Характеристика сельской семьи. Характеристика семьи: особенности, правила составления и образец. Ниже нами предложена «Комплексная программа поддержки молодых семей в сельских условиях», которая может помочь в реализации социальной поддержки сельской моло

Отзыв о семье … (фамилия)

Семья … - многодетная семья, в состав которой входит … человек:

Отец – ФИО, дата рождения, место работы, специальность;

Мать – ФИО, дата рождения, место работы, специальность;

Дети школьного возраста, обучающиеся в МБОУ СОШ № …:

ФИО, дата рождения, место работы, класс (перечисляются все дети);

В семье также воспитывается трое детей дошкольного возраста: …

Семья полная, благополучная, социально-устойчивая, но малообеспеченная, так как работает один отец.

Семья проживает в частном домовладении по адресу … Социальный педагог и классные руководители обучающихся детей систематически посещают семью на дому с целью обследования условий, в которых живут дети.

Условия проживания семьи удовлетворительные, дети обеспечены всем необходимым для обучения и отдыха, в школу приходят чистые, ухоженные и опрятные. Каждый ребёнок имеет хоть и небольшое, но своё рабочее место и личное пространство.

Семья ведёт здоровый образ жизни. Родители предъявляют единые требования ко всем детям.

Стиль отношений между детьми и родителями - демократический: родители уважают интересы детей, развивают их склонности, поддерживают творческие начинания, участвуют в свободных занятиях детей, развивают их общественную активность.

В семье царит взаимоуважение, доверительное общение, сочувствие, сопереживание, поддержка, чувство ответственности, долга. Все члены семьи заботятся друг о друге, помогают друг другу. В семье воспитывается трудолюбие, уважительное отношение к труду взрослых. Дети включены в трудовую деятельность семьи: старшие помогают младшим и родителям, вместе трудятся на приусадебном участке.

Родители, и особенно папа, осуществляют постоянный контроль за поведением и успеваемостью детей. В семье воспитывается ответственное и добросовестное отношение к учёбе. Строго соблюдается режим, способствующий успешному обучению детей.

Психологический климат в семье благоприятный, уровень доверия детей к родителям достаточно высокий. Безусловным авторитетом в семье пользуется отец.

Родители уделяют большое внимание и нравственному воспитанию детей, учат соотносить духовные и материальные ценности, соразмерять свои потребности с возможностями. Детей приобщают к культурным ценностям семьи, воспитывают уважения к женщине-матери, людям старшего поколения, прививают навыки гостеприимства.

Родители находятся в тесном контакте с классными руководителями своих детей и администрацией школы. Систематически посещают родительские собрания, своевременно реагируют на замечания со стороны педагогов, предупреждают о болезни детей, информируют о причинах непосещения школы (они всегда уважительные), откликаются на просьбы классных руководителей.

*Если семья награждалась грамотами или принимала участие в каких-либо конкурсах, проектах, нужно указать эту информацию.

*Можно отметить успехи детей такой семьи, если таковые имеются.

Классный руководитель ФИО

Директор школы ФИО

Министерство культуры Российской Федерации

Казанский государственный институт культуры

Факультет социокультурной деятельности

Сельская семья в условиях социально-экономического кризиса

Реферат по курсу «Семьеведение»

Выполнен Сайфутдиновой Л.В., учитель технологии,

Старошешминская СОШ, Нижнекамский район РТ

Научный руководитель –

д. соц.н. проф. Карцева Л.В.

Казань 2016

Введение

Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества на протяжении веков изучались многими исследователями. Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П.А. Сорокин трактовали семью как социальную структуру, являющуюся первоосновой общества. И вместе с тем, последние десятилетия теоретическая мысль как зарубежных, так и отечественных ученых находится под сильным влиянием сложившихся научных парадигм. Разные социологические школы развивали сформировавшиеся представления о тех или иных аспектах функционирования семьи как социального института и малой группы. Со временем данные представления превратились в стереотипы, препятствующие выявлению новейших тенденций и закономерностей в развитии брачно-семейных отношений. В связи с этим анализ состояния семьи как социальной структуры в условиях трансформации российского общества является не только своевременным, но и крайне необходимым. Также интерес представляет рассмотрение семьи сельской, имеющей свою специфику и своеобразие.

Институт семьи в развитых странах Западной и Восточной Европы, в США после окончания второй мировой войны претерпел заметные метаморфозы. В России эти изменения стали значимыми на фоне глубокого системного кризиса. Возникли новые, по сравнению с советским периодом, семейные структуры, перераспределились акценты в выполнении социальных и индивидуально-личностных функций, стремительно меняется позиция в отношении числа детей, а более всего – в таком важнейшем проявлении брачно-семейных отношений, как моногамия. Все метаморфозы, возникшие в условиях социально-экономического кризиса, не обошли стороной и Российскую сельскую семью.

Семья и общество в условиях кризиса

Современные социологи едины в понимании зависимости семьи от общественного строя, что означает одно: каково общество, такова и семья.

Проблемы семьи определяются как общемировыми тенденциями, характерными для развитых стран, так и спецификой переживаемого исторического периода его развития, суть которого в системной трансформации общества и переходе его на рыночные отношения. Трансформационный период сопровождается острым экономическим кризисом, политической нестабильностью, изменением нравственно-этических основ жизнедеятельности личности, которые оказывают решающее влияние на состояние института семьи.

Конец двадцатого столетия стал для России временем не только трансформации базовых социальных институтов, включая институт семьи, но и периодом, когда заметно изменился менталитет россиян. Люди почувствовали себя более европейцами, чем были таковыми на самом деле, разрешили себе делать то, о чём раньше и не думали в условиях, когда слом традиций не сулил ничего хорошего.

В настоящее время россияне оказались в социальном, политическом, культурном и информационном пространстве, в котором исчезла ясность, а социальные вызовы нарастают. СМИ сулят людям сладкую жизнь, забывая о реальных возможностях кризисного общества.

В ситуации нарастания деструктивных тенденций - хронической депопуляции, минидетности, преобладания темпов разводимости над брачностью, высокого уровня детской смертности, неудовлетворительного состояния здоровья репродуктивной части населения, наркотизации, алкоголизации, экзистенциального вакуума представляет большой интерес анализ именно сельской семьи, как отдельного социума, отличного от городского, со своими полюсами и минусами.

Более того, ввергнутая в стихию системного кризиса, семья оказалась мобильнее и гибче, чем можно было ожидать. Она сумела приспособиться к тотальному падению уровня жизни и в основе своей сохранить собственную сущность - кровно - родственные отношения, взаимную ответственность родителей и детей, а также супругов, способность к ведению домашнего хозяйства, как в городских, так и в сельских условиях.

И вместе с тем проблема будущего семьи далеко не снята. Некоторые ученые предрекают ей полный крах, исчезновение как социальной структуры. При этом не уточняется, о каких типах семей идет речь - обо всех либо об определенных типах. Между тем сегодня ясно лишь то, что в современном российском обществе фактически исчезает тип многодетной семьи и под угрозой исчезновения находится среднедетная (двух или трёхдетная) семья.

Л.В. Карцева связывает кризисные тенденции с переходом от патриархальных стандартов к новым ценностным ориентирам и утверждает, что российская семья как социальная группа будет функционировать, но в другом, обновленном виде. В своих трудах она приводит доказательства того, что семья сохраняет высокий престиж как семейная группа, утрачивая при этом свой институциональный статус в процессе адаптации к современным российским условиям.

Кроме того, важную и даже можно сказать - особенную роль играет территориальный фактор. Неодинаковы модели семьи, проживающей в городских или в сельских условиях, а значит и её перспективы в российском обществе. Городская семья являет собой структуру многообразную, вариативную, она ориентирована в большей степени на отдельного индивида и более приспособлена к социальным трансформациям. Сельская семья является структурой, на которую ориентируется не столько отдельный индивид, сколько сельский социум, в ней более заметно влияние традиций, в связи с чем она рассматривается как самостоятельная социальная структура.

Таким образом, сельская семья имеет иную специфику, нежели семья городская:

    Сельская семья представляет собой социальный институт, выступающий элементом структуры сельского социума и являющий собой комплекс формальных и неформальных норм, одни из которых (формальные) укоренены в сознании сельских жителей, тогда как другие (неформальные) всё более отчётливо закрепляются в их поведении.

    Институту сельской семьи как подсистеме института семьи присущи его основные характеристики, с одной стороны, а с другой - черты, характерные для сельского социума, что определяет амбивалетность его существования, выражающуюся в симбиозе современности и патриархальности в сознании членов семейных групп.

    Адаптированность современной сельской семьи к условиям социальных реформ определяется как объективными, так и субъективными факторами. К числу объективных факторов можно отнести прежде всего место жительства (райцентр или село), уровень экономического развития поселения, а также социально-демографические характеристики семьи. Среди субъективных характеристик - её интересы и потребности, социальные установки, нормы и ценности.

    Базовый (наиболее распространённый) тип сельской семьи представляет собой семью нуклеарную, малодетную (двухдетную), тяготеющую к среднедетности (трёхдетности), с традиционной ментальностью и демонстрацией эгалитаризма как признака современного образа жизни, что не позволяет отнести данный тип в полной мере ни к традиционному, ни к современному.

5. Среди тенденций, характеризующих направленность процессов
модернизации сельской семьи, выделяются тенденции преобладание семейного самоуправления над социальным управлением, включения членов семьи в рыночные отношения, дифференцированной адаптации к рыночным условиям, доминирования родственных отношений над супружескими, сохранения высокого престижа родительства.

Крестьянский корень России

Таким образом, семья - один из важнейших институтов социума, которому перестройка и последующие реформы нанесли очень сильный удар.
Для понимания проблемы необходимо иметь в виду тот факт, что чуть ли не до середины XX века Россия оставалась крестьянской страной. Крестьянская семья была самой косной и традиционной, наименее подверженной изменениям. Главную роль в регулировании семейных отношений в крестьянской семье играли обычаи и традиции. Из источников четко вырисовывается крестьянский взгляд на семью как на непременное условие жизни каждого крестьянина. Семейно-брачные отношения находились в поле зрения всего сельского общества и зависели от общественного мнения. Только женатые люди имели голос на сельских сходах, могли получить землю, завести хозяйство, для которого необходимы и мужские и женские руки. В силу этого в русской деревне вплоть до начала XX века сохранялся высокий уровень брачности.
В 1917 году крестьянство в России составляло свыше 100 млн. чел. из общего числа в 140 млн. населения. Однако с конца 20-х годов, с началом коллективизации и индустриализации численность сельского населения России начинает неуклонно снижаться. И вплоть до 90-х годов XX века в стране продолжалась экстенсивная урбанизация, выражавшаяся в постоянном увеличении численности и доли городского населения. Например, за период между всеобщими переписями населения в 1979 и 1989гг. доля сельского населения снизилась с 30,7% до 26,4%. Городское население, соответственно, выросло с 94,9 млн. до 107,9 млн. человек. Ежегодный прирост его составил 1,37%.
В 90-х годах XX века перестроечные процессы привели к многочисленным кризисам в разных сферах общественного устройства,
которые, в первую очередь, сильно затруднили жизнь в городе. Этим и объясняется, что указанные тенденции резко изменились. Городское население стало сокращаться, а сельское - расти. В этот же период уровень смертности населения начинает превышать уровень рождаемости, и население страны стало сокращаться. В течение нескольких лет потери стали выражаться шестизначными цифрами.
Общие события и тенденции в стране отражаются и в сельской жизни. В 1991-1992 гг. главной причиной изменений в численности сельского населения были административно-территориальные преобразования, способствовавшие быстрому росту сельского населения в стране. На 1992 г. приходится также максимум миграционного прироста, сельское население увеличивается в основном за его счет.
Начиная с 1994 г. люди начали постепенно адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, городская жизнь вновь становится более привлекательной. Соответственно прекращается отток городского населения в сельскую местность.

Итак, российская семья в начале XXI века с социально-демографических позиций выглядит следующим образом- это семья, состоящая в среднем из 2,7 человек в городе и 2,8 человек на селе. Это преимущественно городская семья где проживает 73 % населения России, на селе живут только 27 % россиян.

Таким образом, наиболее распространённый структурный тип российской семьи - семья городская, нуклеарная, состоящая из трёх человек, мононациональная, немолодая, малодетная, основанная на законном браке.

Значительные сложности, затрудняющие оценку истинного положения сельского жителя и его семьи, относятся не только к динамике населения и ее причинам, но и к самому труду селянина. В отличие от советского периода в аграрном секторе экономики сегодня появились различные формы собственности, (государственная, кооперативная, частная, акционерная, смешанная и т.д.), формы хозяйствования на земле (кооперативные, государственные, фермерские хозяйства) и формы организации производства (арендные, подрядные, семейные и т.д.); виды и способы хозяйствования на земле. Кроме того, труд аграрника, становясь независимым и самостоятельным, все больше включается в рыночные отношения.
Точка отсчёта для современной российской семьи, как и для других социальных институтов, - начало 90-х годов прошлого, XX века. С одной стороны, общество жило радужными иллюзиями и неоправданной эйфорией перехода к открытому обществу, а с другой - мощнейшим социально - психологическим шоком от осознания ухудшения условий жизни для широких слоев населения.

В середине 90-х годов стали нарастать критичность и неудовлетворенность, сменившиеся к концу века ощущением острого кризиса, обусловленного резким снижением уровня жизни, сокращением производительности труда по сравнению с дореформенным уровнем, упадком экономики. Натуральное семейное хозяйство стало как производительной, так и потребительской единицей, где разделение труда естественно и оправданно. Ситуация такова, что нарастающие трудности и деструктивные тенденции в обществе и экономике грозят превысить защитные и самовосстановительные функции семьи.

Материальная обеспеченность семьи на селе

Надо сказать, что, хотя в числе основных источников постоянных денежных доходов сельских жителей называют заработную плату, однако, она в сельскохозяйственном производстве кратно ниже таковой же работников промышленности, а во многих регионах - ниже уровня прожиточного минимума. Поэтому фундаментальную основу выживания людей составляет личное хозяйство. Работа в той или иной формальной организации выполняет подсобную функцию. Домашнее хозяйство носит практически натуральный характер. Подавляющая часть продуктов домашнего хозяйства присваивается в натуральной форме. Единственно значимой формой товарноденежных отношений является реализация некоторой части продукта через частных скупщиков. Но и эта практика характерна лишь для небольшой части семей.
К сожалению, в результате реформ положение сельского труженика отнюдь не улучшилось, а наоборот. И так далеко не простая его жизнь значительно осложняется безработицей. Уровень ее в сельской местности более чем в 1,5 раза выше, чем в городе. Начав расти с первых лет перестройки, положение, в сущности, не изменилось и в настоящее время.
Ни для кого не секрет, что у сельского жителя доход в разы ниже, чем у городского. Зарплата, и без того едва ли не самая низкая, не выдается месяцами. Развал царит в хозяйствах (бывших совхоза, колхозах) - сокращаются посевные площади, падают надои, снижается урожайность. Попытки внедрить рыночные отношения пока не принесли ничего хорошего сельскому жителю. Если раньше умирали только неперспективные поселения, то теперь, похоже, на ладан дышат уже и крупные деревни: закрыты многие клубы, медпункты, распродана или растащена бытовка.

Все вышесказанное свидетельствует о резком увеличении доли малообеспеченных среди сельских жителей.

Ныне на селе появились как семьи предпринимателей, фермеров, так и семьи, в которых родители безработные. С новыми «рыночными» проблемами неожиданно столкнулись многодетные родители. У молодых возникли трудности с жильем, трудоустройством, рождением «незапланированных» детей. Пенсионеры тяжело переживают состояние одинокой старости, обреченности, социальной ненужности, страдают из-за невнимания со стороны близких. Свои сложности у неполных семей.

Расслоение семей по уровню доходов порой отрицательно сказывается на психике растущего человека, его нравственных ориентациях. Одинаково опасны для духовности нации как безнравственная психология подрастающего торгаша («деньги могут все»), ведущая к вседозволенности, нетрудовому образу жизни, так и рабская психология люмпена - человека социально инертного, привыкшего к полунищенскому существованию и иждивенчеству.

Сельской семье сегодня очень трудно. Причины разные: экономические, психологические, бытовые, медицинские, педагогические. Но во всех случаях тяжесть решения социальных проблем государство стремится переложить на семью. Родители это чувствуют, видя, как падает их жизненный уровень.

Стабильность сельской семьи зависит от того, имеют ли взрослые обеспеченную в материальном плане работу. Развал многих совхозов и колхозов (основных работодателей деревни), закрытие промышленных предприятий обострили проблему самовыживания. Ныне безработный человек, особенно семейный, попадает в стрессовую ситуацию. Когда в доме не хватает необходимых вещей - одежды и обуви, еды на столе, - то все это может стать источником взаимных упреков, недовольств, а порой и трагедий. Многие семьи (особенно неполные, где есть дети, престарелые, инвалиды) пользуются денежными выплатами, но это, как правило, незначительные суммы, а свои возможности они реализуют в области так называемой вторичной занятости, т.е. в сфере переобучения, подработки.

Отрадно, что государство заботится о семьях, оказавшихся в экстремальной ситуации. Однако система экономической поддержки имеет сегодня и негативную сторону: она может вызвать иждивенческие, потребительские настроения. Кто-то отказывается от алиментов, не работает, а получает пособие. Нередко женщины (те, что не прочь выпить) увольняются с работы, забирая ребенка из дошкольного учреждения, чтобы посвятить себя его воспитанию. Результат может быть плачевным: брошенные, ненакормленные дети, стремящиеся при первой возможности убежать из дома, заняться бродяжничеством. Работники социальных служб отслеживают подобные тенденции и стремятся предотвращать их.

Репродуктивная составляющая сельской семьи в условиях кризиса

Экономическая сфера налагает отпечаток и на функционирование другой важнейшей сферы - репродуктивной, хотя поведением сельской семьи в этой важнейшей сфере управляет комплекс различных сложных и тонких мотиваторов. Сегодня рождение ребенка автоматически отбрасывает значительную часть российских сельских семей в разряд малообеспеченных. Дети становятся «предметом социальной роскоши»: их содержание, воспитание и образование в соответствии с современными стандартами оказываются по средствам только высокодоходным группам населения.
Снижение рождаемости по социально-экономическим причинам оценивается в 10 - 15% от общего уровня его падения.

Культурно-нравственные ценности сельского социума

Изменилось наше общество, порушились ценностные ориентации людей, иной стала семья. Суть современной морали уже не ограничивается общественно-коллективистической направленностью. Вектор направленности сменился, но не сказать пока, что к лучшему. Отрадно лишь то, что человек все больше осознает себя свободной, независимой, самоценной личностью.

Все больше утверждается значимость семьи в системе жизненных ценностей людей, осознается необходимость опираться в жизни на свои собственные силы, крепнет стремление к самореализации. Видимо, можно согласиться с предположением о том, что в «нравственном сознании россиян будет и дальше возрастать значимость сугубо личностных ценностей за счет коллективистских, общественных».

Сегодня многие семьи отличаются друг от друга по отношению к главному нашему достоянию - к духовности: культ денег стал кумиром у одних, а стремление хоть как-то выжить - у других. Одни желают взять от жизни все, другие хотят посвятить свою жизнь детям, семье, другим людям, Отечеству. Ценности взрослых, а они порой диаметрально противоположны, определяют семейную индивидуальность, личностное своеобразие человека.

Безработица, ухудшение состояния здоровья людей, плохое социокультурное обслуживание, незанятость детей - все это дестабилизирует ситуацию на селе, отрицательно сказывается на нравственно-психологическом климате, взаимоотношениях взрослых и детей. Из-за подорожания транспортных расходов многие семьи оказались в своеобразной изоляции, они оторваны от большой культурной жизни, лишены человеческого общения, чего не могут восполнить ни радио, ни телевидение, ни газеты, доступность которых, кстати говоря, резко сократилась. Все это формирует у сельчан чувство дискомфортности и социальной заброшенности в этом изменившемся мире. Организуя различные праздники, встречи людей разных поколений, семейные чтения, социальные педагоги таким путем стремятся избавить людей от информационной блокады, вывести из состояния потерянности.

В сельской семье, как и городской, осознается необходимость подготовки детей к социальной самозащите. Делается многое для того, чтобы ребята решали задачи, связанные с поиском выхода из возникших затруднений, естественно опираясь на советы и поддержку взрослых. И вот здесь-то возможны сложности. Одна из них вызвана тем, что опыт старшего поколения уже не соответствует новым социальным отношениям. Недостаточный уровень культуры, слаборазвитая инфраструктура образовательных учреждений на селе не позволяют многим адаптироваться в современных условиях рынка и конкуренции.

Сельская среда не имеет должных условий для нормального развития художественных, музыкальных, умственных и физических способностей ребенка. Не способствуют этому и участившиеся случаи закрытия дошкольных учреждений. Неорганизованный досуг, беспризорность, незанятость детей - все это осложняет положение семьи, усиливает криминогенность сельской среды. Именно поэтому содержательный досуг всех категорий населения становится важным участком профессиональной деятельности социальных педагогов.

Вряд ли трудности, переживаемые сельчанами, ведут к распаду семей со стажем. Сельская семья стабильна. Сельские женщины, как правило, превосходят городских в умении переносить трудности жизни.Сельские молодые люди рано вступают в брак, причем прежде всего по любви. Однако браки не всегда прочны.

Приходится признать, что когда-то крепкие устои сельской семьи, скрепленные религиозно-нравственными ценностями, народными традициями, начинают расшатываться.

Родители и дети

Американские социологи Эренсбург и Кимбалл изучали жизнь крестьян западной Ирландии. Они описали, что в крестьянских семьях существуют писаные и неписаные брачные соглашения, определяющие экономическое положение, владение землей, родственные связи и социальный статус людей. Если родители живут достаточно долго, они получают пенсию по старости. Она предоставляется после того, как они передают свои фермы сыну или дочери. Это осуществляется также по случаю женитьбы сына. Отец оставляет для себя и своей жены комнату и возможность пользоваться кухней, их обеспечивают всеми продуктами. Эти условия подробно обсуждаются в процессе сватовства, и родители невесты охотно соглашаются, понимая, что речь идет о последнем этапе жизни фермеров. Если невестка получает надлежащие наставления от своей матери, то сразу же по прибытии в дом мужа она тактично исполняет все указания свекрови, которая по-прежнему чувствует себя в доме хозяйкой, словно капитан на корабле. Если бы невестка посмела ей перечить, ее ждало бы множество неприятностей".

На основе таких соглашений жена входила в семью мужа. Ферма, дом и предметы домашнего обихода передавались от отца к сыну. Пока отец был жив, он полностью управлял делами всей семьи. Например, когда местный уполномоченный по земельным вопросам распределял работу, она поручалась пожилым мужчинам, хотя на деле ее выполняли их сыновья. В день зарплаты "старики" приходили получать деньги, заработанные сыновьями.

Отец руководил и другими сторонами жизни своих сыновей. "Мальчики" 45 и 50 лет осушали поля или продавали скот на ярмарке под руководством отца, который принимал все решения. Как пожаловался один из мужчин, "пока старик жив, я вечно остаюсь мальчиком". Но, несмотря на подобные жалобы, вся система этих отношений была хорошо отработана, "мальчики" и "девочки" успешно приспосабливались к требованиям крестьянской семьи и справлялись со своими обязанностями. С младенчества до 7 лет все дети находились под постоянным присмотром матери, работавшей по дому или в поле. Они чувствовали ее поддержку, заботу и любовь. После первого причастия в возрасте 6-7 лет проводилось четкое разделение между мальчиками и девочками, что оказывало влияние на их жизненный опыт. Мальчики начинали работать на ферме вместе с отцами и старшими братьями. Девочки оставались дома со своими мамами или другими старшими женщинами - членами семьи. Их учили ухаживать за домашними животными, работать в саду и выполнять другие дела по дому. Молодые девушки и женщины выполняли эту работу под руководством старших.

Четкое разделение труда по половому и возрастному принципам не изменялось и после вступления в брак. Отцы по-прежнему считали своих женатых сыновей "мальчиками", а замужние женщины обычно находились под контролем свекрови. Брак также предусматривал обязанности супругов по отношению к другим родственникам. При вступлении в брак каждый из них брал на себя обязательства своего супруга или супруги по отношению к членам семьи или дальним родственникам. Согласно ирландскому обычаю "дружелюбия", детей посылали помочь родственникам собрать урожай или провести семейное торжество. Даже самые дальние родственники могли рассчитывать на кров и пищу. В то время как исполнение общепринятых традиций "дружелюбия" вознаграждалось похвалой, невыполнение обязанностей вызывало осуждение и часто наказывалось.

Отечественные социальные педагоги села с тревогой говорят о безразличии, равнодушии многих родителей к судьбе собственных детей, о резком снижении роли отцов в их воспитании. Все больше и больше семей попадают в категорию «группы риска». Трагедия современного села - семьи, где родители пьют. Страшно это социальное явление, ибо ведет к нравственной и физической деградации общества. Социальная помощь больным, страдающим злоупотреблением алкоголем, становится важнейшей функцией социальных служб на селе.

Горько осознавать: сегодня и в сельской местности участилось число случаев, когда родители невольно толкают ребят на путь преступлений. Достойна сожаления и возмущения ситуация, когда взрослые вынуждены идти на то, чтобы дети превращались в источник доходов. Их могут отправить торговать спиртным, порнографией и даже заниматься проституцией. Самые близкие люди, родители, пытаются заработать на собственных чадах, а если не получается в этом бизнесе, то могут изгнать из дома или превратить их жизнь в кромешный ад. Подростки, которые нигде не учились или бросили школу, - страшный упрек нашей действительности. Честь и хвала тем социальным педагогам, которые стремятся предупредить или предотвратить подобные явления.

К числу бед, которые коснулись и сельской семьи, отнесу неуважение к старости, людям преклонного возраста. Родственное вымогательство как социальное явление порождено сегодня рыночной стихией. В одной из российских деревень мне случилось видеть, как взрослый, неработающий сын обирал одинокую мать-пенсионерку. Предотвратить нравственную деградацию личности, сберечь семью от социального конфликта поколений - важнейшая задача социальной работы на селе.

Сегодня культурные запросы, потребности большинства сельских семей незначительны. Образовательный уровень сельчан гораздо ниже, чем у горожан. Отсутствие возможностей для удовлетворения культурных запросов нельзя считать причиной особого дискомфорта сельской семьи. Скорее сказывается привычка к такому образу жизни, когда ограниченность культурной жизни становится нормой. И зачастую заработанные в результате сверхусилий финансовые средства идут на удовлетворение не духовных, а материальных запросов. Понятно, родители предпочитают накормить, одеть, обуть ребенка, купить вещи, нужные предметы. К сожалению, сельским людям негде послушать музыку, посмотреть спектакль, пообщаться в культурном обществе, провести семейный вечер в приличном заведении, незачем нарядно одеться. Едва теплится прежняя культурно-образовательная, физкультурно-оздоровительная работа, в результате которой дети получали «путевку в жизнь».

Но вопреки всему:

Общественные невзгоды сегодня особенно коснулись семьи. Как отреагировала нормальная сельская семья на рост цен, безработицу? Обнаружилось, что многие селяне расширили свое подсобное хозяйство, обзавелись домашним скотом, разумно используют лето, чтобы сделать заготовки на зиму. Совместный труд членов семьи стал лучшим средством в борьбе с бедностью, нуждой, незанятостью. Верно говорят: работа держит в узде великие беды - скуку, порок и нужды. Благодаря домашнему труду сельские дети постигают технологию трудовой деятельности, уважительно относятся к людям. Но что делать с монотонностью, однообразием, тяжелыми условиями крестьянского труда? Все это вряд ли способствует вхождению свободного человека в мир новых социально-экономических отношений.

Не смотря на надлом и кризис семейных ценностей, я уверенна в том, что именно сельская семья способствует становлению людей предприимчивых, т.е. хозяйственников, будущих предпринимателей. Здесь уместно вспомнить слова Ивана Стебута, патриарха русского земледелия: «Желаете поддержать нравственность в народе - поддержите семью; хотите сохранить в целости здоровье семьи - поддержите деревню и сельское хозяйство». Сельская семья была и остается хранительницей традиций, исторической памяти предков. Художественные ремесла - домашнее ткачество, плетение кружев, резьба по дереву, вышивание, вязание - еще живы в народе. Обладая несомненными воспитательными возможностями, они сегодня используются и как средство для существования и как способ самообеспечения. А так же сельская семья по-прежнему сильна родственными связям. Не забыто и понятие «Отчий дом». Если дочери и сыновья живут в райцентре, поселке, городе, то чаще, чем горожане, навещают стариков родителей, проживающих в отдаленных деревнях, помогают по хозяйству, «подбрасывают» внуков, не забывают о помощи в период сезонных работ, помогают материально.

Выводы

Таким образом, становление, функционирование и развитие сельской семьи в решающей степени обусловлено процессами социально-экономического, традиционно-культурного, конкретно-исторического характера, которые протекают несколько различно в городе и сельской местности.
Сельская семья все же сохраняет некоторые признаки традиционной семьи с производственно-семейным принципом организации жизни. Основной экономической единицей во многих сельских семьях выступает семейное домохозяйство, где все взрослые работают дома и не за плату, а на себя. В таких семьях сильна система ценностей фамилизма: долг, семейная ответственность, ценность детей как залога благополучной старости родителей, доминирование авторитета родителей и родственников. Вместе с тем внесемейная мобильность детей в сельских семьях значительно отличается от традиционной. Дети все реже стремятся наследовать социально профессиональный статус родителей, и их жизненные планы - вне пределов села - не всегда совпадают с планами родителей.
В сельской местности медленнее происходят изменения, связанные с последствиями «бытовой революции». Бытовая техника, предназначенная для улучшения быта и облегчения домашнего труда, остается зачастую недоступной для большинства сельских семей по причинам дороговизны. Вследствие этого, члены семьи много свободного времени тратят на так называемую домашнюю работу.
В селах зачастую отсутствует сеть дошкольных и школьных учреждений, система общественного питания и здравоохранения.
На селе, как и повсеместно, наблюдается тенденция к увеличению количества нуклеарных семей; снижается количество многодетных семей, увеличивается процент малодетных, бездетных и неполных семей. Но эти процессы происходят несколько медленнее, чем в городе.
Огромное влияние, на сельскую семью оказывает город, особенно в той социально-демографической ситуации, которая имеет место сейчас. Некоторые стороны городского образа жизни и его нравы подтачивают устои сельской семьи и приводят ее к дестабилизации.
Общие тенденции в репродуктивной и сексуальной сферах семейной жизнедеятельности сохраняются и на селе, однако и здесь отмечаются свои особенности, обусловленные спецификой сельского образа жизни. Есть значительные отличия в социализации членов сельской и городской семьи. Совокупность фактов различных сторон жизни сельской семьи, свидетельствует о том, что она находится на стадии перестройки, надлома. Нет сомнения в том, что происходящие в стране процессы подтачивают ее устои, снижая уровень не только ее экономического благосостояния, но и разрушая ее культурно-нравственные ценностные ориентации. Нельзя делать вывод о ее безнадежной деградации, но она вполне возможна. Во всяком случае, вывод о том, что она нуждается в срочной и серьезной помощи со стороны государства, представляется несомненным. Ему пора вспомнить, что сельский труженик, крестьянин во все века составлял и составляет сейчас становой хребет любого государства. При всех перестройках, реформах, реконструкциях и трансформациях он должен кормить страну. Если, конечно, она самодостаточна и хочет оставаться таковой и впредь.

Список литературы

1. Антонов А. И. Семья, рыночная экономика, государство: кризис социальной политики // Вестник МГУ. Сер.18. Социология и политология. – 1999.

2. Бестужев-Лада И. В. Современная семья и ее проблемы // Вопросы философии. – 1979.

3. Бондарь Л. Семья: прошлое и современность // Бондарь Л. Введение в скаутинг: книга для родителей и для других взрослых. – Женева, 1990.

4. Голод С. И. Будущая семья: какова она? (социально-политический аспект). – М.: Знание, 1990.

5. Громыко М.М. Семья и община в традиционной культуре русских крестьян XVIII -XIX вв. // Русские: семейный и общественный быт. М., 1989.

6. Гурьянова М.П. Сельская семья и общество // Педагогика. - 1995.

7. Карцева Л.В. Семья в условиях трансформации российского общества: теоретическая модель и эмпирическая реальность: Дис. докт. социол. наук. Казань, 2001
8.
Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социс. 2003

9. Комаров М. С. Введение в социологию. – М.: Открытое общество, 1994.

10. Медведев А.В. Социальное развитие деревни (1917-1920) и эволюция концепций кооперирования крестьян // Социс. 1999.
11. Симагин Ю.А. Соотношение городского и сельского населения в России // Социс. 2003.

«Своя земля и в горсти мила»

«…Человек счастлив, пока у него есть родина…», – писал Василий Иванович Белов. Сам писатель был счастливым человеком, потому что родина его всегда любила, не давала ему покоя, заставляя изливать душу в повестях и рассказах. Красной нитью во всех его произведениях проходит тема любви человека к своему краю, к месту, где он когда-то появился на свет или жил долгое время. Василий Иванович родился в деревне Тимониха, что находится в 60 км от города Харовска. За последние десятилетия его деревенька стала совсем маленькой, количество домов здесь можно сосчитать на пальцах.

И так по всему району – обмельчали села, но деревенская жизнь продолжается и по-прежнему требует бесконечной суеты и крепких рук. Но ещё остались настоящие деревенские семьи с традиционными устоями и трудолюбивыми людьми. Они живут и продолжают дело своих родителей, дедов и прадедов, о которых так любил писать Василий Иванович.

Семья Ширяевых из Кубенского сельского поселения тому пример. Супруги Наталья Юрьевна и Александр Викторович уже более двух десятков лет живут на малой родине Александра в деревне Сорожино. Эта небольшая русская деревня расположилась на берегу реки Сить в Харовском районе (место, где родился Василий Белов, находится дальше, примерно в 50 км). Название деревни чудное – так и представляется маленькая, блестящая, юркая рыбка. «Сорожино» образовано от слова «сорога», рыба, которой богата река Сить.

Мы приехали сюда в августе. Крепкие русские дома утопают в зелени деревьев; места здесь живописные и тихие, а люди веселые и добродушные. Несмотря на то, что многие уезжают из деревень, сорожинцам удалось отстоять свою малую родину. Возможно, в этом есть заслуга замечательного коллектива Сорожинской основной школы, которая теперь гордо носит имя Ильи Налетова, матроса, погибшего на АПРК «Курск». Взрослые чтут память погибшего 19-летнего моряка, а школьники хотят быть на него похожи. Жителей здесь чуть более трех сотен человек, многие все же покидают деревню, работают в городах, разъезжаются, а молодых семей не так много. Но, в отличие от заброшенных деревень, мы не заметили пустых домов (кроме здания бывшей конторы развалившегося ныне колхоза), не попались нам на глаза полуразрушенные серые строения с зияющими глазницами окон, которые мы заметили в других деревнях по дороге. Мы увидели ладные крепкие дома, аккуратные подворья, ухоженные сады и огороды. Повсюду стоит пряный аромат созревающих яблок и последних распустившихся цветов. Утопает в цветах и дом семьи Ширяевых.

«Муж - голова, жена - душа»

Глава семьи Александр родился и вырос здесь. Он с детства приучен к труду, а уже, будучи подростком, помогал своему деду Борису в плотницком деле. С Натальей его, вероятно, свела судьба, ведь супруга родилась в Тверской области. В середине девяностых годов девушка вместе с мамой приехала сюда на работу в колхоз, выбрав это место случайно, по объявлению. Деревенька им понравилась, и семья осталась здесь. Наташа устроилась дояркой на ферму. Однажды она заступила на работу не в свою смену, замещая другого работника. Так получилось, что в эту же смену заступил и Александр. Молодые люди сразу подружились, и уже на работу ходили вместе. Ранним утром мужчина заходил за подругой, и вместе они шли отрабатывать свой трудовой день. Стоит сказать, что фермерское хозяйство находилось за 2 км от дома, дорога шла через речку и поля. В такой живописной обстановке обо всем на свете поговорить можно. К тому же нередко вместе с солнцем в пути новый день встречали, наблюдая исчезающий туман, слушали пение птиц и журчание реки. А потом – плодотворный труд с раннего утра и до позднего вечера. Так и родилась их любовь.

С тех пор прошло ровно двадцать лет. Много трудностей пережила семья. Одна из них – это развал колхоза. Тяжело было видеть, как у тебя на глазах гибнет огромное и некогда богатое коллективное хозяйство, рушится целая эпоха, которая больше никогда не повторится. Боялись неизвестности, отсутствия работы и денег. Но трудности, как известно, закаляют характер. Наталья и Александр не уехали в город, а остались в деревне.

«Где родился, там и пригодился» – эта пословица как нельзя подходит к Александру. Он тракторист. Профессия замечательная, нужная, да и в деревне людей с подобного рода специальностями осталось немного. Техникой занимался с детства, это увлечение переняли и сыновья, проводящие свободное время за ремонтом мопеда, велосипеда, машины. Ещё, как было сказано выше, Александр – столяр и плотник. Мастерить его научил дед, работать с деревом ему очень нравится. Отдыхает мужчина на речке, рыбалка – дело для души. Здесь и улов на уху принесешь, да и голову свежими мыслями наполнишь, к тому же речная гладь и лесная тишина приносят покой и умиротворение.

«Всякий дом хозяином держится»

Дом, в котором живут Ширяевы, был построен уже давно, заброшен и требовал капитального ремонта. Отважиться на восстановление здания решился Александр Викторович. Вместе с женой они вдохнули в него новую жизнь. Отремонтировали, устранили все недостатки. И вот этот огромный дом приобрел обжитой и ухоженный вид. Около этого великана разместились многочисленные, так нужные в хозяйстве, постройки. И всё это сделано самостоятельно: баня, хлев, дровяник, гараж и даже небольшой птичник. Но это только начало, говорят хозяева, планов по строительству и ремонту много, и все они грандиозные.

На выпасе гуляют куры. Чуть дальше расположились утки, которые являются настоящим украшением подворья, своим изящным оперением они постоянно манят к себе всю окрестную детвору. Не так давно были даже гуси, гоготанье которых можно было услышать в разных углах деревни. В хлеву молчаливо сидят телёнок и поросенок. Поддерживают дисциплину и покой собака Кузя и 3 кошки. Конечно, содержать такое хозяйство – это огромный труд. И занимаются этим все члены семьи. Каждый человек, большой и маленький, выполняет свою работу, обеспечивая тем самым быт своей семьи.

Жива ли сегодня деревня? Глядя на счастливые лица сельских ребятишек, уверенно можно сказать: жива. Но о горестях и проблемах сельчан можно рассказывать очень долго. Большая часть подрастающего поколения убегает, исчезает, прячется в городах в поисках работы и лучшей жизни. Следуя традициям предков, работать на земле остаются лишь единицы. Любовь, привязанность к земле у супругов Ширяевых сохраняется с детства. Александр не представляет, как жить в сельской местности и не работать на земле, не содержать свое хозяйство. В детстве он помогал своим родителям вести дом, ходил на сенокосы, на огород. Каждый день был наполнен трудом. Теперь ему помогают вести хозяйство сыновья.

Ширяевы – это семья, где можно увидеть преемственность поколений. Муж и жена не только похожи на своих родителей внешне и внутренне, но продолжают дела семейные. Александр родился в семье сельчан, которые работали в колхозе. Отец Александра Виктор Борисович – отличный сварщик, мать Галина Акиндиновна – повар. Старшее поколение Ширяевых имеет двоих детей, пятеро внуков и одного правнука. Оба их ребенка остались в деревне, сестра Александра Татьяна работает в магазине продавцом.

«Выбирай жену не в хороводе, а в огороде»

Хозяйка дома, Наталья, родилась в небольшой деревне Тверской области в семье врача, мама была по образованию повар, но работала дояркой. Родительская семья была большой, пятеро сыновей и Наталья, единственная и любимая дочка. Все «женские» обязанности легли на них с матерью. Даже приготовить завтрак на 8 человек нелегко, а еще обед, ужин для мужчин, уставших на тяжелой работе в поле. Наталья также вместе с пятью братьями занималась огромным хозяйством с детства, кормила скот, доила корову, стирала, шила, убиралась. Забота о каждом члене семьи живет внутри нее. Работает Наталья в школьной столовой, вместе с поваром Валентиной обеспечивает школьников и дошкольников завтраком и обедом. Любовь к животным – тоже отголосок деревенского детства, сейчас уход за скотом – это ее обязанность.

«Кормлю животных всегда сама, никому не доверяю!» – смеётся хозяйка.

«В хорошей семье хорошие дети растут»

Папе в помощники родились сыновья Семён и Дмитрий, маме же во всем способствует дочка Александра. Все они очень активны и жизнерадостны.

Семён – студент Вологодского индустриального техникума, учится на газоэлектросварщика, идёт по стопам деда Виктора Борисовича. Во время летних каникул юноша занимается подработкой, прошлым летом ездил к дяде в Тверскую область, работал в колхозе разнорабочим. Вернулся веселый: заработал денег на планшет, о котором мечтал, да и за хороший труд отблагодарил дядя наручными часами.

Дима в этом году окончил основную школу, сдал успешно все экзамены. К сожалению, средняя школа сейчас закрыта, поэтому юноша, как еще совсем недавно его брат, встал перед нелегким выбором дальнейшего пути. Летом Дима поступил в Вологодский колледж связи.

Александра носит папино имя гордо, она перешла в третий класс, окончила год на «четыре» и «пять». В жизни это очень веселая и озорная девочка с папиными васильковыми глазами. Все дети имеют свои обязанности по дому, так, например, Дима должен качать воду, чистить снег или косить траву, колоть дрова и так далее. Такой уклад жизни способствует организации, дисциплине и сохраняет мир в семье. Любовь к своей земле и труду воспитывается у детей с малых лет, как и должно быть.

«На что и клад, когда в семье лад» На своем хозяйстве все делают сообща, кому что по силам. Современная сельская семья в этом смысле ничем не отличается от семьи, живущей несколько поколений назад, каждый помогает друг дружке, и это залог мирных и прочных отношений. Доброй традицией стало собираться всей семьей в праздники и в выходные. Хозяйка накрывает на стол, любимое семейное блюдо – мамины вкуснейшие пирожки, с рыбой, мясом, капустой и картошкой. Конечно, это простая семья, ничем не отличающаяся от сотни других, не совершающая каких-то подвигов или выдающихся поступков, и все же неповторимая, сохраняющая свою уникальность. Так, от поколения к поколению, от прадедов к внукам и правнукам передаются семейные традиции Ширяевых. Семья, живущая в ладу с собой и окружающими, – это здоровая и крепкая часть нашего общества, частичка России, причем не имеет значения, в городе или в деревне живут люди. Семью Ширяевых объединил труд, совместная работа сблизила их, помогла создать дружную семью. Любовь, дети, труд, Родина – вот главные семейные ценности этих людей.

Испокон веков благополучная семья славится добрым хозяином, мудрыми родителями, послушными детьми. Мужчина – добытчик, женщина – хранительница домашнего очага. Самобытность семьи деревенской – в трудолюбии и терпении. И счастье, что таких семей ещё много, особенно в глубинке, где традиции и устои ценны и сохраняются долгое время. Проза Василия Белова отражает эти ценности человеческого бытия. Малая родина – духовная основа для дальнейшего существования человека, по мнению писателя, и семья Ширяевых, живущих в согласии друг с другом, тому подтверждение.

В своей деятельности педагоги, психологи, социальные работники постоянно сталкиваются с разнообразной документацией. С каждым годом она дополняется, видоизменяется, и порой трудно удержать в голове все аспекты, которые нужно описать. является одним из таких основных документов. Для того чтобы не задаваться вопросами, с чего начать описывать семью, какие данные нужно собрать, в какой последовательности ее оформить и грамотно сформулировать выводы, нужно ознакомиться со структурой этого документа и создать для себя образец характеристики на семью.

Характеристика семьи: с чего начать?

Перед тем как будет составлена характеристика семьи, нужно пройти ряд подготовительных этапов, в результате которых будет собрана информация для документа:

  1. Провести беседу с учеником, понаблюдать за его поведением, использовать психологические методики, направленные на изучение восприятия ребенком своей семьи, оценку им психологического климата внутри семьи.
  2. Посетить место проживания ребенка и его семьи, составить акт обследования жилищных условий.
  3. Побеседовать с родителями на предмет взаимоотношений с ребенком. Оценить степень участия родителей в школьной жизни ученика можно по участию их в родительских собраниях, проверке его дневника, посещению учебного заведения по собственной инициативе.

Для получения более объективной картины изучение места жительства семьи лучше не проводить в одиночку. Можно привлечь представителя родительского комитета, социального педагога или психолога (особенно в случае неблагополучных семей).

Первичные (формальные) данные о семье

Характеристика семьи должна начинаться с основных, первичных данных о ее членах:

  1. Ф.И.О., год рождения, образование, место работы и должность, контактные телефоны матери, отца или людей, которые их заменяют.
  2. Информация о других членах семьи (Ф.И.О., кем приходятся ученику, сфера деятельности, контактные данные): бабушек, дедушек, братьев, сестер и других.
  3. Информация о других людях, которые не являются членами семьи, но длительное время проживают в одном доме (Ф.И.О., сфера деятельности, кем приходятся остальным членам семьи, контактные данные).
  4. Адрес, по которому проживают члены семьи.

Жилищно-бытовые характеристики семьи

Следующим этапом будет описание жилищных условий, в которых проживает семья. На их основании нужно сделать вывод о том, насколько комфортно находиться там ребенку, насколько реализованы его основные нужды.

  1. Количество комнат, наличие отдельной комнаты у ребенка, наличие отдельного места для отдыха.
  2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм жилья: регулярность уборки, захламленность помещения и т. д.
  3. Наличие необходимой мебели, места для учебной или игровой деятельности ребенка, техники и учебных принадлежностей или игрушек.
  4. Вывод о том, насколько место проживания влияет на успешность развития ребенка.

Социальные особенности семьи

Социальная и психологическая характеристика семьи ребенка - наиболее важная и массивная часть всего документа. К социальным особенностям семьи относятся:

  1. Статус: полная, неполная, многодетная или с одним ребенком, данные об усыновлении или опеке над ребенком.
  2. Материальная обеспеченность семьи: насколько стабилен заработок, от каких факторов он зависит (выплата алиментов, сезонный труд, безработность или нетрудоспособность есть ли у ребенка карманные деньги, насколько он обеспечен необходимыми вещами (едой, одеждой, учебными принадлежностями), испытывает ли семья финансовые трудности, каким образом материальное состояние влияет на психологический климат в семье (удовлетворенность, чувство неполноценности, конфликты).
  3. Социальная устойчивость/неустойчивость семьи, склонность к зависимостям (алкогольной, наркотической, азартным играм) или правонарушениям.
  4. Распределение обязанностей и основных функций (бытовых, финансовых, эмоционально-терапевтических, воспитательных и др.).
  5. Кому принадлежит формальная или фактическая роль в воспитании ребенка. Необязательно ее могут выполнять одни и те же люди. Например, работающие за границей родители формально являются воспитателями своего ребенка, а фактически эти функции выполняет другой родственник (бабушка, дедушка), который находится в непосредственной близости от ребенка.

Психологические характеристики семьи

К психологической составляющей, которую включает характеристика на семью, входят такие основные моменты:

  1. Тип воспитания (авторитарный, демократический, либеральный) и его подвиды: гиперопека, попустительство, отвержение, требовательность, любовь и другие.
  2. Описание устойчивость, напряженность, стабильность обстановки, преобладающие эмоции и состояния (радость, агрессия, апатия, безразличие, страх, спокойствие и т. д.).
  3. Степень заинтересованности родителей взаимоотношениями ребенка со сверстниками, его достижениями, успехами в учебной деятельности.
  4. Наличие совместных с ребенком занятий, как проводится досуг в семье, как родители реагируют на успехи и неудачи сына или дочери.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, насколько эффективными и правильными являются методы воспитания ребенка, нет ли у него педагогической запущенности.

Оценка влияния семьи на ребенка

В этом блоке характеристика семьи включает данные об участии родителей в школьной жизни ребенка и делаются общие выводы.

Учебную деятельность родители могут контролировать постоянно, периодически или вовсе не интересоваться этим вопросом. Они могут мотивировать или относиться безразлично к желанию ребенка учиться и развивать свои интересы. Различны и частота посещений собраний, характер реакции на рекомендации и замечания педагогов (адекватная и неадекватная).

Общие выводы делаются на основании полученных данных: насколько благополучна или неблагополучна семья в материальном, социальном и психоэмоциональном плане, какие аспекты и каким образом влияют на развитие ребенка, на что будет порекомендовано обратить внимание родителям или другим воспитателям.

Описание работ, проведенных с семьей

В этом блоке характеристика на семью ученика включает описание всех работ, которые проводили специалисты разного профиля с семьей: беседы, консультации психолога, социального или медицинского сотрудника, тренинги, семинары. Стоит упомянуть все случаи, когда и кем были проведены посещения на дому, обращались ли члены семьи сами за помощью и какие изменения произошли (не произошли) в результате всех мероприятий.

Данный образец характеристики на семью является наиболее полным, потому что охватывает все сферы жизни, особенности воспитания и условия, в которых развивается ребенок.

Особенности характеристики семьи в работе психолога

Психологическая характеристика семьи помимоназванных аспектов о стиле воспитания, психоэмоциональном состоянии может быть дополнена другими данными:

  • кто выполняет роль главы семьи (матриархальный или патриархальный стиль принятия решений);
  • структура семьи: открытая (допускают других людей в круг общения семьи), закрытая (общаются по большей части только друг с другом), смешанная;
  • наличие традиций;
  • кто и каким образом оказывает наибольшее влияние на ребенка в семье, насколько реализована его потребность в защите и любви;
  • совместимость членов семьи по основным параметрам (темперамент, характер, направленность).

Для этого вида деятельности в арсенале школьного психолога желательно иметь методику "Тест-опросник родительского отношения" Варга и Столина.

Карта обследования семьи ученика

Более короткой и упрощенной может быть характеристика семьи. Образец ее представляет собой бланк, включающий такие основные моменты:

  1. Данные о родителях и других проживающих с семьей людей.
  2. Адрес и общая характеристика помещения.
  3. Материальная обеспеченность ее членов.
  4. Какая помощь необходима (материальная, психологическая, медицинская).
  5. Какие проводились.

Карта обследования - это тоже характеристика семьи. Образец отличается только отсутствием данных о морально-психологическом облике семьи и выводов о социально-психологическом комфорте ученика.

Характеристика неблагополучных семей

Характеристика на включает те же основные данные, касающиеся возраста, занятости, материального благополучия всех ее членов, состояния места проживания, социально-психологического образа, методов работы с семьей и выводов.

Однако в этом случае делается акцент на том, к какому типу неблагополучных семей относится данная, причины возникновения трудностей, особенности их влияния на развитие и воспитание ребенка. Если семья неблагополучна в материальном плане (потеря кормильца, многодетность с невозможностью полноценного материального обеспечения всех членов и т. д.), описывается соответствующая предложенная помощь (ремонт, бесплатное питание ребенка в столовой и прочее).

Если семья неблагополучна в социальном или психологическом плане (зависимости, насилие, тяжелые заболевания значимых близких), тогда характеристика неблагополучных семей должна быть дополнена сведениями о том, какая помощь была оказана ребенку, что сделали службы по работе с несовершеннолетним, чтобы помочь ему справиться со сложными жизненными обстоятельствами.

Что включает характеристика ученика из неблагополучной семьи?

Нужно добавить, что, если специалист имеет дело с ребенком из неблагополучной семьи, за характеристикой самой семьи должна последовать характеристика учащегося. Это связано с тем, что такой ребенок может испытывать значительные трудности адаптации в учебном заведении, что естественным образом скажется на успеваемости и отношениях в коллективе. Такому ребенку необходимо особое внимание со стороны педагогического коллектива и, возможно, помощь смежных специалистов.

Если характеристика на семью ученика описывает в этом случае причины и развитие трудностей, с которыми ее члены столкнулись, то характеристика ребенка должна показывать, каким образом эти трудности на нем отражаются. Это преобладающее настроение, личностные черты, мотивация к учению, опрятность, организованность, желание общаться, наличие друзей, дисциплинированность, отношение к поручениям и общественной деятельности, отношение к критике, статус в коллективе, наличие вредных привычек и другие аспекты.

Характеристика семьи ученика должна быть тем ресурсом, с помощью которого можно не только выявить, но и предотвратить возможные трудности в развитии подрастающего поколения.


Одним из направлений социальной политики в нашей стране считается улучшение демографической ситуации. Поэтому семьи с большим числом детей всячески (федеральном, региональном).

Система награждений формируется в соответствии с указами Президента РФ.

Основные награды для многодетных семей:

  1. Орден «Родительская слава», утвержденный Правительством РФ. Особенности вручения его определены президентским указом. Получить его может как мать, так и отец, в отличие от врученного ранее «Ордена материнской славы». Количество наград ограничено и определяется конкурсным отбором. Дополнительно награжденный становится ветераном труда, получает единовременную денежную выплату и . Такой орден выдается при числе детей не менее 7 (учитываются дети, как родные, так и приемные) при условии полной семьи.
  2. Орден «Материнская слава» для жителей Москвы, воспитывающих не менее 5 детей.
  3. Медаль «Родительская слава» при воспитании не менее 4 детей.
  4. Дополнительные медали, разработанные отдельными регионами.

Вручение наград регулируется УСЗН (органами социальной защиты). Кроме заявления и ряда документов следует .

Кроме орденов и медалей, предусмотрены различные награды за участие в конкурсах (экскурсии, грамоты, поездки). При этом характеристики предоставляют учебные заведения.

Правила составления характеристики

В характеристиках предоставляется правдивая содержательная информация о каждом члене ячейки общества. Важным критерием является объективность. Для достоверности данных практикуются мероприятия:

  • посещение семьи с участием представителей родительского комитета, социально-психологических служб
  • проведение бесед с членами семей
  • изучение психологического семейного климата, его влияния на развитие детей
  • исследование бытовых условий с учетом материального компонента

Точного шаблона характеристики не представлено, но принципы составления общие.

Примерная схема характеристики:

  1. Социальный статус: полная, многодетная, социально-устойчивая.
  2. Состав (структура) характеризуемой семьи – тезисно.
  3. Место проживания, регистрации.
  4. Характеристика жилищных условий: уровень санитарного состояния, наличие личного пространства и рабочего места для каждого ребенка.
  5. Характеристика материального обеспечения: обеспеченность детей всем необходимым.
  6. Уровень воспитательной и образовательной работы родителей: характер взаимоотношений, согласованность распределения функций, степень внимания к сохранению здоровья и дополнительному образованию.
  7. Оценка психологического климата, стабильность осуществляемого контроля.
  8. Обеспечение связи с общественными организациями, детскими образовательными учреждениями.
  9. Участие в конкурсах, выставках разных уровней, наличие поощрений, наград.

При характеристике каждого отдельного члена семьи указываются: степень родства, дата рождения, образование, рабочее место и .

Методы исследования семей

Исследовательские методы позволяют получить более полную и достоверную информацию:

  • наблюдение
  • беседа
  • диагностические процедуры (анкетирование и др.)
  • визиты в лоно семьи, а также в места учебы, работы
  • опрос коллег, учителей, знакомых

Важно охарактеризовать семью как социально ответственную, отметив такие факты:

  • обеспечение здорового образа жизни
  • воспитание детей родителями на собственном положительном примере
  • забота о здоровье каждого члена семьи
  • организация всестороннего гармоничного развития детей: духовного, физического, нравственного

Характеристика должна быть конкретной, объективной, подтвержденной фактами.

Пример характеристики многодетной семьи

Характеристика многодетной семьи Соломиных для награждения медалью «Родительская слава»

Социальный статус: полная многодетная семья, социально-устойчивая.

Состав семьи:

  1. Отец: Соломин Иван Георгиевич, 1982 г.р., образование высшее педагогическое, учитель математики средней школы № 7 города Н.
  2. Мать: Соломина Зинаида Васильевна,1987 г.р., образование высшее педагогическое, учитель начальных классов средней школы № 7 города Н.
  3. Дочь: Соломина Людмила Ивановна, 2006 г.р., ученица 5 класса школы № 7 города Н. Увлечение: детский театр.
  4. Сын: Соломин Владимир Иванович, 2008 г.р., ученик 3 класса школы № 7 города Н. Увлечение: хоккей.
  5. Дочь: Соломина Александра Ивановна, 2011 г.р., воспитанница подготовительной группы детского сада № 26. Увлечение: танцы.
  6. Сын: Соломин Юрий Иванович, 2012 г.р., воспитанник средней группы детского сада № 26. Увлечение: хоккей.

Место регистрации семьи: город Н., улица Советская, дом 4.

Место фактического проживания: по месту регистрации.

Характеристика жилищных условий

Семья проживает в собственном доме площадью 112 м2. Количество комнат достаточное. У детей разнополых отдельные комнаты. 2 сестры располагаются в одной из комнат, 2 брата – в другой. У родителей отдельная комната. В помещениях есть вся необходимая мебель, техника, предметы обихода. Для детей оборудованы рабочие места с необходимыми принадлежностями, игровой уголок, спальные места. Санитарное состояние жилища соответствует нормам.

Материальное обеспечение

Члены семьи обеспечены всем необходимым: одеждой, учебными и развивающими принадлежностями, игрушками, книгами. В гостиной оборудован спортивный уголок с тренажером. В наличии достаточный запас продуктов.

Воспитание и образование в семье

Семья морально устойчива, взаимоотношения между ее членами теплые, дружеские. Стиль воспитания отличается демократичностью. Соблюдается единство требований, требовательность сочетается с заботой и лаской.

Дети ухожены и опрятны, чувствуют свою защищенность и любовь. Каждый знает и рассказывает о своих функциях. и установленные правила поведения дома. Дети, особенно школьники, включены в активную трудовую деятельность. Все получают дополнительное образование по интересам.

Психологический климат

Во всем чувствуется стабильность. Результаты тестирования подтверждают, что в семье царит любовь и взаимопонимание, практически отсутствуют обиды и конфликтные ситуации. При их возникновении родители умеют быстро стабилизировать ситуацию.

Старшие дети умеют уступать младшим. Дети любят и уважают родителей, стараются быть похожими на них. Все члены семьи отличаются гостеприимством, добротой и вежливостью.

Связь с социумом

Родители принимают живое участие в делах школы и детского сада, которые посещают дети. Тем более что родители работают сами в школе, посещаемой детьми. Педагоги, они хорошо разбираются в детской психологии. Семья состоит в общественной организации города «Друзья библиотеки», участвует в работе местных средств массовой информации.

Участие в конкурсах

Семья является неоднократным участником конкурсов разных уровней. Победителями и лауреатами она стала в конкурсах:

  • «Живая Земля» (региональный конкурс) в номинации: «Семейное поэтическое творчество» — 1 место
  • «Истоки» — районный фестиваль семейных театров — 1 место
  • «Минута славы» — городской конкурс, выступление с юмористическим акробатическим семейным этюдом
  • «Семья года» — победители муниципального конкурса в 2015 году
  • Семья награждена почетной грамотой Администрации Н-ского муниципального района за творческий подход к воспитанию, неустанный поиск, большой вклад в дело семейного воспитания

Вывод: Семья Соломиных достойна награждения медалью «Родительская слава». В ней воспитываются четверо прекрасных детей, для которых родители являются замечательным примером. Все дружно работают вместе, воплощают собственные идеи, фантазии. Участвуют в проведении городских мероприятий.

Родители окружают детей любовью и заботой, способствуют их становлению как личности, формируют в них лидерские качества, раскрывают творческие способности. Семью Соломиных по праву можно назвать образцом для подражания, примером трудолюбия, любви и взаимоподдержки.

Воспитывать большое количество детей – труд огромный. Тепла и заботы должно хватить на всех. Повышению роли многодетных семей способствуют мероприятия по их награждению. Не только количество детей является определяющим фактором для награждения, но и определение качества воспитания и ухода за ними. Поэтому играют важную роль в этом процессе. Ведь они, как официальные документы, помогают выделить наиболее достойных кандидатов на награждение.

Напишите свой вопрос в форму ниже