Индивидуальная тетрадь ребенка - это тетрадь взаимосвязи между логопедом, воспитателями и родителями. Представляет собой удобную форму организацииработы. Первоначально тетрадь оформляется логопедом, потом в оформлении участвуют родители и воспитатели.
На первой странице тетради логопедом записывается фамилия, имяребенка, дата рождения, номер группы, график консультаций, нарушения звукопроизношения ребенка.
Индивидуальная тетрадь состоит из четырех разделов:
· Коррекциянарушенийзвукопроизношения;
· Развитиелексико-грамматического строя речи;
· Развитиекрупной и мелкой моторики;
· Подготовка к обучению грамоте.
Раздел«Коррекциянарушенийзвукопроизношения» включает артикуляционные упражнения, систематические записи логопеда о ходеиндивидуальной коррекционной работы.
Раздел«Развитие лексико-грамматического строя речи» заполняется родителями и воспитателями постепенно, регулярно в соответствии с перспективным тематическим планом логопеда(см.карточку «рекомендации для родителей» ) с учетом программыТ.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной«Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи».
Раздел «Развитие крупной и мелкой моторики» включает в себя тематические стихи, потешки, чистоговорки (см. карточку «рекомендации для родителей») . Данный материалдети могут заучивать в выходные днис родителями, а в дальнейшемон используется при проведении физминуток или динамических паузна различныхзанятиях.
Материалраздела «Подготовка к обучению грамоте»
В ходе коррекционного часа(по расписанию возрастной группы) воспитатель занимается по индивидуальным тетрадям, использует записи и рекомендации логопеда в разделе «Коррекция нарушений звукопроизношения». Воспитатель может самостоятельно подбирать игры и упражнения для выполнения данных рекомендаций.
Например(записьлогопеда в тетради):
С-автоматизациязвукав словахвобратномслоге
- СпишитесловаизпособияА.И. Богомоловойна стр.39 - 40.Сначала отрабатываемте слова, в которых звук«С»вконцеслова.
Воспитатель, используяданныйречевой материал,готовит и проводит сдетьми игры и игровыеупражнения(«Запомни и назови», «Речевоелото», «Веселыйсчет»ит. п.
В случаенеобходимостивоспитатель оформляет индивидуальнуютетрадь всоответствии стематической карточкойлогопеда(см. карточку«рекомендациидляродителей»).
Воспитатели вечером передают индивидуальные тетради родителям, чтобы те дома могли закрепить с ребенком пройденный материал, увидеть динамику в речевом развитии ребенка.
Контроль за ведением и оформлением тетради проводит учитель -логопед.
Тетрадь домашних заданий выдаётся в пятницу и возвращается в понедельник.
Домашнее задание ребёнок выполняет с родителями в течение 10 – 15 минут 2-3 раза в день.
Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.
Если Вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном её выполнении Вы можете получить у логопеда.
Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках его речи, однако когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.
Пусть выполнение домашних заданий станет игрою для ребёнка.
Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и родителей определит общий успех коррекционного обучения.
Приучайте ребёнка бережно относится к тетради и прилагаемым карточкам (карточки сдаются вместе с тетрадью! ).
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА 7
1. Выявление и экспресс-диагностика детей, имеющих отклонения в речевом развитии.
2. Учет детей с нарушениями речи.
3. Логопедическая помощь для коррекции фонетических нарушений у детей в возрасте от 5 до 7 лет.
4. Логопедическая помощь для коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей в возрасте от 5 до 7 лет.
5. Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-профилактической работе с детьми в возрасте от 4 до 5 лет.
6. Логопедические занятия с детьми 5-7 лет по индивидуальным программам.
7. Оформление индивидуальных речевых карт.
8. Ведение индивидуальных тетрадей.
9. Оформление аудиозаписей произношения звуков.
10. Проведение подгрупповых занятий (по признаку однотипности нарушений звукопроизношения):
Работа над формированием и развитием фонематического слуха;
Коррекция звуковосприятия и звукопроизношения;
Предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
Коммуникативное общение.
1. Планирование, разработка и реализация индивидуальных и подгрупповых логопедических программ.
2. Оформление протоколов медико-педагогических комиссий по приему и выпуску детей.
3. Календарный план работы на каждый день (учет рабочего времени).
4. График работы.
5. Списки детей по составу логопедических групп (2-3 раза в течение года).
6. Журнал - учет посещаемости.
7. Тетрадь взаимодействия с педагогами образовательного учреждения.
8. Участие в экспериментальных программах.
9. Оформление папки «Из опыта работы».
10. Подготовка документов к аттестации на высшую категорию.
1. Посещение воспитателями открытых занятий по развитию речи.
2. Индивидуальное консультирование воспитателей.
3. Просветительская работа (семинары, открытые занятия) по профилактике и коррекции речевых нарушений.
4. Участие в экспресс-обзорах групп медико-психолого-педагогической службы.
Обследование импресивной речи у ребенка – Имя и первая буква фамилии ребенка и возраст (Кирилл Г.6лет)
5 методик
Методика 1. Контекстная речь
Цель: выявление контекстного понимания фразовой речи
10 вопросов(диалог) задавать вопросы над по такому принципы: Тебе 6лет? И вам ребенок отвечает либо кивая головой, либо как-то еще дав понять вам, что речь и ваш вопрос были им поняты.
Записываем себе куда-то % правильных ответов и делаем вывод о данной методике
Заключение: можно предположить, что ребенок понял % ответа, это средний/высокий/низкий уровень
Методика 2. Понимание значений слов
Цель: выявление пассивного словаря у ребенка
Нужно 60 карточек,30-предметы- часть речи существ. И 30- глалолы
1гру.существ.+1гр.глаголов- слова из детской речи, не имеющие симантического и фонетического сходства
Яблоко, кубики,ведро
Работает, прыгает, кормит
2гр. Сущест+глагол – группа средней частотности имеющие фонетическое сходство
Мишка, миска, мышка
Читает, считает
3гр.существ+глагог – слова входящие в одно смысловое поле
Варежки-перчатки
Моет-стирает-умывает
Перед ребенком кладем 1группу сущ.10штук- и говорим покажи где яблоко, где ведро…записываем сколько взял правильных карточек
1группу глаголов 10штук- покажи где кормит, и тоже все подмечаем за ребенком
Заключение: можно предположить, что ребенок владеет % , это уровень ср.высокий,низ.
Методика 3. Понимание предложений
Цель: исследовать на сколько хорошо ребенок понимает предложений
Простые сюжетные картинки с однозначным толкованием 5-6 карточек
Пример дурацкий она привела: пока картинку где книга в пакете, где книга на пакете,где пакет в книге
Выводим % правильных ответов
Заключение: можем предложить…
Методика 4. Понимание инструкций
Цель: исследовать на сколько хорошо ребенок может выполнять инструкции
10инструкций, который взрослый предлагает выполнить ребенку
Картинка на ней мама и дочка(покажи где мамина дочка, где дочкина мама)
Правильность ответов высчитываем в %
Заключение: можно предположить что ребенок набрал средний уровень… понимая все предложенные ему инструкции
Методика 5.Фонетический слух
Цель: исследование фонетического слуха
Все задания будут направлены на 2звука, З и Ш
1вариант восприятие звука в ряду с максимальной контрастностью
Б, к, ш, т, р, ш, г, ш, д
Ба, кА, ша, та, ра, ша, га, ша, да
2 вариант со слабой контрастностью
П, ш, х, ф,ш,к, т, ш
Па, ша, ха, фа,ша, кА, та, ша
3вариант с минимальной контрастностью
С, ш, ж, щ, з, ш,х,ж,ш
СА, ша, жа, ща, за, ша, ха, жа, ша
С опознанием звука в словах
1 с максимальн.контрасностью
Дом,школа,мешок,рыбак, шалаш
2 со слабой контрастностью
Санки, шапка, жук, нож
3 с минимальной контрасностью
Сумка, сушки,машина, снежки,чайник, щетка, чашка, зайчишка
Все задания, чтоб нам не придумывать самим она дала кому-то отсканировать, они должны их выложить сюда.
Задания где-то от86до 88 для импресивной речи.
Индивидуальная тетрадь (дневник) оформляется на каждого ребенка логопедической группы. В нее записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребенок занимается под руководством воспитателей, родителей, логопед в этой тетради дает методические рекомендации по выполнению предложенных заданий.
В настоящее время появилось большое количество печатных рабочих тетрадей для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения 3 . Логопед вправе сделать выбор: либо он совместно с родителями и ребенком ярко, красочно оформляет индивидуальную тетрадь, либо пользуется печатным изданием, внося в него коррективы с учетом индивидуальных особенностей ребенка и динамики его развития. Если логопед отдает предпочтение готовым печатным изданиям, то к индивидуальным тетрадям прилагается тетрадь взаимосвязи с родителями, куда записываются дата, номера заданий, страницы, дополнительные виды работ с ребенком.
В конце недели индивидуальные тетради передаются родителям для домашних занятий в выходные дни. В рабочие дни воспитатель и логопед работают с ребенком по тетрадям.
Для учета посещаемости детьми логопедических занятий заводится специальная тетрадь. На левой стороне второй страницы оформляется список детей логопедической группы. На остальной части второй и третьей страниц вверху указываются месяц, дата и выделяется графа «Примечание», в которой логопед указывает количество пропущенных занятий ребенком в каждом месяце и делает другие записи. Тетрадь заполняется до начала занятий. Буквой «н» отмечается отсутствие ребенка в ДОУ.
Тетрадь учета позволяет также скоординировать индивидуальную работу, а именно: регулировать количество занятий в неделю с каждым ребенком (логопед знаком «+» ежедневно определяет группу детей для индивидуальной работы), чередовать дни и время индивидуальных занятий с тем, чтобы не возникло проблем в усвоении общеобразовательной программы, анализировать организационный аспект индивидуальных занятий за любой период обучения с целью повышения эффективности логокоррекционной работы.
Многие задачи по коррекции речевой деятельности логопед и воспитатель решают совместно: формирование фонетико-фонетических процессов, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, развитие коммуникативной функции речи, высших психических процессов и др. Ведущая роль в организации коррекционно-педагогической работы принадлежит логопеду. Он формирует навыки правильной речи у детей, а воспитатель закрепляет их. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно воспитатель включает отработанный речевой материал в ситуацию естественного общения детей и систематически контролирует поставленные звуки в речи ребенка.
Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные занятия с детьми, содержание которых определяет логопед. Задания записываются в тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателя 4 индивидуально для каждого ребенка, подгруппы (от 3 до б чел.) или всей группы. В вечерние занятия включаются артикуляционные и пальчиковые упражнения; проговариванис слов, фраз, стихов, текстов, отработанных ранее логопедом с целью автоматизации, дифференциации поставленных звуков; игры, задания по формированию фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов языка; рассматривание специально подобранных предметных, сюжетных картинок и составление рассказов по ним; различные виды упражнений на развитие внимания, памяти, мышления. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю.
Примерная форма ведения тетради рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя 5
Дата |
Фамилия, имя ребенка |
Взаимосвязь с родителями |
Результаты |
|||||||
Фонематические процессы |
Звуко-нроизношение |
Словарный запас |
Предложение |
Связная речь |
Развитие психологической базы речи |
|||||
Автоматизация звука [с] во фразах (с. 15- 21*) |
И фа «Что изменилось?» (на материале темы «Грибы») Карточка № 2 | |||||||||
Петров Андрей (ОНР) |
Комплекс артикуляционных упражнений на звук [ iuj (с. 3-10) |
Обогащение словарного запаса по теме «Грибы». Карточка № 2 |
Употребление притяжательных местоимений (мой, моя, мое). Карточка №10 |
Пригласить родителей для беседы на 21.10 | ||||||
Работа со всей группой |
Анализ звукового ряда (а-у, а-у-и и т.д.) |
Составление предложений по сюжетной картине «Осень в лесу» |
План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и специалиста по изобразительной деятельности, медицинских работников, социального педагога и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.
Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.
Аннотация: В представленной статье автор предлагает идею создания индивидуального логопедического пособия «Логодомик» с целью коррекции звукопроизносительной стороны речи, делает обзор преимуществ создания и использования подобного пособия в процессе логопедической работы по сравнению с использованием готовых пособий и тетрадей. Создание данного пособия осуществляется в контексте проектной деятельности, так как, по сути, «Логодомик» является продуктом полноценного проекта, реализованного в рамках сотрудничества всех участников коррекционного процесса – логопеда, ребенка и родителя с целью коррекции звукопроизношения. Автором сформулированы конкретные цели и задачи, которые ставятся перед всеми участниками коррекционного процесса, описывается процесс накопления необходимого наглядно-дидактического материала, его разнообразие, а также основные принципы подбора материала.
Ключевые слова:
«Логодомик», индивидуальное логопедическое пособие, проектная деятельность, коррекция звукопроизношения, игровые методы и приемы.
Коррекция звукопроизносительной стороны речи является одним из основных и актуальных направлений логопедической работы.
Задачами данного направления являются формирование правильного речевого выдоха, нормализация тонуса артикуляционной мускулатуры, развитие моторики речевого аппарата и фонематического восприятия, выработка четкой дикции.
Учитывая особенности современных дошкольников, в ходе логопедической работы далеко не всегда получается добиться хороших, устойчивых результатов. Для повышения эффективности занятий по коррекции звукопроизношения логопед постоянно находится в поиске интересных приемов, новых технологий и современных методик.
В современных условиях специалисту доступен широкий выбор логопедических пособий и методик. В магазинах и на просторах интернета представлено огромное количество логопедических пособий и развивающей литературы для детей. Все эти пособия современные, очень яркие, интересные, некоторые из них интерактивные. Они представлены в разной ценовой политике — от бесплатных до очень дорогих.
Несмотря на это, выбрать одно пособие, полностью подходящее определённому ребенку, не получается. В моей практике не было ни одного случая, когда бы я использовала готовое пособие от начала до конца.
Так как современная логопедическая работа подразумевает необходимость индивидуального подхода к каждому ученику, то мной было создано индивидуальное логопедическое пособие «Логодомик» . Оно представляет собой современный лепбук.
Сейчас в интернете представлено огромное количество лэпбуков на всевозможные темы. «Lapbook» (lap –колени, book – книга) – наколенная книга. Целью лэпбука является объединение материала на определенную тему. В моем случае это систематизация материала для коррекции только тех звуков, произношение которых нарушено у ребенка.
На данный момент в дошкольном образовании согласно ФГОС широко используется метод проектной деятельности. Это позволяет эффективно реализовать системно-деятельностный подход к обучению. Индивидуальное логопедическое пособие «Логодомик» является результатом (продуктом) проектной деятельности. В процессе создания «Логодомика» происходит поэтапное достижение цели и контроль достигнутых результатов. Создание «Логодомика» это достаточно длительный и трудоемкий процесс, однако результат стоит потраченных усилий!
Основная цель создания «Логодомика» — повышение результативности коррекции звукопроизношения.
Используя «Логодомик» на индивидуальных занятиях, логопед решает множество задач.
1. Повышает мотивацию к логопедическим занятиям.
2. Развивает мускулатуру артикуляционного аппарата.
3. Развивает фонематические процессы.
4. Формирует устойчивый навык правильного звукопроизношения.
5. Создает благоприятные условия для взаимодействия родителя и ребенка.
Неотъемлемой частью создания «Логодомика» является работа с родителями. Заинтересованность и активность родителя во многом зависит от специалиста. Большую роль играет предварительное установление сотрудничества с родителем. Следует обратить внимание родителей на дефекты произношения ребенка, проводить консультации, семинары, родительские собрания в актуальной тематике.
В чем преимущества «Логодомика»?
Принципы для создания «Логопедического домика»:
- Индивидуальность. Материал подбирается, учитывая индивидуальные дефекты и особенности ребенка. По результатам обследования логопед выстраивает последовательность коррекционной работы, опираясь на психофизиологические возможности ребенка. Учитывает его интересы и увлечения.
- Динамичность. В процессе работы «логодомик» пополняется новым материалом. Последовательно меняются карточки в соответствии с актуальностью занятия. Может изменяться и структура (появляются дополнительные карманчики или целое поле). На каждом занятии ребенок достает, выкладывает, перекладывает, раскрашивает картинки — карточки.
- Эстетичность. Весь материал выполняется в определенном формате, желательно, на плотной бумаге. Аккуратность внешнего вида в целом поддерживается специалистом и родителями.
«Логодомик» может отличаться по объему, в зависимости от количества нарушений у ребенка. Но если количество нарушенных звуков более пяти, то материал лучше разделить по группам (свистящие, шипящие, сонорные). В таком случае будет или несколько домиков, или один, но на определенном этапе все содержание домика изменится.
Следуя методике, «логодомик» строится на основе трех этапов коррекции звукопроизношения:
С первых занятий с ребенком идет процесс накопления материала.
1. Начиная разучивать артикуляционные упражнения, ребенок вместе с мамой готовит карточки-символы упражнений. Логопед заготавливает основу для будущего домика, проводит мастер-классы и консультации с родителями. На этом этапе активным становится кармашек для дополнительных заданий. Там мы размещаем текст пальчиковой гимнастики, индивидуальный звуковой профиль, рекомендации родителям.
2. Когда звук поставлен, добавляется символ звука и буква. Можно представить схему основных признаков звука (артикуляционное положение, тактильные ощущения, характеристика по звонкости – глухости, твердости – мягкости.)
3. На начальном этапе автоматизации звука используем различные дорожки (графические задания, веревочки, бусинки и т.д.). Для закрепления звука в слогах добавляем гласные.
В словах закрепляем звук, опираясь на картинки, которые ребенок с мамой подбирает дома. Можно использовать гармошки и раскраски. Для дальнейшей автоматизации в предложениях используем различные чистоговорки в картинках, сюжетные картинки раскраски и т.д.
4. В отдельный кармашек добавляем игры и упражнения на развитие фонематического восприятия, лексико-грамматического строя. Здесь могут быть такие игры: «Запомни и повтори», «Доскажи словечко», «Определи 1-й или последний звук», «Рифмы», «Сосчитай», «Скажи, сколько», «Чего не стало?», «4-й лишний», «Отгадай», «Назови ласково» и т.д.
Для того, чтобы простимулировать ребенка, поддержать его интерес к занятиям с «логодомиком» необходимо вести «дневничок». Это может быть вкладыш или задняя сторона «домика», где можно приклеивать наклейки-«пятерочки», ставить штампики или поощрительные отметки.
В течение всего периода обучения материал закрепляется и накапливается. Ребенок получает продукт, буквально на первых занятиях. Таким образом, сухое, устное логопедическое занятие превращается в продуктивную деятельность. А для любого ребенка это всегда интересней. Также стоит отметить вовлеченность родителя в процесс коррекции, он видит работу логопеда, что немало важно! Введение такой формы работы оправдано и полностью отвечает требованиям ФГОС ДО. Логопедический лэпбук может использоваться как в учреждении, так и в частной практике логопеда. От части «Логодом» может стать альтернативой традиционной логопедической тетради.