Массаж грудничку 3 4 месяца. Массаж для грудничков с подробной фото-инструкцией. Разгибание и сгибание стоп

30.06.2023 Развитие

Чтобы малыш рос здоровым и крепким, родителям необходимо уделять достаточно внимание его массажу. Такой вид массажа носит название общеукрепляющий. Если же у ребенка обнаружены отклонения в развитии, проводится лечебный массаж.

Первый всегда состоит из поглаживаний и аккуратных растираний, второй несколько усложнен, поэтому проводить его в домашних условиях не рекомендуется, лучше доверить процесс высококвалифицированному доктору.

Зачем делать массаж ребенку в 3-4 месяца

  • правильно проведенная процедура позволит избежать появления нарушений в работе опорно-двигательного аппарата малыша, который пока находится на стадии формирования;
  • улучшает состояние нервной системы, успокаивает и обеспечивает спокойный сон;
  • благотворно действует на рост ребенка;
  • восстанавливает пищеварение, если оно отклонилось от нормы.

Вместе с общеукрепляющим массажем здоровому ребенку часто прописывают делать легкую гимнастику, из каких упражнений она состоит – проконсультируйтесь у врача.

Лечебный массаж применяется, если малышу 3-4 месяца, и его родителям пришлось столкнуться с такими неприятными недугами:

  • при диагностированной кривошее;
  • рахите;
  • сколиозе;
  • плоскостопии;
  • пупочной грыже;
  • косолапости;
  • грыже, образовавшейся у грудничка 3-4 месяца в области паха;
  • недостаточном физическом развитии.

Что еще важно знать

Детям в возрасте 3-4 месяца в домашних условиях следует делать только общий массаж, и чтобы не навредить здоровью грудничка, нужно придерживаться основных правил:

  1. До тех пор, пока крохе не исполнилось 3 месяца, длительность 1 сеанса не может превышать 15 минут, когда малышу исполнилось уже 4 месяца, желательно довести продолжительность до 25 минут.
  2. Прежде чем приступать к процедуре, нужно тщательно вымыть руки, высушить, а ногти подстричь, чтобы ненароком не поранить нежную кожу младенца.
  3. Не относитесь к массажу как к формальной процедуре. Постарайтесь и сами получить удовольствие от общения с крохой – когда еще можно провести с любимым чадом время столь беззаботно? Общайтесь с малышом, разговаривайте, играйте и наблюдайте, как меняются его эмоции. Если при рождении кроха не издавал ни звука и никак не реагировал на окружение, то в 3 месяца он уже начинает улыбаться и получать удовольствие от контакта с близкими людьми. Отлично, если массаж ассоциируется с игрой, иногда добиться этого легко, если тихонько включить ритмичную музыку.
  4. Специалисты рекомендуют увеличивать продолжительность занятий, если малыш здоров и с удовольствием реагирует на массаж.
  5. Детям зачастую особенно нравятся отдельные упражнения, проследите, какие упражнения захватывают малыша и вызывают смех. В следующий раз начинайте делать массаж именно с этих упражнений.

Подготовительный этап

Немаловажно уделить должное внимание подготовке столика, на котором планируется проводить массаж. Место должно быть удобным и комфортным как для родителя, так и для грудничка. Отдайте предпочтение столу с ровной и гладкой поверхностью, который устойчиво стоит на полу. Чтобы не повредить спинку малыша, медики предлагают простелить мягкое одеяльце, но не шерстяное – оно может вызвать аллергическую реакцию и воспаления.

Возьмите также детский крем или воспользуйтесь вазелиновым маслом.

Что касается температуры в комнате, где будет проходить массаж для ребенка возрастом 3 месяца, следует придерживаться диапазона 22-25 градусов, экспериментировать с другими температурными режимами врачи не советуют. Плотно закройте все форточки и не допускайте сквозняков.

Не нужно начинать массаж, когда вы покормили малыша, выждите хотя бы 40 минут после кормления. Не проводите процедуру и за 40 минут до приема пищи. Лучше заниматься массажем в утренние часы, пока малыш еще не успел закапризничать и начать вредничать. Состояние родителя в эту минуту также немаловажно, ведь кроха буквально считывает настроение взрослого и ведет себя соответственно тому, что чувствует и видит. Поэтому если вы чем-то сильно обеспокоены или недавно с кем-то повздорили, лучше отложить массаж в сторону.

Большинство детей уже уверенно держат головку. Если же ваш кроха еще не освоил этот навык, обязательно покажите его детскому невропатологу. Чаще всего это дети, рожденные недоношенными, плохо набирающие вес, им просто пока не хватает сил, чтобы удерживать тяжелую голову, потому гимнастика и для них играют сейчас особо важную роль. Чаще выкладывайте малыша на живот, чем больше вы будете давать нагрузку на мышцы шеи, тем быстрее они окрепнут.

В 3 месяца малыш весел, у него уже начинает постепенно проходить мышечный тонус рук и ног , потому ваши гимнастические занятия могут разнообразить некоторые упражнения, которые мы приведем ниже. В 3 месяца основная физическая задача ребенка – научиться переворачиваться со спины на животик. Всячески стимулируйте первые попытки малыша это сделать, выкладывайте на некотором расстоянии он крохи его любимые игрушки или яркие предметы, и пусть кроха пробует дотянуться до них.

Для занятий обязательно подберите шуточные потешки, стишки, приговорки, для тренировки памяти и внимания свяжите определенные упражнения с подготовленными словами . Можно дополнить ваши занятия песнями, многим детям так это нравится, что они начинают сами подпевать мамам.

Комплекс упражнений для детей 3 месяцев:

1. Массаж рук . Начинаем с поглаживаний, затем добавляем растирания, заканчиваем встряхиванием. Не забудьте о массаже ладоней и пальчиков. На ладошках находится много биологически активных точек, массаж которых стимулирует работу внутренних органов, а массаж пальчиков способствует развитию мелкой моторики ребенка и как следствие его речевому и умственному развитию.

2. Скрещивание рук на груди . Возьмите кроху за ручки, разведите их в стороны и выполняйте разведение и сведение рук на груди крестообразно, чередуя то левую, то правую руку сверху. Если у ребенка не прошел к этому времени тонус мышц рук сгибателей, то возможно вы не сможете выполнить такое упражнение, тогда уделите больше времени массирующим движениям.

3. Массаж живота по часовой стрелке по кругу , далее упражнения для профилактики и лечения пупочной грыжи (аналогичные как в 1-2 месяца).

4. Упражнения для мышц живота , а также для профилактики колик и . Выполняйте сгибания ножек в коленках и прижимание их к животу. Подъем прямых ног к голове, подъем попеременно каждой ножки к противоположному уху, т.е. касаемся пальчиками правой ноги левого ушка и правой ноги – левого ушка соответственно.

5. Разведение согнутых в коленках ножек в стороны , можно выполнять круговые движения в тазобедренных суставах.

6. Массаж ног . Поглаживайте, растирайте ножки крохи от пятки к паховой области. Особое внимание уделите массажу стопочек крохи и подвижности в тазобедренном и голеностопном суставах. На ступнях, как и на ладонях, находится множество биологически активных точек, стимуляция которых будет укреплять организм крохи.

7. Массаж спины . Начинайте с поглаживаний снизу вверх тыльной стороной ладоней, сверху вниз ладонями, затем разотрите спинку по обеим сторонам от позвоночника от попы к шее, не забудьте размять и ягодички малыша. Затем поверните кроху на бочок и проведите рефлекторное упражнение – сгибание и разгибание позвоночника.

8. Из положения на боку учите малыша переворачиваться на животик , когда он освоит этот переворот, обучайте его переворачиваться из положения, лежа на спинке. Для этого согните в коленке и поверните в сторону поворота ногу малыша и поведите его за руку в ту же сторону.

9. Разгибание позвоночника лежа на животе навесу – «аэроплан» . Возьмите кроху одной рукой под животик, второй придерживайте ступни малыша и поднимите его в таком положении, малыш подымет головку и прогнет спинку.

10. Возьмите малыша под мышки и упирайте стопами в стол , кроха будет отталкиваться ими от твердой поверхности, как бы пританцовывая.

11. Подъем за ручки . Вложите свои большие пальцы в ручки малыша и, держа его за них, приподымайте кроху, как бы усаживая его. Это упражнение укрепляет мышцы шеи и обучает ребенка держать голову при подъеме. Достаточно выполнить до 4-5 таких подъемов.

Массаж ребенка в 3 месяца — видео:

Упражнения для ребенка 3 месяцев — видео:

В возрасте 3–4 месяцев ребенок бодрствует уже 4–5 часов в сутки, и вы уже знаете, как он реагирует на упражнения, в какое время суток с ним можно заниматься гимнастикой и массажем. Главный показатель правильного выбора времени – это хорошее настроение малыша во время занятий и после их окончания.

В 3-месячном возрасте ребенок уже уверенно лежит на животе и из этого положения умеет поднимать не только голову, но и всю верхнюю часть туловища. При этом он опирается на согнутые руки. Старайтесь как можно чаще перекладывать малыша на живот. Причем делать это нужно не только на столе для пеленания в процессе ежедневных занятий, но и на любой другой поверхности в любое время дня – в кроватке, на диване, полу и т. д.

Благодаря многократным повторениям движения его ног и рук совершенствуются, приобретая значение двигательных. Производя движения ногами и упираясь ими в пол, ребенок начинает перемещаться в разные стороны и обнаруживает это, так как положение головы позволяет ему видеть все, что происходит вокруг. Очень скоро ваш малыш поймет пользу движений, которые помогают ему перемещаться вперед, а чувства, которые он при этом испытывает, позволят ему их запомнить. К 4 месяцам ребенок уже умеет приподниматься на вытянутых руках. При этом он опирается только на ладони.

Очень важно, чтобы при этом ладошка малыша была полностью раскрыта, а пальчики расправлены. Для того чтобы этого достичь, чаще хлопайте ладонями ребенка по собственным ладоням или твердым поверхностям.

3–4-месячный малыш становится общительнее: он начинает «гулить», чаше улыбается, а на ласковое обращение взрослых отвечает целым комплексом оживления: улыбкой, активными движениями ног и рук, а также звуками. Эту полезную реакцию нужно поддерживать частым общением с ребенком.

В этом возрасте проявляется интерес к игрушкам. Он тянется к ним, а ближе к 4 месяцам берет в руки игрушку, удерживает ее и пытается гладить. Подберите несколько ярких, удобных для захвата погремушек, желательно с округлой ручкой. Игрушки, имеющие граненую или плоскую ручку, не рекомендуются, так как, для того чтобы взять их в руку, ребенку не нужно противопоставлять большой палец остальным, что тормозит развитие ручных навыков. Наверняка вы обращали внимание, как школьники начальных классов держат карандаш или ручку. Так вот, неправильное или правильное положение этих предметов в руке формируется еще в младенческом возрасте.

Новорожденный ребенок тоже может схватить предмет, но делает это случайно и нерегулярно. Но главное отличие хватательных движений новорожденного от тех же движений 3–4-месячного ребенка заключается в том, что первый может держать предмет, но не умеет его выпустить. К 3–4 месяцам, когда малыш подрастет, движения его рук становятся целенаправленными, поэтому он уже может отпустить не понравившийся ему предмет и взять яркую игрушку.

В этом же возрасте исчезает физиологический гипертонус сгибателей рук, а ближе к 4 месяцам – ног, поэтому движения конечностей становятся более точными и свободными. Это означает, что в занятия можно включать самые простые пассивные упражнения, чтобы постепенно перейти к более сложным. Комплекс, приведенный ниже, включает пассивные упражнения для ног и рук ребенка, которые желательно выполнять с вибрацией (легким встряхиванием). Для развития мышц живота, спины, ног и шеи используются рефлекторные упражнения, в том числе и рефлексы позы тела. Особенно важен рефлекс, заставляющий малыша на весу отклонять голову в противоположную сторону: на спине – вперед, на животе – назад, на левом боку – вправо, на правом боку – влево. Чаще переворачивайте ребенка в воздухе, так как при этом развивается вестибулярный аппарат.

Кроме того, нужно обратить внимание на формирование такого навыка, как поворот со спины на живот. 4-месячный малыш делает это самостоятельно, ему требуется лишь незначительная помощь со стороны взрослых. Теперь уже нельзя оставлять малыша без присмотра там, где он, перевернувшись, может упасть.

Занятия гимнастикой и массаж могут быть более продолжительными, но их длительность нужно подбирать индивидуально, на основании степени подготовленности и возможностей ребенка. Если вы не успеваете сделать упражнения за 1 раз, перенесите их на другое время. Массаж приобретает более интенсивный характер за счет введения нового приема – растирания, которое выполняется подушечками согнутых пальцев. Применяется и кольцевое растирание. Важно помнить, что массаж тела должен начинаться с поглаживаний и заканчиваться ими же: это способствует расслаблению мышц и успокоению нервной системы.

Основной целью занятий с малышом 3–4-месячного возраста являются:

1. Стабилизация тонуса ног.
2. Воспитание навыков изменения положения тела.
3. Развитие умелости рук, чему способствуют:

  • общение с малышом;
  • вкладывание в его ладони игрушек с удобными для захвата ручками;
  • плавание и теплые ванны;
  • более энергичные приемы массажа;
  • активные рефлекторные движения;
  • пассивные упражнения с применением вибрации.

Комплекс 2

1. Массаж рук:

  • поглаживание (5–6 раз);
  • кольцевые растирания (2–3 раза);
  • поглаживание (2–3 раза).

2. Скрещивание рук на груди (6–8 раз).

3. Массаж ног:

  • поглаживание (по 2–3 раза);
  • кольцевые растирания (5–6 раз);
  • поглаживание (2–3 раза).

4. «Скользящие шаги» (5–6 раз).

5. Повороты на живот (по 2–3 раза в каждую сторону).

6. Массаж спины:

  • поглаживание (2–3 раза);
  • растирание всей поверхности спины подушечками пальцев (2–3 раза);
  • поглаживание (2–3 раза).

7. Рефлекторное сгибание позвоночника лежа на боку (по 2–3 раза на каждом боку).

9. Массаж живота:

  • круговые поглаживания (2–3 раза);
  • встречное поглаживание (2–3 раза);
  • поглаживание косых мышц живота (2–3 раза);
  • растирание всей поверхности живота (2–3 раза);
  • поглаживание (2–3 раза).

10. Подъем туловища и головы из положения лежа на спине (2–4 раза).

11. Массаж стоп:

  • поглаживание (по 2–3 раза);
  • растирание (по 5–6 раз);
  • поколачивание (по 8–10 ударов);
  • поглаживание (по 2–3 раза).

12. Разгибание и сгибание стоп (по 5–6 раз каждой ногой).

13. Рефлекторная «ходьба».

14. Массаж груди:

  • поглаживание (2–3 раза);
  • вибрационный массаж (3–4 приема);
  • поглаживание (2–3 раза).

15. Упражнение «бокс» (5–6 раз).

16. Упражнения с мячом.

Массаж рук

()

Сначала выполните 5–6 поглаживаний (см. комплекс 1, упражнение 1), а затем кольцевое растирание. Придерживая левой рукой правую руку ребенка, вложите в нее свой большой палец. Затем указательным и большим пальцами свободной руки обхватите руку малыша кольцом в области запястья. Проделайте энергичные растирания, направляя давление пальцев на наружную поверхность руки (рис. 17). Продвигайтесь вверх постепенно с таким расчетом, чтобы за 3–4 оборота дойти до локтя и за 5–6 оборотов – до плеча. Прием нужно повторить 2–3 раза для каждой руки. После выполнения кольцевого растирания кожа ребенка должна порозоветь.

Рис. 17 Кольцевое растирание

Завершить массаж нужно 2–3 медленными поглаживаниями.

Скрещивание рук

()

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Вложите свои большие пальцы в ладони малыша, а остальными придерживайте кисти. Разведите руки ребенка в стороны, затем снова сведите их и перекрестите на груди. При каждом очередном скрещивании меняйте положение рук: сверху должна быть попеременно то правая, то левая рука. Темп медленный, без резких толчков. Скрещивание нужно повторить 6–8 раз, при этом можно нежно встряхивать кисти малыша.

Массаж ног

()

Массаж начните с 2–3 легких поглаживаний, продвигаясь от стопы к бедру (см. комплекс 1, упражнение 3).

Кольцевое растирание нужно выполнять следующим образом. Указательным и большим пальцами обеих рук обхватите плотными кольцами ногу ребенка в области голеностопного сустава. Выполняйте расходящиеся энергичные движения так, чтобы в 3–4 оборота продвинуться по наружной и задней поверхностями голени до колена (рис. 18). При этом важно не растирать ахиллово сухожилие и осторожно обойти подколенную ямку. Наружную и переднюю поверхности бедер удобнее массировать подушечками пальцев. Этот прием нужно повторить 5–6 раз, после чего выполнить 2–3 поглаживания.


Рис. 18 Растирание ног

«Скользящие шаги»

()

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Обхватите голень малыша руками так, чтобы большие пальцы оказались на передней ее поверхности, а остальные – на задней. Слегка встряхнув ногу ребенка, выпрямите ее, снова согните и проведите стопой по крышке стола. Повторите упражнение для другой ноги. Всего нужно выполнить по 5–6 скольжений каждой ногой. Это упражнение, отдаленно напоминающее упражнение «велосипед», укрепляет мышцы ног и стимулирует опорную реакцию. Нужно следить за тем, чтобы упражнение выполнялось плавно, без рывков.

Если тонус мышц-сгибателей еще слишком высок и разгибание ног затруднено, следует на несколько недель отложить выполнение данного упражнения. Вместо этого можно немного «потопать» ногами малыша по поверхности стола.

Поворот на живот

()

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. В левую руку ребенка вложите указательный палец своей левой руки, а остальными захватите кисть малыша. Правая рука при этом «вилочкой» удерживает голени. Слегка выпрямив ноги малыша, разверните его бедра влево относительно себя. Вслед за этим движением он должен самостоятельно повернуть верхнюю часть тела и голову в ту же сторону.

Удержите малыша на боку, чтобы он мог потренировать мышцы шеи. Затем потяните руку ребенка вперед так, чтобы он полностью перевернулся на живот, и расправьте кисти у него под грудью. При повороте в другую сторону поменяйте руки.

В этом упражнении используется врожденный рефлекс расположения частей тела (вестибулярный). При его выполнении задействованы практически все мышцы туловища малыша. Последовательность этапов поворота на живот примерно такая же как, при самостоятельных поворотах детей более старшего возраста. Иногда и 3-месячный ребенок случайно закидывает одну ногу на другую так, что оказывается на боку. Это провоцирует движение верхней части тела и головы в том же направлении. После этого остается самое сложное: вынуть из-под себя руку и окончательно перевернуться на живот.

Особенно важно привить правильный навык поворотов на живот недоношенным или ослабленным детям. Они часто переворачиваются, упираясь ягодицами и затылком и сильно прогибая позвоночник, за чем следует перемещение центра тяжести на живот. В результате происходит чрезмерный прогиб позвоночника в поясничном отделе, а это крайне нежелательно.

Повороты выполняйте по 2–3 раза в каждую сторону. Это упражнение приносит большую пользу, а малыши выполняют его с большим удовольствием, поэтому повороты на живот можно проделывать по нескольку раз в день.

Массаж ягодиц и спины

()

Массаж спины можно проводить по всей ее длине, включая ягодицы. К 3-месячному возрасту малыш уже хорошо лежит на животе, так что поглаживание можно выполнять обеими руками. Количество повторов – 2–3.

Растирание выполняется подушечками согнутых пальцев (рис. 19). Прямолинейное растирание проводится следующим образом: правая рука смещает кожу вверх, а левая – вниз, постепенно продвигаясь по всей спине, и наоборот.

При спиралевидном или круговом растирании правая рука должна смещать кожу в направлении по часовой стрелке, а левая – против. Можно проводить растирание и тыльной частью согнутых пальцев (рис. 20). Главное, чтобы движение рук было попеременным, в противном случае можно растянуть кожу ребенка. Растирание ягодиц проводите попеременно и завершите массаж традиционным поглаживанием.


Рис. 19 Растирание подушечками пальцев


Рис. 20 Растирание тыльной стороной пальцев

Рефлекторное сгибание позвоночника

()

Исходное положение: ребенок лежит на боку. Энергично проведите вдоль позвоночника малыша подушечками прямых пальцев. Прием повторите по 2–3 раза на каждом боку.

()

Исходное положение: ребенок лежит на животе. Большим и указательным пальцами правой руки обхватите правую ножку малыша в нижней трети голени, а оставшимися придерживайте его левую ногу на том же уровне. Затем приподнимите обе ноги ребенка, одновременно подведя ладонь левой руки ему под живот и создав опору, после чего поднимите его над столом.


Рис. 21 Положение «пловца»

Малыш должен лежать на ладони горизонтально, как на площадке. Его верхняя часть туловища и голова должны быть приподняты, а позвоночник полностью разогнут, при этом должны работать все задние мышцы тела (рис. 21). Это упражнение выполняется 1 раз в течение нескольких секунд.

Массаж живота

()

Массаж живота начните с встречного, кругового поглаживаний и поглаживания косых мышц живота. Эти приемы хорошо описаны в комплексе 1. Каждое из движений нужно повторить по 2–3 раза. Растирание выполняйте подушечками согнутых пальцев. Сначала его проведите правой рукой от пупка по расходящимся окружностям (рис. 22), затем обеими руками по продольным мышцам живота (рис. 23).


Рис. 22 Круговое растирание


Рис. 23 Растирание продольных мышц живота

При этом важно соблюдать направление движений: круговое растирание должно проводиться по часовой стрелке. Важно также избегать давления на область печени. Закончить массаж живота нужно легким поглаживанием.

Подъем туловища и головы из положения на спине

()

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Дайте малышу схватить ваши большие пальцы, а остальными придерживайте кисти его рук. Выпрямите его руки и легким потягиванием, сопровождаемым ласковыми словами, побудите ребенка приподнять туловище и голову, не доводя подъем до положения сидя (рис. 24). Затем осторожно и медленно положите малыша на бок, чтобы не травмировать его затылок. Это активное упражнение очень полезно для укрепления брюшного пресса и передних мышц шеи. Его нужно повторить 2–4 раза, каждый раз укладывая малыша на другой бок.


Рис. 24 Подъем головы и туловища

Массаж стоп

()

Выполните поглаживание и растирание стоп. Последнее можно делать подушечкой больших пальцев в виде «восьмерки» или круговыми движениями. После этого разотрите внутренний и наружный края стопы, направляя движения от пятки к пальцам.

Поколачивание стоп выполняйте следующим образом: выпрямите средний и указательный пальцы правой руки и их тыльной стороной наносите ритмичные легкие удары по стопам малыша. Это движение повторите 8–10 раз, продвигаясь от пятки к пальцам и в обратном направлении.

Закончить массаж нужно легким поглаживанием.

Разгибание и сгибание стоп

()

Надавливание на основание пальцев ног вызывает рефлекторное сгибание стоп, а энергичные растирания наружного края стопы – их разгибание (см. комплекс 1, упражнение 9).

Рефлекторная «ходьба»

()

Врожденный рефлекс ходьбы дети сохраняют до 4 месяцев. Поддерживая малыша под мышки, ведите его по поверхности стола в направлении от себя так, чтобы он переносил вес своего тела с одной ноги на другую. При этом нужно следить за тем, чтобы ребенок правильно ставил стопы.

Массаж груди

()

2–3 раза выполните поглаживание (см. комплекс 1, упражнение 12), а вибрационный массаж можно несколько усложнить. Легко и ритмично надавливая пальцами на грудь ребенка, одновременно выполняйте движения от середины груди в стороны. На ребра сильно надавливать не следует. Прием нужно повторить 3–4 раза и завершить сеанс массажа легкими поглаживаниями.

Упражнение «бокс»

()

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Вложите свои большие пальцы в ладони малыша, а остальными придерживайте его кулаки. Разгибайте и сгибайте попеременно руки ребенка, имитируя движения боксера. При разгибании нужно продвигать руку вперед и к центру, немного приподнимая плечо. При этом нужно чтобы ребенок поворачивался из стороны в сторону.

Во время данного упражнения работают мышцы плечевого пояса и мышцы рук. Повторите его в медленном темпе, избегая резких движений, 5–6 раз каждой рукой.

Упражнения на мяче

()

Положите малыша животом на мяч, разведя его ноги в разные стороны, и немного покачайте. При движениях вперед-назад внимательно следите, чтобы он мог опираться ладонями или стопами о поверхность стола. При этом нужно побуждать ребенка, чтобы он отталкивался самостоятельно (рис. 25). Для того чтобы ладошки малыша лучше раскрылись, похлопайте ими о поверхность мяча. Затем переверните ребенка на спину и снова положите на мяч. Поддерживая его за область груди, покачайте мяч в разных направлениях (рис. 26).

Надувной пляжный мяч – одна из самых полезных игрушек для детей-грудничков. После окончания занятий положите его ребенку в кроватку, чтобы тот мог пинать его ногами и тренировать стопы.


Рис. 25 Покачивание с опорой стоп

В возрасте 3–4 месяцев ребенок бодрствует уже 4–5 часов в сутки, и вы уже знаете, как он реагирует на упражнения, в какое время суток с ним можно заниматься гимнастикой и массажем. Главный показатель правильного выбора времени – это хорошее настроение малыша во время занятий и после их окончания.

В 3-месячном возрасте ребенок уже уверенно лежит на животе и из этого положения умеет поднимать не только голову, но и всю верхнюю часть туловища. При этом он опирается на согнутые руки. Старайтесь как можно чаще перекладывать малыша на живот. Причем делать это нужно не только на столе для пеленания в процессе ежедневных занятий, но и на любой другой поверхности в любое время дня – в кроватке, на диване, полу и т. д.

Благодаря многократным повторениям движения его ног и рук совершенствуются, приобретая значение двигательных. Производя движения ногами и упираясь ими в пол, ребенок начинает перемещаться в разные стороны и обнаруживает это, так как положение головы позволяет ему видеть все, что происходит вокруг. Очень скоро ваш малыш поймет пользу движений, которые помогают ему перемещаться вперед, а чувства, которые он при этом испытывает, позволят ему их запомнить. К 4 месяцам ребенок уже умеет приподниматься на вытянутых руках. При этом он опирается только на ладони.

Очень важно, чтобы при этом ладошка малыша была полностью раскрыта, а пальчики расправлены. Для того чтобы этого достичь, чаще хлопайте ладонями ребенка по собственным ладоням или твердым поверхностям.

3–4-месячный малыш становится общительнее: он начинает «гулить», чаше улыбается, а на ласковое обращение взрослых отвечает целым комплексом оживления: улыбкой, активными движениями ног и рук, а также звуками. Эту полезную реакцию нужно поддерживать частым общением с ребенком.

В этом возрасте проявляется интерес к игрушкам. Он тянется к ним, а ближе к 4 месяцам берет в руки игрушку, удерживает ее и пытается гладить. Подберите несколько ярких, удобных для захвата погремушек, желательно с округлой ручкой. Игрушки, имеющие граненую или плоскую ручку, не рекомендуются, так как, для того чтобы взять их в руку, ребенку не нужно противопоставлять большой палец остальным, что тормозит развитие ручных навыков. Наверняка вы обращали внимание, как школьники начальных классов держат карандаш или ручку. Так вот, неправильное или правильное положение этих предметов в руке формируется еще в младенческом возрасте.

Новорожденный ребенок тоже может схватить предмет, но делает это случайно и нерегулярно. Но главное отличие хватательных движений новорожденного от тех же движений 3–4-месячного ребенка заключается в том, что первый может держать предмет, но не умеет его выпустить. К 3–4 месяцам, когда малыш подрастет, движения его рук становятся целенаправленными, поэтому он уже может отпустить не понравившийся ему предмет и взять яркую игрушку.

В этом же возрасте исчезает физиологический гипертонус сгибателей рук, а ближе к 4 месяцам – ног, поэтому движения конечностей становятся более точными и свободными. Это означает, что в занятия можно включать самые простые пассивные упражнения, чтобы постепенно перейти к более сложным. Комплекс, приведенный ниже, включает пассивные упражнения для ног и рук ребенка, которые желательно выполнять с вибрацией (легким встряхиванием). Для развития мышц живота, спины, ног и шеи используются рефлекторные упражнения, в том числе и рефлексы позы тела. Особенно важен рефлекс, заставляющий малыша на весу отклонять голову в противоположную сторону: на спине – вперед, на животе – назад, на левом боку – вправо, на правом боку – влево. Чаще переворачивайте ребенка в воздухе, так как при этом развивается вестибулярный аппарат.

Кроме того, нужно обратить внимание на формирование такого навыка, как поворот со спины на живот. 4-месячный малыш делает это самостоятельно, ему требуется лишь незначительная помощь со стороны взрослых. Теперь уже нельзя оставлять малыша без присмотра там, где он, перевернувшись, может упасть.

Занятия гимнастикой и массаж могут быть более продолжительными, но их длительность нужно подбирать индивидуально, на основании степени подготовленности и возможностей ребенка. Если вы не успеваете сделать упражнения за 1 раз, перенесите их на другое время. Массаж приобретает более интенсивный характер за счет введения нового приема – растирания, которое выполняется подушечками согнутых пальцев. Применяется и кольцевое растирание. Важно помнить, что массаж тела должен начинаться с поглаживаний и заканчиваться ими же: это способствует расслаблению мышц и успокоению нервной системы.

Основной целью занятий с малышом 3–4-месячного возраста являются:

1. Стабилизация тонуса ног.

2. Воспитание навыков изменения положения тела.

3. Развитие умелости рук, чему способствуют:

– общение с малышом;

– вкладывание в его ладони игрушек с удобными для захвата ручками;

– плавание и теплые ванны;

– более энергичные приемы массажа;

– активные рефлекторные движения;

– пассивные упражнения с применением вибрации.

Комплекс 2

1. Массаж рук:

– поглаживание (5–6 раз);

– кольцевые растирания (2–3 раза);

– поглаживание (2–3 раза).

2. Скрещивание рук на груди (6–8 раз).

3. Массаж ног:

– поглаживание (по 2–3 раза);

– кольцевые растирания (5–6 раз);

– поглаживание (2–3 раза).

4. «Скользящие шаги» (5–6 раз).

5. Повороты на живот (по 2–3 раза в каждую сторону).

6. Массаж спины:

– поглаживание (2–3 раза);

– растирание всей поверхности спины подушечками пальцев (2–3 раза);

– поглаживание (2–3 раза).

7. Рефлекторное сгибание позвоночника лежа на боку (по 2–3 раза на каждом боку).

8. Положение «пловца».

9. Массаж живота:

– круговые поглаживания (2–3 раза);

– встречное поглаживание (2–3 раза);

– поглаживание косых мышц живота (2–3 раза);

– растирание всей поверхности живота (2–3 раза);

– поглаживание (2–3 раза).

10. Подъем туловища и головы из положения лежа на спине (2–4 раза).

11. Массаж стоп:

– поглаживание (по 2–3 раза);

– растирание (по 5–6 раз);

– поколачивание (по 8–10 ударов);

– поглаживание (по 2–3 раза).

12. Разгибание и сгибание стоп (по 5–6 раз каждой ногой).

13. Рефлекторная «ходьба».

14. Массаж груди:

– поглаживание (2–3 раза);

– вибрационный массаж (3–4 приема);

– поглаживание (2–3 раза).

15. Упражнение «бокс» (5–6 раз).

16. Упражнения с мячом.

1. Массаж рук

Сначала выполните 5–6 поглаживаний (см. комплекс 1, упражнение 1), а затем кольцевое растирание. Придерживая левой рукой правую руку ребенка, вложите в нее свой большой палец. Затем указательным и большим пальцами свободной руки обхватите руку малыша кольцом в области запястья. Проделайте энергичные растирания, направляя давление пальцев на наружную поверхность руки (рис. 17). Продвигайтесь вверх постепенно с таким расчетом, чтобы за 3–4 оборота дойти до локтя и за 5–6 оборотов – до плеча. Прием нужно повторить 2–3 раза для каждой руки. После выполнения кольцевого растирания кожа ребенка должна порозоветь.

Рис. 17.

Кольцевое растирание

Завершить массаж нужно 2–3 медленными поглаживаниями.

2. Скрещивание рук

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Вложите свои большие пальцы в ладони малыша, а остальными придерживайте кисти. Разведите руки ребенка в стороны, затем снова сведите их и перекрестите на груди. При каждом очередном скрещивании меняйте положение рук: сверху должна быть попеременно то правая, то левая рука. Темп медленный, без резких толчков. Скрещивание нужно повторить 6–8 раз, при этом можно нежно встряхивать кисти малыша.

3. Массаж ног

Массаж начните с 2–3 легких поглаживаний, продвигаясь от стопы к бедру (см. комплекс 1, упражнение 3).

Кольцевое растирание нужно выполнять следующим образом. Указательным и большим пальцами обеих рук обхватите плотными кольцами ногу ребенка в области голеностопного сустава. Выполняйте расходящиеся энергичные движения так, чтобы в 3–4 оборота продвинуться по наружной и задней поверхностями голени до колена (рис. 18). При этом важно не растирать ахиллово сухожилие и осторожно обойти подколенную ямку. Наружную и переднюю поверхности бедер удобнее массировать подушечками пальцев. Этот прием нужно повторить 5–6 раз, после чего выполнить 2–3 поглаживания.

Рис. 18.

Растирание ног

4. «Скользящие шаги»

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Обхватите голень малыша руками так, чтобы большие пальцы оказались на передней ее поверхности, а остальные – на задней. Слегка встряхнув ногу ребенка, выпрямите ее, снова согните и проведите стопой по крышке стола. Повторите упражнение для другой ноги. Всего нужно выполнить по 5–6 скольжений каждой ногой. Это упражнение, отдаленно напоминающее упражнение «велосипед», укрепляет мышцы ног и стимулирует опорную реакцию. Нужно следить за тем, чтобы упражнение выполнялось плавно, без рывков.

Если тонус мышц-сгибателей еще слишком высок и разгибание ног затруднено, следует на несколько недель отложить выполнение данного упражнения. Вместо этого можно немного «потопать» ногами малыша по поверхности стола.

5. Поворот на живот

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. В левую руку ребенка вложите указательный палец своей левой руки, а остальными захватите кисть малыша. Правая рука при этом «вилочкой» удерживает голени. Слегка выпрямив ноги малыша, разверните его бедра влево относительно себя. Вслед за этим движением он должен самостоятельно повернуть верхнюю часть тела и голову в ту же сторону.

Удержите малыша на боку, чтобы он мог потренировать мышцы шеи. Затем потяните руку ребенка вперед так, чтобы он полностью перевернулся на живот, и расправьте кисти у него под грудью. При повороте в другую сторону поменяйте руки.

В этом упражнении используется врожденный рефлекс расположения частей тела (вестибулярный). При его выполнении задействованы практически все мышцы туловища малыша. Последовательность этапов поворота на живот примерно такая же как, при самостоятельных поворотах детей более старшего возраста. Иногда и 3-месячный ребенок случайно закидывает одну ногу на другую так, что оказывается на боку. Это провоцирует движение верхней части тела и головы в том же направлении. После этого остается самое сложное: вынуть из-под себя руку и окончательно перевернуться на живот.

Особенно важно привить правильный навык поворотов на живот недоношенным или ослабленным детям. Они часто переворачиваются, упираясь ягодицами и затылком и сильно прогибая позвоночник, за чем следует перемещение центра тяжести на живот. В результате происходит чрезмерный прогиб позвоночника в поясничном отделе, а это крайне нежелательно.

Повороты выполняйте по 2–3 раза в каждую сторону. Это упражнение приносит большую пользу, а малыши выполняют его с большим удовольствием, поэтому повороты на живот можно проделывать по нескольку раз в день.

6. Массаж ягодиц и спины

Массаж спины можно проводить по всей ее длине, включая ягодицы. К 3-месячному возрасту малыш уже хорошо лежит на животе, так что поглаживание можно выполнять обеими руками. Количество повторов – 2–3.

Растирание выполняется подушечками согнутых пальцев (рис. 19). Прямолинейное растирание проводится следующим образом: правая рука смещает кожу вверх, а левая – вниз, постепенно продвигаясь по всей спине, и наоборот.

При спиралевидном или круговом растирании правая рука должна смещать кожу в направлении по часовой стрелке, а левая – против. Можно проводить растирание и тыльной частью согнутых пальцев (рис. 20). Главное, чтобы движение рук было попеременным, в противном случае можно растянуть кожу ребенка. Растирание ягодиц проводите попеременно и завершите массаж традиционным поглаживанием.

Рис. 19.

Растирание подушечками пальцев

Рис. 20.

Растирание тыльной стороной пальцев

7. Рефлекторное сгибание позвоночника

Исходное положение: ребенок лежит на боку. Энергично проведите вдоль позвоночника малыша подушечками прямых пальцев. Прием повторите по 2–3 раза на каждом боку.

8. Положение «пловца»

Исходное положение: ребенок лежит на животе. Большим и указательным пальцами правой руки обхватите правую ножку малыша в нижней трети голени, а оставшимися придерживайте его левую ногу на том же уровне. Затем приподнимите обе ноги ребенка, одновременно подведя ладонь левой руки ему под живот и создав опору, после чего поднимите его над столом.

Рис. 21.

Положение «пловца»

Малыш должен лежать на ладони горизонтально, как на площадке. Его верхняя часть туловища и голова должны быть приподняты, а позвоночник полностью разогнут, при этом должны работать все задние мышцы тела (рис. 21). Это упражнение выполняется 1 раз в течение нескольких секунд.

9. Массаж живота

Массаж живота начните с встречного, кругового поглаживаний и поглаживания косых мышц живота. Эти приемы хорошо описаны в комплексе 1. Каждое из движений нужно повторить по 2–3 раза. Растирание выполняйте подушечками согнутых пальцев. Сначала его проведите правой рукой от пупка по расходящимся окружностям (рис. 22), затем обеими руками по продольным мышцам живота (рис. 23).

Рис. 22.

Круговое растирание

Рис. 23.

Растирание продольных мышц живота

При этом важно соблюдать направление движений: круговое растирание должно проводиться по часовой стрелке. Важно также избегать давления на область печени. Закончить массаж живота нужно легким поглаживанием.

10. Подъем туловища и головы из положения на спине

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Дайте малышу схватить ваши большие пальцы, а остальными придерживайте кисти его рук. Выпрямите его руки и легким потягиванием, сопровождаемым ласковыми словами, побудите ребенка приподнять туловище и голову, не доводя подъем до положения сидя (рис. 24). Затем осторожно и медленно положите малыша на бок, чтобы не травмировать его затылок. Это активное упражнение очень полезно для укрепления брюшного пресса и передних мышц шеи. Его нужно повторить 2–4 раза, каждый раз укладывая малыша на другой бок.

Рис. 24.

Подъем головы и туловища

11. Массаж стоп

Выполните поглаживание и растирание стоп. Последнее можно делать подушечкой больших пальцев в виде «восьмерки» или круговыми движениями. После этого разотрите внутренний и наружный края стопы, направляя движения от пятки к пальцам.

Поколачивание стоп выполняйте следующим образом: выпрямите средний и указательный пальцы правой руки и их тыльной стороной наносите ритмичные легкие удары по стопам малыша. Это движение повторите 8–10 раз, продвигаясь от пятки к пальцам и в обратном направлении.

Закончить массаж нужно легким поглаживанием.

12. Разгибание и сгибание стоп

Надавливание на основание пальцев ног вызывает рефлекторное сгибание стоп, а энергичные растирания наружного края стопы – их разгибание (см. комплекс 1, упражнение 9).

13. Рефлекторная «ходьба»

Врожденный рефлекс ходьбы дети сохраняют до 4 месяцев. Поддерживая малыша под мышки, ведите его по поверхности стола в направлении от себя так, чтобы он переносил вес своего тела с одной ноги на другую. При этом нужно следить за тем, чтобы ребенок правильно ставил стопы.

14. Массаж груди

2–3 раза выполните поглаживание (см. комплекс 1, упражнение 12), а вибрационный массаж можно несколько усложнить. Легко и ритмично надавливая пальцами на грудь ребенка, одновременно выполняйте движения от середины груди в стороны. На ребра сильно надавливать не следует. Прием нужно повторить 3–4 раза и завершить сеанс массажа легкими поглаживаниями.

15. Упражнение «бокс»

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Вложите свои большие пальцы в ладони малыша, а остальными придерживайте его кулаки. Разгибайте и сгибайте попеременно руки ребенка, имитируя движения боксера. При разгибании нужно продвигать руку вперед и к центру, немного приподнимая плечо. При этом нужно чтобы ребенок поворачивался из стороны в сторону.

Во время данного упражнения работают мышцы плечевого пояса и мышцы рук. Повторите его в медленном темпе, избегая резких движений, 5–6 раз каждой рукой.

16. Упражнения на мяче

Положите малыша животом на мяч, разведя его ноги в разные стороны, и немного покачайте. При движениях вперед-назад внимательно следите, чтобы он мог опираться ладонями или стопами о поверхность стола. При этом нужно побуждать ребенка, чтобы он отталкивался самостоятельно (рис. 25). Для того чтобы ладошки малыша лучше раскрылись, похлопайте ими о поверхность мяча. Затем переверните ребенка на спину и снова положите на мяч. Поддерживая его за область груди, покачайте мяч в разных направлениях (рис. 26).

Надувной пляжный мяч – одна из самых полезных игрушек для детей-грудничков. После окончания занятий положите его ребенку в кроватку, чтобы тот мог пинать его ногами и тренировать стопы.

Рис. 25.

Покачивание с опорой стоп

Рис. 26.

Покачивание на спине

Массаж и гимнастика для ребенка 4–6 месяцев

К 4–6 месяцам ребенок становится активнее, он живо интересуется своим окружением и незнакомыми предметами. Постарайтесь удовлетворять его любопытство: прогуливайтесь с ним по дому, чтобы малыш мог наблюдать жизнь взрослых людей и общаться с ними. Однако у него должна быть и «личная жизнь»: самостоятельные занятия с игрушками, которые нужно развесить над кроваткой так, чтобы ребенок мог до них дотянуться. Можно периодически вкладывать в его руку погремушку, но самые лучшие игрушки для малыша этого возраста – собственные ноги и руки, которые он подолгу рассматривает или тянет в рот.

К 4–5 месяцам повышенный тонус сгибателей полностью исчезает, а движения рук и ног ребенка становятся более свободными и целенаправленными. Если же этого не происходит, двигательное развитие малыша задерживается. После 5-месячного возраста это может свидетельствовать о каком-либо заболевании, нарушении развития центральной или периферической нервной системы, гипотрофии, а также о неправильном и невнимательном уходе.

Нормальное развитие ребенка – явление непроизвольное, оно совершается под влиянием комплекса сознательно созданных внешних условий, поэтому мнение о том, что малыш развивается без вмешательства взрослых, в корне не верно.

Даже ребенок с очень хорошими природными задатками, лишенный, однако, ежедневных ванн, массажа, гимнастики и общения со взрослыми, очень скоро начнет отставать в развитии, причем не только в физическом, но и психическом.

В 4–5-месячном возрасте ребенок уже самостоятельно переворачивается со спины на живот, а из положения лежа на животе может приподняться на вытянутых руках. Если взять малыша под мышки и «поставить» его на опору, он «стоит» прямо, не пытаясь подогнуть ноги. Кроме того, в этом возрасте ребенок, цепляясь руками за прутья кроватки, пытается сесть.

Однако торопиться сажать его не нужно: его позвоночник еще не готов к таким нагрузкам и раннее сажание может привести к серьезным нарушениям осанки. Если же у ребенка есть специальное кресло или рюкзак, нужно обеспечить его спине прочную опору. А если вам очень хочется, чтобы он быстрее развивался, лучше стимулируйте его желание ползать.

В течение первых месяцев жизни малыш учится использовать руки и ноги, чтобы продвигаться вперед. При этом он елозит животом по полу или столу для пеленания. В самом начале движения ребенка беспорядочны, он может переставлять ноги и руки как попало. Позже он вытягивает руки вперед, одновременно отталкиваясь от пола ногами. Затем он начинает опираться всем телом на руки, а ногами начинает «загребать». Этот вид движений называют гомологическими: так в природе двигаются лягушки.

Малыш может двигаться и следующим образом: вытягивать вперед правую руку и правую ногу и одновременно отталкиваться противоположными рукой и ногой. Затем ребенок вытягивает левую руку и левую ногу и отталкивается правыми конечностями. Такие движения носят название гомолатеральных.

Здоровый ребенок быстро проходит эти стадии движений и переходит к следующей, называемой перекрестной. При этом наиболее характерном для человека виде движений ребенок продвигается, толкая тело вперед левой ногой и правой рукой, одновременно подтягивая правую ногу и левую руку, чтобы перенести точку опоры на них и подготовиться к следующему двигательному акту.

Ребенку будет интереснее ползать, если разложить его игрушки так, чтобы он мог хорошо их видеть, но не смог достать рукой. При этом нужно время от времени увеличивать дистанцию с учетом успехов в ползании. Когда малыш в очередной раз доберется до цели, похвалите его и позвольте поиграть «добычей».

Но больше всего детям нравится ползать вслед за мамой. У маленького ребенка есть два заветных желания: быть рядом с вами и изучать окружающий мир, пользуясь новым способом перемещения. Малыш, который не умеет ходить, потому что не способен держать тело вертикально, живет в горизонтальном мире. Попробуйте ненадолго перейти на его уровень, поиграйте вместе с ним на полу. Разумеется, обстановка для игры должна быть максимально безопасной, а пол – чистым, ровным и теплым. Но главное – это ваше отношение к ползанию, ведь реакция малыша на это занятие будет точной копией ваших эмоций.

Так, если вы привыкли относиться к полу, как к месту странному и даже враждебному для малыша, он тоже будет копировать ваши эмоции. Кроме того, если ребенок поймет, что, находясь на полу, он оказывается в одиночестве, пол у него будет ассоциироваться с дискомфортом и изоляцией. Для маленького ребенка мама – это любовь, тепло, питание, защита, счастье и источник новой информации, поэтому если ваш малыш находится на полу, вы должны быть рядом.

Ежедневная гимнастика и массаж теперь продолжаются несколько дольше – до 30 минут. Очень важно, чтобы во время занятий малыш сохранял радостное и бодрое настроение и с удовольствием выполнял новые более сложные движения. В связи с этим такие упражнения, как «бокс», скрещивание рук, разгибание и сгибание ног, желательно сопровождать ритмичным счетом. Можно также проводить занятия под ритмичную, но негромкую музыку.

Основными целями занятий с ребенком 4–6 месяцев являются:

– окончательная нормализация тонуса мышц ног;

– воспитание опорной реакции стоп;

– обучение малыша удержанию предметов;

– развитие ритмичности движений.

Для этого нужно использовать:

– ритмичный счет и ласковое общение во время занятий;

– активные рефлекторные упражнения, основанные на стремлении ребенка сесть;

– пассивные упражнения;

– соответствующие возрасту игрушки;

– плавание;

– массаж с использованием более интенсивных приемов.

Массажные приемы, предназначенные для данного возраста, усложняются, а сама процедура становится более продолжительной. Помимо поглаживания и растираний, вводится разминание – самые «нежные» его варианты: продольное разминание и валяние. Последний прием нужно выполнять обращенными друг к другу ладонями: массируемая мышца при этом помещается между ними. Продольное разминание производится одной рукой, в то время как другая должна поддерживать конечность ребенка. Массажные движения должны быть ритмичными, мягкими и выполняются в среднем темпе. Старайтесь избегать ущемления кожи между пальцами и резких рывков.

Для повышения тонуса мышечной ткани применяют стимулирующие приемы – пощипывание и поколачивание, которые нужно выполнять легко, ритмично и быстро. Но не забывайте о том, что любой массаж должен начинаться и заканчиваться поглаживаниями, которые можно выполнять и между прочими массажными приемами.

Комплекс 3

План занятий

1. Массаж рук:

– поглаживание (по 3–4 раза);

– поглаживание (по 2–3 раза).

2. Скрещивание рук (6–8 раз).

3. Массаж ног:

– поглаживание (по 2–3 раза);

– кольцевые растирания (по 3–4 раза);

– продольное разминание или валяние (по 2–3 раза);

– поглаживание (по 2–3 раза).

4. «Скользящие шаги» (по 5–6 раз).

5. Разгибание и сгибание ног (5–6 раз).

6. Повороты на живот (по 2–3 раза в каждую сторону).

7. Массаж ягодиц и спины:

– растирание или пиление по всей поверхности (2–3 раза);

– поглаживание по всей поверхности (2–3 раза);

– разминание длинных мышц спины (5–6 раз);

– разминание мышц ягодиц (по 5–6 раз);

– пощипывание или поколачивание ягодичных мышц;

– поглаживание (2–3 раза).

8. «Парение» на животе (1 раз в течение нескольких секунд).

9. Массаж живота:

– поглаживания (встречное, круговое и косых мышц живота – по 2–3 раза);

– растирание кончиками пальцев по всей поверхности (2–3 раза);

– пиление прямых мышц живота (2–3 раза);

– пощипывание пупочной области;

– все приемы поглаживания (по 2–3 раза).

10. Приседание с прогибом позвоночника (1 раз).

11. Рефлекторные упражнения и массаж стоп:

– поглаживание (по 2–3 раза);

– растирание (по 5–6 раз);

– поколачивание;

– поглаживание (по 2–3 раза);

– разгибание и сгибание стоп (по 5–6 раз).

12. Подтанцовывание.

13. Массаж груди:

– поглаживание (2–3 раза);

– вибрационный массаж (3–4 раза);

– поглаживание (2–3 раза).

14. «Парение» на спине.

15. Круговые движения руками или упражнение «бокс» (5–6 раз).

16. Ползание.

1. Массаж рук

3–4 раза выполните поглаживание всей руки, после этого 3–4 кольцевых растирания и снова поглаживание (см. комплекс 2, упражнение 1). Если тонус мышц после 4 месяцев уравновешен, а ладонь ребенка хорошо раскрывается, массаж рук можно уже не делать.

2. Скрещивание рук на груди

Описание данного упражнения дано в комплексе 2, упражнение 2. В возрасте 3–6 месяцев ребенок должен хорошо держаться за ваши пальцы, так что во время выполнения упражнения придерживать его кисть не обязательно. Темп движений можно менять от медленного к быстрому, затем опять к медленному. Сопровождайте упражнение ритмичным счетом.

3. Массаж ног

Выполните поглаживание по всей длине ноги, затем переходите к кольцевому растиранию по наружной поверхности ног (см. комплекс 2, упражнение 3).

Новый прием – разминание (продольное разминание и валяние). Валяние выполняйте следующим образом: голень ребенка поместите между своими ладонями так, чтобы одна рука оказалась на задней поверхности голени, а другая – на наружной. Обеими ладонями одновременно совершайте круговые энергичные движения, направленные в противоположные стороны, воздействуя на мышцы. Постепенно продвигайтесь в сторону бедра, затем обратно. Этот прием нужно выполнить 2–3 раза (рис. 27).

При продольном разминании нужно положить ногу ребенка себе на ладонь, поддерживая ее за нижнюю часть голени. Другой рукой обхватите мышцы наружной части голени и, смещая их по направлению к большому пальцу, выполняйте одновременно круговые и поступательные движения, как при замесе теста (рис. 28). Размяв мышцы наружной части голени и бедра, возвращайтесь назад, к стопе. Этот прием нужно выполнить 2–3 раза в обе стороны.

Завершите массаж общим поглаживанием ног ребенка.

Рис. 27.

Валяние

Рис. 28.

Продольное разминание

4. «Скользящие шаги»

Данное упражнение описано в комплексе 2, упражнение 4. К 4–6 месяцам движения ног малыша практически свободны, так как мышечный тонус уже хорошо уравновешен. «Шаги» делайте сначала в медленном темпе, затем ускоряйтесь, а в конце упражнения замедляйте движения. Упражнение лучше выполнять с ритмичным счетом.

5. Разгибание и сгибание ног

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Возьмите их за верхнюю часть голеней так, чтобы ваши большие пальцы оказались на внутренней их поверхности, а остальные обхватили наружную и заднюю поверхности голеней. Одновременно согните обе ноги ребенка, разводя колени и слегка надавливая на живот. После этого медленно разогните их. Упражнение повторите 5–6 раз с ритмичным счетом.

Если малыш сопротивляется сгибанию ног, нужно сначала слегка погладить область под коленями, тогда движение сделать будет легче. Если, напротив, ребенок не желает разгибать ноги, движение нужно выполнить с легким потряхиванием, тогда разогнуть ноги будет проще.

6. Повороты на живот

В 5-месячном возрасте малыш уже может перевернуться на живот самостоятельно и поддержка за руку ему не требуется, поэтому положите яркую игрушку с той стороны, в которую он должен повернуться и попросите его это сделать, сказав: «Повернись на живот!». Слова следует подкрепить легким поворотом таза и ног малыша в нужную сторону (рис. 29).

Рис. 29.

Поворот на живот

7. Массаж ягодиц и спины

Массаж начните с 2–3 поглаживаний по всей поверхности спины и ягодиц. Затем выполните растирание тыльной стороной слегка согнутых пальцев или их подушечками (см. комплекс 2, упражнение 6). К уже знакомым приемам можно добавить пиление. Его нужно выполнять ребром одной или обеих ладоней. Если задействованы обе руки, располагайте на расстоянии 1–2 см друг от друга. Движения производите в противоположных направлениях, постепенно продвигаясь вдоль всей спины (рис. 30).

Разминание проводите в виде накатывания или сдвигания. Суть этих движений заключается в смещении мягких тканей и их полукружном сдавливании (рис. 31). Между растиранием, пилением и разминанием не забудьте выполнить поглаживание.

Рис. 30.

Пиление на спине

Рис. 31.

Разминание спинных мышц

Когда спина малыша станет розовой, можно переходить к растиранию ягодиц. Затем их нужно хорошо размять (рис. 32). Поколачивание ягодиц проводите тыльной стороной согнутых пальцев (рис. 33).

Рис. 32.

Разминание ягодиц

Рис. 33.

Поколачивание ягодиц

Движения должны быть ритмичными, легкими и быстрыми. Однако этот прием нельзя проводить в области поясницы (область проекции почек). Поколачивание можно заменить пощипыванием (рис. 34) или рублением (рис. 35), а завершить массаж следует поглаживанием.

Рис. 34.

Пощипывание ягодиц

Рис. 35.

Рубление ягодиц

8. «Парение» на животе

Исходное положение: ребенок лежит на животе ногами к вам. Подложите ладони под его живот так, чтобы ваши мизинцы соприкоснулись, а большие пальцы расположите на уровне нижних ребер. Придерживая малыша под живот, приподнимите его над столом так, чтобы он оказался в горизонтальном положении. При этом ногами ребенок должен опираться в вашу грудь, а его тело – образовывать дугу. Мышцы ягодиц и спины напряжены, голова приподнята (рис. 36).

Данное упражнение основано на врожденных рефлексах положения и является отличной тренировкой для вестибулярного аппарата и задних мышц всего тела.

Рис. 36.

«Парение» на животе

9. Массаж живота

Сначала выполните поглаживания: круговое, встречное и косых мышц живота. После этого разотрите живот подушечками пальцев (см. комплекс 2, упражнение 9): сначала круговое растирание, затем растирание прямых мышц живота. После этого можно добавить пощипывание вокруг пупка для профилактики пупочной грыжи и укрепления тканей пупочного кольца (рис. 37). По завершении массажа живота не забудьте сделать поглаживание, стараясь при этом не надавливать сильно на живот малыша.

Рис. 37.

Пощипывания вокруг пупка

10. Приседание с прогибанием позвоночника

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Вложите большие пальцы своих рук в его ладони, а остальными обхватите его кисти. Затем разведите руки малыша в стороны и выпрямите их.

После этого легко потяните ребенка за руки со словами «Сядь» или «Присядем», побуждая его приподнять верхнюю часть туловища и голову и постепенно доводя положение тела до сидячего (рис. 38).

Переложите руки ребенка в одну руку, соединив их спереди и вверху. В этом положении средним и указательным пальцами свободной руки проведите по спине малыша снизу вверх вдоль позвоночника. При этом он должен разогнуть ее (рис. 39). Это упражнение нужно выполнить 1–2 раза, а затем бережно опустить ребенка на стол, поддерживая его голову рукой.

Это активное упражнение основано на стремлении малыша сесть и врожденном кожно-спинном рефлексе. В начале упражнения задействованы мышцы брюшного пресса и передней поверхности шеи, а в конце – спинные мышцы. Кроме того, это очень хорошая подготовка к будущему самостоятельному сидению.

Рис. 38.

Приседание

Рис. 39.

Приседание с прогибанием позвоночника

11. Рефлекторные упражнения и массаж стоп

Выполните поглаживание и растирание стоп ребенка (см. комплекс 2, упражнения 11 и 12). Затем, надавливая на основание пальцев и растирая наружный край стопы, вызовите рефлекторное разгибание и сгибание стоп малыша. Массаж завершите легкими поколачиваниями по его подошвам и поглаживанием.

12. Подтанцовывание

Исходное положение: возьмите ребенка под мышки и «поставьте» спиной или лицом к себе. Это упражнение – вариант рефлекторной «ходьбы». Дело в том, что шаговый рефлекс к 4-месячному возрасту, как правило, угасает, но при опоре стоп о твердую поверхность ребенок начинает «танцевать» на месте. Во время выполнения данного упражнения следите за тем, чтобы малыш не вставал на цыпочки: так вы воспитаете у него хорошую опорную реакцию.

13. Массаж груди

2–3 раза выполните поглаживание верхней половины груди. После этого выполните вибрационный массаж всей грудной клетки (см. комплекс 2, упражнение 14). Затем 2–3 раза погладьте ребенка по межреберным промежуткам.

14. «Парение» на спине

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Подложите руки под спину ребенка и обхватите его туловище так, чтобы ваши кисти оказались на уровне нижних ребер и обхватывали его тело за заднюю и боковые поверхности грудной клетки. Поднимите малыша горизонтально. В ответ на это ребенок должен наклонить голову вперед и напрячь мышцы передней части тела (рис. 40).

Рис. 40.

«Парение» на спине

Если малыш упорно запрокидывает головку назад, упражнение выполнять не следует: ребенок к нему еще не готов. Подержите для начала ребенка в полувертикальном положении, с каждым разом уменьшая угол наклона.

15. Круговые движения руками или упражнение «бокс»

Упражнение для рук, напоминающее удары боксера (см. комплекс 2, упражнение 15), теперь можно усложнить, вложив в руки ребенка кольца или погремушки. Все движения при этом выполняйте, изменяя темп и ритмично при этом считая. При круговом движении руками исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Вложите большие пальцы в ладони малыша, после чего медленным и плавным движением разведите его руки в стороны, затем поднимите к голове, после чего опустите вниз и вперед. Упражнение повторите 4–6 раз, ритмично считая. Затем нужно выполнить движение руками в противоположном направлении: сначала вперед, затем вверх к голове и в заключение вниз и в стороны. Эти движения нужно повторить в медленном темпе также 4–6 раз.

Круговое движение руками – пассивное упражнение, достаточно сложное для мышц плечевого пояса и рук. Фактически это пассивная комбинация всех возможных движений плечевого сустава, поэтому выполнять это упражнение можно лишь после того, как малыш хорошо освоит скрещивание рук и упражнение «бокс».

16. Ползание

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Обхватите их за нижние части голеней, после чего согните и разогните их, выполняя движения, похожие на движения лягушки. После нескольких пассивных движений задержите ноги ребенка в положении с разведенными бедрами и предоставьте ему возможность оттолкнуться самостоятельно. В результате толчка малыш должен продвинуться вперед. После этого снова нужно согнуть его ноги, стимулируя следующее движение. В качестве дополнительного стимула можно использовать игрушку, поместив ее на некотором расстоянии от ребенка, чтобы ему было интереснее ползти.

Физическое развитие ребенка в 4 месяца позволяет ему дольше бодрствовать днем, и поэтому у мамы образуется дефицит времени, чтобы спокойно справиться с домашними заботами. Значит, настала пора приучать малыша к манежу, где он всегда будет на глазах у мамы, пока та занята делами. Кроме того, если ребенок находится рядом, всегда можно уделять время эмоциональному общению с ним.

Развитие ребенка в 4 месяца: что должен уметь малыш

Что должен уметь ребенок при нормальном развитии и как с ним заниматься? В этом возрасте малыш умеет переворачиваться со спины на живот, только в одну или в обе стороны. Лежа на животе, он уверенно опирается на предплечья. Берет в руки игрушки и тянет их в рот. Родители иногда замечают, что ребенок чаще и охотнее берет игрушки левой рукой. Естественно, у них возникает вопрос: а не левша ли малыш?

Можно с уверенностью сказать, что в грудном возрасте определить это невозможно. Его предпочтения в некоторых случаях пользоваться левой рукой зависят от нескольких факторов. Самый существенный - то, что родители-правши чаще протягивают ребенку игрушку с его левой стороны (при общении с ребенком левая рука малыша оказывается ближе и удобнее именно для родителя). В итоге получается, что та рука, к которой чаще протягивают предмет, быстрее развивается, и ребенок начинает охотнее ею пользоваться. Возможен и другой вариант, когда мышечный тонус в руке изменен с рождения. Об этом можно прочитать в разделе о тестировании. Эта причина также способствуют неодинаковому развитию движений в руках. Та рука, в которой сильно изменен тонус мышц, будет отставать.

Но в любом случае во время занятий для развития ребенка 4-х месяцев обязательно учитывайте, что развивать моторику и координацию надо в обеих руках одинаково. Иначе неправильная установка кистей рук, приведение первого пальца к ладони, сжатые в кулак из-за повышенного тонуса пальцы повлекут за собой поздний и неправильный захват предметов руками, вследствие чего может пострадать психическое развитие ребенка, а с возрастом - и мелкая моторика, обучение письму, рисованию.

Развивающие занятия для детей 4-х месяцев

С учетом того, что уже умеет ребенок 4-х месяцев, развитие его двигательных и эмоциональных навыков необходимо продолжать. С этого возраста можно организовать активное бодрствование ребенка в детской комнате на полу. В специально отведенном месте комнаты, где нет сквозняков, на подготовленный предварительно пол можно положить специальный развивающий коврик. Его можно сделать самим или приобрести в магазине товаров для детей. Для занятий с ребенком в 4 месяца развивающий коврик изготавливается из мягкого, хорошо стирающегося материала. К коврику пришиваются текстильные игрушки, травмобезопасное зеркальце, мягкие игрушки-пищалки, погремушки. Игровой развивающий коврик способствует развитию моторных навыков и тактильного восприятия. К коврику крепятся гибкие дуги с подвесными игрушками. Сначала малыш рассматривает висящие над ним игрушки, затем начинает тянуться и захватывать их.

Как развивать ребенка в 4 месяца после того как малыш научился протягивать руку к погремушке лежа на спине? Усложните задачу, предложив ему дотянуться к расположенной рядом игрушке из положения лежа на животе. Только предварительно несколько раз покажите необходимые движения с участием руки ребенка.

Во время развивающих занятий для детей 4-х месяцев к самодельным коврикам рекомендуется пришить разноцветную тесьму и пуговицы, это подойдет для развития мелкой моторики.

Бодрствование на коврике, постеленном на пол, дает ребенку возможность привыкать к большему пространству вокруг, чем его кроватка, не ограничивает перевороты на живот и обратно и другие активные передвижения малыша.

Как делать укрепляющий массаж рук и грудины для ребенка 4-х месяцев

К массажу ребенку в 4 месяца помимо основных приемов добавляется массаж грудной клетки и новый прием - разминание.

Начинаем с массажа рук. Малыш лежит на спине.

Одной рукой возьмите его в области запястья, пальцами другой проведите поглаживание, затем растирание каждого его пальчика по очереди от кончика к основанию. Повторите прием 2-3 раза.

В процессе того как делать массаж ребенку в 4 месяца, отдельно погладьте ладошку малыша и уделите внимание большому пальцу.

Переходим на предплечье и плечо. Для этого переложите свой большой палец в ладонь ребенка. Ладонью второй руки проведите сначала поглаживание, затем растирание по направлению от кисти к локтевому суставу, затем к плечевому. Поглаживание делается как с наружной, так и с внутренней стороны руки.

Растирание - только по наружной поверхности предплечья и плеча. Повторите приемы по 2-3 раза.

Заканчиваем массаж руки поглаживанием всей конечности от пальцев к плечу.

Переходим к массажу грудной клетки. Первый прием - поглаживание. Проводится вдоль грудины ладонной поверхностью кистей рук в направлении снизу вверх и к плечам. Повторите этот прием укрепляющего массажа для детей 4-х месяцев 3-5 раз.

Затем подушечками пальцев проводится поглаживание от грудины по ходу ребер вбок. Повторите прием 3-5 раз с каждой стороны.

Массаж живота для 4-месячного ребенка (с видео)

Далее следует массаж живота. Малыш продолжает лежать на спине ногами к вам.

Первый прием - поглаживающий. Ваша правая рука ладонной стороной скользит по животу по часовой стрелке, описывая круг.

Затем движение ваших ладоней должно идти от боковой поверхности живота с двух сторон одновременно и соединиться над областью пупка. Повторите прием 4-5 раз.

Согните пальцы правой руки. Суставами согнутых пальцев растирайте околопупочную область спиралевидными движениями, одновременно описывая круг вокруг пупка по часовой стрелке. Выполните прием, проходя 3-4 круга. Каждый последующий круг увеличивайте в диаметре.

Для стимуляции мышц брюшного пресса добавьте прием пощипывания передней брюшной стенки по кругу.

Как показано на видео массажа ребенку в 4 месяца, заканчивать массирование живота следует, повторяя круговое поглаживание, с которого начиналась процедура:

Массаж ног для детей 4-х месяцев дома

Переходим к массажу ног. Эту процедуру начинают со стоп. Одной рукой возьмите ножку ребенка в области голени. При этом нога должна быть слегка согнута в коленном и тазобедренном суставах.

Первый прием - поглаживание от кончиков пальцев к голеностопному суставу. Выполняя дома массаж ребенку 4-х месяцев, ваш большой палец должен находиться на подошвенной стороне, а остальные - с тыльной стороны стопы. Повторите прием 3-5 раз.

Следующий прием - растирание. Придерживая стопу с тыльной стороны, подушечкой большого пальца растирайте подошву спиралевидными поступательными движениями от пяточки к пальчикам ребенка. Повторите прием в 2-3 прохода.

Если для массажа ног ребенку в 4 месяца пальчики нужно распрямить, погладьте дополнительно стопу с тыльной стороны по направлению от основания пальчиков к голеностопному суставу.

Переходим к поглаживанию и растиранию голени и бедра. Обхватите своей ладонью голень ребенка чуть выше голеностопного сустава. Проведите рукой по ней скользящими движениями по направлению к коленному суставу, затем по передней и боковой поверхностям бедра в сторону тазобедренного сустава. Прием повторяем 3-5 раз.

Следующее за этим растирание проводим подушечками пальцев поступательными спиралевидными движениями по передней и наружнобоковой поверхностям бедра. Прием повторяем 3-5 раз.

Следующий прием - разминание. Расположите свои руки поперек бедра ребенка. Захватите мышцы переднебоковой поверхности чуть выше коленного сустава. Слегка оттяните их, затем начните S-образные разнонаправленные движения, медленно продвигаясь вдоль бедра к тазобедренному суставу. Повторите прием, проходя область бедра 2-3 раза.

Заканчиваем приемы первоначальным поглаживанием.

Массаж спины для 4-месяцнчх детей

Переходим к массажу задней поверхности туловища. Переверните малыша на живот ногами к себе.

Чтобы помочь мышцам спины и шеи быстрее окрепнуть, проведите стимулирующий массаж задней поверхности шеи и области надплечий.

Стимулирующий массаж для 4-месячных детей не показан, если у малыша сильно и постоянно напряжены мышцы спины, разгибающие шею, из-за чего он не может привести подбородок к груди ни лежа на спине, ни лежа на животе. В этих случаях показан расслабляющий массаж.

Во время массажа малыш должен лежать на животе, его руки согните в локтевых суставах и подведите под грудную клетку.

Начинайте массаж с поглаживания. Ваша ладонь должна двигаться от затылочной области в сторону надплечий, по задней и боковым поверхностям шеи. Отдельно погладьте сами надплечья от шеи до плечевых суставов. Повторите прием 4-5 раз.

Следующий прием - растирание подушечками пальцев. Пальцы должны продвигаться поступательными спиралевидными движениями по задней поверхности шеи, а также отдельно по надплечьям в сторону плечевых суставов. Прием повторите 2-3 раза в каждом направлении.

Дополнительный прием растирания проведите согнутыми фалангами указательного и среднего пальцев правой руки в области основания шеи в виде круговых движений. При правильном выполнении растирания малыш приподнимет голову. Проводите прием в течение 10-15 секунд.

Закончите процедуру легким поглаживанием.

Если у ребенка напряжены мышцы шеи, прием растирания не проводят. Этот прием заменяют нежными растягивающими движениями, которые используют непосредственно для этих мышц.

Начните с обычного поглаживания, а затем одной рукой придерживайте затылок, а второй от этой области медленно проведите по мышцам шеи вниз и к надплечьям, задерживаясь в конце движения на 2-3 секунды. Прием повторите 3-5 раз.

Переходим к массажу спины. Первый прием - поглаживание. Проводится вдоль позвоночника, затем по ходу ребер от позвоночника вбок. Повторите прием 3-5 раз.

Следующий прием - растирание. Подушечками пальцев поступательными спиралевидными движениями пройдите около позвоночника по обе стороны снизу вверх, затем от позвоночника вбок, по ходу межреберных промежутков. Повторите прием 2-3 раза с каждой стороны.

Завершите массаж спины, повторив прием поглаживания.

Массаж ягодиц и задней поверхности ног для детей 4-х месяцев

Переходим на область ягодиц. Первый прием - поглаживание. Ваши ладони скользят по ягодицам. Начинается движение с обхвата боковой их поверхности, и руки направляются друг к другу. Повторите движение 5-7 раз.

Далее следует прием растирания. Выполняя массаж для 4-месячного ребенка, используйте фаланги согнутых пальцев рук. Направление спиралевидных движений - по кругу, прорабатывайте по очереди правую и левую части ягодичной области. Повторите прием в 3-5 круговых проходов.

Для стимуляции ягодичных мышц можно добавить прием пощипывания этой области пальцами.

Повторите прием поглаживания, с которого начинали массаж.

После ягодичной области продолжаем массаж задней поверхности ног. Повторите поглаживание и растирание в том же порядке и направлении.

Придерживайте одной рукой голень ребенка, нога при этом должна быть слегка согнута в коленном суставе. Проведите рукой по икроножной мышце поглаживающими скользящими движениями по направлению к коленному суставу, далее по бедру в сторону ягодиц 2-3 раза.

Затем подушечками пальцев поступательными спиралевидными движениями растирайте заднюю поверхность голени, заднюю и наружнобоковую области бедра. Приемы повторяем 3-5 раз.

Заканчиваем массаж ноги, повторяя поглаживания по направлению от стопы к бедру и далее к ягодицам в 4-5 проходов.

Гимнастика для ребенка в 4 месяца и видео, какой делать комплекс упражнений

Физические упражнения, какие показано делать с ребенком в 4 месяца, заметно сложнее, чем для новорожденных.

Начините зарядку с разминки. Для этого положите малыша на спину. Вложите свои большие пальцы ему в ладони.

Гимнастика для детей в 4 месяца включает следующие упражнения:

  • разогните руку в локтевом суставе и затем согните, повторите 3-5 раз;
  • отведите выпрямленную руку в сторону, затем приведите ее к туловищу;
  • поднимите вверх выпрямленную руку, затем опустите ее вдоль туловища, повторите 3-5 раз;
  • повторите эти движения разнонаправленно. Одна рука сгибается, другая в это время разгибается. Одна рука поднимается вверх, другая в это время опускается.
  • Выполняя комплекс упражнений с ребенком 4-х месяцев, скрестите руки малыша над грудной клеткой и разведите их в стороны, повторите 3-5 раз;
  • проведите круговые движения в плечевых суставах с небольшой амплитудой. Руки ребенка во время движения должны быть выпрямлены в локтевых суставах. Повторите 3-5 раз по количеству кругов.

На видео «Упражнения ребенка 4-х месяцев» показано, как делать разминку:

  • согните и разогните ножку в коленном и тазобедренном суставах, т. е. приведите ее к животу малыша, затем выпрямите полностью, прижав к поверхности стола. Повторите движение 3-5 раз;
  • занимаясь гимнастикой с ребенком в 4 месяца, сначала согните ножку малыша, приведя ее к животу, и, не разгибая, отведите бедро в сторону кнаружи, затем приведите, но не выпрямляйте ножку. Повторите движение 3-5 раз;
  • произведите круговые движения бедра в тазобедренном суставе с небольшой амплитудой. Повторите 2- 3 раза по количеству кругов.

Эти движения проведите со второй ногой. Если движения получились без трудностей, их можно повторить синхронно, т. е. для обеих ног одновременно.

Видео «Гимнастика для ребенка в 4 месяца» поможет вам лучше понять, как выполняются упражнения:

Упражнений для развития ребенка 4 месяцев: занятия на фитболе (с видео)

Упражнения для развития ребенка в 4 месяца включают занятия на гимнастическом мяче (фитболе).

Возьмите малыша двумя руками в подмышечной области спиной к себе, положите животом на гимнастический мяч. Проведите прокатывающие движения от себя и к себе. Повторите это упражнение на фитболе для ребенка 4-х месяцев 8-10 раз. Ребенок в ходе тренировки должен научиться прогибаться в спине, как «лодочка». Потренируйтесь, задерживаясь в этом положении на 8-10 секунд в течение 3-5 повторов.

Следующее упражнение проводится в том же положении ребенка на гимнастическом мяче. Только движения-прокатывания делайте в боковых направлениях и по кругу по очереди в каждую сторону. Повторите упражнения 3-5 раз.

Теперь при прокатывании малыша на мяче на себя его стопы должны упереться в вашу грудную клетку. При занятиях на фитболе с ребенком 4-х месяцев подождите, пока ребенок попытается оттолкнуться от вас, выпрямляя ноги. Придержите его, прежде чем прокатить на мяче от себя вперед. Повторите упражнение 8-10 раз. Нагрузку на ноги ребенка дозируйте придерживанием во время отталкивания от вас.

Затем возьмите малыша на руки спиной к себе. При этом одной рукой удерживайте его грудную клетку, другой поддерживайте под ягодицы. Свободно свешивающиеся ноги приподнимите и уприте стопами в гимнастический мяч. Подождите, пока ребенок ножками оттолкнет мяч от себя. Повторите упражнение 8- 10 раз. В дальнейшем придерживайте мяч, чтобы малыш прилагал силу для отталкивания.

Следующее упражнение проведите на гимнастическом мяче в положении ребенка на спине. Возьмите малыша двумя руками за туловище в подмышечной области спиной к себе. Положите его на подготовленный мяч так, чтобы только голова лежала на вашем надплечье или груди, а ноги при этом свободно свешивались с мяча. Проведите прокатывающие движения на мяче вперед и назад, стимулируя активные сгибания бедер и подтягивание их к животу. Желательно, чтобы ребенок удержался в этом положении 2-3 секунды. Повторите упражнение 5-7 раз.

Отличным результатом занятий на фитболе с ребенком 4-х месяцнв будет считаться длительное удержание такой позы в любом положении тела, под любым углом. А при отведении ребенка на мяче вперед свешенные ноги будут сохранять положение сгибания. При этом вы можете заметить, как напрягаются мышцы брюшного пресса малыша.

Посмотрите видео «Занятия на фитболе с ребенком 4-х месяцев» и приступайте к упражнениям:

Статья прочитана 10 004 раз(a).