Организация объединений с учетом интересов родителей и
детей в детском саду. «Творческая гостиная» и «Родительские
пятницы».
ст.воспитатель Панова Т.Н. МБДОУ Детский сад №19 Г. Великие Луки.
«Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности
за сокровище по имени Детство» – эти слова
Е.П. Арнаутовой определяют смысл совместной работы дошкольного
образовательного учреждения (далее – ДОУ) и семьи. Именно от взрослых,
их согласованных действий, умения договориться, помочь друг другу в
воспитании детей зависят личностное развитие ребенка и его
психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется
степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу.
В соответствии с Концепцией дошкольного образования подход к
сотрудничеству с родителями базируется на взаимосвязи семьи и ДОУ.
Сущность данного подхода состоит в объединении усилий ДОУ и семьи с
целью личностного развития ребенка вместе с взрослыми с учетом интересов
и особенностей каждого члена сообщества, его прав и особенностей.
Изменилось и понимание сотрудничества:
от простого обмена информацией к межличностному диалогу педагога
с родителями;
партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединение
усилий в развитии и воспитании детей;
атмосфера общности интересов.
Одним из эффективных способов работы с родителями является клубная
работа.
«Клуб родителей будущих школьников»
, цель которого – помочь
родителям подготовиться к школе, подготовиться к возможным трудностям, с
которыми их ребенок может столкнуться в школе, и клуб «Азбука семейного
счастья». Само, название предполагает, что семья может быть по-настоящему
счастливой лишь тогда, когда в ней счастливы все: мама, папа и, конечно же,
ребенок, который ждет, что взрослые станут его друзьями, верной опорой в
жизни.
В клубной работе решаются сразу несколько задач:
установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
объединение усилий для развития и воспитания детей;
создание атмосферы общности интересов, что способствует сплочению
родительского коллектива и других участников педагогического процесса;
активизация и обогащение воспитательских умений родителей;
осознание ими своей воспитательской роли в семье, своего опыта
взаимоотношений с ребенком.
Основные принципы работы клуба:
принятие любых точек зрения родителей, педагогов и других
участников встреч;
признание компетентности сотрудничающих сторон;
конфиденциальность общения.
Примерная тематика встреч:
преодоление ригидных стереотипов воспитания и развитие
родительской компетентности (например, встречи на темы: «Какая я мама?»,
«Мы воспитываем настоящего мужчину», «Наказать или… ?» «Сюжетно-
ролевая игра в жизни ребенка »);
актуальные проблемы для определенной группы родителей,
(приглашаются родители детей из разных возрастных групп, объединенные
общей проблемой. Это встречи на темы: «Ребенок, которого не слышно », «И
страхи тоже ступеньки детства »);
обсуждение запросов родителей одной возрастной группы (например,
встреча в клубе на тему «Первый раз в первый класс» показалась наиболее
значимой для родителей детей подготовительной к школе группы);
психологические проблемы детей разных возрастных групп (например,
тема встречи «Маленькие забияки» определилась в связи с учащением
случаев проявления агрессивности у детей старшей возрастной группы).
Представляют интерес для родителей встречи в
«Экологическом клубе»
,
работа которого построена по принципу сочетания теоретического занятия и
практического (познавательно-развлекательного). Занятия в данном клубе
способствуют расширению сотрудничества с родителями по экологическому
воспитанию детей, объединяют родителей, представляю,
возможность самовыражения (чтение стихов, пение, инсценирование,
драматизация игровая деятельность и прочее) и
встречи в
«Творческой гостиной»
, которая создана с целью развития
творческого педагогического потенциала родителей.
С целью определения условий, способствующих развитию у детей
позитивного отношения к жизни, родителям предлагалось ответить на
следующие вопросы:
«Какие события вызывают у детей радостное настроение?»,
«Каково, на Ваш взгляд, влияние педагогов детского сада на настроение
ребенка?»,
«Влияет ли включенность родителей в мероприятия, проводимые в
детском саду, на формирование позитивного настроения у ребенка?».
Большинство родителей считают совместные мероприятия (игротеки детей,
педагогов и родителей «Родительские пятницы», встречи в «Творческой
гостиной», праздники, утренники, конкурсные программы и прочее)
как
вызывающие у детей радостное настроение
. Педагоги детского сада,
по мнению родителей, своим участием, неравнодушием, умением
заинтересовать, включить ребенка в игру могут и должны изменить
настроение и самочувствие ребенка в положительную сторону. И ничто не
заменит ребенку радость и гордость за своих родителей, которые играют
вместе со всеми, и все видят, какие они умные, добрые и красивые.
Праздники в детском саду не только оставляет эмоциональный след в сердце
ребенка, но и обогащает его нравственным содержанием.
Исполнительская деятельность детей в сочетании с активным участием
взрослых, сюрпризами и играми, вплетаясь в общую цепь
эмоциональных впечатлений, делает праздник ярким событием в жизни
ребенка и остается в его памяти надолго. Для родителей это – уникальная
возможность попасть в мир детства и в игре стать «равным» ребенку.
Планированием и организацией встреч в «Творческой
гостиной» занимается художественный совет, в который входят:
заведующая ДОУ,
заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе,
музыкальный руководитель,
родители.
Художественный Совет осуществляет координацию деятельности
«Творческой гостиной», решает финансовые вопросы, устанавливает
контакты с социальными институтами детства. Совет выпускает свой
печатный орган –
газета «Театр + Я»
, которая выходит один раз в месяц. В
«Положении о газете» отражены организационно-педагогические
основы, права и обязанности издателей. Каждый выпуск посвящен теме
прошедшей встречи и информации предстоящей встречи. Авторами могут
быть родители, администрация, воспитатели и, конечно же, дети. «Детский»
материал (высказывания по поводу праздника, игры пожелания друг другу и
взрослым, ответы на вопросы анкеты и прочее) наиболее интересен.
Встречи отражают и
тематические фотографии на стенде
«Счастливы вместе»
.
Каждый из участников художественного совета выполняет свои
функции.
Заведующая детским садом:
осуществляет общее руководство мероприятием;
совместно с родителями, педагогами определяет тематику творческих
встреч; дизайн помещения и костюмов.
определяет тематику творческих встреч, основную направленность
мероприятий;
редактирует сценарий;
отвечает за организацию работы с родителями;
контролирует проведение мероприятия.
Педагог дополнительного образования:
определяет тематику творческих встреч;
разрабатывает сценарии предстоящих встреч;
проводит подготовительную работу с родителями, воспитателями и
детьми по проведению предстоящих мероприятий;
осуществляет поиск литературного материала;
проводит репетиции с родителями и детьми;
участвует в организации и проведении праздников.
Музыкальный руководитель:
осуществляет помощь в разработке сценария;
подбирает музыкальный материал;
разучивает танцы и песни с детьми и родителями.
Воспитатели:
проводят подготовительную работу с родителями;
осуществляют организационный сбор;
готовят наглядную информацию;
принимают участие в проведении мероприятия.
Родители:
вносят предложения в сценарий творческих встреч (в каждой группе
есть «Шкатулка творческих идей», куда родители помещают свои задумки,
предложения, идеи по организации и проведению предстоящего
мероприятия);
оказывают помощь в организации мероприятия, изготовлении
костюмов, атрибутов, подарков, оформлении помещения;
принимают участие в проведении мероприятия.
Этапы проведения творческих встреч:
1. Организационный:
знакомство со сценарием предстоящего праздника, обмен идеями;
распределение ролей и обязанностей;
выбор и уточнение художественных средств для раскрытия образа;
обсуждение домашнего задания.
2. Подготовительный.
поиск литературного и музыкального материала;
выполнение домашнего задания;
работа над ролью;
изготовление пригласительных билетов, подарков, костюмов и
атрибутов к празднику;
репетиции;
приобретение призов и прочее.
3. Проведение праздника.
4. Подведение итогов, обмен впечатлениями, выпуск газеты «Театр + Я».
Формы проведения «Творческих встреч»:
театрализованные представления,
тематические дни («День пожилого человека», «День сюрпризов»,
«День бантика», «День клоунов» и прочее),
викторины по сказкам,
конкурсные программы,
литературные вечера,
интеллектуально-развлекательное шоу,
Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, спортивные,
подвижные игры).
Из практического многообразия видов и форм работы с родителями
наиболее действенными являются
активные формы взаимодействия
, когда
родители – не только зрители, но и участники встреч и мероприятий. Одной
из таких форм стала совместная игротека детей, педагогов и
родителей «Родительские пятницы», тематику и содержание которых
помогают определить родители. Они же проводят игры в детском саду с
детьми.
«Родительские пятницы» помогают сформировать у родителей правильное
понимание игры в жизни ребенка как ведущего вида деятельности. Но
насыщенность детской игры определяется отношением к ней взрослого. Дети
с интересом, увлекательно играют с тем, кто сам не утратил способности
играть, выдумывать и фантазировать, любит детей.
«Родительские пятницы» помогают решать различные задачи,
в том числе:
организационные – создание и сплочение родительского коллектива;
личностно ориентированные – связаны с самоопределением,
актуализацией личной ответственности, снятием ограничений и раскрытием
ресурсов родителей;
содержательные – решение текущих проблем;
инструментальные – позволяют выработать навыки анализа реальных
педагогических ситуаций и способов их решения.
«Родительские пятницы» ставят своей задачей объединить
усилия педагогов и родителей и обеспечить:
детям:
защиту, эмоциональный комфорт;
интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома;
развитие основных способностей;
умение общаться со сверстниками, с пониманием относиться друг к
другу;
формирование уверенности в себе и своих возможностях;
родителям:
личностное общение с детьми;
активное участие в делах группы;
опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с
педагогическим коллективом;
взгляд на мир с позиции ребенка;
отношение к своему ребенку как к равному, понимание того, что его
недопустимо сравнивать с другими детьми;
возможность моделировать варианты своего поведения в игровой
обстановке;
проявление искренней заинтересованности в действиях ребенка,
готовность к эмоциональной поддержке;
педагогам:
вовлечение родителей в жизнь группы;
воспитание в детях любви и уважения к родителям;
учет пожеланий и предложений родителей.
Результатами такой совместной деятельности могут быть:
профилактика неврозов и невротических реакций детей, нарушения
поведения и других проблем психологического характера;
коррекция эмоционального самочувствия, снятие эмоциональной
напряженности, снижение индекса агрессивности и деструктивных форм
поведения;
развитие творческого потенциала ребенка, создание позитивного
настроя, усиление конструктивного поведения.
Каждый из участников совместной деятельности выполняет
свои функции.
Заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе:
осуществляет общее руководство мероприятием;
совместно с воспитателями, педагогом-психологом, родителями
определяет тематику «Родительских пятниц», которая связана с основными
видами детской деятельности и проблемами родителей по тому или иному
вопросу;
определяет содержание игротек;
определяет вопросы предметно-пространственного оформления
«Пятниц».
Педагог-психолог:
проводит наблюдение за взаимодействием детей и всех участников
мероприятия;
проводит консультирование родителей и педагогов по вопросам
подготовки к игротекам.
Воспитатели:
являются ответственными в своей подгруппе детей и родителей;
принимают участие в определении тематики «Родительских пятниц»;
осуществляют подбор игр, атрибутов и материалов к ним;
проводят подготовительные работы с родителями, организационный
сбор, распределяют проведение игр среди родителей.
Родители:
вносят предложения по тематике и содержанию «Родительских
пятниц»;
оказывают помощь в подготовке мероприятия: изготовлении атрибутов
к играм, оформлении предметной среды;
проводят игры.
Этапы проведения «Родительских пятниц».
1. Подготовительный
(определение теоретических вопросов, практической
части мероприятия).
2. Организационный
(выбор ответственных за проведение игр, дизайн
предметной среды группы, подбор материалов
и атрибутов к играм).
3. Проведение мероприятия.
4. Подведение итогов
(анализ мероприятия всеми участниками).
Структура проведения.
1 часть мероприятия – теоретическая (выступление ответственного педагога).
Далее детям предлагаются, игры, которые проводят родители: дидактические,
развивающие, подвижные, оздоровительные (дыхательная
гимнастика, корригирующие упражнения, пальчиковая гимнастика,
физкультурные минутки и прочее).
В заключение – подведение итогов.
Определение тем «Пятниц» связано с основными видами детской
деятельности в дошкольном учреждении: «Экологическое воспитание»,
«Математическое развитие», «Художественно-творческая
деятельность», «Социально-нравственное воспитание», «Физическое
развитие», а также тем, что волнует родителей, например: подготовка ребенка
ко сну, организация и проведение семейного праздника, домашнего
театра; вопросы социально-нравственного поведения ребенка, экологической
культуры детей и взрослых и др. (выявляется при регулярном анкетировании
родителей).
Ежемесячно для всех групп ДОУ планируется общая тема, например:
«Волшебные краски», «Мастерская сказки», «Оздоровительная пятница»,
«Встречаем праздник весело», «Экологические знаки».
Форма взаимодействия детей и взрослых на «Родительских пятницах»
может быть различной:
совместное участие в играх, инсценировках и т.д. в младших группах;
выполнение детьми и родителями домашнего задания и защита проекта
по соответствующей теме, участие в игре-споре взрослых и детей,
организация командных соревновательных игр экологического содержания в
старшем дошкольном возрасте.
В настоящее время не подвергается сомнению представление о детской игре как особом средстве передачи детям общественного опыта, средстве, стихийно возникшем, а затем специально культивируемом обществом.
Принято выделять два основных типа игры: сюжетно-ролевая и игра с правилами (дидактические, т.е. обучающие и подвижные). Во всех этих видах игр используется игровой материал.
Игрушка с самого раннего детства предоставлена в самостоятельное пользование ребёнка. Когда ребёнок совершает какие-то действия с игрушкой, у неискушённого наблюдателя складывается впечатление, что он играет. Но это не означает, что он играет: он совершает отдельные игровые действия вне сюжетного контекста, т.е. осуществляет лишь отдельные фрагменты целостной игровой деятельности.
В настоящее время нарушается передача игровой культуры от поколения к поколению. Это связано прежде всего с тем, что группы в детских садах в основном одновозрастные, а из этого вытекают последствия: не осуществляется передача сюжетов, правил игр от старших детей младшим; семьи в большинстве своём малочисленны; старшие дети в семье обычно чересчур заняты, "заорганизованны"; родители в силу занятости, или неумения, или непонимания того, какое значение имеет для ребёнка игровая деятельность, редко играют с детьми. Так вот в такой ситуации, когда нарушается передача игровой культуры от поколения к поколению, ослабляются игровые связи, начинают исчезать традиционные сюжеты и правила игры и средством для игры остаётся лишь игрушка, не способная к сожалению заменить живое общение, познание взаимоотношений.
Сюжетно-ролевая игра - это особая деятельность детей, специфика которой носит условный, замещающий характер по отношению к серьёзной, настоящей деятельности. В ней дети воссоздают окружающий их мир, действия и отношения людей, события. Воссоздание - оно осуществляется за счёт игровых действий, игровых ролей, игровой (предметной) ситуации - позволяет детям реализовать сюжетное событие, определяющее смысловой контекст игры.
Сюжет представляет собой или развёрнутое описание событий, происходящих с какими-то персонажами, ситуаций, в которые они попадают, отношений, в которые они вступают (такими сюжетами могут выступать сказки, рассказы), или свёрнутое описание, обозначающее лишь тему игры, основных персонажей, действия и отношения которых воспроизводятся в процессе (игра в "дочки-матери"), ситуацию, в которой развёртывается событие (игра в "больницу", "магазин").
Традиционные игры передаются детям в общении с близкими взрослыми уже в раннем детстве. Мать (или другой близкий взрослый), желая позабавить ребёнка, вызвать его активность, рассказывает ему несложные ритмичные сюжетные тексты типа "Сорока-белобока", "Коза рогатая". При этом она не просто рассказывает, но и показывает несложные действия по ходу рассказывания, подкрепляя действия соответствующей интонацией, мимикой. Общаясь таким образом с ребёнком, взрослый ведёт игру как целостную деятельность, включающую и персонажи, и действия, и события, т.е. переводит традиционный сюжет в процесс игры.
Первоначально играет взрослый, ребёнок участвует как зритель; его участие выражается лишь в повторении отдельных, очень простых действий. Постепенно взрослый увеличивает меру участия малыша. По мере того, как ребёнок овладевает способами игровой деятельности, взрослый начинает организовывать его самостоятельную игру, а сам всё чаще и чаще отстраняется от совместной деятельности. Малыш попадает в мир игрушек, в мир играющих детей. Иными словами, он переходит от узкой, семейной игровой традиции к игровым традициям, задаваемым воспитателями детского сада, дворовой группой и т.д.
Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?
От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто-станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким образом родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого.
Сколько времени нужно уделять игре?
Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Как правило, любой родитель способен понять, в какой момент ребёнку наскучила игра и тогда нет смысла продолжать её дальше.
Роль родителей в игре
Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её зарождение, когда родитель имеет возможность показать как и во что можно играть. Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким образом его воспитывая.
Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:
1. Игра не должна строиться на принуждении.
2. Игра - творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.
3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие.
Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло.
Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты - пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать директором магазина, и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребёнку начать выпекать хлеб, булочки, пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию.
Постоянное присутствие взрослого, когда ребенок охотится за пиратами вовсе не обязательно. Ребенок должен учиться развивать свою фантазию и логическое мышление самостоятельно. Взрослый – это наблюдатель, который способен изменить или исправить ситуацию. Взрослый – это могущественный, но второстепенный герой ролевых игр по сравнению с ребенком, который непременно - главный герой.
Разумно вмешаться взрослому, когда игра приобретает жестокий сюжет, герои превращаются в злодеев. При этом не спешите остановить игру, а лучше вспомните, насколько хорошо вы объяснили своему чаду понятия добра и зла, хорошего и плохого? Возможно стоит повторить урок, и предотвратить возникновение подобных игр? Также родителям следует повнимательнее приглядеться к "чудищу", в которого превращается ребёнок. Может оно окажется добрейшим существом, не представляющим никаких опасений. В современных мультфильмах внешний образ обманчив. Поэтому старайтесь контролировать литературу и зрелища, которые получает ваш ребёнок. И если уж он ни дня не может прожить без какого-нибудь сомнительного мультика, посмотрите его вместе с малышом. Ваши отрывочные замечания по поводу поведения героев наверняка запомнятся. Если очевидно, что ребенок сознательно играет в жестокую и злую игру, дайте ему выговориться, может это – скопившаяся агрессия и ей необходим выход. Подумайте над её природой. Затем заинтересуйте ребенка новой интересной игрой. Помогите плохим героям превратиться в хороших.
Самые распространённые сюжетные игры
Самая, пожалуй, древняя сюжетно-ролевая игра – это игра в «семью». Обычно ребенок сам начинает в нее играть, и от родителя требуется только ее контролировать, а также постараться понять, как он оценивает родителей и близких, не существуют ли какие-либо проблемы.
Через ролевую игру ребенка можно знакомить с различными профессиями, особенно, если их представителем является кто-то из родителей. Классические примеры: игра в шофёров, врачей, полицейских, учителей и т.д.
Сюжетно-ролевую игру можно провести даже в самом ограниченном пространстве (например, в автомобиле, во время длинного путешествия, если вы, конечно, не за рулём). Для этого вам хватит … рук. Делаем ножки с помощью указательного и среднего пальцев рук, и человечек побежал. Придумайте роли для своих человечков и вперёд, преодолевать самые разные препятствия. В этой игре большим плюсом является возможность физического и духовного контакта родителя с ребенком.
С помощью исторических игр, например, в рыцарей, принцесс можно познакомить ребенка с другим миром, развить интерес к историческому прошлому.
Также очень важно помогать или хотя бы не препятствовать строительству домика для ребенка – под столом, накрытым шторой, из стульев, из подушек и т.д. Даже взрослым необходимо пространство для уединения, где можно собраться с мыслями, почувствовать себя защищённым, дошкольнику же особенно это важно. Это место, которое он может осознавать как «своё» и предаться там своим фантазиям.
Кроме того, сюжетно-ролевые игры могут помочь ребёнку справиться с различными детскими страхами. Например, если ребёнок боится воды, то игра «купаем куклу» поможет справиться с этой проблемой.
Ирина Смирнова
Весёлые игры с родителями
Программное содержание :
1. Способствовать укреплению эмоционально-положительных отношений в семье, а также укрепить взаимосвязь между семьей и д/садом.
2. Закрепить знания детей о режиме дня, валеологические знания, а также понятия
3. Закрепить основные движения : виды ходьбы (по ограниченной площади опоры, с перешагиванием через препятствия, змейкой, пролезание в обруч, имитационные и танцевальные движения.
4. Развить быстроту и ловкость, внимание и мышление, творчество и воображение.
5. Воспитать чувство здорового соперничества в единстве с добрым отношением друг к другу.
Предварительная работа :
1. Беседы о режиме дня, на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Закрепление понятий : фрукты-овощи, плоды, геометрические фигуры.
2. Разучивание музыкально-ритмической композиции «Весёлая зарядка » (из мультфильма «Зарядка для хвоста» , «Воспи-питание» .
3. Обучение пролезанию в обруч в движении.
4. Пропаганда знаний среди родителей о здоровом образе жизни и необходимости совместных физкультурных досугах в детском саду.
5. Подбор настольно-печатного материала.
Инвентарь :
Кегли, два обруча большого размера, четыре модуля, два зонта, две пары обуви большого размера, 2 мольберта и 2 фломастера.
Две команды (дети с одним из своих родителей ) входят в зал под спортивный марш.
ВЕДУЩИЙ :
ПАПА, МАМА + ДВИЖЕНИЕ
И В СЕМЬЕ НЕТ НАПРЯЖЕНИЯ.
ВСЕМ СТАНОВИТСЯ ПОНЯТНО,
ЧТО ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ ПРИЯТНО.
Ребята давайте расскажем и покажем вместе с вашими родителями как интересно вы живете в детском саду. Согласны? Тогда я предлагаю начать спортивную игру «ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ» с разминки : «Кто дружнее и быстрее придумывает название команде» .
Действие - Команда произносит свое название дружно и вместе
Всем знакома ситуация, когда утром вы с ребенком спешите в детский сад.
Эстафета «НЕ ОПАЗДАЙ В ДЕТСКИЙ САД» .
Действие – под зонтом, который держит взрослый, ребенок передвигается в большой обуви (папины тапки) до ориентира и обратно.
Если вы вовремя пришли в детский сад, то день у вашего ребенка начнется с зарядки, которую ребята сейчас вам покажут.
ТАНЕЦ «ВЕСЕЛАЯ ЗАРЯДКА» (песня из мультфильма «Зарядка для хвоста» )
Затем время для проведения водных процедур.
Эстафета «ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ» .
Действие – ребенок двигается до ориентира наступая только на мягкие модули, которые ему подкладывает взрослый на каждый шаг. На ориентире ребенок выбирает нужную карточку-запрещение показывающую недопустимые действия : при умывании, при еде, при чтении книги. Обратно ребенок бежит с выбранной карточкой, а взрослый с мягкими модулями (передает на финише модули следующему участнику) .
После умывания – завтрак, а воспитание детей проходит в течении всего дня, о чем следующая песня «ВОСПИ-ПИТАНИЕ» .
ТАНЕЦ «ВОСПИ-ПИТАНИЕ» (Сборник Л. А. Бурениной)
(Для танца дети строятся в шеренгу перед родителями ) .
После завтрака – разные интересные занятия.
Сегодня проведём комплексное занятие, в котором надо показать знания по математике, рисованию и физкультуре.
ЭСТАФЕТА «НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА ИЗГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»
Действие – взрослый до мольберта прокатывает большой обруч, в который ребенок пролезает по ходу движения, рисуют соответственно большого и маленького человека и бегом обратно.
После занятий наступает любимое время – прогулка, на которой можно поиграть в подвижные игры :
ВЫШИБАЛЫ (МЕДВЕЖЬИ) – дети играют без родителей .
ДОГОНИ МЯЧ – дети с родителями по кругу передают 4 (5,6) мяча.
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА – народная игра, проводится с родителями .
А что дети делают после прогулки?
ЭСТАФЕТА «ПРИГОТОВЬ НА ОБЕД ВИНЕГРЕТ И КОМПОТ» .
Действие – бег змейкой до ориентира, обратно по прямой, принести на пластмассовой тарелке соответственно фрукт или овощ.
Тем временем у родителей :
КОНКУРС КАПИТАНОВ СРЕДИ ВЗРОСЛЫХ :
Для мам – кто быстрее очистит яблоко?
Для пап – кто быстрее съест это яблоко?
Наступает тихий час – звучит спокойная музыка, команды готовят задание «ПОКАЖИ СВОЙ СОН»
Действие – имитационными движениями без слов показать русскую народную сказку, например «Колобок» или «Репка» - отгадывает команда соперников.
После сна и полдника наступает время для спокойных игр.
ЭСТАФЕТА «НЕ ЗАЗВЕНИ КОЛОКОЛЬЧИК»
Действие – тихая ходьба до ориентира и обратно через препятствия с колокольчиком в руке, на ориентире необходимо положить одну карточку настольно-печатной игры .
ОЦЕНКА ЖЮРИ, БЛАГОДАРСТВЕННОЕ СЛОВО И РУКОПОЖАТИЕ КОМАНД.
ОЧЕНЬ РАДА Я ЗА ВАС СЕГОДНЯ
И СОВЕТ ТАКОЙ ВАМ ДАМ :
ЗАНИМАЙТЕСЬ ФИЗКУЛЬТУРОЙ
ПО УТРАМ И ВЕЧЕРАМ!
БУДЬТЕ В ДРУЖБЕ С ФИЗКУЛЬТУРОЙ
ПАПЫ, МАМЫ, ДЕТИ.
ВОЗДУХ, СПОРТ И ВИТАМИНЫ
ВСЕМ НУЖНЫ НА СВЕТЕ.
А ЗА ПРАЗДНИК НАШ ВЕСЕЛЫЙ
Я ВАС ВСЕХ БЛАГОДАРЮ,
СВОЙ ПОДАРОК ВИТАМИННЫЙ
НА ЗДОРОВЬЕ ВАМ ДАРЮ!
Награждение фруктами. Выход команд под весёлую музыку .
Общеразвивающая игра «Это мой ребенок?!»
Цель : Способствовать развитию коммуникативных умений, гармонизации детско-родительских отношений.Задачи:
1. Познакомить с одной из форм работы с родителями.
2. Развивать творческие, актерские способности детей.
3. Воспитывать взаимоотношение, доброжелательное отношение друг к другу.
Воспитатель 1 . Здравствуйте дорогие друзья!
Воспитатель 2. Здравствуйте уважаемые зрители! Мы с вами находимся на телепередачи, которая называется «Это мой ребенок» Как вы знаете, на каждой телепередаче есть ведущие. Давайте поприветствуем наших ведущих: Галина Владимировна и Светлана Алексеевна.
Воспитатель 2. А теперь пришла пора представить главных действующих лиц – наших участников. (участники по одному входят в зал). Семья ХХХ1: мама Екатерина Александровна и ее сын Матвей, семья ХХХ2: мама Елена Николаевна и ее дочь Арина.
Воспитатель 1. Семья ХХХ3: мама Яна Андреевна и ее сын Даниил, семья ХХХ4: мама Юлия Николаевна и ее дочь Виктория.
Воспитатель 2 . Уважаемые родители ваши дети очень любят ходить в детский сад и поэтому для первого конкурса они приготовили вам видео-задание, которое называется «Закончите мысль». Итак, внимание на экран, отвечает тот родитель, чей ребенок появляется на экране (на экране поочередно появляются видеоролики)
На экране появляется Матвей: «Меня зовут Матвей, мне 4 года. В детском саду я больше всего люблю играть, кушать и спать. Это наша спальня, а это моя кроватка. Перед сном, я люблю слушать …» (сказки).
На экране появляется Арина: «Здравствуйте, меня зовут Арина, мне 4 года, я люблю ходить в детский сад, это наша группа, это наши игрушки, мы играем с куклами, машинами, строим дома из кубиков, строим дома из кубиков, моя любимая игрушка …» (ноутбук)
На экране появляется Даниил: «Здравствуйте, меня зовут Даниил, мне 4 года я люблю ходить в детский сад, это наша группа, это наши игрушки, мы Мне очень нравится ходить в детский сад. Мы здесь играем, рисуем, лепим. Я очень люблю играть в настольные игры. У меня на столе конструктор, мозаика, домино. Моя любимая настольная игра …» (пазлы).
На экране появляется Виктория: «Здравствуйте, меня зовут Виктория, мне 4 года. Я люблю маму и папу. Мне нравится ходить в детский сад. Это наша раздевалка, а это мой шкафчик, в нем находятся мои вещи – курточка, шапочка, шарфик, сапожки. А еще в шкафчике есть вот такой пакет, в котором находится …» (физкультурная форма)
По итогам первого конкурса жюри подводит итоги.
Воспитатели 1 . Все большие молодцы, продолжаем наши соревнования. Внимание второй конкурс «Мама, папа, я спортивная семья»
Ведущий обращается к участникам и спрашивает: «А вы любите заниматься спортом?» «Да»
Воспитатель 2. Уважаемые родители, ваши дети рассказали нам о своем виде спорта, теперь мы проверим, знаете ли вы любимый вид спорта вашего ребенка.
Конкурс заключается в следующем, ребенок заходит за ширму и выбирает атрибут необходимый для его любимого вида спорта.
Матвей любит плавание и берет шапочку для плавания, очки и полотенце. Вика берет коньки. Даниил берет футбольный мяч, Арина берет ленту для занятия танцами.
Дети по очереди выходят из-за ширмы и показывают свой любимый вид спорта.
Жюри подводят итоги второго конкурса.
Третий конкурс: «Угадай рисунок» . Дети рисуют свою семью, повернувшись спинами к родителям, через некоторое время рисунки вывешиваются на доске под номером от одного до четырех, родители поднимают карточку с тем номером, под которым они считают, что ребенок изобразил именно их семью.
Жюри подводит итоги.
Заключительный конкурс для родителей и детей, называется «Волшебный мир сказок».
Воспитатель 1
. Уважаемые участники, ваша задача угадать о какой сказке или о каком сказочном герое идет речь. Звучит подсказка, и если вы знаете ответ, то громко звоните в колокольчик.
1. Какая принцесса жила в океане (русалочка).
2. Кто доставил бабушке гостинцы (красная шапочка).
3. Какой утенок превратился в лебедя (гадкий утенок).
4. Кто доставил бабушке и дедушке гостинцы в корзине (медведь).
5. Кто заморозил хвост в пруду (волк).
6. В каком домике жило много зверей (теремок).
Жюри подводит итоги заключительного конкурса и игры в целом.
Воспитатель 2. Мы благодарим наших участников, поздравляем победителя и вручаем призы всем нашим участникам.
До новых встреч!
Тема: «Моя большая, дружная семья».
Цель: развитие взаимоотношения воспитанников и их родителей посредством включения в совместную творческую деятельность, обогащение отношений детей и родителей через эмоциональное общение.
Подготовительная работа:
Изготовление именных пригласительных билетов для каждой семьи,
Разучивание родителями и ребенком пословиц и поговорок о доме и о семье,
Оборудование:
Чистые листы бумаги,
Фломастеры, карандаши для изготовления визитных карточек семей.
— два набора строительного конструктора (крупный),
— заготовки из бумаги в виде сердца,
— ножницы,
Чайная посуда для эстафеты,
Диск с песнями
Оформление:
Плакаты «О семье, о доме»,
— высказывание великих людей о доме и о семье,
Воздушные шары
-«Дерево желаний»
— фотографии из семейного альбома
Ход собрания:
Звучит песня Ю. Антонова «Крыша дома твоего». В зал входят дети и родители.
Воспитатель: Добрый день! Мы рады, что все сегодня собрались на нашу встречу «Моя большая, дружная семья».
Ведь только в семье человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждения своей значимости и уникальности.
А, что такое семья? (высказывания родителей и детей)
Воспитатель: Семья — это дружный коллектив родственников, связанных кровными узами, единомышленники, друзья, готовые всегда прийти на помощь. А вы знаете, как появилась семья?
Воспитатель читает стихотворение А. Дмитриева «Семья»
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я»
«Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я»
«Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: «Я»
Кто платье сошьет, постирает белье?
Меня приласкает, украсит жилье?
«Я, я – тихо молвит Ева – я, я.
Сказала она знаменитых семь «я» —
Вот так на Земле появилась семья.
Воспитатель: Чтобы начать наш вечер, нам надо представиться.
Вопросы родителям:
Вопросы детям:
Воспитатель: Семья начинается с любви, доброты, заботы друг о друге, и конечно, с дома.
Родительский дом – всему начало. Ведь именно родители закладывают в своего ребенка, то, с чем он живет потом всю свою жизнь.
«Дом – жилое здание; свое жилье, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство; место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования».
Это житие – бытие под одной крышей, в кругу близких людей, их единодушие, дружба, поддержка, согласие, умение ладить друг с другом.
Однажды скульптор Роден сказал:
«Дом должен улыбаться улыбой человеческой души».
Давайте все вместе построим наш общий, большой, светлый, дружный, теплый дом.
Взрослые и дети строят дом.
Воспитатель: Наш дом получился уютный, гостеприимный, добрый, полезный для всех.
А вы знаете пословицы о доме, семье, дружбе?
Вот так, воспитываясь на народной мудрости, мы учимся ценить свою семью, близких и друзей.
Воспитатель: В каждой семье много фотографий. А если у вас визитная карточка вашей семьи? Давайте попробуем нарисовать рисунок «Моя большая, дружная семья»?
Звучит песня «Маленькая страна» Н. Королевой. Дети рисуют свою семью.
Воспитатель: Все визитные карточки разные, каждая интересная по-своему и, конечно, их объединяет дружба, взаимопомощь. Мы организуем выставку визитных карточек.
Говоря о семьи, мы можем говорить о приоритетах в воспитании и развитии детей и семейных ценностях.
Усилия, направленные на работу с детьми, должны быть взаимно приемлемыми, дополняющие друг друга.
Викторина «Ценности вашей семьи»
Из предложенных качеств выберете три наиболее значимых для вас и вашей семьи:
Пожалуйста, прочитайте и продолжите фразы:
Спасибо за ответы.
Воспитатель: Мы знаем, что каждая семья – целый мир. Свая культура, традиция. Одна
из традиций каждая семьи – чайная церемония. А. теперь давайте поиграем.
Дети делятся на 2-ве команды и проводится игра «Кто быстрее накроет на стол».
Воспитатель: И снова семейный конкурс: «Великолепная семерка». (Каждая семья отвечает на один вопрос.)
На все вопросы нужно отвечать быстро и правильно. Все вопросы связаны с цифрой «семь».
Воспитатель: Вы с честью прошли испытание, и вышли из него победителями.
Семья создается родителями. И от вашей любви и согласия семья становится крепкой. Мама в семье готова отдать все, что у нее есть, ради благополучия детей.
Дети читают стихи:
У маленькой мышки – большие заботы:
Зайти в магазин, возвращаясь с работы,
В авоськах мышатам еду принести.
Сварить, накормить и полы подмести.
И кошка спешит от субботы к субботе,
И кошка, как мышка весь день на работе.
И после работы у кошки дела:
Купить, приготовить, убрать со стола.
З кошек и мышек мне стало обидно:
Котята! Мышата! Вам разве не видно,
Что мамам на помощь должны вы прийти.
Согреть, не бросать и полы подмести.
Вам разве не стыдно, что мамы устали?
Совсем телевизор смотреть перестали.
Работают даже по выходным!
Ах, как тяжело без помощников им.
Мне жалко бедняжек – сказал я, заплакав.
А мама ответила: «Мир одинаков»
Я днем на работе, а после шести
Мне нужно готовить, кормить и мести,
Стирать, пылесосить. вязать. убирать.
Смеяться, шутить и с тобою играть.
А. Дмитриев
Воспитатель: Наше знакомство состоялось. Дом для большой и дружной семьи мы построили, а теперь давайте посадим дерево наших желаний.
(Звучит песня «Настоящий друг» музыка Б.Савельева,
слова М. Пляцковского, под музыку каждая семья вырезает сердечко и пишет пожелание себе и всем присутствующим, затем читают и вешают сердечко на дерево желаний.)
Воспитатель : Хочется закончить нашу встречу такими словами:
Берегите друг друга!
Добротой согревайте!
Берегите друг друга!
Обижать не давайте!
Берегите друг друга!
Суету позабудьте.
И в минуту досуга
Рядом вместе побудьте!
О. Высотская
Любви, здоровья, счастья, взаимопонимания в ваших семьях.
Звучит песня «Мы желаем счастья вам» музыка С. Намина,
слова С. Шаферана.
Приложение.
Памятка для хороших родителей.
«Сказать, ничего не говоря, — это высочайшее
искусство воспитания, которое
свидетельствует об истинном и глубоком
контакте между родителями и детьми»
Дорогие, родители!
Пусть ваши тревоги, заботы окупятся радостью удач, взаимопониманием, любовью детей.
Удачи в воспитание ваших детей.
Литература.
Научно — практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» №6, 2008г. страница 99
Россия, Кемеровская область, г. Кемерово.
Кемерова Марина Анатольевна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №9 «Детский сад компенсирующего вида»