Детские и молодежные субкультуры как факторы социализации. Группа сверстников как фактор социализации. молодежная субкультура. Наименование этапов работ

13.06.2024 Дети

О понятии «субкультура». Субкультура (от лат. sub - под и культура) - совокупность спе¬цифических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номи¬нальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума). Субкультура - это автономное относительно целостное образование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выражен¬ных признаков: специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др. Социальной базой формирования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои на¬селения, а также контактные группы внутри них, религиозные сек¬ты, объединения сексуальных меньшинств, массовые неформаль¬ные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединения по роду занятий (охотники, картеж¬ники, филателисты, компьютерщики и т. д.). Мера оформленности субкультуры в целом и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей (например, юношеские субкультуры намного «выпуклее», чем взрослые; у моряков и сексуальных меньшинств условия жизни экстремальнее, чем у учителей, рабочих). Признаки субкультуры. Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества, интер¬претированными и трансформированными в соответствии с характером субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей. Речь идет не только о фундаментальных, но и о значительно бо¬лее простых ценностях. Например, есть общепризнанные духовные ценности, но есть и такие, которые одни считают ценностями, а для других они таковыми не являются. Бывает, что то, что значимо для детей, подростков, юношей, взрослыми оценивается как «безделица» (например, увлечение музыкой, техникой или спортом). Другой пример. Интересы современных ребят, как известно, многообразны и дифференцированы. Нередко они тщательно оберегают их от внимания и влияния взрослых. Эти интересы для них - те ценности, которыми они обмениваются. И именно эти ценности становятся основой возникновения многочисленных групп со специфическими субкультурами - «металлистов», «скейтистов», «брейкистов», кото¬рые далеко не всегда имеют позитивную социальную направленность, а порой прямо антисоциальны. В номинальных, а чаще в реальных группах носителей субкультуры важную роль играет совокупность разделяемых ими предрассудков, которые могут быть как довольно безобидными, так и явно антисоциальными (например, расизм у бритоголовых-скинхедов). Предрассудки, с одной стороны, отражают присущие субкультуре ценностные ориентации, а с другой - сами могут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей. Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, присущие субкультурам, существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния. Нормы в просоциальных субкультурах содержательно в основном не противоречат общественным нормам, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры. В антисоциаль¬ных субкультурах нормы прямо противопоставлены общественным. В асоциальных в зависимости от условий жизни и ценност¬ных ориентации их носителей присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобществен¬ные, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры (например, специфические нормы во взаимодействии со «своими» и «чужими»). В антисоциальных, как правило, довольно закрытых субкуль¬турах нормативная регуляция - жесткая и охватывает практиче¬ски всю жизнь ребят. Во многих асоциальных субкультурах и в ряде просоциальных регуляция может охватывать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру (увлечение музыкальным стилем и т.п.), а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей. В контактных субкультурных группах существует более или менее жесткая статусная структура. Статус в данном случае - положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влия¬нием. Степень жесткости статусной структуры в группах связана с характером субкультуры, присущими ее носителям ценностными ориентациями и нормами. В закрытых субкультурах статусная структура приобретает крайнюю степень жесткости, определяя не только положение в ней ребят, но во многом их жизнь и судьбу в целом. Имеющие антисоциальную направленность неформальные груп¬пы создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. На самом деле ими обычно руководят лидеры ярко выра¬женного автократического склада, стремящиеся подавить всех ос¬тальных членов. Такая группа своими нормами, содержанием жиз¬недеятельности и стилем взаимоотношений превращает своих чле¬нов в абсолютных марионеток, лишая их права на выбор, на ина¬комыслие и «инакоделание», а нередко и права выхода из группы. Предпочитаемые носителями субкультуры источники информа¬ции обычно имеют по своей значимости такую иерархию: каналы межличностной коммуникации; газеты, журналы, передачи радио, TV, сайты («страницы») в Internet"e, рассчитанные на носителей данной субкультуры; преимущественно определенные программы или передачи радио и телевидения, конкретные рубрики газет и журналов. Информация, получаемая из этих источников, отобран¬ная, трансформированная и воспринятая в соответствии с харак¬терными для субкультуры ценностными ориентациями, определяет во многом содержание общения ее носителей.

Субкультура и стихийная социализация. Субкультуры играют огромную роль в социа¬лизации уже потому, что они представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, их вли¬яния на те или иные общности, а также маркирования (обозначения) социальной и возрастной структуры общества. Влияние субкультуры на социализацию детей и особенно под¬ростков и юношей очень сильно, что позволяет рассматривать его как специфический механизм социализации, который условно можно назвать стилизованным механизмом. Влияние субкультуры наиболее явно прослеживается в ряде ас¬пектов. В первую очередь, имея более или менее явные особенности, ценностные ориентации субкультуры влияют на отношения ее но¬сителей к миру и с миром, на их самоосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п. Как уже отмечалось, один из конституирующих признаков под¬ростково-юношеской субкультуры - следование моде. Так, одеваясь в соответствии с последними веяниями моды, подростки и юноши осознанно или неосознанно решают несколько задач. Во-первых, выделиться по сравнению со взрослыми. Во-вторых, следование моде в одежде для молодежи - способ ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, к его субкультуре, утвердить свою «похожесть на всех». В-третьих, стремление выделиться среди сверстников, утвердить свою «непохожесть на всех». Достичь этого обычно проще вместе со своей приятельской или дружеской группой. Значительное влияние на социализацию оказывает жаргон. Это связано с его специфической функцией: как бы заново открывая мир и себя в нем, подростки и юноши стремятся обозначить свои уникальные, с их точки зрения, открытия по-своему, не так, как это принято (этому и служат жаргонные слова и выражения). Кроме того, с помощью жаргонных слов и выражений подростки и юноши пытаются компенсировать эмоциональную и «словарную» невоз¬можность выразить свои переживания и чувства. Жаргонные слова и выражения оказывают «прямо организующее влияние на всю речь, на стиль, на построение образов» (М. Бахтин) у носителей субкультуры. Субкультурное влияние на социализацию подростков и юно¬шей идет также и через те музыкальные пристрастия, которые им свойственны. В частности, благодаря своей экспрессивности, связи с движениями и ритмом музыка позволяет молодым людям пере¬жить, выразить, оформить свои эмоции, смутные чувства и ощущения, которые невозможно передать словами, что так необходимо в этом возрасте, когда сфера интимного огромна и очень слабо осознаваема конкретно. Увлечение тем или иным музыкальным стилем связано обычно с вхождением в определенную группу сверстников и порой диктует соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствующего имиджа в одежде и поведении и даже взглядах на жизнь. Это хорошо видно на примере «металлистов». Кроме специфического внешнего вида и жаргона, им присущ и своеобразный субъектив¬ный мир - конкретный, «приземленный», в нем нет места сомнению, рефлексии, чувству вины и т.д. «Абстрактные понятия» и рас¬суждения здесь не приветствуются. Межличностным контактам присущи прямота, открытость, простота, широкое использование кличек вместо имен (Т.Ю. Борисов, Л.А. Радзиховский). Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем боль¬ше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура. В целом субкультура, будучи объектом идентификации чело¬века, является одним из способов его обособления в обществе, т.е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоува¬жение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизо¬ванного механизма социализации детей, подростков, юношей.

В 50е гг. 20 века появляется неведомое до сих пор явление общественной жизни, как молодежная субкультура. До 50х гг. этого никогда не наблюдалось.

Субкультура – система ценностей, и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков и молодежи примерно от 10 до 20 лет.

Субкультура молодежи получает развитие потому, что есть некоторые факты социальной жизни, которых не было до этого:

1) Лучшая экономическая жизнь (особенно в развитых странах)

2) Удлинение сроков обучения

3) Вынужденная незанятость трудом из-за удлинения сроков обучения

При этом человек чувствует себя достаточно взрослым, ему надо реализовывать себя, понимать, кто он? – через общение с окружающим миром, а с другой стороны он находится в статусе учащегося, который помогает ему оставаться ребенком. Т.е. двоякое положение молодого человека: с одной стороны – достаточная взрослость, с другой стороны – социальный статус – учащийся.

Появилось понятие «социальное детство», характеризующее то состояние, в котором находятся молодые люди, которые (в силу ряда причин) не заняли пока еще определенное положение в обществе.

«социальное детство» в связи со статусом учащегося у человека получает развитие. Люди становятся взрослыми позже сейчас, чем в сравнении с 40ми гг.

Молодежная субкультура – та среда, в которой происходит взросление детей, молодежи. Эта субкультура принимает различные формы.

На сегодняшний день (очень важный момент!) Семья – уже не основной источник социализации для ребенка. Семья перестает постепенно выполнять роль главного института социализации. И добавляется к семье та молодежная субкультура, которая тоже вносит немаловажный вклад в социализацию молодого человека. Да, семья дает первичную социализацию, но как только ребенок вырастает и может считать себя принадлежащим не только к членам семьи, но и к возникающим молодежным группировкам, вот именно эта молодежная группировка начинает играть важную роль в социализации ребенка. И иногда эта молодежная группировка может пересиливать влияние семьи. В этом явлении субкультуры есть положительный и отрицательный моменты.



Плюсы:

1. Выполняется функция адаптации.

2. Дает возможность молодому человеку обрести первичный статус в обществе, т.е. как-то заявить о себе в обществе.

3. Частичное освобождение от родительской опёки.

4. Передача ценностных ориентаций, современных молодому человеку, играющих важную роль в обществе (молодые люди чутки ко всему новому)

5. Возможность получать контакты с противоположным полом, налаживать с ним отношения, понимать, кто ты в этих отношениях.

Социологи считают, что молодежная субкультура имеет значение как важный подготовительный этап уже взрослой социализации. Интересно то, что когда человек входит в молодежную субкультуру или в какую-нибудь молодежную группировку, то возникает т.н. двоякое течение в этой группировке. С одной стороны, человек хочет идентифицировать себя с членами этой группы, т.е. быть таким, как они. Таким образом, человек присваивает многие формы поведения, ценностные ориентации, суждения, одежду, язык, которые свойственны его группировке. Т.е. он «врастает» в культуру через ценности, привычки, образ жизни, который ведет его группировка. С другой стороны, внутри этой группировки он хотел бы показать себя как индивидуальность. Т.е. получаются 2 тенденции, которые существуют одновременно. Являются противоположными и движущей силой для развития личности человека, для развития его социальной адаптации.

Получается, что развитие личности – с одной стороны, идет через отказ от индивидуальности, а с другой стороны – от стремления показать свои индивидуальные качества внутри своей группировки.

Есть люди, которые избирают традиционный путь социализации, т.е. не вся молодежь входит в жизнь через субкультуру, через неформальные объединения (таких людей – большинство).

Для таких людей в родительской семье социализация оказалась достаточно успешной. Т.е. те дети, которые входят в неформальные объединения или создают их – это дети не из успешных семей. Семья не смогла им дать то в социализации, что требовалось ребенку. И он ищет себя в других местах.

В семье ребенок не смог комфортно социализироваться.

Неформальное объединение – это одно из проявлений молодежной субкультуры!!!

Причины прихода в эти неформальные объединения:

1) Проблемы в семье. Т.е. это либо бесконтрольное и безразличное отношение родителей к своим детям, или наоборот – ограничение свободы, повышенное внимание.

2) Проблемы с формальными друзьями, т.е. с теми, кто живет обычной жизнью и врастает в культуру традиционным способом. Человек не находит возможности общаться с такими детьми. Он ищет себе других друзей.

3) Отсутствие свободных, доступных форм проведения досуга. Человек не знает, куда себя деть (причины тому, к примеру, - исчезновение бесплатных кружков для детей).

Раньше, при изучении неформальных группировок, социологи и психологи приходили к выводу, что дети идут в неформальные группировки только для того, чтобы как-то убить время. Т.е. они не дают никакой почвы для формирования ценностных ориентаций. Сейчас мнение социологов и психологов изменилось: внутри неформальных группировок существуют культурные ценности, тенденции, которые человек себе присваивает (если только н.г. – не антисоциальные).Человек в неформальной группе может реализовать себя как личность, показать свои способности, заслужить признание товарищей. И поэтому, считать, что это только бессмысленное и бесполезное проведение времени – нельзя. С психологической точки зрения, неформальные объединения дают человеку вполне определенный психологический комфорт, который ему нужен для нормального развития.

Неформальные группы делятся на 3 большие подгруппы:

1) Асоциальные

2) Просоциальные

3) Нейтральные

Все неформальное движение началось с движения «хиппи». Это были первые неформалы, которые появляются в Европе в 50х гг., проникают в СССР в конце 60х гг. В этом движении соединились и положительные, и отрицательные тенденции.

Установка хиппи:

1) Ничего не скрывать о себе.

2) Употребление наркотиков.

Каждая из 3 подгрупп имеет в своем составе подпункты: к примеру, к нейтральным – музыкальные объединения; просоциальные – экологические объединения, асоциальные – фашистские объединения и т.п.

Объединения меняются ОЧЕНЬ быстро.

Психологические особенности у человека, когда он попадает в данную среду:

1) Стремление быть или стать самим собой. У человека появляется мысль о том, что именно здесь он тот, кто есть на самом деле.

2) В неформальной среде действуют такие процессы, как «заражение» и «подражание». Человек начинает быть как все, считая, что он так хочет сам. На самом деле на него влияет то, что ребята вокруг него другие, он хочет стать как они. Заражение и подражание – стремление стать неразличимым в данной группе, но это стремление не осознается. Ему не надо думать, каким быть.

3) Стадный инстинкт, присущ неформальным группировкам. Человек старается вести себя как все, не включая контроль. Принимает неформальные действия, растворяясь в среде себе подобных.

Особенность асоциальных и нейтральных группировок: человек признается своим по внешним признакам. Если ты одет как мы, говоришь на нашем языке – ты один из нас. Нет анализа внутри. Внутри неформальной группировки отсутствует критика членов группировки. Если соблюдается внешнее сходство, значит ты наш! Поэтому, достаточно трудно разговаривать с этими детьми. Учитель не такой как он – ребенок его не услышит.

Идея не отделяется от личности, которую ее высказывает. Эта установка подростковая. Взрослый не может ничего нам умного сказать. И это мы переносим во взрослую жизнь. Для неформалов люди, не принадлежащие к ним, не высказывают ценных для них идей. Поэтому достаточно трудно проникнуть внутрь человеку, который принадлежит к неформалам.

Еще одна психол. особенность неформ. объединений – это завышенные притязания. Т.е. человек чувствует себя уникальным, особым, достойным особого отношения, положения, обращения.

С такими детьми, которые относятся к неформальным объединениям, нужно вести себя ОЧЕНЬ АККУРАТНО.

Как правило, обществом молодежная субкультура оценивается отрицательно. Причины отрицательных суждений:

1) Обязательное наличие стана врагов. У асоциальных – всегда, у просоциальных – иногда.

Минусы появления неформальных движений:

1) Движение, которое изолирует молодежь от влияния взрослых.

2) Многие неформальные движения близки к сектам и опасны для психического здоровья людей.

3) Принимается положительно, если человек пройдет в нем, и вернется в русло обычной культуры.

Психологи считают, что положительным результатом работы с детьми является то, что они возвращаются в русло традиционной культуры. В зависимости от силы объединения это возвращение может произойти, а может и не произойти.

Почему в нашей стране не было такого количества движений раньше, во времена СССР?

В СССР обязательно нужно было принадлежать к октябрятской, пионерской, комсомольской организациям. Все они функционировали на базе школы. Поэтому ничего другого в школу просто не могло проникнуть. Дети были полностью заняты этими движениями.

По закону в школах не имеет права действовать то или иное объединение. Школа – свободная зона от любого вида объединений.

Общества характеризуются своими особыми правилами и имеют собственную тенденцию развития. Подростки очень сильно отличаются своим мировоззрением, манерой поведения и привычками. В процессе самопознания они пытаются найти свое место в жизни, определиться с целями и понять себя. Довольно часто такие поиски приводят к таким довольно серьезным проблемам, как подростковый алкоголизм и ранняя наркомания. Поэтому влияние субкультур на подростков является одной из самых актуальных проблем, которые тревожат всех без исключения родителей.

Положительные и отрицательные стороны влияния субкультур

Проведенные в последнее время социологические исследования показали, что многие подростки идентифицируют себя как представителя той или иной субкультуры. При этом часть молодежи подвержена сильному влиянию субкультур, которое может быть и положительным, и отрицательным. В первом случае подростки получают необходимые для жизни в социальном обществе навыки, а во втором - приобретают качества, с которыми общество всеми доступными способами старается бороться.

Подростковые субкультуры помогают молодым людям реализовать свои желания и адаптироваться к взрослой и самостоятельной жизни. Но есть и негативные стороны, такие как жестокость к определенным группам людей. К примеру, скинхеды отличаются расизмом и могут, согласно своей идеологии, совершать преступные действия в отношении лиц других национальностей. Для них в таком поведении нет ничего противоправного, и поэтому они не понимают, что несут ответственность за содеянные ими поступки. В этом случае субкультуры подростков негативно влияют на их мировоззрение, настраивая молодое поколение против других

Разновидности субкультур

Во всех подростковых сообществах существуют не только собственные законы поведения, но и правила, которые предполагают определенного внешнего вида. Отдельные молодежные течения могут шокировать взрослое общество многочисленным пирсингом, необычным цветом волос, странным стилем в одежде, аксессуарах. Довольно часто разногласия между родителями и подростками возникают именно на этой почве. Молодежь не любит, когда вмешиваются в их личную жизнь, а родителям хочется, чтобы их ребенок не выделялся из общей массы.

Субкультура рабочей молодежи - тэдди-бойз

Социальная молодежная группа тэдди-бойз сформировалась еще в начале 50-х годов благодаря относительному улучшению рабочего класса. Эта молодежная субкультура, получившая широкое распространение в послевоенное время, состояла из выходцев рабочего класса с незавершенным высшим образованием и не имеющим высокооплачиваемой профессии. Их стиль был скопирован с одежды и поведения членов высших слоев общества. В классическом варианте "тэдд" выглядел следующим образом: брюки-дудочки, свободный пиджак с бархатным воротником, галстук-шнурок и ботинки на резиновой платформе. Образ был типично мужским, несмотря на свою элегантность.

Представители тэдди-бойз всеми силами стремились поддерживать созданный ими «высокий» статус, что становилось причиной конфликтов, возникающих с представителями других слоев общества. К примеру, были столкновения с более обеспеченными подростками, нападения на элитные молодежные клубы. Имели место и нападения на иммигрантов.

Субкультура квалифицированных слоев рабочего класса - моды

К группе модов себя причисляли подростки, которые после окончания школы освоили рабочие специальности, требующие высокого уровня подготовленности. В действительности мод в идеальном понимании должен был жить роскошно, посещать престижные и дорогие клубы, рестораны и магазины, одеваться в исключительно дорогие вещи. Но для многих такие удовольствия были недоступны, поэтому оставалось лишь пытаться воссоздать идеальный образ. Существует четыре вида модов:

  1. Агрессивный тип в джинсах и грубых башмаках.
  2. Владельцы мотороллеров, тоже в джинсах и куртках с капюшоном.
  3. Моды в костюмах и начищенных ботинках составляли большинство представителей этой субкультуры. Список дополняют девушки моды, примерные на вид и с короткой стрижкой.
  4. Ученики художественных школ, студенты и так далее.

Субкультура - рокеры

Рокеры появились в середине 60-х годов. В эту группу входили в основном подростки без образования или из неполных семей. Основными атрибутами выходцев этой субкультуры были кожаная куртка, поношенные джинсы, большие грубые башмаки, зачесанные назад длинные волосы и татуировки. Разумеется, какой рокер без такого важного элемента, как мотоцикл. Особое место в субкультуре рокеров занимает музыка в стиле рок.

Скинхэды или бритоголовые

Члены этой группы так же, как и рокеры, преимущественно выходили из среды рабочих низкого уровня квалификации. Среди них многие были безработными, малообразованными и с низким культурным уровнем. Бритоголовые носили подвернутые снизу джинсы, большие грубые башмаки и брили наголо головы. К бритоголовым вплотную примыкают футбольные хулиганы. Эти виды субкультур во многом схожи по социальному составу. Объединяет их и агрессивность в поведении, например, связанном с футбольными матчами.

Субкультура панки

В эту группу преимущественно входили молодые люди из неквалифицированных и низкооплачиваемых слоев населения. Критическое положение молодежи привело к появлению этой субкультуры. Список объединений, состоящих из малообразованных членов общества, пополнили панки. Стереотипы данной группы были тесно переплетены с агрессивным самоутверждением, но, кроме этого, во многом основывался на взглядах, оппозиционных традиционным моральным принципам и ценностям. Изначально субкультура панки использовала для провокации общества внешний вид: необычная окраска волос, странные прически, эпатажная манера поведения и разный стиль в одежде, но со временем стали применяться и более сильные приемы воздействия через темы насилия и смерти.

Движение хиппи

Эта субкультура появилась в США в 60-х годах и очень быстро распространилась по всему миру. В свое время хиппи эволюционировали из битников, представителей среднего класса, которые в течение длительного времени оказывали влияние на выходцев своей группы. Эти американские субкультуры имеют одну общую отличительную особенность - ярко выраженную в словах идеологию. Основными элементами стиля или мировоззрения хиппи было следующее:

  1. Миролюбие и ненасилие. Пацифизм являлся основной идеологией хиппи. Именно поэтому представители этой группы отличались игнорированием власти, аполитичностью, поскольку именно правители разжигают войны и заставляют людей воевать.
  2. Саморазвитие и индивидуализм. Эти элементы были реакцией на серость массового общества.
  3. Сознательное упрощение, то есть переход от обеспеченной жизни к нищете, отказ от материальных благ.
  4. Наркотики, сексуальные эксперименты, путешествия, фестивали, коммуны - все это наиболее яркие особенности субкультуры общества хиппи.
  5. Совместное проживание - это отличительная особенность хиппи, так как другие субкультуры не придерживались такой формы поведения.

Стиляги

Возникла эта молодежная субкультура в СССР в конце 40-х годов 20-го века. Таким образом советская молодежь выражала протест стереотипам общества. Основным направлением стиляг было слепое копирование стиля Запада и США. В то время стиляги внешне больше напоминали карикатуру: широкие штаны ярких цветов, мешковатые двубортные пиджаки, ботинки на толстой подошве и и обязательно носки ярких тонов, выглядывающие из-под брюк. Образ был весьма оригинальным и ярким, о сочетании цветов никто не беспокоился.

Но со временем, ближе к 50-м годам, стиляги немного изменили свой образ. Они стали носить узкие брюки и элегантного кроя пиджаки с широкими плечами, тоненький галстук на шее и, разумеется, набриолиненный «кок». Стоит отметить, что определенный образ был только у парней, девушки-стиляги носили пышные яркие платья либо же зауженные юбки, остроносые туфли и делали яркий макияж. Общество не допускало развития данной субкультуры в СССР и всячески осуждало и преследовало представителей этой яркой группы.

Социальные субкультуры

Процесс социализации подростков в субкультурах общества происходит гораздо быстрее. Такие примеры субкультур, как «зеленые» или «защитники животных» учат молодое поколение помогать природе и заботиться об окружающей среде. Но одной теоретической информации не всегда достаточно для того, чтобы научить подростков ответственности. Нужно на практике показывать работу «положительных субкультур». нужны не только теоремы и аксиомы, а их закрепление действиями и результатом, в ином случае оно не осознает необходимости хороших поступков.

Субкультуры, популярные в современном обществе

Криминальная субкультура (рокеры, панки, эмо, бритоголовые и т.д.) в России уже теряет свои позиции. Негатив и агрессия постепенно выходят из моды. В поисках новых направлений придумывает собственный современный образ. Например, субкультура футеринг не несет в себе негативного проявления, поэтому весьма неплохо воспринимается обществом. Члены этой молодежной группы не носят обувь в любую погоду.

За счет широкого распространения интернета все большие обороты набирает субкультура геймеров. Современная молодежь все чаще прячется от реальности в виртуальном мире. Многие маленькие дети уже уверенно управляют планшетами, ридерами и мобильными телефонами. Но это в основном ложная замена реальных увлечений, которую навязывают им родители для экономии собственных сил и времени. Ведь когда ребенок занят компьютерными играми, он не требует столько внимания и заботы. По сути, проблема этой субкультуры очень глубока, и родителям нужно обязательно принимать определенные меры, если у ребенка наблюдается игровая или компьютерная зависимость.

Отличительные особенности современных молодежных направлений

Субкультуры молодежи современного мира характеризуются увеличением количества деятельных объединений. Кроме того, современная молодежь все больше погружается в просторы интернета. Они ищут в сети своих единомышленников, организую встречи, проводят акции. Можно выделить три социально-ценностные направленности современных субкультур:

  1. Просоциальные направления: субкультура реперы и движение ролевых игр.
  2. Асоциальные направления: панки, металлисты, эмо и хиппи.
  3. Антисоциальные группировки, аналогичные взрослой криминальной субкультуре: скинхеды в радикальной их форме.

Можно квалифицировать субкультуры молодежи и по мере включения деятельности группы в образ жизни молодого человека. Есть поведенческие группы и деятельные. В первом случае подростки придерживаются характерного для выбранной группы стиля в одежде, поведении и общении. Такие направления не характеризуются занятием какой-либо деятельностью. Сюда можно отнести эмо, хипстеров и готов. Другими словами, молодое поколение изменят только внешний образ и стиль поведения.

Деятельные виды субкультур - это те общности, которые основаны на увлечении специфической деятельностью, которая требует той или иной активности. В эту группу можно включить паркурщиков, граффистов, ролевиков.

Что привлекает молодежь в субкультурах

Юношеские субкультуры на личностном уровне - это способ добиться самоуважения и компенсировать негативное отношение окружающих к себе. Недовольство собственным стилем поведения, телом, несоответствием эталонам женственности или мужественности. Субкультуры, список которых огромен и разнообразен, позволяют подросткам придать себе ореол особенности, яркой индивидуальности.

Социально-психологическими причинами считают привлекательность неформального образа жизни, который не требует ответственности, целенаправленности и целеустремленности, в отличие от общепринятых в обществе требований. Есть три возможных варианта последствий влияния субкультуры на социализацию молодежи:

  1. Позитивная направленность, которая проявляется в социальном и культурном самоопределении, творческой самореализации и экспериментировании с образами, поведенческим стилем и так далее.
  2. Социально-негативная направленность, которая обнаруживается в присоединении к субкультурам криминального, экстремистского характера, наркотикам и алкоголю.
  3. Индивидуально-негативная тенденция проявляется в бегстве от реальности, в оправдании своего инфантильного поведения, избегании культурного и социального самоопределения.

Какие направленности преобладают в конкретной субкультуре определить достаточно непросто. Тем более сложно заметить, как она влияет на образ жизни человека. Современные течения привлекают молодежь своим разнообразием и вызывающим видом и поведением. Но стоит отметить, что принадлежность к определенной социальной группе - явление, как правило, кратковременное. В основном увлечение субкультурами начинается в 13 лет и к 19 годам проходит. К этому возрасту человек меняет свои увлечения или переосмысливает Но есть и исключения в возрастных рамках, например, субкультура рокеров не имеет временных ограничений. Среди представителей этой общности можно встретить и зрелых людей, а иногда даже пожилых. Они остались верными своим подростковым увлечениям и все так же слушают рок или играют в музыкальных группах. Как правило, к субкультуре рокеров относятся те люди, которые и в зрелой жизни не готовы к ответственной и самостоятельной жизни.

К особенностям субкультур подростков можно отнести и их непостоянство в поведении. Многие подростки отличаются нестабильной психикой, которая во многом зависит от того, как складываются их взаимоотношения с родителями. Если в отношениях с близкими людьми есть отдаленность, то шансы того, что ребенок попадет под влияние извне, увеличиваются. Ведь подростку нужно общение, советы и понимание. Если в семье он не получает всего этого, то он будет искать поддержки в кругу людей, близких по духу и моральному состоянию. Очень часто дивиантное поведение ребенка в подростковом возрасте связано с плохим примером извне. Это может быть телевидение, плохие поступки товарищей в компании и прочее. Чтобы не допустить отрицательного влияния на ребенка, родителям нужно наладить с ним контакт или же привлечь для этой цели старшую молодежь.

Источники появления субкультур в России

В российской молодежной среде появление субкультур обусловлено рядом причин. В последние 15-20 лет повседневная жизнь взрослого общества и детей претерпела сильные изменения. Открытость западной и восточной культур сильно повлияла на мировоззрение людей, растворила многие традиции, устойчивые отношения, ценности граждан России. Не менее сильно отразилась на жизни людей и новая научно-техническая революция, которая, прежде всего, связана с появлением феноменов, таких как компьютеры, мобильные телефоны, интернет.

В основном молодежные субкультуры распространяются стихийно. Хотя достаточно часто такому распространению способствуют партии, законодатели моды и так далее. Есть еще один путь - коммерческие и молодежные организации берут за основу формы молодежного досуга, существующие стихийно, и создают организованные направления. В качестве примера можно привести стрит-данс. Но этот процесс также требует особого подхода. Специалисты считают, что взаимодействие с потенциально позитивными неформалами должно осуществляться по трем правилам: необходимо согласовывать свои действия с лидерами, предоставлять им все необходимое для проведения мероприятий и согласовывать ограничения в поведении и деятельности в процессе проводимых акций.

Стратегии в отношении молодежных видов деятельности

Если рассматривать молодежные виды деятельности с позиции социального воспитания, то можно выделить три основные педагогические стратегии. Не обращать внимания, не исключать стихийного проникновения в социальную жизнь и только после этого работать или анализировать потенциал молодежных субкультур с точки зрения дополнительных воспитательных методов и использовать их в интересах личностного развития подростков и детей.

Потенциал субкультур молодежи с точки зрения воспитания состоит в том, что виды и формы деятельности подростков и молодых людей, которые возникли независимо от педагогической сферы, в среде свободного общения молодежи, имеют социально-позитивный характер. Но при этом необходимо применить соответствующую педагогическую инструментовку.

В действительности современные воспитательные методы практически не соприкасаются с такими молодежными и подростковыми общностями. К тому же преимущественно это соприкосновение наблюдается в летних лагерях, в детских общественных объединениях и крайне редко в общеобразовательных школьных учреждениях.

Как правило, стиль жизни, поведение и внешние признаки субкультур подростков и молодежи освещаются в негативном ключе, что способствовало активному подражанию представителям этих общин определенной неохваченной частью молодежи. Это, в свою очередь, послужило толчком для распространения этих субкультур за пределы одной страны. Тем не менее на вариативность и прочие характеристики субкультур большое влияние оказали этнические и социальные условия. К примеру, советские хиппи мало чем походили на представителей этой субкультуры западных стран. А скинхеды современной России сильно отличаются от первых скинхедов Великобритании.

Бурные протесты молодежи в западных странах в 60-70-е годы и на советском и постсоветском пространстве во второй половине 90-х стали причиной не только снижения общественной активности среди молодых людей, но послужили развитию определенных тенденций к эскапизму. Отличительной характеристикой современного мира является увеличение количества протестных молодежных субкультур, а также многообразие форм. Таким образом, можно сказать, что появляются все новые субкультуры, список которых растет.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Молодежная субкультура как социальный феномен, характеристика понятия "молодежная субкультура" и её проявления в России. Описание типологии и социализации в современном обществе, неформальные молодежные объединения как фактор социализации подростков.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2012

    Социализация человека в современном мире. Этапы и агенты социализации. Процесс автономизации человека в современном обществе. Основные механизмы социализации по А.В. Мудрику: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный.

    реферат , добавлен 10.12.2010

    Изучение молодежи, как социальной группы. Возрастные критерии и индивидуальные границы молодежи. Психологические особенности молодости. Молодежная политика государства. Молодежные субкультуры. Основные жизненные цели и ценности молодежи в разных странах.

    реферат , добавлен 16.09.2014

    Основные тенденции и формы социализации. Влиянии СМИ на личность в период перехода из дотрудовой стадии в трудовую. Молодежные субкультуры, негативное влияние СМИ на молодежь. Информационный терроризм как психоинтеллектуальное опасное асоциальное явление.

    реферат , добавлен 07.06.2010

    Понятие субкультуры молодежи и характеристика основных ее направлений: эмо и рэп субкультура, готическая субкультура и панки, металлисты и хип-хоп субкультура; их отличия, стиль и атрибуты. Результаты социологического опроса среди студентов колледжа.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2010

    Молодежь как социальная группа в обществе. Молодежная субкультура и ее влияние на общую культуру. Моральные убеждения, идеалы, самосознание и чувство взрослости как основные новообразования молодежи. Истоки и историческое развитие неформального движения.

    дипломная работа , добавлен 04.02.2012

    Изучение особенностей социализации личности подростка. Характерные черты социализации молодежи, которая является важнейшей социально-демографической группой, в структуре населения города Иркутска, основным стратегическим ресурсом городского развития.

    Субкультура - это автономное относительно единое образование, совокупность специфических норм, ценностей, стереотипов, вкусов, влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве "мы", отличного от "они".

    Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, религиозные секты, сексуальные меньшинства, массовые неформальные течения, преступные группы и организации, любители определенных занятий.

    В последние десятилетия повышенный интерес ученых вызывают подростковые субкультуры. Связано это с тем обстоятельством, что они стали важным фактором спонтанного обновления современного общества. Подростковая субкультура заявила о себе как об элементе механизма культурных инноваций, обеспечивающих социокультурную преемственность.

    Понятия "субкультура", "подростковая субкультура" введены в научный оборот этнографами, историками, психологами. Эти понятия рассматриваются как система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультуральность подростковой субкультуры определяется морфологией организации подростков, тяготеющих к самостоятельному, автономному существованию внутри господствующей культуры, которое проявляется в наличии специфических параметров сознания и поведения.

    К признакам субкультуры относятся:

    специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимоотношений;

    статусная структура;

    набор предпочитаемых источников информации;

    специфический жаргон;

    фольклор.

    "Социализация, - пишет И. С. Кон, - близка к русскому слову "воспитание". Но воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества".

    Социальная активность - главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности. Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию человека:

    Семья. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье.

    . "Отношения" равенства. Включение в "группы равных", т. е. друзей одного возраста, также влияет на социализацию личности. Каждое поколение имеет свои права и обязанности.

    Обучение в школе. Это формальный процесс- определенный круг учебных предметов. Кроме формального учебного плана в школе существует то, что социологи называют "скрытым" учебным планом для детей: правила школьной жизни, авторитет учителя, реакции учителя на поступки детей. Все это потом сохраняется и применяется в дальнейшей жизни индивида.

    Средства массовой информации. Это очень сильный фактор воздействия на поведение и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение, радиовещание и т. д. влияют на социализацию индивида.

    Труд. Во всех типах культуры труд является важным фактором социализации индивида.

    Организации. Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и т. д. тоже играют свою роль в социализации.

    Мера оформленности субкультуры в общем и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей.

    Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры характеризуются ценностями социальной практики общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с особенностями субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

    Каждая субкультура отличается общими для ее носителей предпочтениями, увлечениями, проведением свободного времени. Определяющими факторами при этом являются возрастные, социальные и другие особенности носителей субкультуры, условия их жизни, имеющиеся возможности, а также мода.

    Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем больше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура.

    В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т. е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизованного механизма социализации детей, подростков, юношей.

    Педагоги в ходе работы так или иначе сталкиваются с детской или подростково-юношеской субкультурами. Педагоги, реализующие социальное воспитание, должны быть ознакомлены с особенностями подростково-юношеской субкультуры, ее отличительными чертами. Это важно при организации жизнедеятельности в воспитательных учреждениях.