Первый год жизни приближается к концу. Развитие ребенка в 11 месяцев отличается новыми показателями в физическом развитии, появлением эмоциональных и личностных черт. В одиннадцать месяцев ребенок может обрадовать вас первым словом или первым шажком. При этом он продолжает эмоционально развиваться и закреплять освоенное.
За этот месяц малыш может прибавить от 300 до 400 г и вырасти на 1 – 1.5 см. В 11 месяцев ребенок имеет вес 8.5 – 10.5 кг (±1 кг), рост 72 – 76 см (± 3 см).
Время прикормов прошло, и ребенок может присоединиться к общему столу при определенных условиях приготовления пищи: она должна быть сварена или потушена, содержать минимум соли, сахара и приправ. Мама теперь может не готовить отдельно для малыша, а всего лишь измельчать для него приготовленную для всех пищу. В сутки ребенок в 11 месяцев съедает примерно 1 – 1.2 л пищи – это без учета жидкости. Питание остается пятиразовым, так будет примерно до 2-х лет. Все основные продукты уже введены, но нужно быть осторожными с аллергенными: апельсины, манго, помидоры. Нельзя пока давать грибы, шоколад, мед, орехи, чай, кофе и коровье молоко.
Если кроха пока на грудном вскармливании, то получает грудь утром и вечером перед сном, а также ночью по требованию. Некоторые мамы, готовясь в 1 год, к 11 месяцам доводят до минимума количество кормлений: один раз в сутки перед сном. Но если вы планируете кормить еще долго, то продолжайте давать малышу грудь, когда он захочет.
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
Малыш стал спокойней спать по ночам, даже если вы продолжаете кормить грудью. Теперь он может попросить ночью молока до 2-х раз, и это действительно подарок для мамы, которой приходилось просыпаться до 5 раз за ночь. Многие дети могут проспать до 10 – 11 часов ночью. Днем так же присутствует два сна по 1.5 – 2 часа. Режим у каждого ребенка индивидуален: дети, которые любят поспать подольше, соответственно позже ложатся спать и днем, и наоборот. Маме следует подстраиваться под биоритмы крохи, так как малейшие изменения в режиме могут лишить малыша аппетита или негативно сказаться на психике. Нужно приучать кроху к распорядку дня.
Развитие речи взаимосвязано с мелкой моторикой, поэтом продолжайте с ребенком занятия, развивающие активность пальчиков:
Для лепки пока будет достаточно 1 – 2 кусочков пластилина. Сделайте из него колбаску, затем вместе с крохой порежьте ее на равные части и слепите небольшие горошины. Покажите ребенку, как прикреплять их к доске или картонному листу.
Часто бывает, что дети, которые научились хорошо ползать, позже начинают ходить. Происходит это потому, что ребенок находит наиболее легкий и быстрый способ передвижения и не старается принять вертикальное положение. На самом деле это не плохо. Ученые выявили, что такие малыши лучше и раньше начинают говорить, у них хорошая осанка. Так что не переживайте за прямохождение, никуда оно от вас не денется, а вот через важную стадию ползания, к сожалению, проходят не все дети. Не заставляйте малыша насильно ходить, лишь по той причине, что кое-кто из его ровесников во дворе уже сделал первые шаги. Одиннадцать месяцев – не срок для этого. Продолжайте делать гимнастику и массаж, и все придет своим чередом.
В конце одиннадцатого месяца можете начинать готовиться с знаменательному событию. Ровно через месяц вашему малышу будет 1 год: первое день рождения, первый тортик, первые друзья. Подумайте, как сделать этот день незабываемым для вас, интересным и не утомительным для крохи.
Мамам на заметку!
Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
Этот возраст называют возрастом «Маленького мыслителя»
К концу первого года жизни увеличивается физическая подвижность малыша, многие дети начинают свободно перемещаться по квартире, с удовольствием ходят по комнатам с помощью взрослых, а иные уже и самостоятельно. Совершенствуются координация движений и мелкая моторика. Ярко выражена у малыша и потребность в исследовании. Ребенок много времени проводит, наблюдая за попавшими в поле зрения предметами, исследует их свойства, пробует на зубок, очень любит играть с водой, с большим удовольствием шлепает ладошками или ножками по воде, пытается поймать струю воды. Выражен интерес к мелким предметам (дети любят возиться с подарками от Деда Мороза, разглядывая разноцветные конфетные фантики). С целью изучения свойств предметов ребенок опрокидывает, катает их, вкладывает и достает из коробочки. Появляется интерес к книгам и к процессу переворачивания страниц. Малыш любит находить укатившиеся предметы, сам прячет что-либо и с большим удовольствием сам это находит. Увеличивается количество произносимых слов. Ребенок знает, что может использовать взрослых в своих целях: звать на помощь, играть и т. д. В этот период дети особенно радуются одобрению и похвале.
Цель игры : принятие самостоятельных решений, выработка осторожности и безопасности в процессе исследования.
Игрушки, бытовые приборы.
Ход игры : любознательность малыша не знает границ, когда он приступает к исследованиям. Первое время Вы должны быть рядом, чтобы обеспечить его безопасность. Если вы видите, что ребенок лезет к розеткам (в розетки должны быть вставлены специальные заглушки), то стоит остановить его и сыграть в игру «Часики»: влево-вправо значит «НЕТ», не подходи. Обязательно проверьте, как усвоил ребенок игру, отойдите от розеток, потом вновь к ним вернитесь и спросите: «Что говорят часики?» Убедитесь, что часики говорят правильно. Понаблюдайте, как будет себя вести ребенок, если он вновь приближается к розеткам. Если же чувство опасности не сформировалось, то стоит еще раз сыграть в «Часики», и так до тех пор, пока малыш не усвоит, что розетки трогать нельзя.
Для того чтобы выработать дифференцированный подход к ситуации, спрашивайте ребенка, кто говорит, слон или часики, когда он играет с мячом, другими игрушками, когда подходит к плите и т. д.
Родителям на заметку
Необходимо как можно раньше дать ребенку понять, что есть вещи, которые опасны, и их трогать нельзя.
Цель игры: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.
: 2-3 матерчатых мешочка, наполненных различными по фактуре материалами (сахаром, солью, фасолью, мелкими камушками и т. д.) и несколько пустых чашек или коробочек, одеяло.
Ход игры : расстелите на полу одеяло, посадите на него ребенка и сядьте рядом. Поставьте перед малышом мешочки и пустые чашки или коробочки. Дайте ребенку возможность потрогать руками мешочки, пусть он немного с ними поиграет. Привлеките его внимание вопросом: «Давай посмотрим, что у нас в мешочке?» Развяжите мешочек, покажите малышу его содержимое, продемонстрируйте, как можно пересыпать содержимое мешочка в пустые чашки или коробки. Лучше всего, если вы научите малыша набирать содержимое мешочка в ладошку и пересыпать в пустую емкость. Как только ребенок справится с содержимым одного мешочка, помогите развязать следующий, и пусть малыш повторит все сначала. В конце игры вместе с ребенком наполните вновь мешочки их содержимым.
Цель игры: развитие мелкой моторики, целенаправленных действий, развитие навыков коллективной игры.
Необходимые материалы и наглядные пособия: детское ведерко, различные формочки, совок.
Ход игры : во время прогулки подойдите к песочнице, покажите ребенку, как пользоваться совком. Пусть малыш набирает песок в ведерко. Как только ведерко будет полным, аккуратно переверните его вверх дном, покажите крохе, что из этого получилось.
В дальнейшем сделайте из песка и другие фигурки из имеющихся формочек. Ребенку нравится что-либо строить из песка, в дальнейшем он самостоятельно будет делать куличики, домики и т. д.
Родителям на заметку
Следите за ребенком, чтобы он не бросался песком и не бил совком других детей, приучайте его к мирному разрешению конфликтов.
Цель игры : развитие воображения, мелкой моторики рук.
Необходимые материалы и наглядные пособия : совок.
Ход игры : вместе с ребенком постройте замок, фантазируйте, стройте различные лабиринты, по которым течет вода, башни, стены, дайте малышу вдоволь насладиться возможностью покопаться в песке, поиграть с водой. Малышу доставляет огромное удовольствие шлепанье ладошками по воде и мокрому песку.
Цель игры: развитие координации движений, чувства ритма, эмоционального контакта и взаимопонимания.
Необходимые материалы и наглядные пособия: ритмичная музыка, одеяло.
Ход игры: включите ритмичную музыку, разработайте и делайте несложные упражнения, подбадривайте ребенка, громко и четко считайте. Возьмите малыша за руки, немного попрыгайте, лягте на пол и сделайте несколько упражнений лежа на полу. Ребенок будет повторять за вами движения, ему очень нравится заниматься физкультурой с папой и мамой. После занятия обязательно похвалите малыша.
Родителям на заметку
Занимайтесь аэробикой вместе с малышом, это способствует лучшему взаимопониманию и установлению эмоционального контакта.
Цель игры: развитие навыков общения, восприятие речи, узнавание папы и других членов семьи на фото.
Необходимые материалы и наглядные пособия: семейные фотографии.
Ход игры : посадите малыша около себя, возьмите в руки семейный альбом. Покажите малышу фото членов семьи, посмотрите на его реакцию: узнает ли он маму, папу, бабушку, дедушку. Дети довольно быстро ориентируются, а некоторые безошибочно узнают родных и близких. Переворачивая страницы семейного альбома, спрашивайте у малыша: «Покажи, где папа (мама и т. д.)», хвалите за правильные ответы. Детям нравится рассматривать фотографии, они издают радостные звуки, оживляются, когда видят знакомые лица, узнают на фотографиях и себя. Когда ребенок рассматривает фото, спрашивайте у него: «Где у папы нос, рот?» и т. д. Хвалите его за правильные ответы.
Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она в моих затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
И все мне любо в ней.
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.
Цель игры : развитие гигиенических навыков.
Необходимые материалы и наглядные пособия : мягкая зубная щетка.
Ход игры : утром и на ночь необходимо приучать малыша чистить зубы. Для достижения хороших результатов лучше всего чистить зубы вместе с ребенком. Глядя на вас, он будет копировать ваши движения, а одобрение и волшебная фраза: «Посмотрите, какой большой, уже и зубы чистит!» действуют фантастически: ребенок начинает чистить зубы при первом же упоминании об этом. Научите ребенка полоскать рот, мыть щетку, убирать ее на место. Когда малыш чистит зубы, можно приговаривать:
Пять зубов у нас во рту.
А годок пройдет,
Будет полон рот.
Попадет морковь на зуб —
Хруп-хруп, Хруп-хруп!
Попадет капустка,
И ей не будет спуска.
И в орехах знаем толк —
Щелк, щелк,
Щелк, щелк!
После того как малыш почистил зубы, обязательно скажите: «Зубы стали чистыми, говорят спасибо».
Цель игры : развитие координации движения, глазомера, ловкости, общей моторики.
Необходимые материалы и наглядные пособия: детское ведерко, желуди, орехи.
Ход игры : поставьте ведерко недалеко от малыша, покажите ему, как орех или желудь летят в ведро. Когда ребенок будет пытаться попасть в ведро, немного наклоните емкость в сторону малыша, чтобы он смог закинуть орехи или желуди самостоятельно. Хвалите его за меткость. Сосчитайте число попаданий. Малышу, как правило, нравится игра и он довольно долго может предаваться этому занятию. Не торопите его и резко не прекращайте игру, пусть он играет, пока есть желание. После игры вместе соберите орехи и желуди в ведро, поставьте ведро на место.
Родителям на заметку
Внимательно присматривайтесь, как играет ребенок, и вы сможете увидеть много полезного для себя, что заставит задуматься, изменить свое поведение и отношение к нему.
Цель игры : развитие исследовательских способностей, применение приобретенного опыта, развитие взаимопонимания.
Необходимые материалы и наглядные пособия : мячик.
Ход игры : ребенок играет с мячиком. Незаметно измените траекторию движения мячика, чтобы он закатился под стол, стул, за шкаф, при этом приговаривайте:
Мышка бежала,
Хвостиком махнула,
Мячик под стол (стул и т. д.) закатила.
Попросите малыша достать мячик. Если он долгое время не может справиться с задачей, придите на помощь (помощь должна быть минимальной или только создайте видимость помощи). Как только ребенок достанет игрушку, обязательно похвалите его за старание. Дети с большим нетерпением ждут, что мяч закатится куда-либо, поэтому они с удовольствием сами направляют его под кровать или еще куда-либо. При этом ребенок радуется, он открыт для общения и требует его. После игры возьмите малыша на руки, прижмите к себе, поцелуйте.
Цель игры : развитие навыков самостоятельной игры.
Необходимые материалы и наглядные пособия : кукла (мишка, собака, и т. д.).
Ход игры : малыш играет с куклой или другой игрушкой. Скажите ребенку, что его игрушка заболела и ее надо полечить, наблюдайте, что он будет делать. Постарайтесь направить его действия на уход за куклой, на доброе к ней отношение. Ребенок совершает с больной игрушкой те действия, которые испытал и сам со стороны взрослых, когда болел, сидел за столом, ложился спать. Помогите малышу вылечить игрушку, если он растерялся и не знает, что делать.
Цель игры : развитие целенаправленных действий с игрушками.
Необходимые материалы и наглядные пособия: пластмассовые кубики различной величины, одеяло.
Ход игры : расстелите на полу одеяло, посадите на него ребенка, сядьте рядом с ним. Из коробки осторожно вынимайте кубики и начинайте строить дом. Ребенка сознательно не привлекайте к игре. Через некоторое время малыш сам активно включится в строительство. Приучайте его играть тихо и спокойно, покажите, что может произойти, если движения будут резкими (домик упадет). Постепенно самоустраняйтесь, чтобы малыш играл и строил самостоятельно, без вашей помощи. Если домик падает, успокойте малыша и предложите попробовать построить дом еще раз. Если у ребенка ничего не получается, отвлеките его и уберите кубики. Вернитесь к игре через несколько дней, кубики постарайтесь положить так, как они лежали несколько дней назад. После того как дом будет построен, вместе уберите игрушки на свое место.
Цель игры: развитие координации движения, артикуляции, художественного подражания, сопоставления.
Необходимые материалы и наглядные пособия: игрушки-животные, книжки с изображением животных.
Ход игры.
1-й вариант : ребенок может ходить по комнате, необходимо привлечь его внимание, показывая игрушку.
«Саша (имя ребенка) прыгает, Саша скачет, как серенький зайчик». «Как зайка скачет?» (ребенок показывает, как прыгает заяц).
«Саша ходит, как котенок, выгибая спинку», «Как ходит котенок? », «Котенок хочет есть и говорит всем: "Мяу"».
Подобным образом продолжают спрашивать обо всех животных.
2-й вариант : вместо игрушек используют книжки с изображением животных. Мама или папа спрашивают, показывая изображение животного: «Кто это?» Ребенок может отвечать, подражая животному звуками или жестами. Внимательно всматривайтесь в жесты малыша для того, чтобы лучше понять его язык.
После игры вместе положите игрушки и книжки на место. Похвалите ребенка за его знания и старания.
Цели игры: развитие мелкой моторики рук, массаж активных зон ладоней.
Необходимые материалы и наглядные пособия : гуашь, лист ватмана, чистые тряпки для рук.
Ход игры: расстелите лист ватмана на столе или на полу. Возьмите гуашь и намажьте ею руку ребенка. Пусть малыш привыкнет к тому, что у него рука другого цвета. Приложите руку ребенка к листу ватмана, наблюдайте за реакцией, посмотрите, что он будет делать дальше. Вытрите руку чистой тряпкой. Повторите все со следующим цветом, только уже не помогайте ребенку. Через некоторое время на ватмане будет нарисована картина. Повесьте ее в детской комнате. Похвалите ребенка за старания.
Можно рисовать подобным образом и ногами, если намазать гуашью стопы. Импровизируйте. Подобная игра доставляет малышу массу положительных эмоций.
Родителям на заметку
Не оставляйте без внимания работы малыша, организуйте выставку первых детских рисунков.
С раннего возраста приучайте ребенка к тому, чтобы он аккуратно обращался с книгами и не рвал их.
Цель игры: развитие мелкой моторики, развитие понимания речи, целенаправленных движений с предметами, познавательных способностей.
Необходимые материалы и наглядные пособия: книжки с яркими картинками и толстыми страницами.
Ход игры : посадите ребенка на колени, возьмите книжку. Переворачивайте страницы книги медленно, чтобы привлечь внимание малыша. В скором времени он самостоятельно начнет переворачивать страницы. Останавливайте его, если он переворачивает страницы очень быстро, объясняйте, что не успели прочитать, или задержите внимание малыша на картинке, чтобы он смог показать и изобразить животное или предмет, нарисованный на картинке. После того как книга прочитана, можно переворачивать страницы более быстро, но обязательно спрашивайте ребенка о том, что нарисовано на картинке или где лошадь, собака, как они говорят, как ходят, бегают и т. д.
После игры похвалите ребенка за аккуратность и любознательность.
Цель игры : развитие речевого аппарата.
Ход игры : посадите ребенка напротив себя. Привлеките его внимание и попробуйте поиграть с ним в игру «Язычок дома, язычок пошел гулять».
Попросите малыша показать, какой у него есть язычок, попросите его спрятать, приговаривая: «Язычок пошел домой». Потом попросите показать язычок: «Язычок вышел погулять».
Повторяйте подобным образом несколько раз. Похвалите ребенка за старания, закончите игру тем, что язычок спрятался дома.
«Улыбнемся, посмеемся...» Улыбнитесь ребенку, вызовите ответную улыбку, постарайтесь, чтобы малыш как можно дольше улыбался.
«Часики или болтанка» . Попросите малыша показать, какой у него есть язычок, покажите ему, как может бегать язычок от одного угла рта к другому. Первое время упражнение может не получаться, но со временем подражательные способности малыша помогут ему выполнить данное упражнение.
После того как ребенок выполнил упражнение, обязательно похвалите его за старание.
Скоро у вашего малыша первый юбилей - через месяц ему исполнится год. Оглядываясь назад и подводя итоги вы заметите, какие сильные изменения произошли всего за 11 месяцев. Из младенца, способного лишь на простейшие рефлексы, не умеющего даже держать в руке игрушку, ребенок превратился в достаточно ловкого, сообразительного человечка, любопытного и веселого, способного передвигаться и пробующего ходить, воспринимающего и познающего мир вокруг, различающего предметы и пробующего произносить звуки и слова.
В 11 месяцев активность ребенка значительно возрастает, он с небывалой энергией исследует окружающий его мир (см. также: )Задача родителей не просто чем-то занять малыша, а помочь своему крохе развиваться быстро и гармонично, изучать окружающую обстановку и приобретать необходимые для жизни навыки. Вместе со своими детьми вы сможете заново открыть многие вещи, взглянуть на них глазами ребенка. Постоянно общайтесь со своим малышом, играйте с ним в развивающие игры и игрушки, учите его говорить и ходить.
Человек - существо социальное, и одна из важнейших потребностей - общение. Потому все родители прилагают много усилий, чтобы побыстрее научить малыша разговаривать.
Вначале детям свойственно разговаривать упрощенно, используя своеобразную лексику: «ам», «бай-бай» и т.п. Ребенок охотно занимается словотворчеством, используя как распространенные, так и придуманные им самим «детские» слова. При этом некоторые дети так изобретательны, что удивляют не только собственных мам и пап, но и профессиональных лингвистов. А родители, в свою очередь, с гордостью делятся с друзьями фантазиями своего отпрыска.
Первый шаг - научится понимать своего ребенка. Если вы не совсем поняли свое чадо, не бойтесь ошибиться, выскажите все свои догадки. Малыш приходит в восторг, видя, что мама и папа, в отличие от других людей, понимают то, что он пытается выразить.
Его речь для родителей уже не просто набор звуков, она стала осмысленной. И ребенок очень старается, чтобы понять его было проще, пытается говорить правильно. Обязательно похвалите ребенка за его попытки, даже если они не увенчались успехом.
Игра - ключ к становлению личности, формированию жизненно необходимых навыков, речевых, двигательных и мыслительных. Вы можете применять предложенные ниже варианты в неизменном виде или адаптировать их, учитывая склонности и пристрастия своего крохи:
Рифма . Скорее всего, вы уже пели своему малышу колыбельные, но 11 - 12 месяцев - подходящий возраст, чтобы расширить кругозор. Простые мелодичные песни и короткие стишки не только расширят словарный запас крошки, но и привьют чувство ритма, активизируют память и приобщат ребенка к элементам искусства.
Книги . Чтение - прекрасное занятие для абсолютно любого возраста. Если вы раньше не читали ребенку книг, в 11 месяцев однозначно пришло время ввести это в обиход (подробнее в статье: ). Лучше всего подойдут красочные детские сказки, басни и стихи с картинками. Даже непоседа будет с удовольствием слушать сказку, просто более активные дети лучше воспримут чтение, совместив его с другим более подвижным занятием. Кто-то из детей сосредоточится на звуке голоса чтеца, других больше привлечет разглядывание цветных иллюстраций.
Если ваш ребенок любит «взрослые» вещи и предпочитает детской книжке мамин журнал мод - ничего страшного. Покажите ему красочные рисунки красивых тетей и дядей, изучите части тела. Покажите малышке ручку, ножку, ушко, носик на картинке. Пусть он сам покажет части тела в журнале, у себя и у мамы, а вы в это время повторяйте название. Обратная ситуация, когда мама увлеклась детскими книжками и с удовольствием читает сказки, тоже совершенно нормальна.
Помимо развития речи, 11-месячным детям нужны игрушки, помогающие развивать координацию движений и изучать пространство. Ребенок в игровой форме учится двигаться, знакомится с собственным телом и пытается им управлять, овладевает основами ориентирования в пространстве.
Одна из полезнейших игр - «слезь и залезь». Научите малыша спускаться с кушетки и забираться на нее. Возьмите куклу или мячик, посадите малыша на диван, а игрушку скиньте на пол. Поощряйте кроху достать игрушку. Придерживайте своего непоседу, направляйте его ногами вперед, также научите младенца забираться на диванчик или стул. Эти навыки тренируют моторику и прививают самостоятельность.
Повторяйте игру, пока ребенок не научится уверенно спускаться и забираться на различные предметы обстановки самостоятельно. Ребенок радуется, что смог достать игрушку, но не забывайте хвалить малыша и называть его ласковыми именами в процессе занятия, особенно когда в его действиях наблюдается прогресс и он добился определенных успехов.
Игры на координацию можно начинать и до 11-месячного возраста. Достаточно, чтобы ребенок умел ползать. Можно организовать дома настоящую полосу препятствий или лабиринт, для чего использовать разные преграды: диванные подушки, пуфики, стулья, большие мягкие игрушки. Предоставьте малышу самому решить, как преодолеть препятствие - ведь его можно перелезть или обогнуть. Разложите любимые игрушки в разных частях лабиринта, чтобы ползунок радовался, обнаруживая их.
Игрушки вроде кубиков и пирамидок дают малышу отличную возможность изучить такие понятия, как форма, размер, цвет, количество. Ставя кубики один на другой, нанизывая диски на ось, пробуя вставить предметы один в другой, ребенок знакомится со свойствами пространства и элементов, в нем находящихся. Во время игры рассказывайте ребенку, что у кубика и пирамидки разные формы, что маленькие кубики лучше ставить на большие, называйте цвета игрушек, считайте предметы.
С 11 месяцев уже можно начинать играть в ролевые игры (подробнее в статье: ). Ребенок уже не просто перекладывает игрушку из руки в руку, его действия осмыслены: мишка спит, собачка кушает, кукла ходит. Малыш еще не вполне осознает, что можно о ком-то заботиться и, конечно, не в состоянии нести ответственность. Но ролевые игры - первый шаг на этом пути. Они учат детей любви и заботе.
Крошка еще не осознает свою половую принадлежность, потому игрушки для малышей разных полов в таком возрасте не сильно различаются. Не пугайтесь, если мальчик любит играть с куклами, а девочка - возить машинки, в таком возрасте это вполне нормально. Все описанные выше игры и методики в равной мере подойдут детям обоих полов.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог
Ребенку 11 месяцев. До первого дня рождения осталось четыре недели. К этому возрасту малышу уже многому научился, и все его навыки активно совершенствуются. Для родителей это и приятное, и в то же время трудное время – кроха становится самостоятельным, не сидит на месте и требует постоянного присмотра. Дневной сон сокращается по времени, а вместе с этим меняется и поведение маленького чада.
На одиннадцатом месяце жизни прибавка веса у младенца в среднем равна 400 г, а показатель роста увеличился на 1-1,5 сантиметра. Окружности головы и грудной клетки увеличились примерно на 0,5 см. Темпы роста у здоровых детей могут отличаться, но для определения среднестатистической нормы существуют средние значения показателей физического развития, предусмотренные ВОЗ.
Малыш в одиннадцать месяцев ежедневно совершает новые открытия, познавая окружающий его мир. Кроха настолько любознателен, что стремится всюду залезть (под стул, стол, кровать) и все там посмотреть. Пробует все на вкус и на ощупь, частенько заставляя родителей переживать, не взял ли ребенок чего лишнего в рот. В этом возрасте дети абсолютные непоседы, требующие максимум внимания от мамы, не давая ей ни минуты отдохнуть.
Список основных навыков:
Сравнивая развитие девочек и развитие мальчиков в 11 месяцев, можно смело утверждать, что психические и физические параметры детей обоих полов находятся в целом на одном уровне. Встречаются мнения, что мальчики позже овладевают умениями ходить и говорить, в отличие от девочек. Иногда это так, но в большей степени процесс развития проходит индивидуально и развитие конкретных навыков зависит от самого ребенка.
Различие между детьми мужского и женского пола на одиннадцатом месяце в основном заключается в активности, поведении со взрослыми, выборе игрушек и т.д.
Психическое развитие малыша по сравнению с предыдущим месяцем претерпевает небольшие изменения. К этому возрасту малыш стал уже практически самостоятельной личностью, период полной зависимости от мамы остался позади. Перед вами – почти годовалый человек со своими предпочтениями и привычками.
Чтобы проверить, нормально ли проходит развитие ребенка в 11 месяцев, родителям необходимо пройти с младенцем небольшой тест:
Если ребенок без труда выполняет вышеперечисленные задачи, то вас можно только поздравить – ваш маленький наследник развивается правильно.
На что еще можно стоит обратить внимание, оценивая физическое развитие малыша, вы можете увидеть в таблице ниже.
Речь | Малыш постоянно лепечет, правда, вся его маленькая «болтовня» пока лишь понятна только ему самому. Местами речь становится понятной, можно разобрать звукоподражательные «би-би», «му-му», «да-да» и т.д. |
Слух | Ребенок осознает все то, что говорят ему родители, но пока о поддержании беседы речи идти не может. Все новые услышанные слова запоминаются крохой и уходят в «пассивный словарь», поэтому взрослым необходимо следить за своей лексикой. |
Зрение | Любознательность младенца растет. Присутствуя в незнакомом месте (например, в гостях), ребенок уже не пускается в плач, а стремится рассмотреть новый интерьер. Малыш еще не способен отличать на глаз твердые предметы от мягких, поэтому при купании в ванне пытается ухватить ладонью струйку воды. |
Эмоции | Эмоции у малыша в 11 месяцев подкреплены действиями: если ребенок недоволен, он сердится и кусает/бьет маму; если он рад – смеется и хлопает в ладоши. С помощь взрослых ребенок научится разделять эмоции и действия (к примеру, злиться, но при этом не стараться ударить), и начинать учить этому стоит уже сейчас. |
Моторика | Кроха научился достаточно ловко наклоняться за игрушкой, не падая на четвереньки и не приседая. Может самостоятельно держать чашку и учится пить из неё. Стоит без посторонней помощи. Делает первые шаги, но еще боится ходить без поддержки, поэтому, не отпуская руку мамы, увлекает её туда, куда хотел бы направиться сам. |
Игра | В игре ребенок пытается походить на взрослого, и стремится все делать самостоятельно. Если ему дать тряпку, он с удовольствием поелозит её по полу. Малыши в одиннадцать месяцев любят рассматривать книжки с большими яркими картинками, строить башенки из крупных кубиков и собирать пирамидку. |
11-месячный среднестатистический ребенок может стоять, приседать, наклоняться и передвигаться, держась за опору. В среднем карапуз начнет ходить к 12-13 месяцам, но уже сейчас необходимо создать ему благоприятные условия для развития этого навыка.
На заметку! Если тренирующийся ходить ребенок упал, не бросайтесь ему в ту же секунду «на помощь» – позвольте малышу подняться самостоятельно. В падениях ничего страшного нет, более того, они даже необходимы для более успешной координации в пространстве и развития координации движений.
К 11 месяцам распорядок дня крохи уже полностью сформирован, поэтому если и стоит пытаться скорректировать его, то очень мягко, – резкая перемена в режиме может привести к стрессу у малыша. Биологические часы ребенка дают возможность определить, подрастает у вас маленький «жаворонок» или «сова».
Потребность во сне к данному возрасту равняется 14 часам в сутки. Из них 10 часов ребенок спит ночью, днем же сон длится 1-2 часа. На прогулку с 11-месячным крохой нужно выходить дважды в день, организовывая ее так, чтобы часть прогулки ребенок провел активно, а часть – поспал на улице.
Примерно так выглядит день 11-месячного малыша:
Обратите внимание! Родителям проще подстроиться под сложившийся режим их чада, это позволит сэкономить уйму времени и сил, не подвергая пыткам хрупкую нервную систему младенца.
На данном этапе все малыши, независимо от того, чем они питались ранее – смесью или грудным молоком, – получают полноценный прикорм. Организм ребенка уже готов усваивать новые продукты и познавать разнообразие вкусов. Отварные овощи малышу уже не нужно измельчать блендером, достаточно лишь размять вилкой и учить кроху откусывать пищу небольшими кусочками.
Важно! Меню и питание ребенка к 11 месяцам все еще сохраняет молочную основу. Материнское молоко (или адаптированная смесь 2 ступени) остается одним из важных продуктов, получаемых малышом ежедневно порциями до 200 мл за один прием пищи.
Для определения объема пищи, который необходим ребенку в сутки, текущий показатель массы тела нужно разделить на 9. В среднем дети данного возраста получают за день 1000-1200 мл питания. Полученный объем равномерно распределяется на количество кормлений и получается средняя порция для грудничка в 200-240 мл.
Ниже мы приводим наименования продуктов и блюд, которые должны присутствовать на столе здорового ребенка в возрасте 11-ти месяцев.
Грудное молоко или молочная смесь (мл) | 400 |
Каша молочная (г) | 200 |
Овощное пюре (г) | 200 |
Фруктовое пюре (г) | 100 |
Сливочное масло (мл) | 6 |
Растительное масло (мл) | 6 |
Детский творожок (г) | 50 |
Мясо (г) | 60 |
Фруктовый сок (мл) | 100 |
Яичный желток (шт.) | 0,5 |
Печенье, сухарик (г) | 10 |
Рыбное пюре (г) | 40-60 |
Кисломолочные продукты (мл) | 200 |
Хлеб пшеничный (г) | 10 |
Общий объем пищи за день (г) | 1200 |
В блюдах, приготовленных для малыша в этом возрасте, уже смело могут встречаться небольшие кусочки. Давайте ребенку «на пробу» толченые овощные рагу, салаты из мелконарезанных овощей, или натертых на крупный терке фруктов. Размер кусочков в порции должен увеличиваться по мере прибавления у крохи молочных зубов.
На заметку! Сливочное и растительное масло добавляются в пюре и каши домашнего приготовления в том случае, если готовое питание для ребенка не содержит в своем составе дополнительных жиров.
Как развивается малыш в 11 месяцев – опыт мамы (видео):
Легкое воздействие массажем на поверхность кожи малыша в 11 месяцев помогает познавать границы собственного тела, развивает внимание и способствует развитию сенсорного восприятия. Во время процедуры очень полезно разговаривать с ребенком, рассказывать ему потешки, петь и играть с ним. Кроме того, благодаря массажу между мамой и ее малышом возникает особенный психологический контакт.
Массаж животика |
|
Массаж груди |
|
Массаж спины |
|
Заниматься общеразвивающей гимнастикой с ребенком в 11 месяцев можно ежедневно или через день. Комплекс упражнений поможет малышу научиться контролировать свое тело с младенческого возраста. Правильно выполняемая гимнастика активно развивает и укрепляет детский организм.
Упражнение «Бокс»
Дайте ребенку в ручки пластмассовые или резиновые колечки, удобные для захвата. Держась за них, разгибайте и сгибайте руки ребенка. Необходимо выполнить 5-6 раз каждой рукой.
Упражнение «Тачка»
Ребенок лежит на животе. Приподнимите его и поддерживайте только за бедра – пусть малыш попробует опереться только на руки. Положите перед крохой игрушку и побуждайте малышу переставлять ручки, чтобы приблизиться к ней.
Упражнение с наклонами
Поставьте ребенка спиной к себе на твердую поверхность (например на стол). Ладонью левой руки придерживайте его колени, чтобы они не сгибались, а свою ладонь правой руки положите крохе на живот. Поставьте перед малышом привлекающий его предмет/игрушку, и попросите: «Наклонись и достань кубик (мячик, машинку)». Важно следить за тем, чтобы ребенок наклонялся, не приседая.
Интерактивные панели, детские музыкальные наборы, коими родители стремятся обзавестись для своего почти годовалого чада, не могут полностью удовлетворить потребность малыша в играх. Каких же развлечений ждут от своих родителей крохи в 11 месяцев?
Ребенок в 11 месяцев: игры и упражнения с крохой (видео):
Также мы подобрали для вас несколько несложных, но очень забавных вариантов игр с детьми данного возраста.
Игра «Сюрприз»
Приготовьте ведерко со сложенными в него 3-5 мелкими предметами. Пусть малыш вынимает их по очереди, а вы в это время произносите вслух название каждого «сокровища». Потом, на глазах у ребенка, закройте один из предметов ладонью, и спросите, куда же исчезла вещь. Эта игра развивает у детей зрительное восприятие и учит соотносить слова с предметами.
Игра «Разрушитель»
Постройте башню из пластмассовых стаканчиков или кубиков, и дайте малышу её радостно разрушить. Такое простое занятие доставит младенцу много счастливых, полных озорства минут, и в то же время эта игра просто отлично развивает внимание.
Игра «Ложки-поварешки»
Принесите с кухни ребенку разнообразные ложки – из металла, пластика, дерева. Дайте малышу вволю постучать ими по разным поверхностям. Таким образом в игре вы развиваете с крохой все типы сенсорного восприятия, крупную и мелкую моторику рук.
К десяти месяцам малыш заметно подрастает, у него появляются новые возможности и желания. Как играть с малышом такого возраста, чтобы он гармонично развивался? Развивающие игры для детей 10 месяцев должны иметь основной задачей освоение навыков ходьбы, изучение окружающего пространства, развитие мелкой моторики и речи. Малыш успешно имитирует движения взрослых, может повторять действия, которые ему продемонстрированы. На этом и должны строиться все игры с ним.
Развивающие игры для детей 10 месяцев немыслимы без самих игрушек. В первую очередь малышей в этом возрасте интересуют игрушки на колесиках, причем речь идет как о ярких пластиковых зверях на веревочке, так и о машинках. Даже собственная коляска теперь используется малышом как игрушка. Во время прогулки он пытается катить ее, одновременно делая коляску и своей опорой.
Это научит малыша координировать движения, почувствовать себя взрослым. Если ему нравится игра с собственной коляской, обязательно приобретите коляску игрушечную.
У ребенка десяти месяцев обязательно должен быть мяч. Выбирайте игрушку среднего диаметра, яркую и привлекающую внимание. Купить необходимо и кубики, лучше выбрать неокрашенные деревянные или пластиковые модели. В первую очередь думайте о безопасности ребенка - в этом возрасте они все пробуют на вкус.
Отличными развивающими играми для детей 10 месяцев служат пластиковые бутылки, кухонная утварь - любой предмет ребенок превратит в игрушку!
Занятия с малышом 9-11 месяцев - это игра. Только во время игры дети получают новые знания, навыки и развиваются соответственно возрасту. Подходить к организации игр стоит серьезно. О чем же важно помнить?
Развивающие игры для детей 10-11 месяцев не стоит затягивать. Хоть для малыша это и увлекательное веселое занятие, устает он еще очень быстро.
Чаще всего к 10 месяцам дети уже знакомы с такой игрушкой, как мяч. Пришло время усложнить занятия с ним. Как мяч может помочь в развитии, как им играть до года?
Такие игры помогают физическому развитию, стимулируют координацию движений, помогают ребенку понять, как двигаются предметы в пространстве.
В магазинах можно найти мячи со смещенным центром тяжести, такая игрушка не укатится слишком далеко и поможет получить большее удовлетворение от игры с ней.
Еще до года малыш может научиться различать основные цвета, а помогут ему в этом развивающие игры для детей 10 месяцев. Дома обязательно должны быть кубики. Строя башню и проговаривая цвета кубиков, вы стимулируете малыша к запоминанию их. Особенно любят малыши до года смотреть, как родитель строит башню, а затем весело ее разрушать.
Кубики могут быть не только приобретенными в магазине. Из картонных коробочек вы можете сделать их самостоятельно. Развивающие игры для детей 10 месяцев своими руками делать совсем не сложно. Просто оклейте картонные кубики бумагой разного цвета, а в один из них поместите колокольчик. Очень скоро малыш станет различать среди других цвет кубика, который весело звенит при потряхивании.
Простые игры с кубиками научат малыша различать основные цвета. Приготовьте специальную коробку для складывания в нее кубиков. Пусть малыш укладывает и вытряхивает из нее игрушки. Можно стимулировать его вопросами «Где синий кубик?», «Где желтый кубик?». Конечно, ребенок 10 месяцев не сможет назвать цвета, но очень скоро он сможет показать на нужный предмет пальчиком.
В магазинах сейчас есть огромный выбор специальных развивающих игрушек для детей любого возраста. В 10 месяцев пришло время игр с различными сортерами, пирамидками, карточками с животными, овощами и фруктами. Главное условие - игрушка не должна быть слишком сложной! Для малыша до года достаточно 4 колец пирамидки, 3 отверстий сортера. Карточки должны быть крупными и красочными. Не затягивайте игры по времени. В день достаточно показывать по паре карточек. Важно не только показать животное, но и назвать его, сымитировать его звуки.
Развивающие игры для детей 9-10 месяцев обязательно должны включать рассматривание и чтение книг по возрасту.
Выбирайте книги с крупными иллюстрациями и плотными страницами, которые сложно порвать. Интересны книжки для ванной: они выполнены из специального материала и помогают сделать купание более насыщенным.
Не каждый родитель может покупать своему чаду много дорогих игрушек. Хорошо, что это совсем не обязательно! Увлечь и развить ребенка до года вполне можно при помощи привычных подручных средств, которые есть в каждом доме. Особенно увлеченно дети играют с маминой бижутерией. Малыш может внимательно рассмотреть каждый предмет из шкатулки, потрогать его, а затем попытаться надеть на себя или взрослого. Особенно хороши в этом плане бусы и браслеты. Следите внимательно за ходом игры, чтоб малыш не разорвал бусы и не проглотил мелкую деталь.
Очень интересна игра под названием «Уборка».
Рассыпьте на пол катушки от ниток, клубки и другие предметы и покажите малышу, как можно их собирать в тазик. Он с удовольствием станет повторять действия за взрослым. Это приучит его к порядку и разовьет физические данные.
Когда вы готовите обед, малыш может занять себя изучением посуды. Так интересно слушать, как ложка гремит об бока кастрюли!
Помогают освоить основные навыки и умения развивающие игры для детей 10 месяцев. Комаровский (известный педиатр) поддерживает все вышеперечисленные игры. Но не менее полезными оказываются и так называемые игры-«узнавалки». Что это за занятия?
Любящие родители наверняка играли с младенцем в игры на поиск издаваемого звука. Игры ребенком пора усложнить. Можно включить музыку на небольшом устройстве и спрятать его. Поиск звука очень нравится детям.
Развивающие игры для детей 10 месяцев на улице незаменимы для освоения ими окружающего пространства. Важно поощрять исследовательскую деятельность, не запрещать ребенку собирать различные палочки, камни, листья и шишки. Если вы нашли что-то новое, покажите это ребенку, издав удивленный возглас. Рассмотрите находки дома в спокойной обстановке, расскажите малышу об их цвете и форме. Основы любознательности важно заложить уже сейчас, в дальнейшем развитии это очень важно!
Многие десятимесячные малыши уже неплохо держатся на ногах. Для того чтобы ножки лучше слушались, можно провести игру «Бег с препятствиями». В коридоре поставьте на расстоянии друг от друга детали конструктора и предлагайте малышу пройти, поднимая ноги над игрушками. Также дети любят повторять различные физические упражнения за мамой и папой, особенно если это сопровождается веселой музыкой или песенкой! Можно выложить на полу дорожку из книжек и предложить по ней погулять.
Ничто не поможет в развитии мелкой моторики, как развивающие игры для детей 10 месяцев дома. Игрушки станут отличными помощниками в этом деле. Что можно придумать дома?
Развивать интеллект ребенка вполне можно, начиная с 9-10-месячного возраста.
Нехитрые игры и упражнения помогут родителям справиться с задачей.
Десятимесячный малыш с интересом впитывает все, что происходит вокруг него. Это удивительный возраст! Проводите время с пользой, общайтесь и играйте с ребенком, помогая ему познавать мир.