Положительный опыт оформления логопедической тетради детей и методика работы по коррекции звукопроизношения у детей логопедической группы в детском саду. Индивидуальные тетради детей Анализ оформления индивидуальных тетрадей детей

Индивидуальная тетрадь ребенка - это тетрадь взаимосвязи между логопедом, воспитателями и родителями. Представляет собой удобную форму организацииработы. Первоначально тетрадь оформляется логопедом, потом в оформлении участвуют родители и воспитатели.

На первой странице тетради логопедом записывается фамилия, имяребенка, дата рождения, номер группы, график консультаций, нарушения звукопроизношения ребенка.

Индивидуальная тетрадь состоит из четырех разделов:

· Коррекциянарушенийзвукопроизношения;

· Развитиелексико-грамматического строя речи;

· Развитиекрупной и мелкой моторики;

· Подготовка к обучению грамоте.

Раздел«Коррекциянарушенийзвукопроизношения» включает артикуляционные упражнения, систематические записи логопеда о ходеиндивидуальной коррекционной работы.

Раздел«Развитие лексико-грамматического строя речи» заполняется родителями и воспитателями постепенно, регулярно в соответствии с перспективным тематическим планом логопеда(см.карточку «рекомендации для родителей» ) с учетом программыТ.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной«Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи».

Раздел «Развитие крупной и мелкой моторики» включает в себя тематические стихи, потешки, чистоговорки (см. карточку «рекомендации для родителей») . Данный материалдети могут заучивать в выходные днис родителями, а в дальнейшемон используется при проведении физминуток или динамических паузна различныхзанятиях.

Материалраздела «Подготовка к обучению грамоте»

В ходе коррекционного часа(по расписанию возрастной группы) воспитатель занимается по индивидуальным тетрадям, использует записи и рекомендации логопеда в разделе «Коррекция нарушений звукопроизношения». Воспитатель может самостоятельно подбирать игры и упражнения для выполнения данных рекомендаций.

Например(записьлогопеда в тетради):

С-автоматизациязвукав словахвобратномслоге

- СпишитесловаизпособияА.И. Богомоловойна стр.39 - 40.Сначала отрабатываемте слова, в которых звук«С»вконцеслова.

Воспитатель, используяданныйречевой материал,готовит и проводит сдетьми игры и игровыеупражнения(«Запомни и назови», «Речевоелото», «Веселыйсчет»ит. п.

В случаенеобходимостивоспитатель оформляет индивидуальнуютетрадь всоответствии стематической карточкойлогопеда(см. карточку«рекомендациидляродителей»).

Воспитатели вечером передают индивидуальные тетради родителям, чтобы те дома могли закрепить с ребенком пройденный материал, увидеть динамику в речевом развитии ребенка.

Контроль за ведением и оформлением тетради проводит учитель -логопед.

    Тетрадь домашних заданий выдаётся в пятницу и возвращается в понедельник.

    Домашнее задание ребёнок выполняет с родителями в течение 10 – 15 минут 2-3 раза в день.

    Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.

    Если Вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

    Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном её выполнении Вы можете получить у логопеда.

    Ваша речь должна быть образцом для ребенка.

    Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках его речи, однако когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.

    Пусть выполнение домашних заданий станет игрою для ребёнка.

    Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и родителей определит общий успех коррекционного обучения.

    Приучайте ребёнка бережно относится к тетради и прилагаемым карточкам (карточки сдаются вместе с тетрадью! ).

Приложения

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА 7

Работа учителя-логопеда Работа с детьми

1. Выявление и экспресс-диагностика детей, имеющих отклонения в речевом развитии.

2. Учет детей с нарушениями речи.

3. Логопедическая помощь для коррекции фонетических нарушений у детей в возрасте от 5 до 7 лет.

4. Логопедическая помощь для коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей в возрасте от 5 до 7 лет.

5. Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-профилактической работе с детьми в возрасте от 4 до 5 лет.

6. Логопедические занятия с детьми 5-7 лет по индивидуальным программам.

7. Оформление индивидуальных речевых карт.

8. Ведение индивидуальных тетрадей.

9. Оформление аудиозаписей произношения звуков.

10. Проведение подгрупповых занятий (по признаку однотипности нарушений звукопроизношения):

Работа над формированием и развитием фонематического слуха;

Коррекция звуковосприятия и звукопроизношения;

Предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;

Коммуникативное общение.

Работа с документацией

1. Планирование, разработка и реализация индивидуальных и подгрупповых логопедических программ.

2. Оформление протоколов медико-педагогических комиссий по приему и выпуску детей.

3. Календарный план работы на каждый день (учет рабочего времени).

4. График работы.

5. Списки детей по составу логопедических групп (2-3 раза в течение года).

6. Журнал - учет посещаемости.

7. Тетрадь взаимодействия с педагогами образовательного учреждения.

8. Участие в экспериментальных программах.

9. Оформление папки «Из опыта работы».

10. Подготовка документов к аттестации на высшую категорию.

Работа с воспитателями и педагогами

1. Посещение воспитателями открытых занятий по развитию речи.

2. Индивидуальное консультирование воспитателей.

3. Просветительская работа (семинары, открытые занятия) по профилактике и коррекции речевых нарушений.

4. Участие в экспресс-обзорах групп медико-психолого-педагогической службы.

Обследование импресивной речи у ребенка – Имя и первая буква фамилии ребенка и возраст (Кирилл Г.6лет)

5 методик

Методика 1. Контекстная речь

Цель: выявление контекстного понимания фразовой речи

10 вопросов(диалог) задавать вопросы над по такому принципы: Тебе 6лет? И вам ребенок отвечает либо кивая головой, либо как-то еще дав понять вам, что речь и ваш вопрос были им поняты.

Записываем себе куда-то % правильных ответов и делаем вывод о данной методике

Заключение: можно предположить, что ребенок понял % ответа, это средний/высокий/низкий уровень

Методика 2. Понимание значений слов

Цель: выявление пассивного словаря у ребенка

Нужно 60 карточек,30-предметы- часть речи существ. И 30- глалолы

1гру.существ.+1гр.глаголов- слова из детской речи, не имеющие симантического и фонетического сходства

Яблоко, кубики,ведро

Работает, прыгает, кормит

2гр. Сущест+глагол – группа средней частотности имеющие фонетическое сходство

Мишка, миска, мышка

Читает, считает

3гр.существ+глагог – слова входящие в одно смысловое поле

Варежки-перчатки

Моет-стирает-умывает

Перед ребенком кладем 1группу сущ.10штук- и говорим покажи где яблоко, где ведро…записываем сколько взял правильных карточек

1группу глаголов 10штук- покажи где кормит, и тоже все подмечаем за ребенком

Заключение: можно предположить, что ребенок владеет % , это уровень ср.высокий,низ.

Методика 3. Понимание предложений

Цель: исследовать на сколько хорошо ребенок понимает предложений

Простые сюжетные картинки с однозначным толкованием 5-6 карточек

Пример дурацкий она привела: пока картинку где книга в пакете, где книга на пакете,где пакет в книге

Выводим % правильных ответов

Заключение: можем предложить…

Методика 4. Понимание инструкций

Цель: исследовать на сколько хорошо ребенок может выполнять инструкции

10инструкций, который взрослый предлагает выполнить ребенку

Картинка на ней мама и дочка(покажи где мамина дочка, где дочкина мама)

Правильность ответов высчитываем в %

Заключение: можно предположить что ребенок набрал средний уровень… понимая все предложенные ему инструкции

Методика 5.Фонетический слух

Цель: исследование фонетического слуха

Все задания будут направлены на 2звука, З и Ш

1вариант восприятие звука в ряду с максимальной контрастностью

Б, к, ш, т, р, ш, г, ш, д

Ба, кА, ша, та, ра, ша, га, ша, да

2 вариант со слабой контрастностью

П, ш, х, ф,ш,к, т, ш

Па, ша, ха, фа,ша, кА, та, ша

3вариант с минимальной контрастностью

С, ш, ж, щ, з, ш,х,ж,ш

СА, ша, жа, ща, за, ша, ха, жа, ша

С опознанием звука в словах

1 с максимальн.контрасностью

Дом,школа,мешок,рыбак, шалаш

2 со слабой контрастностью

Санки, шапка, жук, нож

3 с минимальной контрасностью

Сумка, сушки,машина, снежки,чайник, щетка, чашка, зайчишка

Все задания, чтоб нам не придумывать самим она дала кому-то отсканировать, они должны их выложить сюда.

Задания где-то от86до 88 для импресивной речи.

Индивидуальная тетрадь (дневник) оформляется на каждого ребенка логопедической группы. В нее записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребенок занимается под руководством воспитателей, родителей, логопед в этой тетради дает методические рекомендации по выполнению предложенных заданий.

В настоящее время появилось большое количество печатных рабочих тетрадей для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения 3 . Логопед вправе сделать выбор: либо он совместно с родителями и ребенком ярко, красочно оформляет индивидуальную тетрадь, либо пользуется печатным изданием, внося в него коррективы с учетом индивидуальных особенностей ребенка и динамики его развития. Если логопед отдает предпочтение готовым печатным изданиям, то к индивидуальным тетрадям прилагается тетрадь взаимосвязи с родителями, куда записываются дата, номера заданий, страницы, дополнительные виды работ с ребенком.

В конце недели индивидуальные тетради передаются родителям для домашних занятий в выходные дни. В рабочие дни воспитатель и логопед работают с ребенком по тетрадям.

Тетрадь учета посещаемости детьми логопедических занятий

Для учета посещаемости детьми логопедических занятий заводится специальная тетрадь. На левой стороне второй страницы оформляется список детей логопедической группы. На остальной части второй и третьей страниц вверху указываются месяц, дата и выделяется графа «Примечание», в которой логопед указывает количество пропущенных занятий ребенком в каждом месяце и делает другие записи. Тетрадь заполняется до начала занятий. Буквой «н» отмечается отсутствие ребенка в ДОУ.

Тетрадь учета позволяет также скоординировать индивидуальную работу, а именно: регулировать количество занятий в неделю с каждым ребенком (логопед знаком «+» ежедневно определяет группу детей для индивидуальной работы), чередовать дни и время индивидуальных занятий с тем, чтобы не возникло проблем в усвоении общеобразовательной программы, анализировать организационный аспект индивидуальных занятий за любой период обучения с целью повышения эффективности логокоррекционной работы.

Тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя

Многие задачи по коррекции речевой деятельности логопед и воспитатель решают совместно: формирование фонетико-фонетических процессов, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, развитие коммуникативной функции речи, высших психических процессов и др. Ведущая роль в организации коррекционно-педагогической работы принадлежит логопеду. Он формирует навыки правильной речи у детей, а воспитатель закрепляет их. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно воспитатель включает отработанный речевой материал в ситуацию естественного общения детей и систематически контролирует поставленные звуки в речи ребенка.

Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные занятия с детьми, содержание которых определяет логопед. Задания записываются в тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателя 4 индивидуально для каждого ребенка, подгруппы (от 3 до б чел.) или всей группы. В вечерние занятия включаются артикуляционные и пальчиковые упражнения; проговариванис слов, фраз, стихов, текстов, отработанных ранее логопедом с целью автоматизации, дифференциации поставленных звуков; игры, задания по формированию фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов языка; рассматривание специально подобранных предметных, сюжетных картинок и составление рассказов по ним; различные виды упражнений на развитие внимания, памяти, мышления. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю.

Примерная форма ведения тетради рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя 5

Дата

Фамилия, имя ребенка

Взаимосвязь с родителями

Результаты

Фонематические процессы

Звуко-нроизношение

Словарный запас

Предложение

Связная речь

Развитие психологической базы речи

Автоматизация звука [с] во фразах (с. 15- 21*)

И фа «Что изменилось?» (на материале темы «Грибы») Карточка № 2

Петров Андрей (ОНР)

Комплекс артикуляционных упражнений на звук [ iuj (с. 3-10)

Обогащение словарного запаса по теме «Грибы». Карточка № 2

Употребление притяжательных местоимений (мой, моя, мое). Карточка №10

Пригласить родителей для беседы на 21.10

Работа со всей группой

Анализ звукового ряда (а-у, а-у-и и т.д.)

Составление предложений по сюжетной картине «Осень в лесу»

План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и специалиста по изобразительной деятельности, медицинских работников, социального педагога и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.

Аннотация: В представленной статье автор предлагает идею создания индивидуального логопедического пособия «Логодомик» с целью коррекции звукопроизносительной стороны речи, делает обзор преимуществ создания и использования подобного пособия в процессе логопедической работы по сравнению с использованием готовых пособий и тетрадей. Создание данного пособия осуществляется в контексте проектной деятельности, так как, по сути, «Логодомик» является продуктом полноценного проекта, реализованного в рамках сотрудничества всех участников коррекционного процесса – логопеда, ребенка и родителя с целью коррекции звукопроизношения. Автором сформулированы конкретные цели и задачи, которые ставятся перед всеми участниками коррекционного процесса, описывается процесс накопления необходимого наглядно-дидактического материала, его разнообразие, а также основные принципы подбора материала.

Ключевые слова:

«Логодомик», индивидуальное логопедическое пособие, проектная деятельность, коррекция звукопроизношения, игровые методы и приемы.

«Логодомик» — альтернатива индивидуальной логопедической тетради

Коррекция звукопроизносительной стороны речи является одним из основных и актуальных направлений логопедической работы.

Задачами данного направления являются формирование правильного речевого выдоха, нормализация тонуса артикуляционной мускулатуры, развитие моторики речевого аппарата и фонематического восприятия, выработка четкой дикции.

Учитывая особенности современных дошкольников, в ходе логопедической работы далеко не всегда получается добиться хороших, устойчивых результатов. Для повышения эффективности занятий по коррекции звукопроизношения логопед постоянно находится в поиске интересных приемов, новых технологий и современных методик.

В современных условиях специалисту доступен широкий выбор логопедических пособий и методик. В магазинах и на просторах интернета представлено огромное количество логопедических пособий и развивающей литературы для детей. Все эти пособия современные, очень яркие, интересные, некоторые из них интерактивные. Они представлены в разной ценовой политике — от бесплатных до очень дорогих.

Несмотря на это, выбрать одно пособие, полностью подходящее определённому ребенку, не получается. В моей практике не было ни одного случая, когда бы я использовала готовое пособие от начала до конца.

Так как современная логопедическая работа подразумевает необходимость индивидуального подхода к каждому ученику, то мной было создано индивидуальное логопедическое пособие «Логодомик» . Оно представляет собой современный лепбук.

Сейчас в интернете представлено огромное количество лэпбуков на всевозможные темы. «Lapbook» (lap –колени, book – книга) – наколенная книга. Целью лэпбука является объединение материала на определенную тему. В моем случае это систематизация материала для коррекции только тех звуков, произношение которых нарушено у ребенка.

На данный момент в дошкольном образовании согласно ФГОС широко используется метод проектной деятельности. Это позволяет эффективно реализовать системно-деятельностный подход к обучению. Индивидуальное логопедическое пособие «Логодомик» является результатом (продуктом) проектной деятельности. В процессе создания «Логодомика» происходит поэтапное достижение цели и контроль достигнутых результатов. Создание «Логодомика» это достаточно длительный и трудоемкий процесс, однако результат стоит потраченных усилий!

Основная цель создания «Логодомика» — повышение результативности коррекции звукопроизношения.

Используя «Логодомик» на индивидуальных занятиях, логопед решает множество задач.

1. Повышает мотивацию к логопедическим занятиям.

2. Развивает мускулатуру артикуляционного аппарата.

3. Развивает фонематические процессы.

4. Формирует устойчивый навык правильного звукопроизношения.

5. Создает благоприятные условия для взаимодействия родителя и ребенка.

Неотъемлемой частью создания «Логодомика» является работа с родителями. Заинтересованность и активность родителя во многом зависит от специалиста. Большую роль играет предварительное установление сотрудничества с родителем. Следует обратить внимание родителей на дефекты произношения ребенка, проводить консультации, семинары, родительские собрания в актуальной тематике.

В чем преимущества «Логодомика»?

  1. Во-первых, ребенок с повышенным интересом относится к своему домику (как к собственности). Он может украсить его своими любимыми героями, выбрать цветовую гамму по своему вкусу. С большим желанием продемонстрировать накопленный материал друзьям и близким.
  2. Во-вторых, привлекая родителей (преимущественно маму), ребенок «считывает» информацию, что это важно не только ему и логопеду, а еще очень важно родителю (авторитетному мнению в дошкольном возрасте).
  3. В-третьих, многократное использование подобранного материала позволяет сформировать устойчивый навык звукопроизношения. В ходе работы с «логодомиком» он становится понятным ребенку, «родным» и любимым.
  4. В-четвертых, большим преимуществом «Логодомика» является вариативность проведения занятий. Ребенок самостоятельно может определить тематику и последовательность.

Принципы для создания «Логопедического домика»:

- Индивидуальность. Материал подбирается, учитывая индивидуальные дефекты и особенности ребенка. По результатам обследования логопед выстраивает последовательность коррекционной работы, опираясь на психофизиологические возможности ребенка. Учитывает его интересы и увлечения.

- Динамичность. В процессе работы «логодомик» пополняется новым материалом. Последовательно меняются карточки в соответствии с актуальностью занятия. Может изменяться и структура (появляются дополнительные карманчики или целое поле). На каждом занятии ребенок достает, выкладывает, перекладывает, раскрашивает картинки — карточки.

- Эстетичность. Весь материал выполняется в определенном формате, желательно, на плотной бумаге. Аккуратность внешнего вида в целом поддерживается специалистом и родителями.

«Логодомик» может отличаться по объему, в зависимости от количества нарушений у ребенка. Но если количество нарушенных звуков более пяти, то материал лучше разделить по группам (свистящие, шипящие, сонорные). В таком случае будет или несколько домиков, или один, но на определенном этапе все содержание домика изменится.

Следуя методике, «логодомик» строится на основе трех этапов коррекции звукопроизношения:

  • подготовка артикуляционного аппарата;
  • постановка звука;
  • автоматизация и дифференциация звука.

С первых занятий с ребенком идет процесс накопления материала.

1. Начиная разучивать артикуляционные упражнения, ребенок вместе с мамой готовит карточки-символы упражнений. Логопед заготавливает основу для будущего домика, проводит мастер-классы и консультации с родителями. На этом этапе активным становится кармашек для дополнительных заданий. Там мы размещаем текст пальчиковой гимнастики, индивидуальный звуковой профиль, рекомендации родителям.

2. Когда звук поставлен, добавляется символ звука и буква. Можно представить схему основных признаков звука (артикуляционное положение, тактильные ощущения, характеристика по звонкости – глухости, твердости – мягкости.)

3. На начальном этапе автоматизации звука используем различные дорожки (графические задания, веревочки, бусинки и т.д.). Для закрепления звука в слогах добавляем гласные.

В словах закрепляем звук, опираясь на картинки, которые ребенок с мамой подбирает дома. Можно использовать гармошки и раскраски. Для дальнейшей автоматизации в предложениях используем различные чистоговорки в картинках, сюжетные картинки раскраски и т.д.

4. В отдельный кармашек добавляем игры и упражнения на развитие фонематического восприятия, лексико-грамматического строя. Здесь могут быть такие игры: «Запомни и повтори», «Доскажи словечко», «Определи 1-й или последний звук», «Рифмы», «Сосчитай», «Скажи, сколько», «Чего не стало?», «4-й лишний», «Отгадай», «Назови ласково» и т.д.

Для того, чтобы простимулировать ребенка, поддержать его интерес к занятиям с «логодомиком» необходимо вести «дневничок». Это может быть вкладыш или задняя сторона «домика», где можно приклеивать наклейки-«пятерочки», ставить штампики или поощрительные отметки.

В течение всего периода обучения материал закрепляется и накапливается. Ребенок получает продукт, буквально на первых занятиях. Таким образом, сухое, устное логопедическое занятие превращается в продуктивную деятельность. А для любого ребенка это всегда интересней. Также стоит отметить вовлеченность родителя в процесс коррекции, он видит работу логопеда, что немало важно! Введение такой формы работы оправдано и полностью отвечает требованиям ФГОС ДО. Логопедический лэпбук может использоваться как в учреждении, так и в частной практике логопеда. От части «Логодом» может стать альтернативой традиционной логопедической тетради.