нему с речью, словом, песней. Колыбельные песни приобщают ребенка к человеческой речи, знакомят с окружающими его людьми, предметами, животными, содержат элементарные нравоучения, учат добру.

Что такое пестушки и потешки - определение 2 класс.

Пестушки - это песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка.

Потешки - это песенки и стишки к первым играм ребенка с пальчиками, ручками. ножками. Пестушка и потешка – это жанр устного народного творчества.

Молчанки

Молчанка – это неподвижная игра в основе которой стихотворный уговор – молчать. Но часто содержание ее настолько комическое, что уговор выдержать долго дети не могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому торжеству остальных, засмеется.

Докучные сказки

Докучные сказки – это небольшие по объему произведения, выстроенные особенным образом: либо без конца (в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста), либо с внезапно быстрым концом. Яркий образец первого типа «Сказка про белого бычка» или «У попа была собака», а второго типа – известное нам с детства стихотворение «Села муха на варенье».

Потешки про осень

Небо тучки затянули,
Плачут тучки-капризучки,
Улетела птичья стая,
Ну, а мы дома остались!

Красит осень в жёлтый цвет,
Травку, листики в рассвет,
Паутинки полетели,
Листьев жёлтые метели!



    Валентина Дмитриева .

    Стихи, песенки, загадки, считалки, поговорки, потешки. Для детей от 0 до 3 лет

    Предисловие

    Уважаемые родители и воспитатели!

    В этой книге собраны потешки, пестушки, прибаутки, песенки, пословицы, скороговорки и стихи для самых маленьких. Это первые художественные тексты для малышей, начинающих осваивать окружающий мир.

    Потешки (от слова «потешать») и пестушки (от слова «пестовать» – нянчить, холить, заботиться) – это короткие стихотворные приговорки на все случаи жизни. Они помогают успокоить или развеселить ребенка, умыть и покормить его быстро и весело.

    Наши предки верили, что пестушки, потешки и колыбельные не только делают ежедневные процедуры легкими и радостными, но и помогают ребенку расти здоровым и сильным.

    Потешки, пестушки и пальчиковые игры тренируют ловкость детских ручек, тем самым развивая речь и мышление ребенка. Как правило, они сопровождаются поглаживаниями, похлопываниями, растираниями – необходимым малышу телесным контактом с родным человеком.

    Колыбельные песни, которым посвящен один из разделов сборника, помогают ребенку спокойно заснуть, гармонизируют его психологическое состояние после наполненного эмоциями дня. Несложный мотив колыбельной, в ритме покачивающейся люльки, не требует от мамы или бабушки музыкальных способностей и помогает утешить и успокоить ребенка.

    Прибаутки нужны, чтобы развеселить и рассмешить малыша. Эти веселые минутки позволяют ребенку увидеть многие вещи с необычной стороны, поднимают настроение. В сюжетах прибауток часто обыгрываются голоса птиц и животных, описываются природные явления и т. п. Поэтому прибаутки важны для развития образного мышления и творческих навыков ребенка.

    В сборник включен раздел с русскими народными пословицами и поговорками, подобранными специально для малышей. Используя их в повседневной речи и простыми словами объясняя ребенку смысл этих выражений, вы не только обогатите его словарный запас, разовьете образное мышление, но и начнете знакомить его с такими важными темами, как отношения в семье, дружба, труд.

    Проговаривание скороговорок – не просто способ научиться правильно произносить звуки, но и своеобразная веселая игра, в которой ошибка – это повод лишний раз посмеяться над собой. А считалки вносят разнообразие в любую игру.

    Загадки – один из самых любимых и детьми, и взрослыми видов стихотворного творчества. В старину загадки предназначались для испытания мудрости, а позднее стали веселой народной забавой, какой остаются и по сей день.

    Все стихотворные произведения, посвященные малышам, развивают речевое внимание, тренируют память, способствуют увеличению словарного запаса, развитию музыкальных и творческих способностей.

    В сборник также включены рифмовки – стихотворные тексты, специальным образом построенные по законам ритма и рифмы. Большая часть рифмовок напоминает загадки – взрослый начинает читать текст, а ребенок должен угадать, чем он заканчивается, опираясь на смысл рифмовки и подбирая необходимое слово.

    Стихотворения русских поэтов можно использовать для чтения вслух, заучивания наизусть, для подготовки к праздникам – и дома, и в детском саду.

    Чтение поэтических произведений способствует эмоциональному, эстетическому, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка, формирует его как личность.

    Пестушки

    * * *


    Ай ты, моя девочка,
    Золотая белочка,
    Сладкая конфеточка,
    Сиреневая веточка.
    Ой ты, мой сыночек,
    Пшеничный колосочек,
    Лазоревый цветочек,
    Сиреневый кусточек.

    * * *


    Во саду-садочке
    Выросла малинка.
    Солнце ее греет,
    Дождичек лелеет.
    В светлом теремочке
    Выросла (имя ребенка),
    Люди ее любят,
    Все ее голубят.

    * * *


    Киска, киска, киска, брысь!
    На дорожку не садись:
    Наша деточка пойдет -
    Через киску упадет.

    * * *


    Ах ты, моя деточка,
    Золотая кветочка,
    Виноградная веточка,
    Сладкая конфеточка!

    * * *


    Кыши, кыши,
    Расти, (имя ребенка), выше,
    Расти, (имя ребенка), выше,
    До хором, до крыши!
    В роток – говорок,
    А в головку – разумок.

    * * *


    А дыбок, дыбок, дыбок,
    Скоро Ванечке годок!
    Вырастай с дубок,
    Достанешь потолок!
    Расти повыше -
    Достанешь до крыши!
    Вот такой расти,
    Чтоб все видеть могли!

    * * *


    Дыбочки, дыбок,
    Скоро (имя ребенка) годок!

    * * *


    Хорошенький хорошок,
    Пригоженький пригожок,
    Стройненький стройнишок,
    Родненький роднишок!

    * * *


    Во сыром бору елонька,
    Под елонькой – травонька,
    На травоньке – цветики.
    По травоньке – тропонька,
    По тропоньке идет (имя ребенка) .

    * * *


    Не плачь, не плачь -
    Куплю калач.
    Не плачь, дорогой, -
    Куплю другой.
    Не плачь, не кричи -
    Куплю тебе три.

    * * *


    Ай, не плачь,
    Не плачь, не плачь,
    Я куплю тебе калач!
    Если будешь плакать -
    Куплю худой лапоть!

    * * *


    Тра-та-та, тра-та-та,
    Поймал дедушка кота,
    А бабушка кошку
    За левую ножку!
    Ай на-ри, на-ри-на-на,
    Ри-да-ду, да-ри-да-да!

    * * *


    Тушки-тутушки,
    На столе – преснушки,
    А в печи – ватрушки.
    Преснушки, ватрушки -
    Нашему Андрюшке.

    * * *


    Ай, дуду, дуду, дуду!
    Идет ворон по лугу,
    Он играет во трубу.
    Труба точеная,
    Позолочёная.

    * * *


    Посылали молодицу
    Под горушку по водицу,
    А водица далеко,
    И ведерко велико.
    Наша Катя подрастет,
    Катя силы наберет,
    Станет по воду ходить,
    Ведра красные носить.

    * * *


    Поет, поет
    Соловушек!
    Поет, поет
    Молоденький!
    Молоденький,
    Хорошенький!
    Хорошенький,
    Пригоженький!

    * * *


    Наша Маша маленька,
    На ней шубка аленька,
    Опушка бобровая,
    Маша чернобровая.

    * * *


    Ай, дыбок, дыбок, дыбок,
    Стоит Танечка дыбок!
    Купим Танечке платок -
    Во всю голову цветок!

    * * *


    Ах, Ванюша, попляши!
    Твои ножки хороши,
    Еще нос сучком,
    Голова пучком.

    * * *


    Маленькие ножки,
    Маленькие ножки!
    За водой ходили
    Маленькие ножки.
    И домой спешили
    Маленькие ножки.
    Дома танцевали
    Маленькие ножки.
    Ой, как танцевали
    Маленькие ножки.

    * * *


    Васенька-дружочек,
    Не ходи ты на лужок -
    Потеряешь сапожок,
    Тебя мышка съест.

    * * *


    Чи-чи-чи, сорока,
    Чи-чи, белобока,
    На печке сидела,
    Кашку варила,
    Деток кормила:
    Петьке – больше,
    Вовке – меньше.
    А ты не плачь,
    Купит папенька калач!

    * * *


    Сынок, не плачь,
    Испеку калач!
    Сынок, не вой -
    Испеку другой!
    Сынок, не реви -
    Испеку все три!

    * * *


    Не плачь, детка,
    Прискачет белка,
    Принесет орешки -
    Тебе для потешки!

    * * *


    У лисы боли,
    У волка боли,
    У Николаши боль
    На березку в лес улети.

    * * *


    У лисы боли,
    У медведя боли,
    А Оленькины боли -
    Уйдите в поле.
    Там им умереть,
    Чтоб и дня не болеть!

    * * *


    У волка боли,
    У зайца боли,
    У медведя боли,
    А у Сашеньки заживи!

    * * *


    Уж ты, детка, не плачь,
    Придет дедушка-торгач,
    Принесет тебе калач,
    Крупитчатый,
    Пересыпчатый.

    * * *


    Лапушки, лапушки,
    Надоели балушки,
    Сядьте, посидите,
    Губки сожмите,
    Ручки сложите!

    * * *


    А лады, лады, лады,
    Не посажены сады.
    А мой Васенька пойдет,
    Он посадит и польет.
    Топ, топ, топ…

    * * *


    А таточки, таточки,
    Встал мальчик на пяточки.
    Стал на пяточках ходить,
    Одну бабушку любить.
    Топ, топ, топ…

    * * *


    Уж ты, месяц, крутые рога,
    Уж ты, солнышко ясное!
    Как у солнышка лучики горят,
    Так у Танюшки
    Русы косыньки висят.

    * * *


    Расти, коса, до пояса,
    Не вырони ни волоса,
    Расти, косонька, до пят -
    Все волосыньки в ряд.
    Расти, коса, не путайся -
    Маму, дочка, слушайся.

    * * *


    Ножки, ножки,
    Куда вы бежите?
    – В лесок по мошок:
    Избушку мшить,
    Чтоб не холодно жить.

    * * *


    А дыбы, дыбы, дыбы,
    Шел дед по грибы,
    А баба по орешки -
    Ванюше для потешки.

    Поэзия для детей
    Приставалка


    – Отчего у мамочки
    На щеках две ямочки?
    – Отчего у кошки
    Вместо ручек ножки?
    – Отчего шоколадки
    Не растут на кроватке?
    – Отчего у няни
    Волоса в сметане?
    – Отчего у птичек
    Нет рукавичек?
    – Отчего лягушки
    Спят без подушки?..
    – Оттого, что у моего сыночка
    Рот без замочка.
    Саша Черный

    Пробуждалочки
    Народные песенки и потешки
    * * *


    Котик серенький присел
    На печурочке
    И тихохонько запел
    Песенку дочурочке:
    – Вот проснулся петушок,
    Встала курочка.
    Подымайся, мой дружок,
    Встань, моя дочурочка!

    * * *


    Ночь прошла,
    Темноту увела.
    Замолчал сверчок,
    Запел петушок.
    Встала маменька,
    Открыла ставенку:
    – Здравствуй, солнышко,
    Колоколнышко!

    * * *


    Потягушечки,
    Порастушечки!
    Поперек толстушечки!
    Руки – хватушечки,
    Ноги – бегушечки!
    Потягунюшки,
    Порастунушки!
    В ножки – ходунушки!

    * * *


    Вот такая(ой) расти,
    Ко мне в гости ходи,
    Вот такая(ой) расти,
    Нам на радости!

    * * *


    Ручки-ручки – потягушки,
    И ладошки – похлопушки.
    Ножки-ножки – топотушки,
    Побегушки,
    Попрыгушки!
    С добрым утром, ручки,
    Ладошки
    И ножки,
    Щечки-цветочки -
    Чмок!
    Мы проснулись,
    Мы проснулись.
    Сладко-сладко потянулись,
    Маме с папой улыбнулись!

    * * ** * *


    Вместе с солнышком встаем,
    Вместе с птичками поем:
    – С добрым утром!
    – С ясным днем!
    Вот как славно мы живем!

    * * *


    Тяги-тяги-потягушеньки!
    На Машеньку порастушеньки!
    Расти, доченька, здоровая,
    Как яблонька садовая!

    * * *


    На кота потягушки,
    На дитя порастушки,
    А в ручки хватушки,
    А в рот – говорунок,
    А в голову – разумок!

    * * *


    Солнышко, солнышко,
    Загляни в окошко.
    Загляни в окошко -
    Разбуди Сережку.
    Чтоб денек
    Чуть-чуть был дольше,
    Чтобы мы узнали больше,
    Чтоб игрушки не скучали,
    А с Сереженькой играли.

    * * *


    Потягушеньки, потягушеньки,
    На Ваню порастушеньки,
    Поперек толстушеньки!
    А в ножки – ходунушки,
    А в ручки – хватунушки,
    А в роток – говорок,
    А в головку – разумок.

    * * *


    Тяги-тяги-потягушеньки,
    На дочку порастушеньки.
    Ты расти здоровая во все времечко,
    Как пшенное тестечко.

    Поэзия для детей
    Песня солнечного луча


    Луч вбил в ставню через щелку
    Золотистую иголку
    И запрыгал на полу.
    – Эй, проснись,
    Лентяй-мальчишка…
    Встали утки, встала мышка,
    Кошка моется в углу.
    Спит! Храпуша… Нос распухнет…
    Самовар ворчит, на кухне
    Ждет парное молоко.
    Золотится лес и крыша.
    Мчится в лес теленок Миша,
    Хвост задравши высоко.
    Встань-вставай…
    Вода в кадушке
    Холодней брюшка лягушки -
    Брызги горсточкой в глаза.
    День сияет, сад сверкает,
    Перед дверью жучка лает -
    Ну, вставай же, егоза!
    Саша Черный

    Умывалочки
    Народные песенки и потешки
    * * *


    Вода текучая, дитя растучее,
    С гуся вода – с тебя худоба,
    Вода книзу – а дитя кверху.

    * * *


    Водичка, водичка,
    Умой мое личико,
    Чтобы глазоньки блестели,
    Чтобы щечки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтобы кусался зубок!

    * * *


    Все котятки
    Мыли лапки:
    Вот так! Вот так!
    Мыли ушки,
    Мыли бpюшки:
    Вот так! Вот так!
    А потом они устали:
    Вот так! Вот так!
    Сладко-сладко засыпали:
    Вот так! Вот так!

    * * *


    Ты расти, расти, коса,
    До шелкова пояса:
    Как ты вырастешь, коса,
    Будешь городу краса.

    * * *


    Буль-буль-буль, карасики!
    Моемся мы в тазике.
    Рядом лягушата,
    Рыбки и утята.
    Мы пойдем купаться
    И в воде плескаться,
    Брызгаться, резвиться,
    Будет Настя мыться.
    Мы помоем ножки
    Нашей милой крошке,
    Вымоем ручонки
    Маленькой Настенке,
    Спинку и животик,
    Личико и ротик -
    Чистая какая
    Доченька родная!

    Полоскальная


    Вода текучая,
    Дитя растучее.
    С гуся вода,
    С Даши худоба.
    Водичка вниз,
    А Дашенька вверх!

    * * *


    Ай, лады, лады, лады!
    Не боимся мы воды,
    Чисто умываемся,
    Маме улыбаемся.
    Знаем, знаем, да-да-да,
    Где ты прячешься, вода!
    Выходи, водица,
    Мы пришли умыться!
    Лейся на ладошку
    По-не-множ-ку!
    Лейся, лейся, лейся
    По-сме-лей -
    Катя, умывайся веселей!

    * * *


    Мы пойдем купаться
    И в воде плескаться,
    Брызгаться, резвиться,
    Чисто-чисто мыться.

    * * *


    От водички, от водицы
    Все улыбками искрится.
    От водички, от водицы
    Веселей цветы и птицы.
    Катя умывается,
    Солнцу улыбается.

    * * *


    Водица-царица,
    Всем помощница!
    Помогала лугам,
    Помогай и нам!

    * * *


    Водичка-водичка,
    Умой Настино личико,
    Настя кушала кашку -
    Испачкала мордашку.
    Чтобы девочка была
    Самой чистенькой всегда,
    Помоги, водичка,
    Умыть Настино личико!

    * * *


    Чистая водичка
    Умоет Саше личико,
    Анечке – ладошки,
    А пальчики – Антошке!

    * * *


    Сова-совушка,
    Белая головушка,
    Сова умывалась,
    В лапти обувалась,
    В лапти, в тряпички,
    В теплые рукавички.

    * * *


    Шла баба из заморья,
    Несла кузов здоровья,
    Тому-сему помаленьку,
    А Ванюшке весь кузовок!

    * * *


    Раздувайся, пузырь,
    Раздувайся вверх и вширь!
    Раздувайся, пузырь,
    Пузырь мыльный и цветной,
    Раздувайся большой,
    Оставайся такой
    Да не лопайся!

    * * *


    С гуся вода,
    С лебедя вода,
    С моего дитя -
    Вся худоба
    На пустой лес,
    В болотную воду,
    Под гнилую колоду!

    Поэзия для детей
    Приказ


    Кран, откройся!
    Нос, умойся!
    Мойтесь сразу
    Оба глаза!
    Мойтесь, ушки!
    Мойся, шейка!
    Шейка, мойся
    Хорошенько!
    Мойся, мойся,
    Обливайся!
    Грязь, смывайся!
    Грязь, смывайся!
    Э. Мошковская

    Доктор


    – Доктор, доктор,
    Как нам быть:
    Уши мыть или не мыть?
    Если мыть, то как нам быть:
    Часто мыть или пореже?..
    Отвечает доктор:
    – ЕЖЕ!
    Отвечает доктор гневно:
    – ЕЖЕ – ЕЖЕ -
    ЕЖЕДНЕВНО!
    Э. Мошковская

    * * *


    Кукла в ванночке не плачет,
    Просидит хоть целый час.
    Любит мыться! Это значит -
    Кукла умница у нас!
    О. Высотская

    Кормилочки
    Народные песенки и потешки
    * * *


    Травка-муравка со сна поднялась,
    Птица-синица за зерно взялась.
    Зайки – за капустку,
    Мишки – за корку,
    Детки – за молоко.

    * * *


    Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
    Потерял пастух дуду.
    А я дудочку нашла,
    Пастушку я отдала.
    – На-ка, милый пастушок,
    Ты спеши-ка на лужок.
    Там Буренка лежит,
    На теляток глядит,
    А домой не идет,
    Молочка не несет.
    Надо кашку варить,
    Нашу (имя ребенка)
    Кашкой кормить.

    * * *


    – Кисонька-мурысенька,
    Где ты была?
    – На мельнице.
    – Кисонька-мурысенька,
    Что там делала?
    – Муку молола.
    – Кисонька-мурысенька,
    Что из муки пекла?
    – Прянички.
    – Кисонька-мурысенька,
    С кем прянички ела?
    – Одна.
    – Не ешь одна! Не ешь одна!

    * * *


    Пришел кисель,
    На залавочке присел,
    На залавочке присел,
    Поесть (имя ребенка) велел.

    * * *


    Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
    Вари кашу круту,
    Подливая молочка,
    Накорми казачка!

    * * *


    Пошел котик на торжок,
    Купил котик пирожок,
    Пошел котик на улочку,
    Купил котик булочку.
    Самому ли есть
    Либо деточке снесть?
    Я и сам укушу,
    Да и деточке снесу.

    * * *


    Ой, люли, люли, люли,
    В море плыли корабли,
    Насте кашку привезли.
    Кашенька молочненька
    Для любимой доченьки.
    Настя, ротик открывай,
    Кашку сладкую глотай!
    А кто кашку кушает,
    Маму с папой слушает,
    Вырастает сильным,
    Здоровым и красивым!

    * * *


    Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
    На зеленом на лугу
    Стоит чашка творогу.
    Прилетели две тетери,
    Поклевали, улетели.
    Как они летели,
    Мы на них глядели. Ам!

    * * *


    Пекла кошка пирожки
    Из гороховой муки.
    Лист из печки вынула -
    На пол опрокинула.
    Покатился колобок
    Прямо мышке под порог.
    Мышка Прасковья
    Пищит из подполья:
    – Катись, колобок,
    На мышиный зубок!
    Мышка-то рада,
    А кошке досада.

    * * *


    Уж ты, дедушка Степан,
    Наизнанку твой кафтан.
    Тебя деточки любили,
    За тобой гурьбой ходили.
    Шапка на тебе с пером,
    Рукавички с серебром.
    Уж ты ходишь, семенишь,
    Рукавичками звенишь.
    Рукавичками звенишь,
    Ребятишкам говоришь:
    – Собирайтесь все сюда,
    Покушайте киселя!

    * * *


    Уж я Танюшке пирог испеку.
    Уж я внученьке румяненький.
    На нем корочка пшеничная,
    А начиночка яичная,
    А помазочка медовая,
    Моя внученька бедовая.

    * * *


    Кому пирожки,
    Горячие пирожки?
    С пылу, с жару -
    Гривенник за пару!
    Нажарила, напекла
    Акулина для Петра!

    * * *


    Ай да квас!
    С медком,
    С ледком!
    И густой,
    И забористый!

    * * *


    Кукареку, петушок,
    Золотой гребешок,
    Вскочил к Маше на шесток,
    Уклюнул блинок.

    * * *


    Люли, люли, люленьки,
    Прилетели гуленьки.
    Стали гули говорить,
    Чем Ванюшу накормить.
    Один скажет – кашкою,
    Другой – простоквашкою,
    Третий скажет – молочком
    И румяным пирожком.

    * * *


    Летите, пичужки,
    Несите ватрушки
    Нашему Андрюшке.

    * * *


    Вот орешки!
    Хорошие орешки!
    Вкусные, на меду,
    Сколько хочешь накладу!

    Потешки и прибаутки

    * * *


    Чаконьки-баконьки
    По полю ходили,
    Огород городили.
    Злой медведь,
    Не бери больших,
    Бери маленьких,
    Косолапеньких.

    * * *


    Сорока-ворона
    Кашу варила,
    На порог скакала,
    Гостей созывала.
    Гости не бывали,
    Каши не едали.

    * * *


    Катя, Катя маленька,
    Катенька удаленька,
    Пройди по дороженьке,
    Топни, Катя, ноженькой!

    * * *


    Ай да Петрушка -
    Ноги дубовые,
    Кудри шелковые.
    Сам ходит,
    Сам бродит,
    Кричит, смеется,
    Редко дерется!

    * * *


    Павушка летала,
    Перышки роняла.
    – Кому эти перышки?
    – Родимому Вовушке.
    – На что ему перышки?
    – Шапочку пушить.
    – На что шапочка?
    – Дедушке дарить.
    Дадим Вове каши
    В красной чаше,
    Хлеба краюшку,
    Меда кадушку,
    Пышки, лепешки,
    Куриные ножки.

    * * *


    Катя-Катя-Катюха
    Оседлала петуха.
    Петух заржал,
    На базар побежал.

    * * *


    – Ваня, Ванечка!
    Куда ходил?
    – В лесочек!
    – Что видел?
    – Пенечек!
    – Под пенечком что?
    – Грибок!
    Хвать – да в кузовок!

    * * *


    Скок-поскок!
    Молодой дроздок
    По водичку пошел,
    Молодичку нашел.
    Молодиченька
    Невеличенька -
    Сама с вершок,
    Голова с горшок.
    Молодичка-молода
    Поехала по дрова,
    Зацепилась за пенек,
    Простояла весь денек.

    * * *


    Вскочил козел
    На чужой двор.
    – Зачем вскочил?
    – Бруска просить.
    – На что бруска просить?
    – Косу точить.
    – На что косу точить?
    – Сено косить.
    – На что сено косить?
    – Коня кормить.
    – На что коня кормить?
    – Дрова возить.
    – На что дрова возить?
    – Избу топить.
    – На что избу топить?
    – Маленьким ребяткам
    Прянички печь.

    * * *


    – Куколка ты, куколка!
    Где ж ты, куколка, была?
    Где ж ты, барынька, была?
    – Я была, была, была
    В Новегороде,
    Еще была я, была
    В Вышнем Волочке.
    – Постой, постой, куколка!
    Постой, постой, барынька!
    – Неколи стояти,
    Пора мне бежати,
    Волка снаряжати.
    У волков-то свадьба:
    Мушка – стряпушка,
    Комар – полетушка,
    А я побегушка.

    * * *


    Пошла Маня на базар,
    Принесла домой товар:
    Родной матушке платок -
    Посередочке цветок,
    Братьям-соколам -
    По козловым сапогам,
    Сестрицам-лебедицам -
    Да по белым рукавицам.

    * * *


    Трах-бах-тарабах,
    Едет Ваня на волах,
    Едет Ваня на волах,
    Держит дудочку в руках.
    Он на дудочке играет,
    Ребятишек забавляет.

    * * *


    Ходит кот по лавочке,
    Водит кошку за лапочки:
    Топы, топы по лавочке!
    Цапы, цапы за лапочки!

    * * *


    По синю морю корабль бежит.
    Серый волк на носу стоит,
    А медведь паруса крепит.
    Заюшка кораблик за веревку ведет,
    Лисичка из-за кустика хитро глядит:
    Как бы зайку украсть,
    Как бы веревку сорвать.

    * * *


    – Постой, куколка!
    Постой, барынька!
    – Некогда стоять,
    Пора мне бежать,
    Сову снаряжать.
    У совы-то свадьба,
    У совы в усадьбе:
    Мушка-стряпушка,
    Комар-полетушка.
    Синица-сестрица,
    Сорока-девица,
    Кукушка-рябушка,
    Чечетка-подружка.
    Воробушек-шурин
    Глазки прищурил,
    Ворона-невеста
    Села на место!

    * * *


    У нас в Рязани
    Грибы с глазами!
    Их едят, а они глядят.

    * * *


    Федя-Бредя съел медведя,
    Упал в яму, крикнул:
    «Ма-а-ма!»

    * * *


    Улита, улита,
    Высуни рога!
    Дам тебе, улита,
    Пи-ро-га!

    * * *


    У нашего луня,
    У милого друга,
    Сорок кадушек
    Соленых лягушек,
    Сорок амбаров
    Сухих тараканов.
    Пятьдесят поросят -
    Только ножки висят.

    * * *


    Ой дуду, дуду, дуду,
    Сидит котик на дубу.
    Сидит котик на дубу
    И играет во трубу,
    Во серебряную,
    Разрисованную.
    Уж ты, котик, поиграй,
    Наших деток забавляй!

    * * *


    – Бабушка Ульяна, где была?
    – Гуляла.
    – Какое чудо видала?
    – Курочку-рябушку
    С петушком на дрожках.

    * * *


    Как петух в печи пироги печет,
    Кошка на окошке рубаху шьет,
    Поросенок в ступе горох толчет,
    Конь у крыльца в три копыта бьет,
    Уточка в сапожках избу метет.

    * * *


    Идет Кузьма из кузницы,
    Несет Кузьма два молота.
    – Тук-тук-тук!
    Вот ударим разом вдруг:
    Для всех людей
    Накуем гвоздей!

    * * *


    Сбил, сколотил – вот колесо,
    Сел да поехал – ах, хорошо!
    Оглянулся назад -В новом сарафане.
    Детки на кошках -
    В новых сапожках.

    * * *


    – Уточка-горожаночка,
    Где ты ночь ночевала?
    – У города.
    – Чего ж ты ночью работала?
    – Коней пасла.
    – Чего выпасла?
    – Коня в седле,
    В золотой узде.
    – Где ж этот конь?
    – Николка увел.
    – Где ж этот Николка?
    – В город уехал.
    – Где ж этот город?
    – Водой снесло.
    – Где ж эта вода?
    – Быки выпили.
    – Где ж эти быки?
    – На гору ушли.
    – Где эта гора?
    – Черви выточили.
    – Где ж эти черви?
    – Гуси выклевали.
    – Где ж эти гуси?
    – В тростник ушли.
    – Где тростник?
    – Сиротой прибит.
    Акулина-сирота
    Отворила ворота -
    Сучком, крючком,
    Тростничком!

    * * *


    Печка топится -
    Растопляется,
    Кошка в зыбке качается,
    Волк на полатях обувается,
    Медведь у печи
    Сухари толчет,
    Курица в сапожках
    Избу метет.

    * * *


    Ездил я на меленку.
    Видел там диковинку:
    Коза муку мелет,
    Козел насыпает,
    Маленький козленочек
    В скрипочку играет.

    * * *


    Ой, ребята, та-ра-ра!
    На горе стоит гора,
    А на той горе дубок,
    А на дубе воронок.
    Ворон в красных сапогах,
    В позолоченных серьгах.
    Черный ворон на дубу,
    Он играет во трубу,
    Труба точеная,
    Позолоченная,
    Труба ладная,
    Песня складная!

    * * *


    Ой, лишеньки, лишеньки,
    Кричит в берлоге мишенька:
    – Болит, болит живот!
    – Сходи, зайка, в огород,
    Нарви травки мяточки,
    Припарь ему пяточки.
    – Парил, лиса-кумушка,
    Парил, лиса-голубушка,
    Его пар не берет,
    Пуще к пяткам пристает.

    * * *


    Совушка-сова,
    Большая голова,
    На дереве сидит,
    Головушкой вертит.
    Во все стороны глядит
    И все говорит:
    – Никто совушку не бьет
    И за ушки не дерет!

    * * *


    На болоте стоит пень,
    Шевелиться ему лень,
    Шея не ворочается,
    А посмеяться хочется.

    * * *


    Скрип, скрип, скрипачок,
    Купи новый башмачок:
    Кошке Машке,
    Коту Николашке,
    Кобылке Нениле,
    Мерину Гавриле,
    Утке Анютке,
    Селезню Васютке,
    Кочету Никите,
    Курице Улите.

Стихи для новорожденных и детей раннего возраста многие века сопровождали уход за ребенком. Пишут стихи для новорожденных и самых маленьких и современные поэты. В статье Вы найдете народные и современные стихи для купания, переодевания, кормления, пробуждения, укладывания спать, игр с ребенком.

Стихи для новорожденных и самых маленьких

С давних пор принято все действия по уходу за малышами сопровождать песенками, пестушками, потешками, присказками, стишками. Ритм и рифма стишка или песенки, их слова, разнообразие интонаций в речи мамы (восклицание, вопрос, удивление, огорчение, радость, восхищение и т.д.) создают очень благоприятные условия для благополучного развития ребенка, рождают у малыша ощущения комфорта, тепла, безопасности, формируют предпосылки успешного овладения речью. Такие стихи и песенки очень важны и нужны для интеллектуального развития ребенка младенческого или раннего возраста.

С какого возраста начинать читать стихи ребенку?

Мнение 1. Сейчас всё чаще встречается мнение о том, что новорожденному надо с рождения ставить для прослушивания не детские стихи, а аудиодиски с серьезными стихотворениями и литературными произведениями для его раннего развития – «Евгений Онегин» и т.д., чтобы он с пеленок полюбил литературу.

Так ли это? Это не так! Сложное произведение для взрослых в аудиозаписи просто утомляет новорожденного и младенца и вызывает его защитную реакцию. Вроде бы он слушает, но на самом деле малыш просто «отключается» - так отключаются взрослые вечером перед телевизором, и это очень вредно для здоровья и развития младенца! Наша же задача – наоборот – привлечь внимание младенца к речи. И для этого он должен видеть лицо мамы, слышать ее голос, вслушиваться в повторяющиеся в стихах слова, в ритм живого человеческого слова. И полюбить стихи, приносящие ему новые положительные впечатления! Именно в этом и заключается начало «литературного» воспитания с пеленок.

Мнение 2. Есть и противоположное мнение, что стихи новорожденным не нужны, так как они «еще ничего не понимают, а вот как начнут понимать, так и можно читать стихи – примерно с года».

  • Малыш воспринимает не слова, а именно ритм, рифму и интонацию, мамин голос.
  • Затем из маминой речи он начинает выделять отдельные звуки - гласные, которые мама в стихах и песенках специально произносит протяжно, утрированно.
  • Потом ребенок начинает выделять из речи отдельные часто повторяющиеся слова, например, свое имя.

Какие стихи подходят для самых маленьких?

  • Именно простые стихи с часто повторяющимися простыми слогами и словами наиболее всего подходят для первого восприятия ребенка и помогают речевому развитию малыша. Без них развитие речи в дальнейшем запаздывает, ребенок говорит хуже и начинает говорить позже. Результат чтения таких стихов для новорожденных и самых маленьких сразу незаметен. Но через год Вы увидите, сколь значительно опережает Ваш малыш своих сверстников, у которых не было такого речевого общения с мамой!
  • Сейчас больше внимания уделяют готовым аудиозаписям детских стихов на дисках или в интернете. Но исследования убедительно доказывают, что малышу в раннем возрасте нужен прежде всего не технический прогресс, а мамин голос, ее теплота и ласка, эмоциональный контакт с ней. Голос мамы даже крошечный малыш уже отличает от голосов других людей и разных звуков! И именно этот голос вызывает максимальную активность ребенка – зрительную, слуховую, двигательную.

Как запомнить слова детских стихов и потешек?

Часто спрашивают, что делать, если не можешь запомнить слова стихов или песенок?
Во-первых, можно и самой приговаривать от себя, как раньше это и было. Ведь эти потешки и стихи нашими предками не заучивались наизусть, а рождались как «живое слово» здесь и сейчас в общении с малышом. В них обязательно упоминалось имя малыша.
Во-вторых, все стихи и не надо заучивать наизусть! Можно выбрать из предложенных те стихи, которые Вам понравятся и понравятся Вашему малышу. Для маленьких детей очень важна повторяемость, узнаваемость стихотворных строчек изо дня в день.
В-третьих, можно написать слова потешек и стихов на листочек бумаги с клеевой полоской (такие стопки листочков – стикеров продаются в любом канцелярском магазине) и прикрепить на стену. Но: категорически нельзя прикреплять что-либо на стену булавками или кнопками! До сих пор происходят серьезные травмы детей, когда эта булавка или кнопка случайно падает и попадает им в ручки! Безопасность превыше всего, и если она соблюдена, то тогда общение с малюткой будет радостным и принесет и Вам, и малышу море положительных эмоций! Очень удобно использовать клейкие подушечки многоразового использования для прикрепления карточек со стихами на стену, на дверь, на стенку мебели в удобном для Вас месте. Когда будет нужно, Вы всегда сможете открепить листочек.

А здесь мое вступление заканчивается и начинается Ваше творчество и Ваша радость от общения с крохой!